ВАЗ 2107 | Сцепление с гидравлическим приводом
Для привода выключения сцепления используется тормозная жидкость типа SAE J 1703 DOT3 или DOT4 (Duckhams Universal Brake und Clutch Fluid). Периодичность замены тормозной жидкости каждые два года.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Тормозная жидкость ядовита, легко воспламеняема, гигроскопична (поглощает влагу из воздуха) и разрушает лакокрасочные покрытия. Нейтрализовать ее воздействие можно большим количеством холодной воды. |
Рис. 5.15. Гидравлический привод сцепления: 1 — бачок с тормозной жидкостью; 2 — трубка; 3 — главный цилиндр привода сцепления; 4 — прокладка; 5 — вилка; 6 — кронштейн педального узла; 7 — педаль сцепления; 8, 9 — гайка, 25 Н·м; 10 — болт; 11 — картер коробки передач; 12 — рычаг выключения сцепления; 13 — кронштейн; 14 — рабочий цилиндр сцепления; 15 — штуцер для удаления воздуха; 16 — колпачок; 17, 22 — штуцера, 20 Н·м; 18 — шланг; 19 — фиксатор; 20 — уплотнение; 21 — магистраль для подвода рабочей жидкости |
Привод выключения сцепления гидравлический, состоит из педали 7 (рис. 5.15), главного цилиндра 3, трубопровода 21, шланга 18 и рабочего цилиндра 14.
Выключение сцепления осуществляется выжимным подшипником, который приводится в действие через рычаг 12 рабочим цилиндром.
Рабочий цилиндр сцепления установлен в верхней части картера коробки передач.
Главный цилиндр находится на опоре педали (закреплен двумя болтами) и удерживается на педали сцепления одним шплинтом.
Главный цилиндр соединен с педалью сцепления вилкой 5 толкателя. При нажатии на педаль сцепления вилка толкателя вдвигает соединенный с ним поршень в главный цилиндр. Благодаря этому внутри главного цилиндра создается давление, которое через магистраль 21 передается рабочему цилиндру сцепления.
Снятие и установка главного цилиндра привода сцепления. Снятие главного цилиндра привода сцепления проводите в следующем порядке:
— снимите облицовочные панели под рулевой колонкой;
— при помощи двух отверток отделите шток главного цилиндра от педали сцепления вместе с направляющим фиксатором;
— отверните гайки крепления главного цилиндра;
— при помощи зажимов пережмите два гибких шланга: один — соединяющий питательный бачок для тормозной жидкости с главным цилиндром, а другой — идущий к рабочему цилиндру;
— подставьте небольшую емкость под главный цилиндр, после чего отверните штуцер и отсоедините трубопровод гидросистемы;
— снимите главный цилиндр привода сцепления вместе с прокладкой. Прокладку сразу же выбросите в отходы, так как при установке следует использовать новую.
Проверку главного цилиндра проводите в следующем порядке:
— очистите внешние поверхности главного цилиндра;
— снимите резиновый чехол и, если необходимо, штангу толкателя;
— извлеките стопорное кольцо, шайбу, поршень и пружину из главного цилиндра;
— очистите детали главного цилиндра от загрязнения, осмотрите их на наличие износа. Коррозия и износ цилиндра и поршня недопустимы;
— смажьте все детали поршня чистой тормозной жидкостью;
— снимите с поршня старые манжеты и установите новые, предварительно смазав их тормозной жидкостью;
— правильно установите в главный цилиндр пружину;
— установите поршень, шайбу и стопорное кольцо в проточку цилиндра;
— нанесите на конец штанги толкателя тонкий слой молибденовой смазки и установите его в поршень;
— установите резиновый (защитный) чехол.
Установку главного цилиндра проводите в порядке, обратном снятию, при этом выполняйте следующее:
— затягивайте гайки крепления главного цилиндра требуемым моментом;
— установите новую прокладку между главным цилиндром и перегородкой;
Рис. 5.16. Расположение штока главного цилиндра и направляющего фиксатора в выемке педали сцепления: 1 — шток главного цилиндра; 2 — направляющий фиксатор; 3 — педаль сцепления |
— шток главного цилиндра и направляющий фиксатор разместите в выемке педали сцепления, как показано на рис. 5.16;
— удалите воздух «прокачкой» из гидросистемы.
Снятие и установка рабочего цилиндра привода сцепления. Снятие рабочего цилиндра привода сцепления проводите в следующем порядке:
— в верхней части картера коробки передач отверните болты крепления монтажного кронштейна троса переключения или выбора передач;
— пережмите при помощи зажима гидравлический шланг рабочего цилиндра;
— ослабьте штуцер шланга на рабочем цилиндре;
— отверните два болта крепления рабочего цилиндра и отделите его от картера коробки передач;
— открутите рабочий цилиндр от соединительного штуцера трубопровода, установите в отверстия шланга и рабочего цилиндра заглушки.
ПРИМЕЧАНИЕ Если рабочий цилиндр не подлежит замене, то трубопровод можно оставить подсоединенным к нему. |
Проверку рабочего цилиндра сцепления проводите в следующем порядке:
— очистите внешние поверхности рабочего цилиндра;
— снимите резиновый чехол и, если необходимо, штангу толкателя;
— извлеките специальную пружинную скобу, поршень и пружину из раструба рабочего цилиндра;
— очистите детали рабочего цилиндра от загрязнения, осмотрите их на наличие износа. Коррозия и износ цилиндра и поршня недопустимы;
— смажьте все детали поршня чистой тормозной жидкостью;
— снимите с поршня старую манжету и установите новую, предварительно смазав ее тормозной жидкостью;
— установите в рабочий цилиндр пружину, поршень. Удерживая поршень стержнем (или отверткой) в нажатом состоянии, установите новую пружинную скобу;
— нанесите на конец штанги толкателя тонкий слой молибденовой смазки и установите его в поршень;
— установите резиновый (защитный) чехол.
Установку рабочего цилиндра проводите в порядке, обратном снятию, при этом выполняйте следующее:
— перед установкой смажьте тонким слоем молибденовой смазки конец штанги толкателя;
— рабочий цилиндр прижмите к картеру коробки передач, наживите крепежные болты от руки и попеременно затяните их требуемым моментом;
— затяните все штуцеры гидравлических трубопроводов сцепления требуемым моментом;
— соедините конец штанги толкателя с рычагом выключения сцепления;
— установите кронштейн крепления троса переключения или выбора передачи в верхней части картера коробки передач;
— при необходимости долейте тормозную жидкость в питательный бачок;
— удалите воздух из гидросистемы.
Удаление воздуха из гидравлического привода сцепления
Одной из основных эксплуатационных операций по техническому обслуживанию сцепления является прокачка гидравлической системы, которая выполняется после снятия любого из ее элементов или попадания в систему воздуха.
Признаком наличия воздуха в гидравлической системе является замедленное возвращение нажатой педали сцепления или невозвращение ее вовсе. Удаление воздуха из системы необходимо проводить на СТОА при использовании специального оборудования. Перед началом прокачки необходимо убедиться в легкости хода педали сцепления на оси кронштейна и исправности возвратной пружины.В отличие от тормозной системы из гидросистемы сцепления невозможно удалить воздух, просто «прокачивая» жидкость педалью сцепления и сливая вытекающую жидкость в емкость через резиновый шланг для удаления воздуха. Давление в системе должно быть создано с помощью внешнего источника. Наиболее эффективный способ заключается в применении комплекта для удаления воздуха под давлением, используемого для тормозной системы. Комплект для прокачки под давлением устанавливается на место крышки питательного бачка для жидкости системы привода сцепления. Работы необходимо проводить в соответствии с инструкцией на оборудование.
В экстренных случаях система прокачивается через клапан (штуцер) для удаления воздуха, находящийся на рабочем цилиндре привода сцепления.
Прокачка гидравлического привода без использования специального комплекта производится следующим образом:
— приподнимите переднюю часть автомобиля, выставите его на смотровую яму или эстакаду;
— снимите защитный колпачок с клапана (штуцера) для удаления воздуха, который находится на корпусе рабочего цилиндра;
— наденьте один конец прозрачного (можно и резиновый) шланга на клапан, а другой конец опустите в чистую прозрачную емкость, заполненную на 2/3 объема тормозной жидкостью;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Следите, чтобы конец шланга был постоянно погружен в жидкость. |
— проверьте уровень тормозной жидкости в питательном бачке и доведите его до отметки «Мах»;
— несколько раз резко нажмите на педаль сцепления (7—10 раз) для создания в системе давления;
— удерживая педаль сцепления, отверните на 1/2 — 3/4 оборота клапан прокачки. Тормозная жидкость с пузырьками воздуха начнет вытекать в сосуд. После того, как истечение жидкости в сосуд прекратится, заверните перепускной клапан при нажатой педали сцепления;
— восстановите нормальный уровень тормозной жидкости в питательном бачке привода сцепления до отметки «Мах»;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Постоянно следите за уровнем тормозной жидкости в питательном бачке и поддерживайте его на отметке «Мах». |
— повторите указанные выше операции до тех пор, пока из шланга не прекратится истечение тормозной жидкости с воздухом;
— удерживая педаль нажатой, заверните клапан прокачки на рабочем цилиндре и отпустите педаль сцепления;
— снимите шланг и наденьте защитный колпачок на клапан;
— опустите автомобиль на колеса;
— долейте тормозную жидкость в бачок до отметки «Мах»;
— проверьте «жесткость» педали сцепления. Если ощущается какая-либо «мягкость» или люфт, то необходимо повторить прокачку системы;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нельзя доливать тормозную жидкость, выпущенную при прокачке системы, так как в ней содержится воздух. |
— проверьте работу сцепления при переключении передач, при трогании с места на наклонном участке.
Если в процессе проверки выявлены посторонние звуки и имеются замечания по функционированию сцепления (скрежет, неполное выключение), необходимо обратиться на СТОА для прокачки системы под давлением, так как в системе мог остаться воздух.
ПРИМЕЧАНИЕ Удаленная тормозная жидкость подлежит только утилизации. |
Прокачка сцепления на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Сцепление – порой бывает что какие то агрегаты в системе приходиться менять, а в основном это касается цилиндров привода сцепления, после замены или просто снятия которых, гидропривод сцепления нужно обязательно прокачать, а если этого не сделать, то при нажатии на педаль само сцепление просто не будет полностью выключаться, а ход педали при этом будет очёнь лёгкий. А так же прокачку привода сцепления нужно производить, если уровень тормозной жидкости в бачке сцепления дошёл до своего минимума и ушел ещё ниже отмётки, потому что в этом случае в гидропривод попадает воздух и так же выжатая до упора педаль сцепления может до конца не выключать сцепление, более подробнее о том когда нужно прокачивать гидропривод сцепления читайте чуть ниже!
Примечание!
Для прокачки сцепления вам нужно будет запастись: Во-первых новой тормозной жидкостью которая ещё не использовалась ранее, а так же небольшим около «0,5 или 1-го» метра резиновым шлангом для того чтобы осуществить саму прокачку, а так же гаечным ключом «на 8» и ёмкостью в которую вы будете сливать отработанную тормозную жидкость с пузырьками из бачка сцепления!
Краткое содержание:
- Прокачка гидропривода
- Дополнительный видео-ролик
За счёт какой детали осуществляется прокачка и где эта деталь установлена?
Прокачку осуществляется только через штуцер который специально нужен для прокачки сцепления на автомобиле, а располагается данный штуцер на рабочем цилиндре сцепления который в свою очередь можно очень легко увидеть заглянув под днище автомобиля, или же посмотрев сверху в подкапотное пространство. (Более подробное местонахождение рабочего цилиндра сцепления, см. в статье под названием: «Замена рабочего цилиндра»)
Когда нужно прокачивать сцепление?
Прокачка осуществляется только в тех случаях, если:
При нажатии до упора на педаль сцепления, сцепление не полностью выключается, к примеру вы выжали педаль, включили первую передачу и не успели ещё убрать ногу с педали как машина уже едет, вот это и называется не полное выключение сцепления в народе говориться что сцепление ведёт.
Примечание!
Прокачивают сцепление для чего? Для того чтобы убрать воздух из цилиндров или правильнее говорить, чтобы убрать воздух из тормозной жидкости, а иначе если в тормозной жидкости которая находится в цилиндрах будет присутствовать воздух, то и сцепление так как надо работать не будет, как уже было отмечено ранее оно не будет полностью выключаться, а так же ход педали может быть очень лёгким, поэтому после обнаружении данных неисправностей, рекомендуется прокачать систему да поскорее, потому что с неполностью работоспособным сцеплением ездить опасно, так как при экстренном торможении автомобиль при выжимании сцепления будет сам ещё в добавок катиться в перёд, так как сцепление будет неполностью выключаться!
Примечание!
Помните всегда то, что заниматься прокачкой сцепления нужно вдвоем в автомобиле, потому что без помощи постороннего человека в таком дело сложно обойтись, но всё же выход есть, поэтому если вы собрались один прокачивать сцепления тогда сперва прочтите всю статью чтобы хоть визуально понимать как это делается, а затем запустите видео-ролик который расположен в самом конце статьи, так вот в этом ролике показывается наглядный процесс прокачки сцепления, выполняемый всего лишь одним человеком!
А так же всю работу лучше всего проделывать на яме, потому что это намного проще и удобнее, но если её нет то можно работу проделать и без неё просто это будет чуть проблематично!
1) В самом начале операции залейте новую тормозную жидкости в бачок сцепления, а после заверните этот бачок пробкой.
Примечание!
Жидкость нужно заливать строго до самой верхней кромки! (Более подробно об том как залить тормозную жидкость в бачок, и зачем вообще нужно заливать именно тормозную жидкость, см. в статье под названием: «Замена жидкости в сцепление на ВАЗ»)
2) Следом возьмите в руки небольшой шланг и оденьте его одним концом на штуцер рабочего цилиндра.
3) Затем попросите помощника сесть в салон машины и нажать около 5 раз на педаль сцепления, на последний раз пусть он оставит педаль полностью нажатой.
Примечание!
Попросите помощника чтобы он нажимал на педаль сцепления резко и с интервалом в нажатиях 3 сек!
4) А вы в это время, пока помощник удерживает педаль нажатой подготовьте пустую ёмкость в которую будете сливать тормозную жидкость с пузырьками, и после чего опустите в эту ёмкость другой конец шланга.
5) После чего ослабьте гаечным ключом затяжку штуцера и в это время в ёмкость которую вы держите, начнёт сливаться тормозная жидкость с пузырьками.
Примечание!
Как вы уже поняли и об этом уже говорилось ранее – пузырьки это воздух который не должен присутствовать в тормозной жидкости никогда, а иначе система начнёт неисправно работать, в общём продолжаем!
6) Теперь дождитесь пока бачок сцепления в котором находиться тормозная жидкость практически полностью не опустошится и сразу же затем заверните натуго прокачной штуцер, а помощник пусть уберет ногу с педали.
Примечание!
Обязательно обратите внимание на слова: ″Практически полностью не опустошится”, поэтому не надо ждать пока вся жидкость из бачка выйдет, она не в коем случае не должна падать меньше 15 мм, а иначе вы будете производить прокачку сцепления очень долгое время и скорее всего система даже не прокачается если так делать, потому что когда жидкость полностью опустошается из бачка, за это время в систему начинает попадать воздух, в связи с этим гидропривод сцепления повторно разгерметизируется что и проведёт к постоянной прокачке!
7) Теперь как вы уже поняли, когда уровень дойдёт практически до самого низу, то прекратите операцию по прокачке завернув при этом прокачной штуцер а помощник убрав ногу с педали, и после чего снова долейте жидкость в бачок и повторите всю операцию по прокачке снова.