Сцепление МАЗ и устройство детали
Сцепление МАЗ представляет собой двухдисковое устройство фрикционного типа. Имеет пружины, которые расположены периферийно. В устройство сцепления МАЗ также входят диски. Элементы изготовлены из прочных материалов. Сцепление МАЗ устанавливается в картер из крепкого чугуна. Ведущие части механизма – это диск сцепления МАЗ (средний и нажимный), маховик МАЗ. ООО «АвтоРесурс» предлагает подробнее рассмотреть в ряде статей, как делается регулировка сцепления МАЗ и ремонт детали. Однако сегодня мы расскажем вам, из чего состоит устройство сцепления МАЗ и как работает привод сцепления МАЗ.
1. Сцепление МАЗ имеет сложное строение
Рассмотрим модель грузовика «Минского автомобильного завода» 5335. Изучим тщательно устройство сцепления МАЗ. Итак, механизм включает в себя огромное количество элементов, к примеру:
- Отжимной рычаг и пружины;
- Вилка сцепления МАЗ, кольца, шток;
- Гайка, пластины, муфты сцепления МАЗ;
- Рычаг вала вилки, палец, кожух сцепления МАЗ;
- Прокладки, диск сцепления МАЗ, маховик и ступицы.
Данные составные элементы являются основными в устройстве запчасти МАЗ. Также все механизмы крепкие и устойчивы к большим нагрузкам. Поэтому сцепление МАЗ, как и привод сцепления МАЗ, служат долго, редко выходят из строя. В основном используется чугун для изготовления элементов из устройства сцепления МАЗ. Рассмотрим подробнее каждую часть изучаемой детали. Диск сцепления МАЗ (нажимной и ведущий) отлит из прочного чугуна.
Имеет шипы, которые присоединяются к маховику грузовика. Таким образом, сцепление МАЗ – очень крепкое соединение, что позволяет легко перемещать диск сцепления МАЗ. Также в данном случае осуществляется передача крутящего момента к такому элементу как диск сцепления МАЗ от маховика. Возникает сила трения. Сцепление МАЗ имеет несколько фрикционных насадок, которые содержит диск сцепления МАЗ. Поэтому во время работы элементов возникает сила трения. То есть от поверхности фрикционных накладок, дисков и маховика происходит передача крутящего момента к коробке передач МАЗ.
Отметим, что привод сцепления МАЗ современного грузовика не включает в себя диски.2. Сцепление МАЗ надежное и крепкое
Продолжаем рассматривать устройство сцепления МАЗ.
Для предотвращения нагревания пружин, которые чаще всего возникает при длительной буксовке грузовика, под пружины запчасти МАЗ подлаживается прокладка из прессованного картона. Диск сцепления МАЗ не взаимозаменяем. Элементы монтированы на первичный вал МАЗ, то есть на его шлицы. Сцепление МАЗ также включает в себя ступицу, диск с накладками и гасителя колебаний.
Как правило, ступицы МАЗ, диск сцепления МАЗ изготовлены из стали. Сцепление МАЗ предохраняется от пагубного воздействия различных колебаний при движении автомобиля благодаря специальному гасителю. Данные колебания чаще всего передаются от вала двигателя грузовика. Кроме этого устройство сцепления МАЗ надежно защищено гасителем сбоев при включении механизма. Также гаситель позволяет более плавно работать зацеплениям коробки передач.
Диск сцепления МАЗ не входит в привод выключение рассматриваемого механизма. Так устройство сцепления МАЗ при выключении примерно следующее:
- Пальцы, тяги и педали;
- Рычаги, пружины и вилки сцепления МАЗ;
- Шток цилиндра, цилиндры и кольцо стопорное;
- Зазор и клапан.
Таким образом, привод сцепления МАЗ снабжен пневматическим усилителем. В целом, деталь крепкая и практически не ломается. Однако привод сцепления МАЗ, как и любой элемент грузового автомобиля, требует регулярного осмотра. Тяги и клапаны включены последовательно. Так привод сцепления механического типа снабжен и рабочим цилиндром усилителя. Элемент установлен параллельно. Привод сцепления МАЗ включает в свое устройство сцепления МАЗ и двуплечий рычаг, который соединен со штоком цилиндра и клапана. Как видим, схема сцепления МАЗ несложна. Тем не менее, перед тем, как совершать регулировку агрегатов, необходимо тщательно изучить их устройство.
Если рассматривать привод сцепления МАЗ, то элемент регулируется двумя способами.То есть с помощью регулирования свободного хода педали сцепления МАЗ. Кроме этого, привод сцепления МАЗ регулируется зазором между кольцом (стопорным) и торцом крышки корпуса клапана. Диск сцепления МАЗ не требует особого ухода.
Всего лишь периодически проверяйте свободный ход педали, подшипника муфты.
Устройство сцепления МАЗ содержит также и привод. Рекомендуем следить более тщательно за состоянием данного элемента. Подписывайтесь на наши каналы в соц сетях twitter, facebook, в контакте, google+.
Клапан МАЗ включения привода сцепления
Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.
Что такое клапан включения привода сцепления МАЗ
Клапан включения привода сцепления МАЗ (клапан усилителя сцепления, КУС) — пневматический клапан, обеспечивающий подачу и стравливание сжатого воздуха из пневматического цилиндра усилителя сцепления при включении и выключении сцепления.
Грузовые автомобили МАЗ моделей 500-го семейства (как ранние, так и более поздние 5335, 5549), более современные МАЗ-5336, 5337, 5551, и актуальные МАЗ-5432, 6303 и некоторые другие оснащаются двухдисковым сцеплением, для управления которым требуется приложение значительных усилий. Прямое управление таким сцеплением от педали было бы для водителя слишком утомительным и значительно ухудшало бы возможности управление автомобилем, поэтому в состав привода выключения сцепления (ПВС) указанных моделей грузовиков вводится дополнительный узел — пневматический усилитель.
Конструктивно ПВС с пневмоусилителем состоит из соединенного с педалью рычажного привода, пневматического цилиндра и промежуточного компонента — КУС. Цилиндр фиксируется на раме автомобиля (через кронштейн), его шток через двуплечий рычаг соединен с валиком вилки выключения сцепления. С противоположным плечом рычага соединен шток КУС, а корпус КУС посредством тяги связан с педалью сцепления через систему тяг и рычагов.
КУС является одновременно и силовым компонентом рычажного ПВС, и чувствительным компонентом управления цилиндром усилителя. Входным сигналом КУС является положение и направление движения педали сцепления: при нажатии на нее КУС подает воздух в цилиндр, обеспечивая включение усилителя (то есть, производит выключение сцепления), при ее отпуске КУС стравливает воздух из цилиндра в атмосферу, обеспечивая отключение усилителя (то есть, производит включение сцепления). Поэтому КУС является критически важной для работы сцепления деталью, при его неисправности необходимо производить ремонт или полную замену. Чтобы сделать ремонт правильно, необходимо получить основную информацию о существующих типах клапанов, их устройстве и некоторых особенностях.
Общее устройство и принцип действия клапанов МАЗ включения привода сцепления
Устройство привода выключения сцепления МАЗКонструкция клапана усилителя выключения сцепления МАЗ
На всех автомобилях МАЗ применяются принципиально одинаковые по конструкции КУС. Основу конструкции составляет собранный из трех литых деталей цилиндрический корпус — собственно корпуса и двух торцевых крышек. Крышки обычно имеют конструкцию с фланцем, они присоединяются к корпусу с помощью винтов, для уплотнения обязательно используются прокладки. В передней крышке корпуса жестко установлена тяга увеличенной длины, на конце которой располагается вилка для присоединения к промежуточному двуплечему рычагу привода сцепления.
Корпус разделен на две полости, в каждой из которых выполнены каналы с резьбой для присоединения шлангов. В передней полости располагается клапан, в нормальном положении пружиной прижатый к своему седлу (в его роли выступает бурт между полостями). Канал в передней полости является подводящим — через него в клапан подается сжатый воздух из соответствующего ресивера пневмосистемы автомобиля.
В задней полости корпуса располагается полый шток, выходящий из задней крышки, и несущий на себе вилку для присоединения к двуплечему рычагу валика вилки сцепления. В штоке выполнена полость, сообщающаяся с атмосферой. На штоке нарезана резьба, на которой располагается регулировочная гайка вместе со своей контргайкой. Канал в задней полости является отводящим, к нему присоединен шланг, обеспечивающий подачу сжатого воздуха на цилиндр усилителя, а также отвод воздуха из цилиндра обратно в КУС при отпуске педали.
Функционирует КУС и весь ПВС с пневмоусилителем довольно просто. При отпущенной педали сцепления клапан закрыт, поэтому ПВС бездействует — сцепление включено. При нажатии на педаль КУС вместе с остальными компонентами ПВС смещается до выбора зазора между регулировочной гайкой на штоке и задней крышкой корпуса. При этом шток упирается в клапан и приподнимает его — в результате воздух из передней полости клапана перетекает в заднюю и через шланг поступает в цилиндр усилителя сцепления.
Под воздействием усилия сжатого воздуха поршень цилиндра смещается и обеспечивает поворот валика вилки сцепления — она поднимает нажимной диск и выключает сцепление. При отпуске педали вышеописанные процессы происходят в обратном порядке, клапан закрывается и воздух из цилиндра усилителя через заднюю полость КУС и полость в его штоке стравливается в атмосферу, усилие с вилки снимается и сцепление снова включается.Размеры клапана и сечения всех отверстий подобраны так, чтобы подача воздуха в цилиндр усилителя ПВС производилась быстро, а стравливание воздуха в атмосферу — с небольшим замедлением. Так достигается плавное включение сцепления и снижение интенсивности износа всех трущихся деталей.
Номенклатура и применяемость клапанов МАЗ включения привода сцепления
На грузовиках МАЗ применяется несколько основных моделей КУС:
- Кат. номер 5335-1602741 — для автомобилей МАЗ-5336, 5337, 54323, 5434, 5516, 5551, 6303, 64255. Поставляется без шлангов, регулировочных гаек и вилок;
- Кат. номер 5336-1602738 — для автомобилей МАЗ-5336 и 5337 различных модификаций. Имеет укороченный шток 145 мм, поставляется в полном комплекте со шлангами;
- Кат. номер 54323-1602738 — имеет короткий шток 80 мм, поставляется в полном комплекте со шлангами;
- Кат. номер 5551-1602738 — для автомобилей МАЗ-5337, 54323, 5551. Имеет шток 325 мм, поставляется в полном комплекте с шлангами;
- Кат. номер 63031-1602738 — имеет шток 235 мм, поставляется в полном комплекте со шлангами.
Клапаны отличаются конструкцией и размерами корпуса, длиной штоков/тяг и длиной шлангов. Детали поставляются на рынок в различной комплектации — без шлангов и со шлангами, во втором случае применяются резиновые шланги с защитой в виде витой пружины и со стандартными присоединительными фитингами с накидными гайками.
Все КУС для грузовых автомобилей Минского автозавода изготавливаются на Барановичском автоагрегатном заводе (ОАО «БААЗ», г. Барановичи, РБ).
Вопросы выбора, замены и обслуживания клапана МАЗ включения привода сцепления
Клапаны привода выключения сцепления МАЗКУС является пневматическим агрегатом, который дополнительно подвергается механическим нагрузкам и воздействию негативных факторов окружающей среды. Все это приводит к постепенному износу клапана и может стать причиной различных неисправностей — повреждения клапана, утечек воздуха через уплотнения, деформация тяги и штока, повреждение корпуса, «проседание» пружин, и т.д. При появлении признаков ухудшения работы сцепления необходимо проверить клапан, и, если обнаружена его неисправность — произвести ремонт либо полную замену.
На замену необходимо брать клапан того же типа и модели, что был установлен на автомобиле ранее, либо рекомендуется в качестве допустимого аналога производителем. Здесь нужно учитывать, что клапаны различных типов обладают неодинаковыми характеристиками и габаритами, поэтому «неродная» деталь может не только не встать на место, но и не обеспечить нормальной работы привода сцепления.
При покупке клапана также нужно учитывать его комплектацию, в случае необходимости может потребоваться докупка шлангов, вилок и крепежа. Чтобы избежать лишних расходов и потерь времени, необходимо сразу проверить состояние деталей в приводе, крепежа и шлангов.
Замену клапана нужно выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля, но обычно эта операция сводится к простому демонтажу старой детали и установке новой, при этом следует стравить воздух из пневмосистемы. Затем обязательно следует выполнить регулировку клапана с помощью гайки на его штоке — расстояние между ней и задней крышкой корпуса КУС должно составлять 3,5±0,2 мм. Для установки зазора необходимо ослабить контргайку, установить регулировочную гайку на указанном расстоянии от крышки корпуса, и затянуть контргайку. В последующем все регламентное ТО клапана сводится к его внешнему осмотру и регулировке указанного зазора.
Если КУС подобран и установлен правильно, то работа привода сцепления минского грузовика будет надежной и уверенной в любых условиях эксплуатации.
Муфты с максимальным крутящим моментом | сцепление СС | Клатчи Racing Clone | Хищник сцепления
Сцепление Max-Torque Dual Sprocket для двухскоростных минибайков
(4)
Ваша цена: 89,95
(400905) | В наличии
Серия 20 с максимальным крутящим моментом — встроенный
(4)
Ваша цена: 84,95
(400808) | В наличии
Сцепление Max-Torque «Max-Lube» 3/4″ — 10T #41 / 40 / 420
(3)
Продажа
84,95 В продаже 71,95
(KRT_7681) | В наличии
Сцепление Max-Torque SS со звездочкой велосипедной цепи
(4)
Продажа
79,95 В продаже 59,95
(444910 или 444912) | В наличии
Сцепление двигателя с максимальным крутящим моментом (12T)
(4)
Ваша цена: 79,95
(404112) | В наличии
Сцепление двигателя с максимальным крутящим моментом (13T-22T)
(5)
Ваша цена: 79,95
(4041**) | В наличии
Сцепление двигателя с максимальным крутящим моментом (10T-11T)
(4)
Ваша цена: 78,95
(404110) | В наличии
Драйвер с максимальным крутящим моментом серии 20
(4)
Ваша цена: 75,00
(400805) | В наличии
Привод с максимальным крутящим моментом серии 20 — подвесной двигатель
(4)
Ваша цена: 64,95
(400806) | В наличии
Муфта с максимальным крутящим моментом, диаметр 3/4 дюйма, цепная звездочка №35 (23–24 зуб. )
(4)
Ваша цена: 60,95
(TDMT**) | Специальный заказ
Узел сцепления для мини-велосипеда Coleman CT200U
(4)
Ваша цена: 52,95
(1130-CL304-200) | В наличии
Муфта из нержавеющей стали с максимальным крутящим моментом, диаметр отверстия 3/4 дюйма (цепь №35, 13 зуб. или 15 зуб.)
(4)
Ваша цена: 47,95
(TDMTSS1***) | В наличии
Звездочка (только) Макс. крутящий момент Кожное сцепление Draggin с отверстием 3/4″ (цепь #219)
(1)
Ваша цена: 44,95
(TDMTDS219**) | Прямая поставка
Муфта шкива с максимальным крутящим моментом — внутренний диаметр 5/8 дюйма
(2)
Ваша цена: 42,95
(MWC_MT10-325) | В наличии
Муфта с максимальным крутящим моментом — цепь №35, 12 зуб. с отверстием 3/4 дюйма (зацепление 2100 об/мин)
(2)
Ваша цена: 39,95
(MT12121001235) | В наличии
Муфта с максимальным крутящим моментом — цепь №35, 12 зуб. с отверстием 3/4 дюйма (зацепление 1800 об/мин)
(1)
Ваша цена: 39,95
(MT12118001235) | В наличии
Муфта из нержавеющей стали с максимальным крутящим моментом, 11 зуб., № 35, цепь, диаметр 5/8 дюйма,
(4)
Ваша цена: 39,95
(TDMTSS1158) | В наличии
Сцепление Max-Torque SS — Цепь #41, 10T с отверстием 3/4″ для картинга или минибайка
(4)
Ваша цена: 39,95
(400941) | В наличии
Сцепление Max-Torque SS — Цепь #35, 12T с отверстием 3/4″ для картинга или минибайка
(4)
Ваша цена: 39,95
(400935) | В наличии
Max Torque Bully Conversion Clutch Trued Drum Kit
(1)
Ваша цена: 37,95
(TDMT1000DS) | В наличии
Звездочка (только) Муфта с максимальным крутящим моментом, диаметр отверстия 3/4 дюйма (цепь #219)
(4)
Ваша цена: 35,95
(TDMT219**) | Прямая поставка
Муфта максимального крутящего момента #41, внутренний диаметр 5/8 дюйма
(4)
Ваша цена: 30,95
(402941) | В наличии
Сменный барабан и звездочка с максимальным крутящим моментом (цепь #35, диаметр отверстия 5/8 дюйма)
(4)
Ваша цена: 29,95
(TDMTSSDS1***) | Прямая поставка
Сменный барабан и звездочка с максимальным крутящим моментом (цепь №35, диаметр отверстия 3/4 дюйма)
(4)
Ваша цена: 29,95
(TDMTSSDS****) | Прямая поставка
Звездочка и барабан 10 зуб. (только) — муфта SS с максимальным крутящим моментом (цепь № 41)
(4)
Ваша цена: 29,95
(TDMTSSDS1041) | В наличии
Муфта с максимальным крутящим моментом #35, внутренний диаметр 5/8 дюйма
(4)
Ваша цена: 29,95
(402935-12) | В наличии
Приводной ремень с максимальным крутящим моментом RMT 31,25
(2)
Ваша цена: 29,95
(MT-RMT3125) | В наличии
Барабан с максимальным крутящим моментом для кожного сцепления Draggin
(1)
Ваша цена: 26,95
(TDMTDSURM) | В наличии
Звездочка (только) Максимальный крутящий момент Кожное сцепление Draggin с отверстием 3/4 дюйма (цепь #35)
(1)
Ваша цена: 24,95
(TDMTDS) | В наличии
Запасная звездочка сцепления Max-Torque (диаметр 3/4 дюйма, цепь № 35)
(4)
Ваша цена: 24,95
(4040**) | В наличии
Приводной ремень Max-Torque MXT97 для гидротрансформатора LTD
(4)
Ваша цена: 24,95
(MT-TCBLT) | В наличии
Низкоскоростная пружина сцепления для муфты максимального крутящего момента
(4)
Ваша цена: 18,95
(453003) | В наличии
Звездочка 12T (только) — Муфта с максимальным крутящим моментом, диаметр отверстия 5/8 дюйма (цепь #35)
(4)
Ваша цена: 17,95
(TDMT1258) | Прямая поставка
Звездочка 10T для муфты с максимальным крутящим моментом, диаметр отверстия 3/4 дюйма (цепь #41/40)
(4)
Ваша цена: 16,95
(TDMT1041) | В наличии
Комплект барабана сцепления Max Torque Bully Conversion
(3)
Ваша цена: 16,95
(MT0210151) | В наличии
Пружины сцепления Draggin Skin (9 шт. )
(1)
Ваша цена: 15,95
(TDMTDS**) | В наличии
Износные заглушки/кнопки с максимальным крутящим моментом для привода серии 20 (набор из 3 шт.)
(4)
Ваша цена: 13,95
(400811) | В наличии
Комплект грузов для сцепления Draggin Skin
(1)
Ваша цена: 12,95
(TDMTDSWTS) | В наличии
Универсальный барабан сцепления с максимальным крутящим моментом (13 зуб. и выше)
(4)
Ваша цена: 11,95
(TDMTSURM) | В наличии
Приводная пружина с максимальным крутящим моментом — внутренняя
(4)
Ваша цена: 9,95
(400807) | В наличии
Запасная пружина для муфты Max-Torque
(4)
Ваша цена: 9.95
(404150) | В наличии
Приводная пружина с максимальным крутящим моментом — подвесной
(4)
Ваша цена: 9,95
(Q53104W) | В наличии
Клиновая колодка (62 г) для сцепления с максимальным крутящим моментом
(4)
Ваша цена: 4,95
(453002) | В наличии
Комплект крепежа для сцепления Max Torque Clone
(4)
Ваша цена: 3,95
(404400) | В наличии
Стопорное кольцо звездочки для сцепления с максимальным крутящим моментом
(4)
Ваша цена: 1,95
(4043**) | В наличии
Установочный винт сцепления (1/4 x 5/16)
(2)
Ваша цена: 0,95
(418795) | В наличии
Запасные части сцепления Draggin Skin Racing
(1)
(ТДМТДСК**) | В наличии
Запасные части муфты максимального крутящего момента
(4)
(ТДМТСС****) | В наличии
Rotax Max Junior/Senior Clutch Starter Gear последней модели (1) Цена: 286 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . | Гайка ступицы сцепления Rotax 20 x 1,5 мм (2, 18) Цена: 27,70 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . | Ступица сцепления Rotax Поздняя модель Junior/Senior (3) Цена: 239,95 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . |
Ведущая звездочка Rotax Max (5, 24) Пожалуйста, выберите нужный размер из выпадающего меню, прежде чем поместить товар в корзинуЦена: 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги 11T — 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги 12T — 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги 13T — 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги 14T — 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги 15T — 66,90 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги | Муфта Rotax/штифт звездочки (6, 23) Цена: 3,99 австралийских доллара, включая налог на товары и услуги . | |
Барабан сцепления Rotax Последняя модель после продажи (7) Цена: 49,95 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . | Стопорная гайка ведущей звездочки Rotax M28 x 1 мм (8, 21) Цена: 17 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . | Нейлоновая втулка сцепления Rotax для звездочек 11 зуб. (9, 20) Цена: 14,95 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . |
Игольчатый подшипник сцепления Rotax Short Thompson (9) Цена: 23,50 австралийских доллара, включая налог на товары и услуги . | Упорная шайба подшипника сцепления Rotax (11, 19) Цена: 6,25 австралийских долларов, включая налог на товары и услуги . Сцеплен |