Смазка узлов и механизмов стартера автомобиля
Содержание: Особенности работы узлов трения и механизмов стартера автомобиля
Неисправности стартера, связанные с износом узлов трения и механизмов
Применение смазочных материалов в узлах трения и механизмах стартера
Особенности работы узлов трения и механизмов стартера автомобиля
Стартер является главным устройством системы автоматического пуска двигателя автомобиля и обычно состоит из четырех основных механизмов:
- Тяговое реле
- Приводной механизм
- Электрический двигатель постоянного тока
- Редуктор
При повороте ключа в замке зажигания автомобиля происходит замыкание цепи питания тягового реле стартера. Электрический ток в обмотке тягового реле создает втягивающее сердечник электромагнитное поле. Сердечник перемещает вилку приводного механизма стартера и вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика. Оказываясь в крайнем положении, сердечник тягового реле замыкает цепь питания обмоток электродвигателя.
Якорь начинает вращаться, и через установленную на валу шестерню крутящий момент передается на коленчатый вал двигателя автомобиля. Запуск двигателя происходит при достижении необходимой частоты вращения коленчатого вала, после чего приводная шестерня стартера начинает вращаться с большей частотой, чем якорь электродвигателя. Конструкция обгонной муфты (муфты свободного хода или бендикса) препятствует передаче крутящего момента от маховика двигателя автомобиля на якорь электродвигателя стартера и не позволяет набравшему обороты двигателю вывести стартер из строя.
При обратном повороте ключа в замке зажигания цепь питания тягового реле стартера размыкается, и сердечник реле вместе с элементами приводного механизма под действием возвратной пружины перемещается в исходное положение, размыкая цепь питания обмоток электродвигателя.
Наличие редуктора в конструкции стартера позволяет использовать более компактные, экономичные и дешевые электродвигатели с высокой номинальной частотой вращения якоря.
Запуск таких стартеров в холодное время года облегчается. Наибольшее распространение в конструкции современных автомобилей получили стартеры с встроенными планетарными редукторами. Центральное колесо приводится непосредственно валом якоря электродвигателя, а вал водила планетарной передачи через муфту свободного хода соединяется с приводной шестерней стартера.Работа стартера под воздействием кратковременных переменных по величине механических нагрузок приводит к интенсивному изнашиванию его основных деталей и узлов. Повышенный износ происходит во время частых пусков двигателя автомобиля при низких температурах и в ходе работы стартера в нехарактерных для него условиях (например, при несвоевременном выводе из зацепления приводной шестерни с венцом маховика, несвоевременном размыкании цепи питания стартера после запуска двигателя или в режиме движения автомобиля с помощью стартера).
Применение смазочных материалов EFELE от компании «Эффективный Элемент» и MODENGY от компании «Моденжи» способствует снижению интенсивности изнашивания узлов трения и механизмов стартера, обеспечивая его надежную работу в течение длительного времени.
Неисправности стартера, связанные с износом узлов трения и механизмов
Низкая скорость вращения вала стартера и большой потребляемый ток могут являться признаками увеличенного сопротивления вращению. Зачастую оно возникает вследствие износа подшипников скольжения и перекоса якоря электродвигателя. Стартеры, в которых возбуждение обмотки якоря происходит под действием постоянных магнитов статора, имеют дополнительный подшипник на передней крышке. Стартеры с обмотками возбуждения, как правило, переднего подшипника не имеют. Поскольку зазор между якорем и статором электродвигателя составляет десятые доли миллиметра, даже небольшой перекос вала приводит к касанию якорем неподвижного статора.
Выход из строя подшипников стартера может привести к неравномерному вращению и биению вала. В итоге зубья приводной шестерни, венца маховика и зубчатых колес планетарного редуктора начинают работать в режиме ударных нагрузок, что приводит к их быстрому разрушению. В этом случае неизбежна замена узлов стартера, а в некоторых случаях и венца маховика.
Износ планетарного редуктора может привести к появлению периодических стуков, повышению уровня постоянного шума и рабочей температуры. При этом возможно заклинивание стартера. Для устранения указанных неисправностей прибегают, как правило, к замене изношенных деталей редуктора.
Износ поверхности винтовых шлицов на валу стартера может являться причиной образования задиров и заедания приводной шестерни. В результате ее ввод или вывод из зацепления с венцом маховика невозможен.
В случае использования роликовых обгонных муфт, конструктивно не обеспечивающих полное разъединение якоря и маховика коленчатого вала, такая неисправность приводит к разрушению стартера. Обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента от маховика на якорь электродвигателя стартера.
Нельзя допускать возникновения перегрева и самопроизвольного заклинивания муфты, так как в момент запуска двигателя она напрямую связывает вал стартера с водилом планетарной передачи и якорем электродвигателя.
Заклинивание муфты приводит к резкому увеличению частоты вращения якоря и, как правило, к полному разрушению стартера. При повышенном износе деталей обгонной муфты происходит ее пробуксовка, что делает невозможным запуск двигателя автомобиля. В этом случае необходима замена обгонной муфты.
Сердечник тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе. Если при подаче питания на обмотки тягового реле сердечник остается неподвижным, это зачастую свидетельствует о заклинивании сердечника из-за коррозии или продуктов износа. Для устранения заклинивания следы коррозии удаляют, проводят замену изношенных деталей или устанавливают новое реле.
В редких случаях возможно заклинивание втянутого в реле сердечника. Это влечет за собой невозможность возвращения в исходное положение деталей приводного механизма стартера под действием возвратной пружины тягового реле при отключении питания его обмоток. Указанное явление сопровождается невозможностью своевременного вывода приводной шестерни стартера из зацепления с венцом маховика. В результате длительной работы обгонной муфты возможен ее перегрев и заклинивание, приводящее к полному разрушению стартера.
Таким образом, многие неисправности стартера могут быть связаны с износом его узлов трения и механизмов:
- При повороте ключа зажигания стартер не включается (заклинивание сердечника тягового реле, заедание приводной шестерни и обгонной муфты на валу вследствие износа винтовых шлицов)
- Стартер проворачивает коленчатый вал двигателя, но очень медленно (износ подшипников скольжения, перекос и биение якоря или вала стартера)
- Электродвигатель стартера вращается, но коленчатый вал двигателя автомобиля стоит на месте (износ обгонной муфты или деталей планетарного редуктора)
- После запуска двигателя автомобиля и отключения питания стартера якорь электродвигателя продолжает вращаться под действием маховика (заклинивание обгонной муфты)
В отличие от неисправностей элементов электрической части стартера указанные механические неисправности, как правило, опаснее по своим последствиям и чаще приводят к полному разрушению стартера и его частей.
Применение специализированных смазочных материалов MODENGY и EFELE в узлах трения и механизмах стартера способствует их защите в критических и аварийных условиях эксплуатации, позволяя повысить срок службы стартера.Смазочные материалы EFELE
Для обслуживания подшипников стартера идеально подходят минеральная литиевая смазка EFELE MG-212 с противозадирными присадками и дисульфидом молибдена и смазка на литиевом комплексе EFELE MG — 213 с EP-присадками. Эти материалы хорошо работают при высоких нагрузках в широком диапазоне температур, эффективно защищают детали от коррозии.
Наличие твердых смазок в составе EFELE MG-212 позволяет использовать ее также в шлицевых соединениях стартера.
Для обгонной муфты и планетарного редуктора отлично подойдет морозостойкая литиевая смазка EFELE SG-311, совместимая с пластмассами и эластомерами. Она предназначена для применений в условиях низких температур и/или высоких скоростей. Возможно ее использования для обгонных муфт различных размеров и конструкций.
Смазочные материалы MODENGY
Для винтовой шлицевой поверхности вала стартера применяется антифрикционное покрытие MODENGY 1005 на основе дисульфида молибдена, обеспечивающее низкий коэффициент, высокую несущую способность, устойчивость к воздействию жидкостями и хорошую защиту от коррозии.Для обеспечения подвижности сердечника реле ведущими производителями рекомендуется использование антифрикционного покрытия MODENGY 1006 на основе дисульфида молибдена и графита с полиамидным связующим. Покрытие разработано для пар трения металл/металл, имеющих прерывистый характер движения, испытывающих умеренные нагрузки и работающих при скоростях от низких до умеренных.
Использование смазочных материалов MODENGY и EFELE, разработанных специально для конкретных узлов и условий эксплуатации, позволяет значительно снизить интенсивность процессов изнашивания и повысить защищенность устройств в критических условиях эксплуатации.
Pilot II — Странный звук при запуске холодного мотора
puh
ДАВНИШНИЙ 🙂
- #1
PbI6A4OK написал(а): ру$ написал(а):
Акромя снятия акума больше бубнов нет?
Нажмите для раскрытия…
ну еще неплохо иметь хороший набор головок с переходниками. С аккумулятором еще снимали площадку для крепления предохранителей. Площадку под аккумулятор можно не снимать, стартер проходит возле вентилятора. Ну и патрубки подгибать, щуп коробки вынуть
Нажмите для раскрытия…
А какую смазочку использовал ?
Сергей. С одноклубниками на «ты». 🙂
PbI6A4OK
Постоянный
- #2
puh написал(а):
А какую смазочку использовал ?
Нажмите для раскрытия…
Правда не я сам, а мужики, которые уже лет 15 лечат стартеры и генераторы.
Technician
Старожил
- #3
PbI6A4OK написал(а):
ну еще неплохо иметь хороший набор головок с переходниками.
Нажмите для раскрытия…
Лучше иметь хороший и не дешевый набор инструмента, не китайский ширпотреб, а стоящий набор. 🙂 Тогда любой ремонт не доставит неудобства и разочарований. 🙂
Люблю все красивое 🙂
И только равный по духу меня победит!!!
Technician
Старожил
- #4
PbI6A4OK написал(а):
Правда не я сам, а мужики, которые уже лет 15 лечат стартеры и генераторы.
Нажмите для раскрытия…
Лучше американский красный литол, который липнет как клей. Он и не замерзает толком и не растекается от температуры. Либо искать типа литола, но с наполнением графита.
Люблю все красивое 🙂
И только равный по духу меня победит!!!
PbI6A4OK
Постоянный
- #5
Итак, минус один. Отличный чистый звук стартера. Подвывал до +5. Будем посмотреть дальше, обещается впереди минус 20.
PbI6A4OK
Постоянный
- #6
минус 17. Чуток подвыл, но очень неуверенно, смазки надо видимо больше…
Technician
Старожил
- #7
PbI6A4OK написал(а):
минус 17. Чуток подвыл, но очень неуверенно, смазки надо видимо больше…
Нажмите для раскрытия…
Перед установкой мазали или нет? Так и не понял. Если мазали то какой именно смазкой? Если не мазали, то будет визжать 100%.
Люблю все красивое 🙂
И только равный по духу меня победит!!!
Alser
Постоянный
- #8
pepper229 написал(а):
Добрый день пилотоводы! После 40 тык появился нехарактерный звук при старте холодного мотора http://youtu. be/H8n8xnLQaBI Сначала это звучало через раз, а то и два. Теперь — каждый запуск. Кто-нибудь слышал подобное. ОД естественно не слышал. Заранее благодарю всех отозвавшихся и прочитавших.
Нажмите для раскрытия…
Тот же звук, пробег 122т.км. Тепло будет, может быть займусь, особо не напрягает 🙂
Автозапчасти в СПБ HONDA TOYOTA NISSAN и не только.
Оригинал — НЕоригинал.
Добрыня
Новичок
- #9
Только смазка бендикса — поможет!
Technician
Старожил
- #10
Добрыня написал(а):
Только смазка бендикса — поможет!
Нажмите для раскрытия. ..
Смазка бендикса не поможет. Проблема в самом редукторе. Его мазать надо, а не бендикс.
Люблю все красивое 🙂
И только равный по духу меня победит!!!
VSTO
Постоянный
- #11
Белка написал(а):
о двух звуках на холодную.
Нажмите для раскрытия…
внутренний)
В моем крайнем случае на X-Trail на холодную «шумел» подшипник генератора (тот который внутренний-менял шкив и оба подшипника). Но это точно не твой случай. Как я понял из видео звук исходит от стартера, после запуска вроде все устаканивается. Если не прав, поправьте. (Перечитал ветку, понял что пишу не в тему, удалять коментарий не буду. Просто очень хочется помочь одноклубнику.). :Yahoo!:
7onoff
Новичок
- #12
Всем привет. У меня тоже самое. Пробег 54 т.км.
калинин
Постоянный
- #13
Поменял стартер по гарантии и конечно новый смазали сразу.
ivanych59
Постоянный
- #14
Интересно, сколько вообще может отходить подвывающий в холодный запуск стартер? Там чтобы его снять и смазать нужно вроде полмашины разобрать, накладно получается. Кто сколько проходил без проблем с таким стартером?
bistry
Старожил
- #15
ivanych59 я 5-й год езжу 😉
Всё Россия, кроме Косово! Косово — это Сербия!
. ..Красная Армия всех сильней!…
ЮраЗ
Старожил
- #16
Аналогично, шестой год, 175000,запищал где-то на 50000 тр.Не обращаю внимания.
Gonzas
Пользователь
- #17
Проблема известна и не только на Пилотах(на Цивиках например тоже самое).
Надо снимать стартер,разбирать, чистить вал редуктора(если на нем грязь в виде пластилина),
Смазывать,если потребуется только редуктор где шестеренки и направляющие под бендиксом,больше стартер нигде мазать не надо, он должен быть сухой,причем смазки надо совсем немного,это тот случай где кашу маслом испортить можно.
Далее существует такой нюанс, т.к. На наших Пилотах стоит стартер фирмы DENSO у него ,во втягивающем реле, нельзя вытащить и почистить толкатель, а там внутри тоже может скопиться этот пластелин(пыль,грязь с всякой жижей засыхает), в этом случае можно немного брызнуть wd-40 на толкатель и разработать, если и это не уберет посторонний звук,поможет только замена вт.реле! Если есть какие-то вопросы пишите подскажу, кстати по генератору тоже можете спрашивать!!!
П.С. Да и по поводу смазки втулок, не надо их мазать никакой смазкой, это глубокое заблуждение, втулка имеет пористую структуру содержащюю смазывающие вещества, которые выделяются при трении,кому интересно может взять стартерную втулку для импортного стартера вставить вал в размер и раскрутить его в ней до сильного нагрева и увидите что из нее начнет вылезать! Для тех кто не верит, может купить любой оригинальный стартер для иномарки, вскрыть и посмотреть есть ли смазка в местах вал-втулка ( задняя, втулка редуктора и в маске стартера и т. д.). 10 лет ремонта стартеров и генераторы если че, а мож и больше не помню уже ))
Technician
Старожил
- #18
В отношении редуктора и якоря стартера при появлении звуков после запуска двигателя. viewtopic.php?f=58&t=667&start=100#p38129 Уже давным давно все выложено, два года назад 😀
P.S. за сегодня второй раз уже дежа вю. Стартер и перебитые провода на датчиках. Два года назад уже все выложено. 🙂 Может для начала поиском стоит воспользоваться, прежде чем создавать тему?
Люблю все красивое 🙂
И только равный по духу меня победит!!!
Gonzas
Пользователь
- #19
Я прочитал то что выложено по стартеру, если Вы прочли мой пост внимательно, то по поводу где и как смазать внутренности с Вами не согласен, а по указанной ссылке не только про звуки от стартера, вот и все. С Уважением!
Vyacheslav_L
Старожил
- #20
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=gs9FCUFeVBg[/youtube]
Последние полгода наблюдаю этот звук. Исключительно на холодный пуск. 2-3 минуты прогрева и постепенно утихает и совсем перестает быть. Отчетливо со стороны расположения генератора, т.е. снизу. Пейс-Кар не может ролик в ютуб посмотреть. На форуме таких проблем нет? 😀
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО СТАРТЕРА
Описанные здесь варианты осуществления в основном относятся к газотурбинным двигателям и, более конкретно, к системе дополнительной смазки пневматического стартера для газотурбинного двигателя.
Авиационные газотурбинные двигатели проектируются с более узкими внутренними зазорами между корпусами двигателя и лопатками компрессора и турбины для повышения эффективности и снижения расхода топлива. Эти более узкие зазоры могут привести к трению кончиков лопаток компрессора и лопаток турбины о корпус двигателя, если сердцевина двигателя изгибается при охлаждении между полетами и попыткой запуска двигателя.
После остановки двигателя главные валы, диски компрессора, диски турбины и другие детали с большой тепловой массой охлаждаются с разной скоростью. Тепло поднимается к верхней части двигателя, благодаря чему нижние части этих частей становятся холоднее, чем верхние. Это приводит к тому, что зазор между концами лопаток между корпусом двигателя и лопатками компрессора и турбины уменьшается, поскольку валы двигателя и корпуса временно изгибаются из-за неравномерных тепловых условий. Это не представляет проблемы для двигателя, если только не предпринимается попытка запуска двигателя в условиях искривления. Чтобы решить эту проблему, производители двигателей обнаружили, что работа двигателя на относительно низкой скорости в течение периода времени перед запуском двигателя позволяет деталям достигать однородных тепловых условий и устранять искривление, восстанавливая зазоры между кончиками лопастей и корпусом двигателя.
Пневматические или воздушные стартеры обычно имеют ограниченный рабочий цикл из-за проблем со смазкой и рассеиванием тепла. Системы смазки для стартеров обычно предназначены для работы на более высоких скоростях во время запуска двигателя, например, когда масляный насос двигателя создает давление в общей масляной системе для смазки стартера и других компонентов двигателя. Длительная работа стартера на низкой скорости потенциально может привести к повреждению из-за недостаточной смазки внутри стартера.
В соответствии с одним вариантом осуществления предусмотрена система дополнительной смазки стартера для газотурбинного двигателя. Система дополнительной смазки стартера включает пневматический стартер, предназначенный для привода вращения вала ротора газотурбинного двигателя через вспомогательный редуктор. Пневматический стартер выполнен с возможностью приема основного потока смазки в первом диапазоне скоростей вращения и приема дополнительного потока смазки во втором диапазоне скоростей вращения, который меньше первого диапазона скоростей вращения. Система дополнительной смазки стартера также включает насос дополнительной смазки, предназначенный для подачи дополнительного потока смазки во втором диапазоне частоты вращения.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя то, что первичный поток смазки поступает из системы смазки двигателя, а второй диапазон частоты вращения обеспечивает недостаточное смазывание из системы смазки двигателя. системы к пневмостартеру.
В дополнение к одной или нескольким функциям, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать муфту, соединенную с приводным входом дополнительного смазочного насоса и работающую для выборочного отключения вращения приводного входа выше второго диапазон скоростей вращения.
В дополнение к одной или нескольким функциям, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы дополнительные варианты осуществления могут включать отводной клапан, предназначенный для отвода дополнительного потока смазки от пневматического стартера.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя то, что первичный поток смазки приводится в действие насосом, соединенным с вспомогательным редуктором.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя привод дополнительного смазочного насоса от электродвигателя.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя то, что дополнительный смазочный насос приводится в действие зубчатой передачей стартера в пневматическом стартере.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя дополнительный смазочный насос, встроенный в пневматический стартер.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, в дополнительных вариантах осуществления может быть предусмотрено, что дополнительный смазочный насос расположен снаружи пневматического стартера.
В дополнение к одной или нескольким характеристикам, описанным выше или ниже, или в качестве альтернативы, дополнительные варианты осуществления могут включать в себя то, что первичный поток смазки управляется автономной системой смазки разбрызгиванием в пневматическом стартере.
В соответствии с другим вариантом осуществления способ смазки в системе запуска двигателя для газотурбинного двигателя включает подачу первичного потока смазки к пневматическому стартёру, предназначенному для приведения во вращение вала ротора газотурбинного двигателя через вспомогательный редуктор на первый диапазон частоты вращения. Дополнительный смазочный насос обеспечивает подачу дополнительного смазочного материала к пневматическому пускателю во втором диапазоне частоты вращения, который меньше, чем в первом диапазоне частоты вращения.
Технические эффекты вариантов осуществления настоящего раскрытия включают обеспечение дополнительной смазки пневматического стартера, функционально соединенного с главным двигателем летательного аппарата, для смазки на пониженной скорости.
Вышеуказанные функции и элементы могут комбинироваться в различных комбинациях без каких-либо исключительных прав, если прямо не указано иное. Эти особенности и элементы, а также их работа станут более очевидными в свете следующего описания и прилагаемых чертежей. Однако следует понимать, что нижеследующее описание и чертежи носят иллюстративный и пояснительный характер и не ограничивают объем изобретения.
Следующие описания никоим образом не должны рассматриваться как ограничивающие. На прилагаемых чертежах одинаковые элементы пронумерованы одинаково:
На фиг. 1 представляет собой схематическое изображение системы запуска двигателя летательного аппарата в соответствии с вариантом осуществления изобретения;
РИС. 2 представляет собой схематическое изображение системы дополнительной смазки стартера в соответствии с вариантом осуществления изобретения;
РИС. 3 представляет собой еще одну схематичную иллюстрацию системы дополнительной смазки стартера в соответствии с вариантом осуществления изобретения;
РИС. 4 представляет собой иллюстрацию внутренней системы смазки стартера согласно варианту осуществления изобретения;
РИС. 5 представляет собой дополнительное схематическое изображение системы дополнительной смазки стартера в соответствии с вариантом осуществления изобретения; и
РИС. 6 представляет собой блок-схему, иллюстрирующую способ согласно варианту осуществления настоящего изобретения.
Подробное описание одного или нескольких вариантов раскрытого устройства и способа представлено здесь в качестве примера, а не ограничения со ссылкой на чертежи.
Различные варианты осуществления настоящего раскрытия относятся к обеспечению смазки во время пуска с искривленным ротором или во время обкатки газотурбинного двигателя. Варианты осуществления могут включать в себя использование пневматического стартера для управления частотой вращения ротора газотурбинного двигателя для уменьшения искривления ротора с использованием процесса охлаждения двигателя. Двигатель с охлаждением может быть выполнен путем запуска системы запуска двигателя на более низкой скорости с большей продолжительностью, чем обычно используется для запуска двигателя с использованием пневматического стартера для поддержания скорости и/или профиля ротора. Двигатель с охлаждением (двигатель с изогнутым ротором двигателя) может выполняться с помощью пневматического стартера, который может непрерывно вращать компоненты газотурбинного двигателя в диапазоне примерно от 0 до 3000 об / мин (скорость вращения ядра двигателя в минуту). Дополнительная система смазки стартера обеспечивает смазку вращающихся компонентов пневматического стартера на более низких скоростях при охлаждении двигателя, в то время как первичная смазка во время операций запуска двигателя может обеспечивать смазку на более высоких скоростях, например, выше 3000 об/мин. Дополнительная система смазки стартера также может обеспечивать дополнительную смазку для подготовки нового/отремонтированного двигателя к обкатке, которую можно выполнить во время испытания двигателя.
Обращаясь теперь к фигурам, на фиг. 1 показана блок-схема газотурбинного двигателя , 250, и соответствующей системы запуска двигателя , 100, с системой дополнительной смазки стартера , 101, согласно варианту осуществления настоящего изобретения. Система запуска двигателя 100 включает воздушный клапан стартера (SAV) 116 , функционально связанный по текучей среде с пневматическим стартером (PS) 120 по крайней мере через один канал 140 . SAV 116 предназначен для приема потока сжатого воздуха от источника сжатого воздуха через один или несколько воздуховодов 145 . В показанном варианте источником сжатого воздуха является вспомогательная силовая установка (ВСУ) 114 . Источником сжатого воздуха также может быть наземная тележка или система отбора воздуха через двигатель.
Пневматический стартер 120 системы запуска двигателя 100 функционально связан с ГТД 250 через дополнительный редуктор 70 и приводной вал 80 (например, вал башни), как показано на РИС. 1. Как показано в примере на фиг. 1, пневматический стартер 120 соединен с газотурбинным двигателем 250 трансмиссией 90 , которая проходит от выхода пневматического стартера 120 к коробке передач агрегатов 70 через приводной вал . 80 к валу ротора 259 ГТД 250 . Рабочие соединения могут включать соединения с зубчатым зацеплением. Пневматический стартер 120 выполнен с возможностью запуска процесса запуска газотурбинного двигателя 250 , приводя во вращение вал ротора 259 пускового золотника 255 газотурбинного двигателя 250 . Вал ротора 259 функционально соединяет компрессор 256 двигателя с турбиной 258 двигателя. Таким образом, как только компрессор двигателя 256 начинает вращаться, воздух втягивается в камеру сгорания 257 и смешивается с топливом для сгорания. Когда смесь воздуха и топлива сгорает в камере сгорания 257 , образующийся поток сжатого газа приводит во вращение турбину двигателя 258 , которая вращает турбину двигателя 258 , а затем компрессор двигателя 256 . После завершения процесса запуска пневмостартер 120 можно отсоединить от газотурбинного двигателя 9.0055 250 для предотвращения превышения скорости, когда газотурбинный двигатель 250 работает на своих обычных более высоких скоростях. Хотя в примере на фиг. 1, будет понятно, что варианты осуществления могут включать любое количество золотников, таких как пары компрессор-турбина двигателя высокого/среднего/низкого давления внутри газотурбинного двигателя 250 .
Стартер пневматический 120 также может управлять вращением вала ротора 259 с более низкой скоростью в течение более длительного времени, чем обычно используется для запуска двигателя в двигательном режиме работы (также называемом охлаждением двигателя) для предотвращения/уменьшения искривления. состояние ротора. Если состояние искривленного ротора возникло, например, из-за остановки горячего двигателя и без принятия дальнейших немедленных мер, пневматический стартер 120 может выполнить двигатель с охлаждением, чтобы уменьшить искривление ротора за счет вращения ротора. вал 259 . Газотурбинный двигатель 250 также может работать в непрерывном режиме после остановки с помощью пневматического пускателя 120 для предотвращения возникновения состояния искривления ротора при охлаждении газотурбинного двигателя 250 .
Электронный контроллер двигателя 320 , такой как полнофункциональная цифровая система управления двигателем (FADEC), обычно управляет системой запуска двигателя 100 , газотурбинным двигателем 250 и контролирует рабочие параметры газотурбинного двигателя 250 , такие как, например, температура двигателя, частота вращения двигателя и расход топлива. Электронный контроллер двигателя , 320, может включать в себя по меньшей мере один процессор и по меньшей мере одну связанную память, содержащую исполняемые компьютером инструкции, которые при выполнении процессором заставляют процессор выполнять различные операции. Процессор может быть, помимо прочего, однопроцессорной или многопроцессорной системой любой из широкого спектра возможных архитектур, включая микроконтроллер, программируемую пользователем вентильную матрицу (FPGA), центральный процессор (CPU), специфичные для приложения аппаратные средства интегральной схемы (ASIC), цифрового сигнального процессора (DSP) и/или графического процессора (GPU), расположенные однородно или неоднородно. Память может быть запоминающим устройством, таким как, например, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), энергонезависимая память или другой электронный, оптический, магнитный или любой другой считываемый компьютером носитель.
Электронный контроллер двигателя 320 может управлять работой клапана, например, модуляцией пускового воздушного клапана 116 для управления скоростью вращения газотурбинного двигателя 250 во время охлаждения двигателя. Воздушный клапан стартера 116 подает воздух по воздуховоду 140 к пневматическому стартеру 120 . Во время обычной работы воздушный клапан стартера 116 можно открывать и закрывать с помощью соленоида 154 9.0056 . Соленоид , 154, может модулироваться для управления скоростью движения газотурбинного двигателя , 250, во время движения в режиме охлаждения. Соленоид 154 может иметь электрическую связь с электронным контроллером двигателя 320 . Электронный контроллер двигателя , 320, может контролировать двигатель и другие условия, связанные со скоростью, используя, например, датчик скорости стартера 122 и/или датчик скорости двигателя 252 . В некоторых вариантах осуществления скорости могут быть получены из других компонентов, таких как частота генератора переменного тока/генератора (не показан), указывающая скорость вращения, передаваемую через вспомогательный редуктор 9.0055 70 .
Система смазки двигателя 400 обеспечивает смазку, такую как масло, для различных компонентов газотурбинного двигателя 250 . Насос 402 нагнетает смазку из источника 404 смазки для обеспечения смазки множества компонентов газотурбинного двигателя 250 . Хотя один экземпляр насоса , 402, изображен на ФИГ. 1, может быть несколько экземпляров насоса 402 в системе смазки двигателя 400 , такие как главный масляный насос, смазочный и откачивающий насос и т.п. Насос 402 может приводиться в действие вспомогательным редуктором 70 для циркуляции смазки к газотурбинному двигателю 250 и другим подсистемам, таким как пневматический стартер 120 . При более низких скоростях вала ротора 259 , таких как менее 3000 об/мин, давление, создаваемое насосом 402 , может быть недостаточным для удовлетворения потребности в смазке пневматического стартера 9.0055 120 . В вариантах осуществления дополнительный смазочный насос 124 предоставляется как часть дополнительной системы смазки стартера 101 . Дополнительный смазочный насос 124 может работать при более низких скоростях, чем у насоса 402 , например при менее 3000 об/мин, для обеспечения смазкой пневматического стартера 120 . В некоторых вариантах осуществления дополнительный смазочный насос 124 обеспечивает циркуляцию смазочного материала из источника смазочного материала 404 9.0056, например, основной масляный бак, общий с насосом 402 . В качестве альтернативы дополнительный смазочный насос 124 может использовать масло, хранящееся в корпусе пневматического стартера 120 . Дополнительный смазочный насос 124 может быть установлен внутри пневматического пускателя 120 или установлен сбоку от пневматического пускателя 120 , и в обоих случаях может приводиться в действие пневматическим пускателем 120 или может иметь электрический привод. В других вариантах осуществления источник 9 смазки0055 404 распределяется между отдельными изолированными резервуарами или отстойниками.
Обращаясь теперь к ФИГ. 2-5 различные примерные конфигурации системы дополнительной смазки стартера 101 показаны в соответствии с вариантами осуществления как система дополнительной смазки стартера 101 A, 101 B и 101 C. Неограничивающий пример пневматической стартер 120 , который можно использовать для запуска вращения газотурбинного двигателя 250 (см. фиг. 1), такого как турбовентиляторный двигатель, через дополнительный редуктор 70 изображен более подробно. Как упоминалось выше, пневматический стартер , 120, может обеспечивать как нормальную пусковую способность, так и работу двигателя с пониженной скоростью газотурбинного двигателя , 250, . Различные примеры пневматического пускателя 120 обозначены как пневматический пускатель 120 A, 120 B, 120 C на ФИГ. 2, 3 и 5, и, как правило, включают корпус в сборе 30 , который включает по крайней мере секцию турбины 32 и секция вывода 34 . Секция 32 турбины включает в себя колесо 36 турбины с множеством лопаток 38 турбины, ступицу 40 и вал 42 ротора турбины. Лопатки 38 турбинного колеса 36 расположены после узла 44 впускного корпуса, который включает в себя впускной корпус 46 , содержащий сопло 48 . Форсунка 48 включает в себя множество статорных лопаток 50 , которые направляют поток сжатого воздуха от впускного отверстия 52 через впускной канал 54 . Сжатый воздух проходит через лопатки 50 и приводит в движение турбинное колесо 36 , затем выпускается через выпускное отверстие 56 .
Турбинное колесо 36 приводится в движение потоком сжатого воздуха, так что вал ротора турбины 42 может механически приводить в движение выходной вал стартера 58 через зубчатую передачу стартера 60 , такую как планетарная передача. Таким образом, пневматический стартер 120 передает относительно высокие нагрузки через зубчатую передачу 60 стартера для преобразования пневматической энергии сжатого воздуха в механическую энергию, например, для вращения вала ротора 259 (фиг. 1) для запуска двигателя. газотурбинный двигатель 250 (фиг. 1). Лопасти турбины 38 турбинного колеса 36 и лопатки 50 сопла 48 , оба из которых определены здесь как аэродинамические поверхности, могут быть определены с помощью аналитического программного обеспечения вычислительной гидродинамики (CFD) и оптимизированы для удовлетворения конкретных требований к производительности конкретного пневматического пускателя.
В примере на фиг. 2, дополнительный смазочный насос 124 приводится в действие вращением турбинного колеса 36 через механическое соединение 170 и муфту 180 . Сцепление 180 может быть подключен к входу привода 190 дополнительного смазочного насоса 124 и может использоваться для выборочного отключения вращения входа привода 190 выше диапазона скорости вращения. Например, сцепление 180 может быть центробежным сцеплением, способным отключаться на более высоких скоростях, когда насос 402 обеспечивает достаточное давление смазочного материала в первичном потоке смазочного материала, так что дополнительный поток смазочного материала от дополнительного смазочного насоса 124 не требуется. В примере на фиг. 2, насос 402 нагнетает первичный поток смазки к компонентам пневматического стартера 120 , таким как подшипники турбины пневматического стартера 62 , в первом диапазоне частоты вращения вала ротора 259 газотурбинного двигателя. 250 на фиг. 1. Дополнительный смазочный насос 124 подает дополнительный поток смазки к компонентам пневматического стартера 120 , таким как подшипники турбины пневматического стартера 62 , во втором диапазоне частоты вращения вала ротора 259 газотурбинного двигателя 250 по фиг. 1. Второй диапазон скорости вращения меньше первого диапазона скорости вращения, например, второй диапазон скорости вращения до 3000 об/мин и первый диапазон скорости вращения выше 3000 об/мин. В некоторых случаях второй диапазон частоты вращения может снижаться до 0 об/мин, когда дополнительный смазочный насос 124 включается перед вращением вала ротора 9.0055 259 . Второй диапазон частоты вращения можно определить как диапазон скорости, обеспечивающий недостаточную смазку от системы смазки двигателя 400 до пневматического стартера 120 (например, ниже минимального давления масла в одном или нескольких элементах пневматического стартера 120 ). В некоторых вариантах осуществления работа насоса 402 и дополнительного смазочного насоса 124 может перекрываться. Например, насос , 402, может создавать поток смазки во втором (более низком) диапазоне скоростей вращения; однако такого потока смазки может быть недостаточно для надлежащей смазки подшипников 9 турбины пневматического стартера.0055 62 или другие компоненты пневматического стартера 120 . Кроме того, дополнительный смазочный насос , 124, может продолжать подавать дополнительный поток смазки выше второго диапазона скорости вращения в течение периода времени после превышения второго диапазона скорости вращения. Поток смазки может передаваться через передающую трубку 41 внутри пневматического пускателя 120 A, 120 B, что лучше всего видно в системе внутренней смазки 121 на фиг. 4, который направляет поток смазки от впускного отверстия для смазки 39 к множеству подшипников 43 вала редуктора группы и подшипников 62 турбины пневматического стартера.
Упрощенная схема альтернативной конфигурации системы дополнительной смазки стартера 101 изображена как система дополнительной смазки стартера 101 B на РИС. 3. Вместо использования муфты , 180, по фиг. 2, на фиг. 3 дополнительный смазочный насос 124 приводится в движение шестерней стартера 60 , а дополнительный поток смазки, создаваемый дополнительным смазочным насосом 124 , выборочно отводится переключающим клапаном 126 обратно к источнику смазки 404 . Например, электронный контроллер двигателя 320 (фиг. 1) может управлять переключающим клапаном 126 для отвода дополнительного потока смазки от пневматического стартера 120 , когда вал ротора 259 выше второго диапазона скорости вращения.
В примерах на фиг. 1-3 дополнительный смазочный насос 124 показан с механическим приводом и внешним по отношению к пневматическому стартёру 120 . В качестве альтернативы дополнительный смазочный насос 124 может быть установлен внутри пневматического стартера 120 и/или иметь электрический привод. Кроме того, первичный поток смазки может исходить из пневматического пускателя , 120, , такого как автономная система смазки разбрызгиванием. Система смазки разбрызгиванием может быть неэффективной при более низких рабочих скоростях в зависимости от конструктивных параметров. Пример на фиг. 5 показана альтернативная конфигурация системы дополнительной смазки стартера 9.0055 101 в качестве системы дополнительной смазки для стартера 101 C, включая электродвигатель 175 , предназначенный для вращения приводного входа 190 насоса дополнительной смазки 124 . Электродвигатель , 175, может управляться, например, электронным контроллером двигателя , 320, по фиг. 1 или другим контроллером (не показан). В примере на фиг. 5, дополнительный смазочный насос 124 находится внутри пневматического стартера 120 C. Поддон 64 в пневматическом стартере 120 C обеспечивает внутренний источник смазки, который отличается от источника смазки 404 на ФИГ. 1-3. Поддон 64 служит основным источником смазки для автономной системы смазки разбрызгиванием 66 , которая обеспечивает первичный поток смазки к подшипникам турбины пневматического стартера 62 при нормальных условиях запуска. Дополнительный смазочный насос 124 может всасывать смазку из маслосборника 64 для создания дополнительного потока смазки во время работы двигателя на низкой скорости, когда автономная система смазки разбрызгиванием 66 может быть менее эффективной для надлежащей смазки подшипников турбины пневматического стартера 62 и/или другие компоненты пневмостартера 120 . Понятно, что другие комбинации элементов на фиг. 1-5 могут быть добавлены, удалены, смещены, объединены и/или подразделены в вариантах осуществления.
Обращаясь теперь к фиг. 6, продолжая ссылаться на фиг. 1-5, фиг. 6 показана блок-схема, иллюстрирующая способ , 500, охлаждения газотурбинного двигателя , 250, согласно варианту осуществления настоящего изобретения. В блоке 502 подается первичный поток смазки к пневматическому пускателю 120 , предназначенному для привода вращения вала ротора 259 газотурбинного двигателя 250 через вспомогательный редуктор 70 на первой частоте вращения. диапазон. Первый диапазон скоростей вращения может быть, например, скоростью 3000 об/мин вала 9 ротора или выше.0055 259 .
В блоке 504 обеспечивается подача дополнительного смазочного материала с помощью дополнительного смазочного насоса 124 к пневматическому стартёру 120 во втором диапазоне частоты вращения, который меньше первого диапазона частоты вращения. Второй диапазон скорости вращения может быть, например, скоростью ниже 3000 об/мин вала ротора , 259, .
В вариантах исполнения первичный поток смазки может быть получен из системы смазки двигателя 400 , а второй диапазон частоты вращения может обеспечивать недостаточную подачу смазки от системы смазки двигателя 400 к пневмостартеру 120 . В варианте осуществления, который включает муфту, такую как муфта , 180, на ФИГ. 2, способ , 500, может также включать избирательное отключение вращения приводного входа , 190, дополнительного смазочного насоса , 124, выше второго диапазона скорости вращения. В вариантах осуществления, которые включают отводной клапан, такой как отводной клапан 126 на фиг. 3, способ 500 может также включать отведение дополнительного потока смазки от пневматического стартера 120 выше второго диапазона частоты вращения. В некоторых вариантах осуществления дополнительный смазочный насос , 124, приводится в действие электродвигателем, таким как электродвигатель , 175, на ФИГ. 5. В некоторых вариантах осуществления дополнительный смазочный насос 124 приводится в действие зубчатой передачей в пневматическом стартере 120 9.0056, такой как зубчатая передача 60 стартера на ФИГ. 2 и 3. В некоторых вариантах осуществления первичный поток смазки приводится в движение насосом 402 , соединенным с вспомогательным редуктором 70 , таким как главный масляный насос и/или насос для смазки и продувки. В некоторых вариантах осуществления первичный поток смазки приводится в действие автономной системой смазки разбрызгиванием 66 внутри пневматического стартера 120 .
В то время как вышеприведенное описание описывает последовательность операций на фиг. 6 в определенном порядке, следует понимать, что, если иное специально не требуется в прилагаемой формуле изобретения, порядок этапов может быть изменен.
Варианты осуществления могут быть реализованы с использованием одной или нескольких технологий. В некоторых вариантах осуществления устройство или система могут включать в себя один или несколько процессоров и память, в которой хранятся инструкции, которые при выполнении одним или несколькими процессорами заставляют устройство или систему выполнять одно или несколько методологических действий, как описано в настоящем документе. В некоторых вариантах осуществления могут использоваться различные механические компоненты, известные специалистам в данной области техники.
Варианты осуществления могут быть реализованы в виде одного или нескольких устройств, систем и/или способов. В некоторых вариантах осуществления инструкции могут храниться на одном или нескольких компьютерных программных продуктах или машиночитаемых носителях, таких как временный и/или постоянный машиночитаемый носитель. Инструкции при выполнении могут заставить объект (например, устройство или систему) выполнить одно или несколько методологических действий, как описано в настоящем документе.
Термин «приблизительно» включает степень погрешности, связанную с измерением конкретной величины на основании оборудования, доступного на момент подачи заявки. Например, «приблизительно» может включать диапазон ±8%, или 5%, или 2% от заданного значения.
Используемая здесь терминология предназначена только для описания конкретных вариантов осуществления и не предназначена для ограничения настоящего раскрытия. Используемые здесь формы единственного числа «a», «an» и «the» предназначены также для включения форм множественного числа, если в контексте явно не указано иное. Кроме того, следует понимать, что термины «содержит» и/или «содержащий» при использовании в данном описании определяют наличие заявленных признаков, целых чисел, этапов, операций, элементов и/или компонентов, но не исключают наличия или добавление одного или нескольких других признаков, целых чисел, шагов, операций, компонентов элементов и/или их групп
Хотя настоящее раскрытие было описано со ссылкой на иллюстративное воплощение или воплощения, специалистам в данной области техники будет понятно, что могут быть внесены различные изменения и эквиваленты могут быть заменены его элементами, не выходя за рамки настоящего документа. раскрытие. Кроме того, может быть сделано множество модификаций для адаптации конкретной ситуации или материала к принципам настоящего раскрытия без отклонения от его основного объема. Следовательно, предполагается, что настоящее раскрытие не ограничивается конкретным вариантом осуществления, раскрытым как наилучший способ, предусмотренный для выполнения настоящего раскрытия, но что настоящее раскрытие будет включать все варианты осуществления, подпадающие под объем формулы изобретения.
Дополнительная коробка передач | Обновление AgAir
PT6A — это модульный двигатель. Одним из преимуществ модульной конструкции является простота обслуживания и устранения неполадок. Большинство инструкций и указаний даются с точки зрения пилота. Глядя на двигатель с точки зрения пилота, первый модуль, с которым вы сталкиваетесь, — это коробка передач вспомогательных агрегатов (AGB). За последние несколько недель мне несколько раз звонили по вопросам устранения неполадок и технического обслуживания AGB.
Коробка агрегатов — это место, где начинается работа двигателя. Стартер-генератор установлен на редукторе агрегатов. Топливный насос и регулятор подачи топлива, а также тахометр Ng расположены на коробке передач. Для некоторых клиентов, с которыми я разговаривал, у AGB также есть самый важный блок на самолете AG — кондиционер. Работа и управление двигателем также начинаются с кулачковой коробки в этой части двигателя. Как видите, в задней части двигателя есть много важных компонентов.
Некоторые проблемы могут возникнуть в отношении AGB. Проверка этого модуля никогда не стоит в чьем-либо списке, если нет проблемы. Первая проблема – течь масла? На задней части двигателя имеется пять уплотнений, известных как уплотнения Гарлока, и они уплотняют каждый приводной вал. Когда мы начинаем видеть масло на задней части двигателя, это первое, что мы проверяем. Как узнать, какой из них может протекать? Каждая уплотнительная прокладка или аксессуар подключается к сливу. Простой мешок, прикрепленный к каждому сливу отдельно, скажет нам, какой из них протекает. Что произойдет, если все уплотнения негерметичны? В некоторых установках планера используется резиновый шланг в системе вентиляции воздушно-масляного сепаратора. Воздействие турбинного масла с течением времени может привести к тому, что внутренняя часть этого шланга начнет закрываться. Это ограничение может вызвать обратное давление в AGB, что приведет к утечке всех уплотнений.
Следующая проблема, масло на правой стороне самолета? Внутри AGB имеется углеродное уплотнение. Стартер/генератор работает на поверхности этого уплотнения. Время от времени мы видели повреждение этого углеродного уплотнения. При снятии и повторной установке стартера/генератора край шестерни может «удариться». Это может повредить, треснуть или сломать угольное уплотнение. В этом случае масло может выйти вместе с воздухом, выбрасываемым за борт через трубку сапуна. Это может привести к попаданию масла вниз с левой стороны. Это можно заменить в полевых условиях. Тем не менее, вы должны удалить AGB из двигателя.
Руководство по техническому обслуживанию вашего самолета может попросить вас измерить износ шлицев на шестернях в AGB. Это может быть реальной проблемой, если вы используете «сухой» шлицевой стартер. Если уход за шлицевой смазкой не выполняется, в результате может быть изношены зубья шестерни. Если вы обнаружите изношенные зубья на своей шестерне, в руководстве по техническому обслуживанию двигателя указано заменить эту шестерню в течение следующих 50 часов. Утром выходить на улицу не хочется, а стартер не крутит двигатель.
Еще одна проблема с генератором AGB/Starter — повреждение электрическим разрядом или EDD. Если у вас вышел из строя стартер/генератор, необходимо провести проверку AGB. Возможно искрение внутри двигателя. Мы обнаружили искрение на шестерне стартера, подшипниках №1 и №2, что связано с отказом стартера/генератора. У Air Tractor есть служебное письмо по этому вопросу. Эта проблема касается не только самолетов AG, поскольку мы обнаружили повреждения на нескольких типах самолетов. Просто помните, что проблема со стартером должна быть исследована.
Крышка заливной горловины также расположена на AGB. Эта часть обрабатывается почти каждый день при проверке масла. Когда в следующий раз будешь заливать масло, посмотри на крышку заливной горловины. Убедитесь, что манометр плотно затянут и крышка не ослаблена, когда вы зафиксируете ее на месте. Если вы обнаружите ослабление в любой из этих областей, исправьте это.
Наконец, есть вызов для осмотра внутреннего экрана продувочного насоса. На днище AGB находится либо заглушка, либо детектор стружки. Снимите детектор или заглушку с помощью фонарика, зеркала и, при необходимости, бороскопа. Осмотрите сетку откачивающей помпы внутри и убедитесь, что на сетке нет нагара, краски или любого постороннего мусора. При обнаружении мусора очистите экран. Имейте в виду, что в AGB есть масло, и когда вы вытащите пробку, масло вытечет. В руководстве по эксплуатации сказано собрать это масло, и если оно не загрязнено, можно вернуть его в двигатель.
Это краткий обзор одного из модулей, составляющих PT6A. Надеюсь, это дает некоторое представление о том, как устроен двигатель. Эта информация также должна помочь с некоторыми советами по устранению неполадок. Невероятно, как модульная конструкция подходит для обслуживания и ремонта двигателя, который был разработан в 1950-х годах и впервые построен в 1960-х годах.
Роберт Краймер работал над двигателем PT6A и самолетами с двигателем PT6A в течение последних трех десятилетий, в том числе последние 25 с лишним лет в Covington Aircraft.