Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Принцип работы и устройство автомобильного стартера

Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 6 мин. Просмотров 1.1k.

Содержание

  1. Устройство стартера
  2. Работа электродвигателя стартера
  3. Как стартер запускает двигатель
  4. Особенности конструкции
  5. Основные неисправности

Для запуска двигателя внутреннего сгорания необходимо, чтобы в нем воспламенилась воздушно топливная смесь. Чтобы сделать это, требуется раскрутить коленвал до минимальных необходимых для нормальной работы оборотов, от чего в цилиндрах начинаются рабочие процессы, в соответствии с тактами работы ДВС. Провернуть коленчатый вал при запуске двигателя поможет электромеханическое устройство, которое и называется стартер.

Устройство стартера

Конструктивно стартер представляет собой электродвигатель и предназначен для преобразования электрической в механическую энергию. Принцип его работы состоит в том, что по закону Ампера рамка с током, находящаяся в постоянном магнитном поле, начинает вращаться. Рассмотрим основные узлы стартера.

  1. Корпус со стальным сердечником (башмаком), с проводящей обмоткой. В корпус устанавливается и укрепляется болтами четыре сердечника. Получается обмотка статора, которую еще называют обмоткой возбуждения. Вход на обмотку подается со стороны корпуса, а выход на две щетки медно-графитового типа. В результате получается стандартный электромагнит. Конструкция стартера в современных автомобилях проще – здесь сердечники заменяются постоянными магнитами, что позволяет делать устройства компактнее.
  2. Якорь – стальной вал, на который набирается сердечник. Он делается из тонких листов специальной электротехнической стали, чтобы исключить влияние вихревых токов. В пазах сердечника размещаются проводящие рамки, выводящиеся на коллектор из меди. На него выходят щетки обмотки статора с положительным зарядом и отрицательные щетки, выведенные на массу устройства.
  3. Задняя крышка имеет специальные щеткодержатели, которые удерживают щетки на месте и подпружинивают их для улучшения качества контакта с коллектором. В центре установлена опорная втулка для упора якоря.


Работа электродвигателя стартера

Принцип работы стартера практически не отличается от электродвигателя. От плюсовой клеммы аккумулятора ток подается на входной контакт, переходя на обмотку стартера или возбуждения и на положительные медно-графитовые щетки, контактирующие с коллектором. Оттуда он переходит в проводящие рамки якоря, отрицательные щетки массы и отрицательную клемму аккумулятора.

При взаимодействии магнитных полей статора и якоря последний начинает вращаться, превращая электрическую энергию в механическую. Это требуется, чтобы заставить вращаться коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания. На современных устройствах ток не нужно подавать на обмотку возбуждения, поскольку она заменена постоянными магнитами. От аккумулятора он направляется непосредственно на положительные щетки, от которых, через коллектор ток перетекает на обмотку якоря. Нужно учитывать, что по плюсовому проводу проходит ток до 400 А, поэтому его материал и сечение должны соответствовать этому параметру.

Как стартер запускает двигатель

Единственное назначение стартера – запуск двигателя автомобиля, поэтому  в нем есть специальные соединительные устройства, которые передают ему выработанную механическую энергию.

Для этого на якоре делаются шлицы, на которые устанавливается направляющая и бендикс. Он представляет собой специальную конструкцию, которая должна вращаться с определенной скоростью, передавая вращение вала якоря на шестерню. При этом бендикс поступательно перемещается по валу якоря, при этом вращаясь вместе с ним. 

Для перемещения бендикса служит вилка, вставленная в пазы направляющей. Она может перемещаться относительно оси крепления, подавая бендикс вперед или назад, в зависимости от того, работает стартер или нет. Вилка приводится в движение сердечником, соединенным с реле или электромагнитом.

 

Принцип работы реле стартера прост: его контакты выводятся на замок зажигания и аккумулятор, при включении зажигания, ток приходит на катушку реле, она примагничивает сердечник, который выдвигает вилку вперед. Одновременно намагниченное реле замыкает силовой провод аккумулятора и стартера при помощи медного пятака. При размыкании цепи зажигания, катушка перестает притягивать сердечник, который под воздействием пружинок возвращается на исходную позицию. Якорь начинает вращаться в тот момент, когда бендикс подается вперед, при размыкании контакта – стартер перестает вращаться, а бендикс подается назад. Вся эта конструкция закрывается корпусом и называется втягивающее реле стартера.

Стартер устанавливают непосредственно возле маховика двигателя, который жестко крепится на коленчатый вал. На боковой части диска маховика установлен зубчатый венец, который подходит шестерне стартера. При повороте ключа зажигания в положение запуска двигателя втягивающее реле вставляет шестерню бендикса в зубчатый венец маховика, после чего замыкается контакт на электродвигатель. Вал якоря начинает вращаться, усилие передается на маховик и коленчатый вал, в результате чего заводится двигатель. После запуска двигателя контакт ключа зажигания размыкается, все детали возвращаются в первоначальное положение. Стартер при этом останавливается, а двигатель продолжает работать.

Особенности конструкции

Устройство и работа стартера на постоянных магнитах отличается более сложной системой передачи усилия на вал, который приводит в движение бендикс. Для этого используется планетарная передача, которая крепится на более короткую часть вала, жестко связанную с якорем. Вал бендикса вращается при этом на водиле, связанном с планетарными шестернями или сателлитами главной шестерни вала якоря. Так работают так называемые редукторные стартеры.

Бендикс тоже имеет свое устройство и часто называется обгонная муфта или муфта свободного хода. Проблема состоит в том, что его шестерня должна заставить маховик вращаться с частотой не меньше 100 оборотов в минуту. При этом сама она вращается с частотой 1000 оборотов в минуту. В момент, когда двигатель заводится, его коленвал начинает вращаться с большой частотой, около 1000 оборотов и если шестерня бендикса остается в зацеплении, она будет вращаться 10000 оборотов в минуту, в результате чего стартер выйдет из строя. Чтобы этого не произошло, в бендиксе предусмотрен специальный механизм, препятствующий передаче вращения от маховика на вал якоря.

Основные неисправности

Несмотря на то что устройство стартера достаточно простое, периодически возникают проблемы, о которых лучше знать заранее. Часто случается так, что от корпуса отстают и падают магниты. Данная неисправность легко устраняется, достаточно приклеить их обратно, что можно сделать даже самостоятельно.

Со временем изнашиваются опорные втулки, на них упирается якорь, который начинает вибрировать и биться,  ухудшая контакт щеток и коллектора. Это приводит к нестабильной работе стартера, искрению, выгоранию щеток. Нужно проточить коллектор, заменить щетки и втулки.

Еще одна часто встречающаяся проблема – износ роликов бендикса. В этом случае вал якоря просто не проворачивает шестерню, а она не крутит маховик. Чтобы решить проблему, требуется заменить бендикс.

Но чаще всего выходит из строя втягивающее реле. Например, когда залипает пятак, который под воздействием высокого тока приваривается к контактам. Тогда при выключении зажигания, якорь стартера продолжает вращаться, поскольку основной контакт не разомкнут. Чтобы устранить проблему, нужно просто снять минусовую клемму аккумулятора, затем достаточно просто почистить пятак, но иногда нужно менять все втягивающее реле.

Печать

Реставратор для пластика и кожи

5 минут и салон авто как новый. 
Посмотрите фото до и после

1490 р.

Набор для ремонта стекла

Ремонт стекла авто своими руками.
Спасает от трещин и сколов.

1690 р.

Зеркало видеорегистратор Vehicle Blackbox DVR

видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида
+ датчик движения + технология Dual cam + G-Sensor. ..

1990 р.

Зеркало — бортовой компьютер

12в1 — видеорегистратор, GPS-навигатор,
камера, интернет, радар, FM, G-sensor…

1990 р.

Авточехлы из экокожи

Салон будет как новый!
Легко чистятся, не трутся, не рвутся.

3990 р.

Стартер — устройство и принцип работы

Стартер служит для пуска двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. На автобусах ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695Е и ПАЗ-672 устанавливают стартеры марки СТ130, мощностью 1,5 л. с. Стартерная установка состоит из трех частей: стартера, дистанционного привода и механизма включения стартера с венцом маховика.

Стартер — четырехполюсный электродвигатель, состоит из корпуса с полюсными сердечниками, на которых помещена обмотка возбуждения. Корпус закрыт крышками, в которых запрессованы медно-графитовые втулки. В этих втулках вращается вал якоря.

К коллектору якоря пружинами прижимаются четыре медно-графитовые щетки, установленные в щеткодержателях. Так как стартер потребляет ток большой силы, обмотки возбуждения и якоря выполнены из прямоугольного медного провода большого сечения. Обмотка возбуждения разделена на две ветви: начала ветвей присоединены к изолированному зажиму на корпусе, а концы — к двум положительным щеткам. Отрицательные щетки соединены с корпусом. Обмотки якоря и обмотки возбуждения соединены между собой последовательно (сервисное соединение).

В дистанционный привод включения стартера входят: выключатель стартера, реле включения и тяговое реле.

Реле включения служит для предохранения контактов выключателя стартера от обгорания и состоит из ярма с сердечником, якорька с подвижным контактом и пружиной, стойки с неподвижным контактом и зажимов К1, К2, Б и С для присоединения проводов.

Тяговое реле состоит из якоря с пружиной, втягивающей удерживающей обмоток, контактного кольца, латунной втулки магнитопровода с шипом, зажимов E1, Е2 и зажимов Д1 и Д2 рабочего тока стартера.

Механизм включения стартера состоит из шестерни привода, муфты свободного хода, демпферной пружины, подвижной муфты и втулки, которая перемещается по червячной нарезке вала якоря. Через рычаг подвижная муфта соединяется с якорем тягового реле.

При нажатии на кнопку стартера или при повороте ключа зажигания ВЗ в положение пуска двигателя замыкается цепь реле включения, по которой проходит ток малой силы. Путь тока: положительный зажим аккумуляторной батареи — зажим стартера Д1 — выключатель зажигания — зажим К2 реле — обмотка реле — К1 — зажим реле-регулятора — обмотка якоря генератора — масса — минус батареи.

При прохождении тока по обмотке реле включения сердечник намагничивается и притягивает к себе якорек. При этом контакты замыкаются.

При замкнутых контактах реле-включения ток из аккумуляторной батареи поступает в обмотки тягового реле, минуя выключатель стартера, по следящему пути: зажим батареи – зажим Д1 – зажим Б реле-включения — ярмо – якорек – контакты — зажим С — зажим Е2. С зажима Е2 ток идет в две ветви: удерживающая обмотка – масса — минусовый зажим батареи; втягивающая обмотка — верхний зажим Е1 – обмотка возбуждения стартера — изолированные положительные щетки – обмотка якоря, минусовые щетки – масса – минус батареи.

Магнитный поток, создаваемый двумя обмотками втягивает якорь влево. При этом рычаг через муфту переметает шестерню и вводит ее в зацепление с венцом маховика Контактное кольцо замыкает основные контакты стартера, которые шунтируют втягивающую обмотку и выключают вариатор катушки зажигания через зажим КЗ.

Через сомкнутые контакты пойдет ток силой до 600А и якорь начнет вращать коленчатый вал двигателя. Якорь тягового реле будет удерживаться одной удерживающей обмоткой. Для того чтобы стартер не мог оставаться включенным после пуска двигателя и чтобы не включить стартер при работающем двигателе, обмотка реле включения включена через цепь генератора.

После пуска двигателя обмотка реле включения будет находиться под разностью напряжений батареи и генератора и контакты* реле включения разомкнутся.

Таким образом, включение обмотки реле включения через генератор обеспечивает автоматическое выключение стартера после пуска двигателя, и при этом возвратная пружина через рычаг выводит шестерню стартера из зацепления с венцом маховика. Если при включении стартера торцы зубьев шестерен упираются в торцы зубьев венца маховика, то рычаг, поворачиваясь, сжимает пружину, а контактное кольцо замыкает контакты. Вал стартера поворачивается вместе с шестерней, и сжатая пружина механизма вводит шестерню в зацепление.

Шестерня с валом стартера соединяется муфтой свободного хода, которая передает крутящий момент с вала на маховик и разъединяет вал от маховика после пуска двигателя, а, следовательно, предотвращает «разнос» якоря стартера.

Основными частями муфты свободного хода являются обойма с втулкой и ведомая обойма с шестерней. В четырех пазах непременного сечения ведущей обоймы помещены ролики, нагруженные пружинами. Усилием пружин ролики отжаты в узкую часть пазов и заклинивают обоймы, благодаря чему вращение якоря передается на венец маховика. После пуска двигателя частота вращения ведомой обоймы значительно превышает частоту вращения ведущей: ролики отбрасываются в широкую часть пазов. После пуска двигателя втулка навертывается на червячную нарезку вала и этим выводит шестерню из зацепления с венцом маховика.

Особенности устройства стартера автобусов Икарус. Принципиальное устройство стартера аналогично вышеописанным стартерам. Мощность 4 л.с

Стартер состоит из корпуса с полюсными наконечниками и дополнительной катушкой возбуждения. Якорь стартера вращается в бронзовых подшипниках, установленных в крышках. К коллектору якоря прижимаются щетки, установленные в щеткодержателях.

Особенностью устройства стартера является то, что его якорь скользит вдоль оси, чем обеспечивается включение шестерни, привода стартера с венцом маховика.

Включение стартера осуществляет за два приема при помощи электромагнитного включателя, связанного с механической блокировкой рычага.

При нажатии на кнопку стартера замыкается цепь шунтовой обмотки включателя и дополнительной обмотки полюсов. Ток, проходящий по шунтовой обмотки включателя, втягивает якорь, а ток, проходящий через обмотку, создает слабое магнитное поле, вращающее якорь с небольшой скоростью. При этом шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика.

При дальнейшем перемещении якоря диск приподнимает рычаг и освобождает контактный мостик включателя. При этом включается полный ток возбуждения обмотки и стартер проворачивает коленчатый вал.

При осевом смещении якоря происходит включение многодискового сцепления, расположенного на валу якоря. Включение достигается перемещением втулки с винтовой нарезкой, которая при перемещении ротора поворачивается по нарезке и зажимает диски. Возвращение якоря в исходное положение осуществляется возвратной пружиной и одновременным выключением сцепления якоря.

Запись опубликована в рубрике Электрооборудование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Все о ручных пускателях двигателей

Пускатели двигателей — это устройства, которые запускают и останавливают электродвигатели с помощью ручных или автоматических выключателей и обеспечивают защиту цепей двигателя от перегрузки. Ключевые характеристики включают предполагаемое применение, тип пускателя, электрические характеристики, включая количество фаз, ток, напряжение и номинальную мощность, а также характеристики. Пускатели двигателей используются везде, где работают электродвигатели мощностью более определенной лошадиной силы. Существует несколько типов пускателей, в том числе ручные, магнитные, с плавным пуском, многоскоростные и с полным напряжением. В этой статье рассматриваются ручные пускатели электродвигателей и объясняется, как они работают, их применение и некоторые соображения по выбору пускателя электродвигателя.

Как работает ручной стартер двигателя?

Ручные пускатели электродвигателей являются простейшим типом пускателей электродвигателей и состоят из выключателя включения/выключения и реле перегрузки. Они, как следует из их названия, управляются вручную. Кнопка, тумблер или поворотный переключатель, установленный непосредственно на пускателе, нажимается для запуска или остановки подключенного электрооборудования. Механические связи от кнопок или тумблера заставляют контакты размыкаться и замыкаться, запуская и останавливая двигатель.

В ручном пускателе двигателя конденсатор и катушки, присутствующие в двигателе, будут управлять направлением однофазного асинхронного двигателя. Если двигатель достигает определенной скорости, встроенная обмотка стартера начинает издавать щелчок. Ручные пускатели двигателей обеспечивают защиту двигателей от перегрузки. Они следят за тем, чтобы к двигателю проходило необходимое количество тока, и помогают контролировать температуру в двигателе.

Все пускатели двигателей имеют общие функции управления мощностью. Они рассчитаны по току (амперы) или мощности (лошадиные силы), имеют дистанционное управление включением/выключением и защиту двигателя от перегрузки. Они имеют функции подключения и толчкового режима, которые быстро включают или отключают ток.

Пускатель с самозащитой представляет собой разновидность ручного пускателя и часто используется в панелях управления с несколькими двигателями. Панели управления имеют низкоуровневую мгновенную защиту от перегрузки по току, что позволяет одному устройству защиты от короткого замыкания на входе защищать несколько пускателей. Это означает, что двигатели не нуждаются в индивидуальной защите от короткого замыкания. Эти ручные пускатели могут использоваться как с однофазными, так и с трехфазными двигателями.

Приложения и отрасли

Поскольку ручные пускатели двигателей обычно не обеспечивают отключение питания двигателя в случае прерывания питания, они обычно используются для небольших двигателей, где целесообразно возобновить работу после восстановления питания. Сюда входят небольшие насосы, вентиляторы, электропилы, воздуходувки, упаковочное, сортировочное и другое оборудование.

Ручные пускатели с защитой от пониженного напряжения обеспечивают средства обесточивания цепи пускателя после отключения питания и, следовательно, используются для конвейеров и т. д., где существует опасность автоматического перезапуска как для оборудования, так и для персонала. Ручные пускатели двигателей с защитой от пониженного напряжения используются на станках, деревообрабатывающем оборудовании и т. д., где в соответствии с требованиями безопасности двигатель должен отключаться после отключения питания.

Они доступны в конфигурациях NEMA и IEC, а также в стандартных размерах. Стартеры с ручным управлением меньше по размеру и имеют меньшую начальную стоимость, чем другие стартеры. Они используются при полном напряжении, в сетевых приложениях для малых и средних однофазных и трехфазных двигателей

Соображения

Ручные пускатели двигателей ограничены размером двигателя, который они могут запускать, начиная с дробных уровней мощности и обычно доводя до максимума 10-15 л.с., в зависимости от напряжения. Они, как правило, используются с оборудованием, которое запускается нечасто или работает непрерывно с небольшим количеством остановок. Помимо этого, спецификаторы должны рассмотреть возможность использования магнитных пускателей или даже устройств плавного пуска.

Особые случаи, такие как реверсивное или многоскоростное обслуживание, решаются с помощью стилей для конкретных приложений. Другие соображения, помимо размера двигателя и напряжения, включают в себя то, что касается приложений и вариантов, таких как взрывозащищенность, номинальные характеристики корпуса и защита предохранителем или выключателем.

Резюме

В этой статье представлены сведения о ручных пускателях двигателей. Для получения дополнительной информации о сопутствующих продуктах обратитесь к другим нашим руководствам или посетите платформу поиска поставщиков Thomas, чтобы найти потенциальные источники поставок или просмотреть сведения о конкретных продуктах.

Прочие пускатели двигателей Артикул

  • Типы пускателей двигателей
  • Все о магнитных пускателях двигателей — что это такое и как они работают

Больше из Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Машины, инструменты и расходные материалы

Виды поломок стартера.

Устройство, принцип работы и типичные неисправности стартера

Автомобильный стартер — Это часть электрооборудования современных машин. Он обеспечивает необходимую скорость для запуска двигателя. коленчатый вал. то двигатель постоянного тока черпает свою энергию от аккумуляторной батареи.

Интересный факт! В 1911 году американский изобретатель Чарльз Кеттеринг начал работу над проектом Electric Starter, который впоследствии принес ему должность вице-президента General Motors и мировую известность.

Признаки неисправности стартера

Если вы заметили, что стартер не крутит двигатель   или недостаточно быстро для запуска — это свидетельствует о неисправности электрический символ.

  Проверьте, начиная с аккумулятора всю цепочку.

По механическим признакам говорят двигатель не работает при работающем стартере, стук при пуске и гул при работе . Здесь необходимо осмотреть: рычаг обгонной муфты, кольцо сцепления, буферную пружину, кольцо маховика.

Признаки, обещающие скорую поломку: стартер работает не сразу — после пары попыток повернуть ключ; поздний выход из зацепления; Работает плотно при полностью заряженном аккумуляторе.

Важно! Как можно чаще проверяйте правильность работы стартера и связанных с ним компонентов.   Стартер может служить до 200 тыс. км. бегите, если вы будете эксплуатировать его с умом. Своевременная диагностика и профилактика значительно увеличат его жизненный ресурс.

Проверка стартера без снятия

Рассмотрим как проверить стартер не снимая.

Стартер не вращается при повороте ключа — посмотрите в каком положении находится рычаг селектора. Должен быть «паркинг» или «нейтраль». Убедитесь в целостности проводки на клеммах и реле стартера. Проверьте, заряжен ли аккумулятор.

  При повороте ключа зажигания стартер не крутит, но слышны щелчки тягового реле при заряженном аккумуляторе — неисправны контакты реле или стартера. Если щелчки не прослушиваются, значит, сломалось тяговое реле или в цепи реле имеется обрыв.

Когда двигатель стартера вращается медленно , обратите внимание на напряжение — оно должно быть не менее 12 В.

Знаете ли вы? Электростартер используется в автомобилях с 1920.

Как снять стартер

Для того чтобы снять стартер нужен помощник и подъемник. Если нет ни того, ни другого, сделайте процедуру самостоятельно, это займет около часа вашего времени. Далее следуйте приведенным ниже инструкциям:

  Перед снятием убедитесь, что двигатель остыл. В противном случае вы рискуете обжечься.

Как проверить стартер с помощью аккумулятора, диагностика реле

Перед проверкой стартера не снимать с автомобиля, убедиться в исправности аккумулятора. Это можно сделать с помощью мультиметра. Если аккумулятор в порядке, можно переходить к проверке. Операцию будем проводить с помощью вольтметра.

Перед проверкой втягивающего устройства стартера найдите его плюсовую клемму. Это толстый провод, который идет от аккумулятора к болту на стартере. На эту клемму поставьте калибр красного (плюсового) провода устройства, а черный провод подключите к массе автомобиля.

  Для успешного прохождения теста пригласите помощника, который на этом этапе повернет ключ зажигания.  Если с механизмом проблем нет, стрелка вольтметра покажет напряжение 12 В, а стартер издаст щелчки. Если номинал устройства меньше, то проблема в замке зажигания, так как аккумулятор уже проверен.    Вы можете проверить пусковое устройство с помощью другого устройства. Если вы не знаете, как прозвонить стартер мультиметром, ниже небольшая инструкция. Для проверки положите прибор в горизонтальное положение и установите стрелку мультиметра на ноль. Определите калибровку источника напряжения и переведите переключатели значений прибора в нужные вам режимы. Обязательно осмотрите все провода на целостность.

Если все в порядке, замкните концы прибора на тестируемом участке и наблюдайте за реакцией стрелок. Если на дисплее видны цифровые значения прибора.

Помните! Перед испытанием на проверяемом участке не должно быть напряжения.

Как проверить якорь и щетки

Для проверки целостности щеток возьмите лампочку на 12 вольт. Подсоедините его провода к держателю и к массе щеток.  Если лампочка загорится — это признак поломки, и щетки придется заменить.

Работа под большой нагрузкой может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, помимо визуального осмотра можно проверить якорь стартера мультиметром. Тест заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Для проверки сопротивления искомая цепь подключается к выходным клеммам мультиметра, установленного в режим омметра. Исправная жила покажет сопротивление, близкое к нулю, а ее изоляция будет означать значение, стремящееся к бесконечности. Это общее правило для тестирования проводов и кабелей.

Диагностика Bendix

Если стартер включается, а мотор не крутится, пора научиться проверять Стартер бендикс.  Бендикс обычно не ремонтируют, а заменяют, но причины его поломки нужно знать. Их немного:

Бендикс проверяется без труда. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавиться от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта устройства должна иметь одностороннее вращение. При наличии вращения в две стороны причина поломки неисправная муфта. Этот элемент придется заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкцию, вы легко сможете проверить стартер и заменить неисправные детали.

Подпишитесь на наши новости по номеру

Автомобильный стартер представляет собой электромеханический узел, обеспечивающий запуск двигателя за счет создания крутящего момента на коленчатом валу с определенным числом оборотов. В результате работы устройства достигается необходимая степень сжатия топливовоздушной смеси в цилиндрах, происходит воспламенение топлива.

При неисправности стартера возможны перебои в его работе или выход из строя механизма, что усложняет процесс запуска двигателя. В этой ситуации выход только один – поиск поломки и ее устранение. Но, прежде чем приступать к выяснению причин, стоит вспомнить конструктивные особенности автомобиля.

Стартер работает не сам по себе, а в сочетании с элементами пуско-зарядной цепи. Это означает, что причиной неисправности могут быть механические или электрические поломки, имеющие индивидуальные особенности. Рассмотрим их более подробно.

Электрические причины

Неисправности стартера часто связаны с повреждением электрической цепи, происходящим от автомобильного аккумулятора. Признаками поломки является отсутствие или медленное вращение коленчатого вала при попытке запуска двигателя. Проверьте следующие пункты:

  • Достаточно ли заряжен аккумулятор.
  • Надежность фиксации и качество контактов «масса».
  • Целостность провода, соответствующего контактной группе втягивающего реле. Здесь также обратите внимание на качество контактного соединения.
  • Исправность контактов замка зажигания.
  • Нет повреждений провода, установленного между аккумулятором и стартером. У него должен быть хороший контакт.

Если при повороте ключа в замке зажигания не вращается якорь и не срабатывает втягивающее реле, возможно неисправность стартера с КЗ, обрывом цепи или замыканием на массу в тяговом реле. Медленное вращение маховика при попытке запуска двигателя также свидетельствует о «электрических» проблемах агрегата.

В случае отсутствия явных признаков неисправности стартера необходимо демонтировать узел для проверки. Проблема может быть вызвана замыканием пластин или подгоранием коллектора, но наиболее распространенными причинами являются «зависания» или износ щеток.

Итак, к характеристике неисправностей стартера следует отнести:

  • Износ щеток.
  • Поломка тягового реле.
  • Изношены анкеры коллектора.

Видео: Стартер — причины выхода из строя. Часть 1

Механические причины

Вторая категория неисправностей стартера носит механический характер. О таких отказах свидетельствуют следующие признаки – стартер работает, но двигатель не запускается, вращение коленчатого вала отсутствует. Первое, на что следует обратить внимание при поиске неисправности, это кольцо и рычаг обгонной муфты, кольцо маховика и буферная пружина.

Если стартер крутит, но двигатель не заводится, причин может быть много:

  • Скользящая муфта.
  • Отказ, или соскакивание с оси, с рычага.
  • Поломка буферной пружины, которая не выполняет своих задач.
  • Сильный износ приводного кольца.

Если во время пуска двигателя слышен скрежет, это может свидетельствовать об износе зубьев венца маховика. Для решения проблемы убедитесь в правильности регулировки хода шестерни и осмотрите буферную пружину.

Неисправности стартера часто связаны с подозрительным шумом при работе агрегата. В такой ситуации осмотрите моторный отсек сверху или снизу. Здесь возможны следующие причины отказа:

  • Повреждение зубов.
  • Ослабьте болты стартера.
  • Изношены втулки и шейки подшипников на валу якоря.
  • Ослабление крепления полюсов внутри стартера. Поэтому якорь касается пусковой части.

Неисправности стартера могут проявляться не только в момент запуска, но и после него. Один из частых случаев, когда устройство не выключается и продолжает вращаться. Причин такой поломки может быть несколько:

  • Износ пружины свободного хода.
  • «Залипание» контактов тягового реле.
  • Тяговое реле заело и не работает.
  • Заедание привода на валу или приводном рычаге.
  • Изношена пружина замка зажигания.

При наличии таких неисправностей пускателя рекомендуется немедленно снять клемму с устройства и приступить к поиску неисправности.

Видео: Стартер — причины выхода из строя. Часть 2

Если видео не показывается, обновите страницу или

Если в процессе эксплуатации Вы еще не сталкивались с вышеперечисленными неисправностями, но при запуске двигателя стартер по-прежнему работает некорректно, обратите внимание на следующие симптомы:

  • Стартер работает, но после нескольких попыток прокрутить ключ. Эта проблема указывает на подгорание контакта на втягивающем реле.
  • Стартер прокручивается с большим усилием, несмотря на хороший заряд аккумулятора. Такая неисправность часто вызвана износом щетки или возникновением выработки на подшипнике.
  • После пуска пускатель с задержкой отключается. Вероятная причина — износ зубьев шестерни бендикса или венца маховика.

Средний срок службы стартера 70-200 тыс. км пробега. Чтобы продлить его ресурс, рекомендуется периодически проводить профилактику и своевременно устранять возникшие повреждения. Чтобы своевременно обнаружить неисправность стартера, проверить его и провести ремонтные работы, стоит изучить технические параметры конкретной модели, а именно: мощность, номинальное напряжение, потребляемый ток, крутящий момент и число оборотов.

Владельцам старых автомобилей можно только позавидовать — если не работает стартер, двигатель заводится с рукоятки. На современных автомобилях этот фокус не работает, особенно если у них автоматическая коробка передач. Поэтому за исправностью стартера необходимо следить.

Назначение и конструкция

Стартер – электромеханический узел, предназначенный для пуска двигателя. Конструктивно он состоит из трех элементов – электродвигателя, втягивающего реле и механизма шестеренчатого привода с муфтой свободного хода (бендикс). При повороте ключа замка зажигания в положение «стартер» электричество поступает на втягивающее реле, электромагнит входит в зацепление ведущей шестерни с зубчатым венцом маховика и замыкает электрическую цепь, пропускающую большой ток (250-300А) к стартеру. Кинематика втягивающего реле и остальной механики устроена так, что замыкание силовой цепи происходит только после полного зацепления шестерни с венцом маховика. Как только двигатель запускается, ведущая шестерня скользит по спиральным пазам вала ротора электродвигателя и выходит из зацепления, и электрическая цепь размыкается. Чтобы случайно не включить стартер при работающем двигателе, предусмотрены специальные блокировки. Для увеличения крутящего момента и снижения потребляемой мощности некоторые стартеры оснащаются планетарным редуктором. При такой сложности конструкции уменьшаются габаритные размеры стартера, и можно использовать аккумулятор меньшего размера.

Виды и причины неисправностей

Неисправности стартера делятся на две группы — механические и электрические. Причина проблем с «механикой» часто кроется в естественном износе деталей. Это износ щеток, подшипников, заклинивание ведущей шестерни на шлицах ротора, износ обгонной муфты. Механические неисправности иногда влекут за собой электрические. Например, износ щеток приводит к потере контакта, люфт в подшипниках вызывает биение ротора и замыкание обмоток. Из чисто электрических неисправностей часто встречается подгорание рабочих поверхностей контактных болтов и замыкающей пластины при прохождении через контактную площадку больших токов. В результате срабатывает втягивающее реле стартера, и ток через контакты не проходит. Гораздо реже стартер выходит из строя из-за разрывов в электрической цепи и межвитковых замыканий.

Иногда стартер плохо работает из-за ослабления его крепления или втягивающего реле, а также гаек крепления силовых проводов, или окисления обмотки втягивающего реле.

Некоторые машины имеют незатянутую гайку. провод питания («Плюс») может не только вызвать проблемы с запуском двигателя, но и стать причиной возгорания — из-за короткого замыкания. Не забывайте, что цепь питания стартера часто не защищена предохранителем!

Симптомы аварийной поломки

Начинает работать после нескольких попыток включения (подгоревшие контакты втягивающего реле или его неправильная регулировка)
Стартер вышел из зацепления с запаздыванием (венец маховика, шестерня бендикс)
При заряженном аккумуляторе стартер с большим усилием проворачивает коленчатый вал (щетки, подшипники)
При повороте ключа зажигания появляется характерный стук, а стартер не включается, но после нескольких попыток двигатель можно запустить (шестерня стартера, кольцо маховика)
При включении стартера периодически слышен жужжащий звук, а двигатель не заводится (бендикс)

Симптомы

При повороте ключа зажигания стартер не включается
Втягивающее реле «щелкает», но стартер не вращается
Стартер вращает коленчатый вал на малых оборотах (при заряженном аккумуляторе)
Стартер вращается, но коленчатый вал неподвижен.
После запуска двигателя стартер не выключается

Диагностика

Самый точный способ диагностики — проверка стартера на специальном стенде. При этом вы можете контролировать практически все параметры, как связанные с электричеством, так и с механикой. Единственный недостаток — стартер придется снимать с машины. Учитывая надежность современных электроприборов и то, что часто причиной отказов стартера являются неисправности в других элементах электрической цепи, первичную диагностику лучше проводить на автомобиле. И первое, что нужно сделать, если стартер не включается или очень медленно крутит коленчатый вал, это проверить состояние заряда. аккумулятора и надежность контакта между клеммами проводов и его выводами. Все остальное лучше сделать у специалиста, так как нюансов много. Например, на автомобилях с автоматической коробкой передач стартер не включится даже при установке селектора в любое положение, кроме «N» и «P» и не нажатой педали тормоза, хотя может быть вполне исправен. В некоторых автомобилях перед включением стартера необходимо выжать педаль сцепления или нажать на тормоз, иначе стартер не включится из-за срабатывания защитных блокировок.

При малейших признаках неисправности стартера его подвергают диагностике и профилактике. Ремонт и обслуживание стартера, выполняемые квалифицированными специалистами.

Александр Ландари
  Фото Bosch и Сергея Кузьмичей

  • вращение стартера;
  • характерный металлический шум при запуске;
  • стартер издает щелчки;
  • Стартер крутит под большой нагрузкой.

Теперь нужно рассмотреть каждую из причин отдельно. Это поможет лучше понять проблему.

Прокрутка стартера

Многие специалисты утверждают, что причиной такой поломки является износ зубьев планетарного механизма или поломка бендикса. Каковы причины этой неисправности?

  1. Длительная эксплуатация стартера без должного ухода.
  2. Износ планетарных передач из-за отсутствия специальной смазки стартера.
  3. Большая нагрузка и, как следствие, нагрев стартера из-за плохого запуска двигателя.
  4. Неправильно установлен момент опережения зажигания, что приводит к откатам при запуске двигателя. Такие удары повреждают планетарную передачу.

Металлический шум при запуске

Причинами появления такой неприятности, по мнению специалистов, являются три момента:

  • ступица бендикс вышла из строя;
  • изношена втулка вала холостого хода;
  • Кольцо маховика повреждено.

Причиной этих проблем является отсутствие смазывающей жидкости на втулках бендикса. Или может быть виновата жидкость, которая приводит к вымыванию смазки.

Стартер издает щелчки

Появление характерных щелчков при прокручивании стартера может быть связано с несколькими поломками:

  • износ щеток стартера;
  • похудел на стартер;
  • недостаточно напряжения для стартера;
  • ротор не работает;
  • сломано втягивающее реле.

Каковы причины появления таких щелчков при работе стартера?

  1. Поврежденная насыпная проволока.
  2. Разряжен аккумулятор.
  3. Подгорели контакты на втягивающем реле.
  4. Каким-то образом в стартер попала жидкость.
  5. Окисление проводов на масс.


Стартер крутит под большой нагрузкой

Тяжелая работа стартера может говорить об износе втулок на роторе или замыкании обмотки. Причинами такой поломки, по мнению специалистов, будут:

  • отсутствие смазки на втулках из-за попадания жидкости;
  • повреждение изоляционного слоя обмотки ротора;
  • повреждение изоляционного слоя обмотки стартера.

Стартер — электромеханическое устройство, обеспечивающее запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, воспламеняющая горючую смесь.

А когда стартер не работает или работает с перебоями, запуск двигателя очень проблематичен, а иногда и невозможен. Но прежде чем начинать искать причины, почему не крутит стартер, нужно помнить, что этот узел работает в паре с другими системами. Автомобиль в общей пуско-зарядной цепи (батарея пуско-зарядного механизма управления). Поэтому могут быть как механические, так и электрические неисправности, имеющие свои отличительные особенности.

Причины неисправности электрооборудования

Когда стартер не крутит двигатель или крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь пуска от аккумулятора:

  1. Аккумулятор должен быть исправен заряжен;
  2. Контакты заземления надежны и хорошо защищены;
  3. Провод от клеммы втягивающего реле цел и имеет хороший контакт;
  4. Провод аккумуляторной части стартера не поврежден и имеет хороший контакт;
  5. Контактная группа замка зажигания исправна.

Эти неисправности следует отмечать, когда ключ повернут в замке зажигания, но втягиватель не работает, якорь не вращается. Если произошел обрыв обмотки тягового реле , а также замыкание между катушками или замыкание на массу.

О проблемах стартера по электрике будит говорить и при медленной прокрутке маховика.

А когда нет видимой причины, стоит разобрать деталь для осмотра, ведь мог сгореть коллектор или у него закрылись пластины. Хоть бы износились или повисли щетки.

Т.к. типичные неисправности  стартер  это:

  1. Щетки разболтались на коллекторе;
  2. Тяговое реле выходит из строя;
  3. Анкерный коллектор изнашивается.


Принцип работы стартера и его устройство

Если электрическая часть в порядке и цепь цела, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это сделать, необходимо изучить устройство и принцип работы автомобильного стартера.


Пусковое устройство автомобиля: 1. крышка передняя; 2. Бендикс; 3. коробка передач; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. кисти; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

При повороте ключа и запуске двигателя происходят следующие процессы:

H питание контактов замка и через реле стартера; обмотки (тяговая и удерживающая) втягивающего реле находятся под напряжением.

М благодатное поле в обмотках вдавливает якорь внутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).


Принцип работы стартера

H затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая замыкает контакты втягивающего реле, в результате чего стартер запускается вращать. И одновременно этой вилкой от якоря выталкивается бендикс вперед, приводя его шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Как следствие, это приводит к запуску.

AT  в тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, это не шестерня бендикса, обгонная муфта препятствует передаче крутящего момента   и бендикса, рычаг втягивается, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.

К ключ в замке зажигания возвращается в исходное положение и пропадает напряжение на клемме управления.

На основании рассмотренной схемы можно сделать предположения о возможных отказах на соответствующих этапах.

Механические неисправности

О наличии каких-либо механических неисправностей можно говорить, если стартер работает, но двигатель не заводится, так как не вращается коленчатый вал.

Проверяемые детали:   рычаг обгонной муфты, кольцо муфты, буферная пружина, кольцо маховика.


Одна из причин, почему стартер не вращает коленчатый вал

При крутящемся стартере запуск двигателя может не происходить если :

Сцепление пробуксовывает, рычаг выключения выходит из строя или выскакивает из оси, изношено сцепное кольцо муфты или буферная пружина не справляется со своей задачей. Когда при запуске появляется скрежет, такие симптомы могут свидетельствовать об износе зубьев венца маховика. В этом случае стоит проверить регулировку хода шестерни и состояние буферной пружины.

Если вы услышали не характерный шум стартера стоит осмотреть его с ямы и моторного отсека, так как могла возникнуть одна из этих неисправностей стартера:

  • втулки подшипников, а также шейки на валу якоря изношены;
  • болты крепления стартера ослаблены;
  • поврежденные зубы;
  • внутри крепление опоры стартера ослабло, так что якорь начал его задевать.

Но кроме того, что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они случаются и после его запуска. Типичная такая ситуация, когда стартер не отключается, а продолжает крутить . А виной такой проблемы со стартером может быть:

  1. Заедание приводного рычага или привода на валу якоря.
  2. Заклинило тяговое реле.
  3. Склеено тяговое реле.
  4. Изношена пружина заднего хода замка зажигания или пружина обгонной муфты.

В этом случае необходимо быстро отсоединить клемму стартера или клемму реле стартера и приступить к поиску причины неисправности стартера.

А если вы еще не сталкивались с вышеперечисленными поломками, но при запуске двигателя стартер все же стал вести себя необычно, то стоит смотреть на симптомы , обещающие скорый выход из строя:


Неисправность крыла стартера в щеточном узле

С стартер начинает крутить только после нескольких попыток включения ключа. Такой симптом говорит о подгорании контактов на втягивающем;

P после того, как пуск начался с опозданием, он вышел из зацепления. Есть износ зубьев шестерни бендикса или венца маховика;

С стартер начал крутиться с большим трудом, хотя аккумулятор заряжен. Такая операция, скорее всего, свидетельствует о том, что износились щетки или появилась выработка подшипника.

Ресурс стартера составляет порядка 70-200 тыс. км и для того, чтобы как можно дольше прослужил свой автомобиль, периодически нужно проводить некоторые профилактические работы.

Чтобы произвести наиболее правильный и последующий его ремонт, рекомендуется изучить технические характеристики конкретной модели.

Стартер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *