Самодельный стенд развал-схождения — inuyashka — LiveJournal
Оптический стенд для регулировки углов установки колес
Мне давно хотелось сделать свой стенд развал-схождения. Как-то увидев лазерную указку, нашлось подходящее решение.
Схема его представлена на рис.1. (Она близка к используемой в оптических стендах на СТО). Чтобы «оживить» схему, нужен ровный, более или менее горизонтальный пол в гараже, а также несколько приспособлений.
Первое-экран с излучателем (рис.2). Его крепят на подставке или на стене гаража. В последнем случае надо предусмотреть регулировку положения лазерной указки, закрепив ее, например, на гибком (рис.2,б). Расстояние от левого и правого экрана до отражателей может быть разным, что учитывается при вычислениях. Чем больше расстояние, тем крупнее будут измеряемые величины на экране, а следовательно, точность.
Вместо миниатюрных штатных элементов питания указки дешевле использовать внешний источник постоянного тока напряжением 4,5В (например, батарейки для карманного фонаря). Второе приспособление (рис.3) устанавливаем на колесо — это зеркало, отражающее луч указки.
Болты крепления 1 (рис.4) можно изготовить из стандартных колесных, ввернув в их головки шпильки.
Еще одно приспособление — центрирующие экраны 2 (рис.5).
Разумеется, конструкцию всех элементов можно усовершенствовать, сделать их более удобными. Все зависит от возможностей изготовления и частоты использования.
Прежде чем приниматься за работу, полезно подковаться в теории.
Горизонтальность опорных площадок достаточна в разумных пределах, лишь бы нагрузка не перераспределилась заметно с одного колеса на другое. Чтобы передние колеса при контроле углов легко поворачивались я ставлю каждое на две металлические пластины, между которыми заложена смазка.
Порядок работы таков.
Устанавливаем экраны на выбранном расстоянии от опорных площадок. Поверхности экранов должны быть параллельны продольно-вертикальной плоскости автомобиля, горизонтальная средняя линия на экране — параллельна горизонтальной плоскости. В противном случае в измеренных величинах углов появятся ошибки (особенно угла продольного наклона оси поворота, так как его показания снимаются с края экрана).
При стационарной установке (на стене, например) на экран можно нанести поля допустимых отклонений луча, соответствующие измеряемым углам: по ним вы быстрее и легче сориентируетесь, не прибегая к повторным измерениям.
Ставим центрирующие экраны на центры опорных площадок (см.рис.5).
Включаем излучатели-указки и поочередно регулируем лучи так, чтобы каждый из них проходил через отверстия в центрирующих экранах и падал на противоположный экран с излучателем.
Устанавливаем автомобиль передними колесами на опорные площадки и закрепляем отражатели, поочередно меняя штатные болты крепления диска на специальные.
Измеряем расстояние l от поверхностей зеркал отражателей до центров экрана.
Поднимаем одно из передних колес и включаем излучатель.
Прокручиваем колесо: на экране отраженный луч описывает окружность. Устанавливаем луч в верхней точке окружности. Отпускаем немного переднюю регулировочную гайку верхнего по положению болта и притягиваем пластину с зеркалом задней регулировочной гайкой. Повторяем эту операцию до тех пор, пока луч при вращении колеса не «замрет» в точке. Значит, поверхность зеркала параллельна плоскости вращения колес.
Опускаем колесо с отрегулированным отражателем, поднимаем другое колесо и так же регулируем отражатель на нем.
Прожимаем подвеску, нажав несколько раз не переднюю часть автомобиля, прокатываем его немного вперед-назад и вновь устанавливаем на опорные площадки.
Измеряем угол развала β, для чего поворачиваем колесо рулем так, чтобы луч падал на вертикальную среднюю линию или рядом. Отклонение луча от этой линии соответствует углу развала колес. Развал положительный, если луч отразился ниже горизонтальной средней линии, и отрицательный, если выше. Величину угла вычисляйте по формуле:
sinβ = a/2l, где a-отклонение луча от горизонтальной средней линии,
l – расстояние от поверхности отражателя до экрана,
2 – коэффициент два угла – падения и отражения.
ВАЗ-2101…-07 угол без нагрузки — 0˚5 ́ ±20 ́ , что для величины l = 1 м соответствует отклонению на экране:
a = 2∙0,00145∙1000 = 2,9±11,6 мм.
Для контроля схождения колес (Сx) устанавливаем их так, чтобы на одном из экранов луч падал на вертикальную среднюю линию, а на втором экране измеряем отклонение (b) от нее. Поскольку величину схождения в руководствах по эксплуатации указывают как разность расстояний между передними и задними краями дисков передних колес, вычисляем отклонение по формуле:
b = 2Cxl/D, где b — отклонение луча от вертикальной средней линии
Сx – схождение,
l – расстояние от поверхности отражателя до экрана,
D– диаметр диска колеса (для ВАЗ-2101…-07 – 360 мм),
2 – коэффициент два угла – падения и отражения.
Например, при l = 1 м схождение в допуске (2-5 мм), если отклонение лежит в пределах 11-27,8 мм.
Схождение регулируем изменением длины обеих рулевых тяг, стараясь сохранить их примерное равенство.
Теперь определим угол продольного наклона оси поворота α – кастер. Поворачиваем колесо так, чтобы луч оказался на левой или правой границе экрана. Измеряем отклонение от горизонтальной средней линии. То же проделываем, повернув колесо в противоположную сторону (луч на другой границе экрана). Если отклонения оказались по одну сторону от средней линии, из большего нужно вычесть меньшее, если по разные стороны, их нужно сложить.
Угол вычисляется по формуле:
tgα = C/S, где C – сумма или разность отклонений,
S – ширина экрана (400 мм).
ВАЗ-2101…-07 угол без нагрузки — 3˚30́ ±30́ , соответствует величине
C = 24,4±3,5 мм.
При регулировке помните, углы продольного наклона оси поворота у обоих колес должны быть равными.
Эффективность стенда проверена измерениями на заводских стендах, показания идентичны.
источник http://aksen.ucoz.ru
Самодельный лазерный стенд для регулировки углов колёс.
Я уже писал, что для многих водителей, приехавших на СТО для регулировки углов колёс, действия слесарей сервиса, которые они проделывают с важными лицами и надутыми щеками, кажутся шаманским ритуалом. И причём даже не вид важных слесарей (в грязной робе) и их хаотичные действия добавляет им солидности, а скорей всего их как кажется на первый взгляд «волшебное» дорогое оборудование. Но на самом деле это оборудование очень легко сделать самому в обычном гараже, и уже впоследствии не нужно будет ехать в автосервис за несколько сотен километров людям из глубинки, для регулировки колёс, да ещё и платить за это деньги. Оборудование настолько простое и точное, что его сможет сделать каждый. И вот как его сделать, я и опишу в этой статье.
В статье приспособления для измерения развала и схождения, которую можно почитать вот тут, я описал тоже довольно эффективные устройства, которые можно сделать самостоятельно. Но в этой статье, я опишу более удобное, точное и совершенное устройство для регулировки углов колёс, которое будет работать на основе простейшего лазера, который можно купить в любом ларьке. Да, вы не ослышались — в работе мы будем использовать обычную лазерную указку, сразу облюбованную детьми в качестве фонариков, как только такие брелки появились в продаже.
Схема устройства на основе лазерной указки, показана на рисунке 1, и по своей конструкции нисколько не хуже оптических стендов, используемых на СТО. Но чтобы такая конструкция работала нормально, нужен более менее ровный пол в вашем гараже, ну и несколько несложных приспособлений, которые нужно будет изготовить самостоятельно.
Первое, что нужно будет сделать, это экран с излучателем, показанный на рисунке 2. Он крепится на самодельной стойке, или на стене гаража (если стены у вас свободны). Причём если будет использоваться стена, то нужно будет к стене крепить устройство на гибком держателе (см. рисунок 2 б), чтобы можно было производить регулировку лазерной указки. Расстояние от правого и левого экрана до отражателей, может быть разным, в зависимости от площади вашего гаража, и это будет учитываться при вычислениях. И чем больше это расстояние, тем больше (крупнее) будут измеряемые величины на экране, и от этого будет лучше точность.
Если приспособление будет использоваться часто, то советую вместо родных и недолговечных миниатюрных батареек, использовать более ёмкий источник питания (напряжение 4,5 вольт), например квадратную батарейку для карманного фонарика.
Следует изготовить ещё одно приспособление, показанное на рисунке 3, которое будет устанавливаться на колесо автомобиля. Это зеркало, которое будет отражать на экран луч от лазерной указки. А болты крепления, показанные на рисунке 4, можно изготовить из штатных колёсных болтов, если просверлить в их головках отверстия, потом нарезать резьбу и ввернуть в головки отдельные шпильки.
Затем следует сделать центрирующие экраны 2, показанные на рисунке 5. Это сделать не трудно, на рисунке всё понятно, и это самые простые варианты изготовления, а более продвинутые и рукастые мастера, могут все детали сделать более усовершенствованные и удобные.
Так же советую прежде чем приступать к работе, узнать более подробно о ходовой части автомобилей, прочитав книжку Росса Твега «Ремонт Жигулей», где на мой взгляд описано всё наиболее понятно для новичков. В этой же книжке приводятся таблицы с данными для регулировок. Так же можно почитать об углах колёс в моей статье «Приспособления для измерения развала и схождения», кликнув по ссылке в начале текста.
Ещё желательно добиться того, что бы передние колёса при контроле углов легко поворачивались. Для этого каждое колесо автомобиля, нужно будет установить на два металлических листа, поверхность которых между собой нужно будет смазать Литолом. Изготовив все детали, показанные на рисунках, можно будет приступать к регулировке.
Для начала устанавливаем экраны на небольшом расстоянии от опорных площадок (листов). К тому же плоскости экранов должны быть параллельны продольной плоскости всего автомобиля, а средняя горизонтальная линия на экране, должна быть параллельна горизонтальной плоскости всего автомобиля. Иначе при измерениях величин углов, могут появиться ошибки, особенно угла продольного наклона оси поворота à, ведь его показания снимаются на краях экрана.
При установке на стене гаража (стационарной), на экран можно будет нанести поля допустимых отклонений луча, которые будут соответствовать измеряемым углам, и по ним будет легче и быстрее сориентироваться, не тратя время на повторные измерения.
Устанавливаем центрирующие экраны на центры опорных площадок — смотрите рисунок 5. Затем включаем лазерные указки и поочереди производим регулировку лучей так, что бы каждый из них проходил через отверстия в центрирующих экранах и падал на противоположный экран с излучателем. После этого подгоняем машину передними колёсами на опорные площадки (листы), и закрепляем на колёсах машины отражатели, постепенно (по одному) заменяя родные болты крепления колеса на специальные (со шпильками).
Замеряем расстояние l от плоскостей зеркал отражателей до центров экрана. Далее поднимаем одно из передних колёс машины и включаем излучатель. Прокручиваем колесо, и при прокручивании мы увидим, что отражённый луч описывает окружность, и перестаём крутить колесо, когда луч установится в верхней точке окружности. Теперь нужно немного открутить переднюю регулировочную гайку верхнего (по положению) болта, и притягиваем пластину с зеркалом задней гайкой (регулировочной). Эту регулировку повторяем до тех пор, пока при вращении колеса луч не сфокусируется в одной точке (уже не будет описывать окружность при вращении колеса). Это означает, что поверхность зеркала точно параллельна плоскости вращения колеса. Отпускаем колесо (с отрегулированным отражателем) на пластину (на пол), затем поднимаем другое колесо и таким же способом регулируем отражатель и на этом колесе, затем опускаем колесо (и всю машину) на пол.
Для верности понажимаем пару раз на передок автомобиля, чтобы прожать подвеску в рабочее состояние, прокатываем машину вперёд и назад, и возвращаем колёса на опорные металлические площадки. Теперь замеряем угол развала ß, поворачивая рулём колесо так, чтобы луч попал на среднюю вертикальную линию или рядом. И отклонение луча от этой линии, соответствует углу развала колёс. Причём развал положительный, если луч отразился ниже средней горизонтальной линии, если же луч отразился выше, то развал отрицательный. А величину угла вычисляем по формуле sin ß = а/2 l, где а — это отклонение луча от средней горизонтальной линии , а l — это расстояние от плоскости отражателя до экрана, число 2 означает два угла, тоесть угол падения и угол отражения. Для отечественных машин (Жигулей) угол должен находиться в пределах 0°5´±20´, и для величины l = 1 м соответствует отклонению на экране а = 2·0,00145·1000 = 2,9 (±11,6) мм.
Ну а для контроля схождения колёс (Сх) нужно установить их так, чтобы на одном из экранов луч упал на среднюю вертикальную линию, а на втором экране замеряем отклонение от этой линии (b). Так как величину схождения в справочниках по автомобилям указывают как разность расстояний между передними и задними краями (кромками дисков) передних колёс, то отклонение высчитываем по формуле b = 2Cxl/D, где Cx — это схождение, l — это расстояние от экрана до отражателя, а D — это диаметр колёсного диска (например Жигулей = 360 мм), число 2 — это два угла, один падения, а другой отражения. К примеру при расстоянии l равном 1 метру, схождение в допуске 2 — 5 мм, если отклонение вперёд луча от средней вертикальной линии находится в пределе от 11 до 27,8 мм. Для регулировки схождения изменяем длину обоих рулевых тяг, и при этом стараемся сохранить их одинаковую длину (равенство как на правой, так и на левой).
Остаётся определить кастер (a) — угол продольного наклона оси поворота. Для этого нужно повернуть колесо так, чтобы луч оказался на правом или левом конце экрана. Далее замеряем отклонение луча от средней горизонтальной линии. Эту же операцию проделываем, повернув колесо в противоположную сторону, чтобы луч оказался на другом конце экрана. И если отклонения окажутся на одной стороне, относительно средней линии, то из большего нужно будет вычесть меньшее. Если же отклонения окажутся по разные стороны от средней линии, то их нужно будет сложить.
Угол продольного наклона оси поворота высчитываем по формуле tg a = c/s, где с — это сумма или разность отклонений, s — это ширина экрана (400 мм). К примеру для отечественных Жигулей (без нагрузки) угол в пределах 3°30´±30´, и соответствует величине с =24,4 мм ±3,5 мм. К тому же при регулировке следует помнить, что угол продольного наклона правого колеса и угол продольного наклона левого колеса должны быть равны.
Выше описанное в этой статье самодельное оборудование, было опробовано для регулировки углов колёс на нескольких различных автомобилях, которые затем отправились на СТО, и замерялись на фирменном оборудовании. Выяснилось, что точность установки колёс этих машин, не хуже чем у автомобилей, отрегулированных на фирменном заводском оборудовании. А это значит, что описанный в этой статье самодельный лазерный стенд для регулировки углов колёс, очень полезно изготовить для своего гаража, и впоследствии забыть об услугах автосервиса.
Теги: Как изготовить лазерный стенд для регулировки углов колёс., самодельное оборудование для регулировки углов колёс.
Банки рухнули в 2008 году – и наша продовольственная система вот-вот сделает то же самое | George Monbiot
Последние несколько лет ученые лихорадочно бьют тревогу, которую правительства отказываются слышать: глобальная продовольственная система начинает походить на мировую финансовую систему в преддверии 2008 года.
В то время как финансовый крах будет были разрушительны для благосостояния людей, о коллапсе продовольственной системы не стоит и думать. Тем не менее свидетельств того, что что-то идет не так, становится все больше. Нынешний всплеск цен на продовольствие выглядит последним признаком системной нестабильности.
Многие предполагают, что продовольственный кризис был вызван сочетанием пандемии и вторжения в Украину. Хотя это важные факторы, они усугубляют основную проблему. В течение многих лет казалось, что голод приближается к исчезновению. Число недоедающих сократилось с 811 миллионов в 2005 году до 607 миллионов в 2014 году. Но в 2015 году тенденция начала меняться. С тех пор голод растет: до 650 миллионов в 2019 году и обратно до 811 миллионов в 2020 году. Этот год, вероятно, будет намного хуже.
А теперь приготовьтесь к очень плохим новостям: это случилось во времена великого изобилия. Мировое производство продовольствия неуклонно растет уже более полувека, опережая прирост населения. В прошлом году мировой урожай пшеницы был больше, чем когда-либо. Поразительно, но число недоедающих людей начало расти как раз тогда, когда мировые цены на продовольствие начали падать. В 2014 году, когда голодало меньше людей, чем когда-либо с тех пор, глобальный индекс цен на продовольствие составил 115 пунктов. В 2015 году он упал до 93 и оставался ниже 100 до 2021 года.
Только за последние два года он вырос. Рост цен на продукты питания в настоящее время является основным фактором инфляции, которая в прошлом месяце в Великобритании достигла 9%. Еда становится недоступной даже для многих людей в богатых странах. Воздействие в более бедных странах намного хуже.
Так что же происходит? Что ж, глобальная еда, как и глобальные финансы, — это сложная система, которая спонтанно развивается из миллиардов взаимодействий. Сложные системы обладают противоречивыми свойствами. Они устойчивы при определенных условиях, поскольку их самоорганизующиеся свойства стабилизируют их. Но по мере эскалации стресса эти же свойства начинают передавать шоки по сети. После определенного момента небольшое возмущение может перевернуть всю систему за ее критический порог, после чего она рухнет, внезапно и неудержимо.
Теперь мы знаем о системах достаточно, чтобы предсказать, могут ли они быть устойчивыми или хрупкими. Ученые представляют сложные системы как сеть узлов и связей. Узлы подобны узлам в старомодной сети; ссылки — это строки, которые их соединяют. В продовольственной системе узлы включают корпорации, торгующие зерном, семенами и сельскохозяйственными химикатами, основных экспортеров и импортеров, а также порты, через которые проходит продовольствие. Связями являются их коммерческие и институциональные отношения.
Если узлы ведут себя по-разному, а их связи друг с другом слабые, система, скорее всего, будет устойчивой. Если определенные узлы становятся доминирующими, начинают вести себя схожим образом и сильно связаны, система, скорее всего, будет хрупкой. В преддверии кризиса 2008 года крупные банки разработали аналогичные стратегии и аналогичные способы управления рисками, поскольку они преследовали одни и те же источники прибыли. Они стали тесно связаны друг с другом таким образом, что регулирующие органы едва ли это поняли. Когда Lehman Brothers потерпел крах, он угрожал всем развалиться.
Итак, вот что вызывает холодный страх у тех, кто изучает глобальную систему питания. В последние годы, как и в финансах в 2000-е годы, ключевые узлы продовольственной системы разбухли, их связи укрепились, бизнес-стратегии сблизились и синхронизировались, а функции, которые могут препятствовать системному коллапсу («избыточность», «модульность» , «автоматические выключатели» и «резервные системы») были удалены, подвергая систему «глобально заразным» ударам.
По одной оценке, только четыре корпорации контролируют 90% мировой торговли зерном. Одни и те же корпорации покупают семена, химикаты, переработку, упаковку, распространение и розничную торговлю. За 18 лет количество торговых связей между экспортерами и импортерами пшеницы и риса удвоилось. Нации сейчас поляризуются на суперимпортеров и суперэкспортеров. Большая часть этой торговли проходит через уязвимые узкие места, такие как Турецкие проливы (теперь перекрытые вторжением России в Украину), Суэцкий и Панамский каналы, а также Ормузский, Баб-эль-Мандебский и Малаккский проливы.
Одним из самых быстрых культурных сдвигов в истории человечества является переход к «Глобальной стандартной диете». В то время как наша еда стала более разнообразной на местном уровне, глобально она стала менее разнообразной. Всего четыре культуры — пшеница, рис, кукуруза и соя — составляют почти 60% калорий, выращиваемых фермерами. Сейчас их производство сосредоточено в нескольких странах, включая Россию и Украину. Global Standard Diet выращивается на ферме Global Standard Farm, поставляется теми же корпорациями с теми же пакетами семян, химикатов и техники и уязвима для тех же экологических потрясений.
Пищевая промышленность становится тесно связанной с финансовым сектором, увеличивая то, что ученые называют «сетевой плотностью» системы, делая ее более восприимчивой к каскадным сбоям. Во всем мире сняты торговые барьеры, а дороги и порты модернизированы, что упростило глобальную сеть. Вы можете себе представить, что эта гладкая система повысит продовольственную безопасность.
В статье журнала Nature Sustainability сообщается, что в пищевой системе «частота ударов на суше и на море в глобальном масштабе со временем увеличилась». Изучая свою книгу «Регенезис», я пришел к выводу, что именно эта эскалация заразных потрясений, усугубляемых финансовыми спекуляциями, вызывает глобальный голод.
Теперь глобальная продовольственная система должна пережить не только свои внутренние недостатки, но и экологические и политические потрясения, которые могут взаимодействовать друг с другом. В качестве актуального примера: в середине апреля правительство Индии предложило восполнить дефицит мирового экспорта продовольствия, вызванный вторжением России в Украину. Всего месяц спустя он запретил экспорт пшеницы после того, как урожай сморщился из-за разрушительной жары.
Нам срочно необходимо диверсифицировать глобальное производство продуктов питания как географически, так и с точки зрения сельскохозяйственных культур и методов ведения сельского хозяйства. Нам нужно вырваться из тисков крупных корпораций и финансовых спекулянтов. Нам нужно создавать резервные системы, производящие еду совершенно другими способами. Нам необходимо ввести запасные мощности в систему, которой угрожает ее собственная эффективность.
Если так много людей могут голодать во время беспрецедентного изобилия, последствия крупного неурожая, к которому может привести разрушение окружающей среды, бросают вызов воображению. Система должна измениться.
Джордж Монбиот, обозреватель Guardian
Джордж Монбиот обсудит свою новую книгу Regenesis на мероприятии Guardian Live в понедельник, 30 мая. Забронируйте билеты лично или онлайн здесь
Глава 7. Восхождение человечества
Для людей, погруженных в изучение любого из кризисов, поражающих нашу планету, становится совершенно очевидным, что мы обречены. Политика, финансы, энергетика, образование, здравоохранение и, самое главное, экосистема приближаются к почти неизбежному краху. За десять лет, которые я потратил на написание этой книги, я достаточно хорошо изучил каждый из этих кризисов цивилизации, чтобы понять их чудовищность и неизбежность. Каждый год я задавался вопросом, может ли это быть последним «нормальным» годом нашей эры. Я почувствовал ужас перед тем, к чему может привести крах, и испытал отчаяние от осознания того, что все наши усилия предотвратить его меркнут по сравнению с силами, толкающими нас к катастрофе.
Одна из главных целей этой книги — рассказать об этом отчаянии. В ответ я предлагаю правдоподобный и неожиданный оптимизм. Это не слепой оптимизм, который игнорирует масштабы нашего кризиса, а практичный оптимизм, который видит и объединяет все уродливые факты нашего мира. Это оптимизм, полностью осознающий ужас и страдание, которые так же стары, как цивилизация, и которые приближаются к своему лихорадочному крещендо в сближении кризисов, которые почти надвигаются на нас.
В первую очередь я осознаю экологический кризис: изменение климата, опустынивание, обесцвечивание кораллов, гибель деревьев, эрозия верхнего слоя почвы, разрушение среды обитания, необратимая утрата биоразнообразия, токсичные и радиоактивные отходы, ПХД в каждой живой клетке, огромное полосы исчезающих тропических лесов, мертвые реки, озера и моря, отвалы шлака и карьеры, живой мир, превращенный в прибыль и мостовую.
Я знаю о Пике Нефти и о зависимости всех аспектов нашей экономической инфраструктуры и снабжения продовольствием от ископаемого топлива. И я понимаю, что ни один общепризнанный альтернативный источник энергии не может в ближайшем будущем заменить нефть и газ.
Я знаю о надвигающемся кризисе в области здравоохранения: эпидемическом росте аутоиммунных заболеваний; причины и последствия отравления тяжелыми металлами, электромагнитного, химического и генетического загрязнения. Я осознаю вырождение современной диеты, токсичность и бессилие большинства фармацевтических препаратов, подавление альтернативных методов лечения.
Я знаю о хрупкости мировой финансовой системы, пятисотлетней финансовой пирамиде, гиперинфляции, валютном коллапсе и депрессии, ожидающих того дня, когда американская долговая пирамида больше не сможет поддерживаться.
Я знаю о политической тенденции к фашизму и государственному надзору, о едва скрываемых планах военного положения на случай непредвиденных обстоятельств, о концентрации средств массовой информации и о вездесущей пропагандистской машине — настолько успешной, что даже ее операторы не осознают этого, — которая узаконивает захват власти в целях получения прибыли в самой хорошо вооруженной стране мира. Я знаю о махинациях мировой правящей элиты, ее пристрастии к оружию, наркотикам и тюремной индустрии, а также о ее растущем отчаянии удержать власть, когда все рушится. Я также не думаю, что мы можем очистить систему, удалив несколько паршивых яблок, потому что я понимаю, что почти каждое важное учреждение нашей цивилизации замешано в этом грабеже.
Я знаю, что кровавый террор, давно преследовавший цивилизацию, сегодня практически не уменьшился. Мой оптимизм не игнорирует младенцев тутси, разбившихся насмерть о стены на глазах у их матерей. Он не игнорирует повторяющийся на протяжении всей истории геноцид, которому не видно конца. Я также не знаю о широко распространенных пытках, происходящих в тюрьмах и полицейских участках по всему миру, включая мою собственную страну.
Мой оптимизм связан с продолжающимся разрушением мировых языков, культур и сообществ от рук всепоглощающей глобальной корпоративно-потребительской монокультуры. Я знаю об условиях труда на фабриках в странах третьего мира, о царящей там полной нищете и отчаянии. Я встречал людей, которые работали по восемьдесят часов в неделю, едва выживая, чтобы развитые страны могли задохнуться под бесполезными грудами пластикового мусора, которые усугубляют его собственную нищету.
Я знаю, что даже победители, самые привилегированные при нынешнем глобальном режиме, на самом деле являются одними из самых жалких его жертв. Я был свидетелем отчуждения, отчаяния и одиночества очень богатых, чье приобретение особняков, денег, спортивных автомобилей, богатства, престижа и власти никак не заполнит внутреннюю пустоту.
Я, как и самый откровенный радикал, осознаю, что наши школы стали во многом похожи на тюрьмы, в некоторых случаях с баррикадами из колючей проволоки, металлоискателями, случайными обысками шкафчиков, униформой, запретом на личные вещи, тестированием на наркотики, вооруженной охраной, секретными полиция, видеонаблюдение и химический контроль над теми, кто не подчиняется. Я знаю родителей, которым угрожали судебным иском за то, что они не лечили своих детей.
Мой оптимизм также не зависит от бога. Технологии пришли спасти нас, потому что я знаю, что технологии способствовали опустошению планеты, ускорению темпа жизни и дегуманизации мира, поскольку они превращаются в деньги. , свойство и данные.
Так что не думайте, что я оптимист только потому, что не понимаю истинных масштабов кризиса. Я все это интегрировал и остаюсь оптимистом. Вид оптимизма, связанный с беспечным пренебрежением к тому факту, что многие люди сегодня живут в аду и создают новый ад, вовсе не оптимизм, а просто фантазия. Это тот оптимизм, который мостит мостовую по свалке токсичных отходов и забывает, что она когда-то была чем угодно, но только не автостоянкой. С глаз долой, из сердца вон.
Как подсказывает метафора парковки, ложный оптимизм такого рода на самом деле ведет к катастрофе. Мой оптимизм другого рода, не зависящий от логики технологического решения, которое говорит, что эти проблемы, заметенные под ковер, не имеют значения, что наука, в конце концов, найдет ответ, что технология найдет способ. К настоящему моменту, я думаю, большинство из нас это понимает, поскольку долгожданная технологическая утопия отступает все дальше в будущее.
Я не собираюсь убеждать вас, что мы действительно сталкиваемся с экологическим, финансовым, политическим, энергетическим, почвенным, медицинским или водным кризисом. Другие сделали это гораздо убедительнее, чем я. Моя цель также не внушать вам надежды на то, что их можно будет предотвратить. Их не может быть , потому что то, что должно произойти, чтобы предотвратить их, произойдет только как их следствие. Все существующие предложения по своевременному изменению курса для предотвращения крушения крайне непрактичны. Мой оптимизм основан на знании того, что определение «практичного» и «возможного» скоро изменится, когда мы все вместе достигнем дна.
Другими словами, мой оптимизм зависит от чуда. Нет, не сверхъестественное агентство пришло, чтобы спасти нас. Что такое чудо? Чудо происходит из нового понимания того, что возможно, рожденного из отказа от попытки управлять жизнью и контролировать ее. В личном опыте чудеса часто случаются, когда жизнь подавляет нас. Для алкоголика предложение «просто брось пить» смехотворно, невозможно, невообразимо. Требуется чудо. Изменения, которые должны произойти, чтобы спасти планету, одинаковы. Ни один господствующий политик не предлагает их; немногие даже осознают, насколько глубокими должны быть изменения.
Когда вышеупомянутые кризисы сойдутся воедино, когда мы остро и неопровержимо почувствуем, что ситуация вышла из-под контроля, когда провал старого режима станет совершенно очевидным, тогда решения, которые сегодня кажутся безнадежно радикальными, станут делом здравого смысла.
И это будет . Время возникновения каждого кризиса неизвестно, но движущие им силы неумолимы и рано или поздно не могут не проявиться. Процессы, запущенные давно, ускорились до критической массы; мы только начинаем ощущать их действие. Даже если мы каким-то образом прекратим создавать новое загрязнение прямо сейчас, кумулятивных эффектов существующего экологического ущерба достаточно, чтобы вызвать катастрофу. Та же неизбежность верна и в других сферах: общественном здравоохранении, образовании, финансах и политике. Уже слишком поздно. Вопрос только в том, как скоро, как плохо, как долго. Как бы плохо вы ни думали, это, вероятно, еще хуже. Читайте книги как Умирание деревьев или Точка кипения , если вы мне не верите.
Как и Титаник, импульс технологического общества настолько огромен, что даже если мы прямо сейчас реверсируем двигатели и будем жестко рулить, краткосрочный и среднесрочный ход событий не сильно изменится. Мы находимся на пути к столкновению с природой, которое уже невозможно предотвратить. Тем не менее, мы не только мало сделали для того, чтобы затормозить или отклониться от надвигающегося айсберга, мы придерживались небрежной политики «полный вперед!» В Соединенных Штатах республиканская политика, по сути, сводилась к вопросу «Какой айсберг?» в то время как демократы пытаются изменить курс на несколько градусов, но не так быстро, чтобы проливать напитки на палубе первого класса. «Практические» предложения и осуществимые компромиссы, лежащие на столе переговоров, крайне недостаточны. Одна сторона отвергает Киотский договор, а другая поддерживает его, но мало кто признает, что даже этого слишком мало, слишком поздно. За пределами Соединенных Штатов «развивающиеся» страны, такие как Индия и Китай, при содействии западных институтов топят топки «Титаника» своей стремительной индустриализацией, используя старую линейную модель добычи, переработки, потребления и отходов.
А тем временем на палубе продолжается вечеринка, которая будет продолжаться даже после того, как первый хруст прокатится по кораблю, даже когда ледяной поток поглощает отсек за отсеком. На верхней палубе группа будет играть, даже когда корабль кренится и качается, поддерживая отчаянную и смертельную иллюзию нормальности.
В этот момент полное банкротство программы конкуренции, безопасности и финансовой независимости станет настолько очевидным, что никто не сможет его игнорировать. Однажды я читал пессимистическую книгу делового жанра, предсказывающую поляризованное общество криминальных трущоб и богатых, окруженных стенами, воротами, ограждениями, встревоженными и охраняемыми сообществами. Совет автора состоял в том, чтобы умудриться жить в последнем! Это равносильно подъему на самую верхнюю палубу тонущего корабля. Все говорят об усилении конкуренции в нынешнюю эпоху, вызывая в моем воображении массы крыс, борющихся и цепляющихся за вершину, где они погибнут всего на несколько минут позже, чем остальные.
Да, вы можете расположиться как можно дальше от зон боевых действий, мусоросжигательных заводов, свалок токсичных отходов, зон смога, плохих районов и других опасностей все более и более токсичного мира, но рано или поздно сходящиеся кризисы нашей эпохи уничтожить все защиты. Неважно, насколько диверсифицированы ваши инвестиции, сколько оружия в вашем обнесенном стеной дворе или банок с едой в вашем подвале, волна бедствия в конце концов захлестнет вас. Ворота, замки, колючая проволока и оружие могут обеспечить безопасность только временно, и это обманчивая, тревожная безопасность. В конце концов мы откажемся от нашего менталитета бункера и поймем, что единственная безопасность приходит через отдачу, открытие и пребывание в центре потока отношений, а не за взятие все большего и большего для себя; безопасность исходит не от независимости, а от между зависимостью. Выживут не те, кто пытается изолировать себя в крепости, а те, кто способен дать, помочь и внести свой вклад в сообщество. Они составят основу цивилизации нового типа.
Наши кризисы сходятся в течение десяти или двадцати лет, потому что они взаимосвязаны. Каждая из них способствует возникновению других, даже если каждая из них возникает из общего источника, описанного в этой книге. Мы можем видеть предвестники того, что грядет, когда политики используют терроризм в качестве предлога для отмены гражданских свобод и усиления записи и контроля за действиями людей. В Азии то же самое произошло во время кризиса атипичной пневмонии, как и здесь, при планах на случай непредвиденных обстоятельств на случай эпидемий гриппа или оспы. Исторически связь между экономическим крахом и политическим фашизмом хорошо задокументирована. Засуха и экологическая деградация уже начинают порождать беженцев; представьте себе политическую нестабильность, которая может возникнуть, когда сегодняшние локальные бедствия сливаются воедино и перерастают в региональное или глобальное ухудшение состояния окружающей среды. Нации уже воюют из-за нефти; представьте себе последствия нехватки не только энергии, но и еды и воды.
Описанный выше мрачный сценарий может показаться знакомым по тону, если не по деталям, но учтите, что это может быть не только Конец, но и Начало, кризис рождения, который подтолкнет нас в новую эпоху, основанную на разное самоощущение. Это не значит, что мы можем сидеть сложа руки и ждать, пока роды произойдут. Несмотря на неизбежность надвигающегося кризиса, кажущиеся тщетными усилия поколений активистов по его предотвращению чрезвычайно важны. Если вы такой человек, который бросает вызов отчаянию, чтобы справиться с невероятно огромными проблемами, примите во внимание, что ваша работа не напрасна. Хотя верно то, что никакие усилия по возобновляемым источникам энергии, переработке сточных вод, местной валюте, сохранению водно-болотных угодий или реформе любого аспекта общества не смогут предотвратить катастрофу, эти усилия сеют семена планетарного обновления, которое может произойти после краха нынешнего режима. после того, как наркоман достиг дна, исчерпав свое самое последнее техническое средство.
Все технические решения для устойчивой и гармоничной жизни уже существуют и существовали всегда. Что требуется, так это сдвиг в сознании, переосмысление себя как личностей и как вида, который обратит вспять расширяющееся разделение и углубляющееся страдание прошлых тысячелетий, но это, как это ни парадоксально, произойдет только как их результат.
Сдвиг в сознании, о котором я говорю, не основан ни на каком технологическом изобретении, ни на регрессе нашего технологического уровня. Однако, как только это произойдет — а это уже начинает происходить — само собой разумеется, произойдут огромные технологические последствия. Сегодня дальновидные люди внедряют эти материальные и социальные технологии в ответ на растущую бесполезность старых способов управления и контроля. То, что их изобретения не получили широкого распространения, просто означает, что необходимый сдвиг в сознании еще не проявился. Они просто несовместимы с тем, кто мы есть сегодня. Мы уже знаем все, что нам нужно знать — это просто вопрос роста в этом.
Все механизмы, с помощью которых общество подавляет технологии устойчивого развития, основаны на одном и том же заблуждении, лежащем в основе этой книги: на дискретном и отдельном я. В экономике это заблуждение проявляется как процент и экстернализация затрат. Они, в свою очередь, представляют собой непреодолимый барьер для процессов, основанных на циклическом потоке. В науке то же самое заблуждение ослепляет нас в отношении других представлений о возможном и практическом, создавая барьеры для принятия нового понимания и новых технологий. В медицине он сосредотачивает исследования в рамках старого менталитета «мы против них», который конституционно неспособен бороться с новыми аутоиммунными заболеваниями, и классифицирует другие методы как ненаучные. В областях политики, права и образования мы также видели, как парадигма контроля устраняет решения, которые не расширяют упорядочение, нумерацию, стандартизацию и контроль над миром.
Тот факт, что режим разделения, похоже, достигает новых высот, тот факт, что весь земной шар попадает в тиски монетизации жизни и товаризации отношений, тот факт, что нумерация, навешивание ярлыков и контроль над мир и все в нем приближается к невиданным крайностям, не означает, что перспективы более прекрасного мира отступают вдаль. Скорее, подобно волне, катящейся к берегу, Эпоха Разлуки поднимается на максимальную высоту даже тогда, когда она опускается за мгновение до того, как рухнуть. Этот крах, неизбежный эоны лет назад, грядет сегодня. Что касается мира, который мы сможем построить после этого, мы можем увидеть его проблески во всех «альтернативах», представленных сегодня с таким незначительным эффектом.
Нынешняя конвергенция кризисов была записана в будущее тысячи лет назад. Это неизбежная кульминация разделения, которое началось в далеком прошлом и, однажды начавшись, не могло ничего иного, кроме как наращивать себя. С того самого момента, как мы начали видеть себя отделенными от природы, наша гибель была предрешена. В то время как надвигающийся крах сегодня слишком очевиден, предвидеть его было гораздо труднее столетия или тысячелетия назад, когда мир был еще большим, а нас было мало и последствий отношения к миру как к другому было легко избежать. Тем не менее, на протяжении всей истории проницательные люди видели надпись на стене, неизбежную цель, к которой нас толкает наше представление о себе и мире. Давным-давно они увидели первые ростки надвигающегося бедствия, запечатленные в том, кто мы есть, и изложили свои догадки языком мифов и метафор.
Некоторые из их метафор весьма поразительны. Нашествие саранчи символизирует экологию, выходящую из равновесия; язвы фурункулов, символизирующие болезни, которые мы навлекли на себя. Войны и слухи о войнах. Вавилонская блудница, олицетворяющая товаризацию сексуальности, но также и проституацию священного в целом. Пророчества о конце света, столь популярные сегодня в американском фундаменталистском христианстве, связаны с подлинным осознанием, за исключением идеи о том, что наше спасение придет извне. Они воображают, что Иисус спускается с неба, чтобы забрать истинно верующих в восторженном побеге из мира, который мы разрушили. Это мыслеформа, точно аналогичная мыслеформе техноутопистов. Отличается только личность их бога.
То же осознание нарастающего кризиса проявляется в массовом обществе подсознательно как всепроникающий страх. Тонкие, когда времена хорошие, даже самые лучшие времена не могут ослабить окружающее беспокойство, которое пронизывает приливы и отливы жизни и бизнеса — то самое беспокойство, которое заложено в нашей науке и которое движет Технологической программой. Тревога, пронизывающая всю нашу культуру, подпитывает определяющее стремление к контролю.
Соответственно, уже тысячи лет люди предсказывают конец света — и скоро! Хотя их частые отсрочки даты Армагеддона подрывают доверие к ним, основная психическая энергия, стоящая за психами, развешивающими плакаты на Таймс-сквер, исходит из реального источника. Они используют истинное понимание: у здания цивилизации есть непоправимый структурный недостаток, который диктует его окончательный крах. Мы находимся на пути столкновения с природой и с человеческой природой.
Эта давняя хилиастическая традиция, восходящая к создателям таких мифов, как Армагеддон и Рагнарёк — битве при конце света, — постоянно недооценивала, насколько далеко может зайти разделение, глубины отчуждения, которых мы можем достичь, и способность технологии контроля, чтобы подлатать и укрепить шатающееся здание цивилизации. И, возможно, я тоже поторопился: возможно, мы продолжим справляться с размножающимися последствиями технологий прошлого; возможно, безумная попытка компенсировать утраченное функционирование экосистемы, государства и тела еще долго будет успешной; и, возможно, мы найдем еще невообразимые новые области социального, природного, культурного и духовного капитала, чтобы питать двигатель постоянного роста.
Возможно. На время. Но даже если мы найдем способ отсрочить еще столетие надвигающееся сближение кризисов, все, что я вам говорю, остается в силе.
Примечательно, что у этих мифов о конце света также было общее то, что конец не мира как такового , а мира, каким мы его знаем. Некоторые даже описывали видение того, что должно было произойти после этого. Подобно битве за конец мира, последующий мир проецируется в коллективное бессознательное как интуиция и миф. В глубине души мы все знаем, что когда-нибудь возможен гораздо лучший мир, и более чем возможен. В конечном счете, именно это знание, а не идеология Технологической программы, порождает «Ого, будущее!» миф, с которого я открыл эту книгу. Идеология Технологической программы просто использует это интуитивно ощущаемое будущее, утверждая, что оно будет вызвано большим количеством того же самого, а не его крахом.
То же знание проявляется и в древнем мифе о небе, который, хотя и идеализированный и абстрагированный в режиме дуализма в царство отдельное от земли, тем не менее на метафорическом уровне предвещает необходимость конца жизни-как- мы знаем это. Даже процедура входа в рай обычно включает в себя некоторую трансцендентность привычного «я», отказ от старых способов бытия; как гласит христианская формулировка, возродиться во Христе. Точно так же славное состояние, к которому человечество может подняться после конвергенции, может наступить только после разрушения нашего коллективного самоопределения как отличного от природы и освобожденного от ее правил.
Видения утопии, повторяющиеся в современную эпоху, — это больше, чем технологическая пропаганда, но прислушайтесь и к всеобщей уверенности в том, что возможен мир гораздо более прекрасный, чем тот, что мы создали сегодня. Тем не менее, как следует из слова «утопия», которое буквально означает «нет такого места», [1] мы никогда не сможем достичь такого мира с помощью тех усилий, которые привели нас туда, где мы находимся сегодня. Утопия не может быть достигнута с помощью более совершенной науки, более точных технологий, более тонкого контроля над внутренней или внешней реальностью. Этого не произойдет, если изо всех сил стараться быть хорошим и лучше контролировать природу или человеческую природу. Наоборот. Ад, который мы создали возник в программе объективации и управления природой. Только выходя за пределы этой программы и сопутствующей ей концепции себя, мы можем ожидать создания чего-то другого, кроме дальнейшего усиления того, что мы имеем сегодня.
Параллельно с милленаристскими предсказаниями о конце света, заявления Новой Эры о зарождающейся Эре Водолея также оказались преждевременными. Но это не значит, что эти видения ложны. Хиппи шестидесятых, без сомнения знавшие, что через десять лет война, деньги, законы, школа и т. д. устареют, видели истинное будущее, истинную неизбежность, которая не обесценивается тем фактом, что большинство из них впоследствии стали дантисты. Однажды, когда мой брат стоял в очереди в Департаменте транспортных средств, бывший хиппи, стоявший рядом с ним, сказал: «Чувак, мы со всем этим покончили. В шестидесятых мы закончили с линиями, бланками и удостоверениями личности». Хиппи казалось очевидным, что все эти институты устарели, что они отомрут в свете расширенного сознания, быстро охватившего планету. Несколько коротких лет, это все, что нужно.
Хиппи не ошиблись. Действительно, для некоторых конец старой цивилизации субъективно проявился в их собственных жизнях, когда они выпали из матрицы. Некоторые до сих пор живут в промежуточных пространствах нашего общества, почти невидимые, и ни деньги, ни законы, ни война не являются частью их опыта. Они подобны Даосским Бессмертным из китайских легенд, которые исчезают из нормального общества в отдаленных горах, невидимые для всех, кто подвержен обычным культурным шорам, и вмешиваются, но редко, в человеческие дела. Для остальных, тех, кто отказался от своего видения, чтобы стать дантистами и юристами, будущее, которое они видели с такой неотразимой ясностью, так и останется будущим. То, что они видели, было правдой; только их временная интерпретация этого видения была ошибочной.
Да, это неизбежное будущее, но также, как это ни парадоксально, то, которое мы можем отсрочить на неопределенный срок, до того дня, когда исчезнут все остатки красоты.
Для многих людей схождение кризисов уже произошло, толкая их, подобно хиппи или даосским Бессмертным, к высвобождению контролируемых, ограниченных, отдельных представлений о себе, от технологий разделения к новым системам денег. , образование, технологии, медицина и язык. Разными способами они выводят из аппарата Машины. Когда кризисы сходятся, жизнь как обычно перестает иметь смысл, открывая путь для возрождения, духовной трансформации. Мистики на протяжении веков признавали, что небеса — это не какое-то отдаленное, отдельное царство, расположенное в конце жизни и времени, а доступное всегда, взаимопроникающее обычное существование. Как сказал Иисус: «Царство Отца в нас и среди нас». Это эзотерический смысл, который Мэтью Фокс приписывает Второму пришествию: не отдельное поддающееся определению событие в объективном времени, а совокупность всех наших временно разделенных, прерывистых, но неумолимых пробуждений к Христосознанию.[2] Что особенного в нашем веке, так это то, что завершение процессов разделения на коллективном уровне вызывает это личное сближение кризисов и последующее пробуждение к новому ощущению себя, происходящее для многих людей одновременно.
Обещание восстановления давно утерянного Золотого века отражено в бесчисленных мифах. Душевная струна, которую он затрагивает, вдохновляла провидцев и идеалистов с незапамятных времен и объясняет неугасимую надежду, которая, как говорится, вечно рождается из человеческой груди. Кроме того, это подпитывает здоровое недовольство — обратную сторону современного беспокойства, — которое отказывается верить, что это лучшее, что мы можем сделать. Это негодование, приглушенное возмущение, которое можно временно смягчить комфортом и роскошью, которое можно временно подавить тревогой выживания, которое всегда сильнее всего проявляется у молодых и скрыто в каждом из нас, всегда готовое вырваться наружу. быть побуждены к идеализму крестового похода, хотя часто кооптированы для увековечения тех самых условий, которые его породили. Моя цель, дорогой читатель, выразить ваше негодование и подтвердить ваше интуитивное знание того, что жизнь должна быть чем-то большим. Я закончу лирическим описанием утраченного и будущего Золотого Века дальновидным карикатуристом Патриком Фарли:
Можем ли мы с вами поверить, что, несмотря на всю нашу тяжелую работу, направленную на то, чтобы добиться обратного, наши потомки наконец-то нашли способ жить, не причиняя друг другу вреда?
Могли бы вы или я поверить, насколько фантастически богатыми они стали?
Можем ли мы с вами хотя бы на мгновение понять, как яростно моя правнучка и ее друзья любили жить, и что эта любовь была не мимолетным настроением, а нескончаемой силой, которая пронизывала каждое мгновение сна и бодрствования их жизни?
Могли бы вы или я поверить в это? Можем ли мы в это поверить? [3]
В этой главе будут описаны технологии — социальные формы, а также парадигмы материального производства — будущего, влюбленного в жизнь, которое включает в себя любовь к жизни, а также любовь к жизни. живые существа. Все они возникают из различного понимания себя и мира и воплощают его. Точно так же, как современные социальные формы и технологии возникают из-за разделения и усиливают его, мы увидим, как технологии 21-го века будут одновременно причиной и следствием обращения разделения вспять — совершенно иное понимание Вселенной, выраженное на всех уровнях, от психологии до космологии. . Сейчас я поделюсь своим видением того, как сегодняшние наиболее многообещающие социальные и материальные технологии могут выглядеть в полном расцвете, после того как семена, проросшие сегодня, получат шанс прорасти и расцвести в (а через 9с 0077 по ) Эпоха Воссоединения. По мере того, как наши кризисы будут усиливаться, мы столкнемся с новым выбором и новыми возможностями. Давайте осознаем все последствия и всю силу выбора, который скоро откроется перед нами.
< Предыдущий | Далее >
[1] Корень не греческий eu-, что означает «хороший», а скорее ou-, что означает «не».