Третья опора на раздатку Нивы: особенности установки
Это и есть третья опора РК
Раздаточную коробку (раздатку) устанавливают на все машины с полным приводом, к числу которых относится и нива. На полноприводном авто этот элемент увеличивает крутящий момент при перемещениях в труднопроходимых условиях, распределяет крутящий момент между осями (приводными). Также коробка может быть установлена на автокраны, пожарный транспорт, где она участвует в операциях с приводом водяных помп, насосов и пр.
Устройство раздатки отличается на разных машинах, но имеются общие конструктивные черты, в том числе присутствие таких деталей, как валы приводов передней и задней оси, ведущий вал, маслосборник, цепная передача и межосевой дифференциал, картер, блокировка дифференциала, понижающая передача.
Содержание
- Принципы работы системы узлов
- Дополнительная опора раздатки
- Как снимать раздаточную коробку на ниве
- Дополнительные элементы тюнинга
Вернуться к оглавлению
Принципы работы системы узлов
![](http://ks-moto.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
Самоблокирующиеся дифференциалы могут быть представлены вязкостной муфтой (самый широко распространенный вариант), дифференциалом типа «торсен» (имеет широкий диапазон перевода крутящего момента, но не имеет высокой прочности, необходимой для внедорожников) или фрикционной муфтой (можно блокировать дифференциал автоматически или вручную, работа муфты основана на силе трения).
У раздатки на ниву может быть несколько режимов работы: от подключения только задней оси до подключения обеих осей с автоблокировкой дифференциала между ними. Управление раздаткой проводится в ручном режиме посредством механического рычажного привода. На нем задним рычагом переключаются передачи, передним — включается блокировка дифференциала.
В отверстии рычага имеются пластиковые муфты для сокращения силы трения. Нижний конец от рычага зафиксирован в штоке с помощью фигурной пружины, а другой конец штока присоединен к муфте посредством вилки и застопорен болтом. Для того чтобы зафиксировать привод, применяется подпружиненный шарик, который входит в пазы штока. На штоке переключения раздатки на ниву обычно присутствуют три передачи: для высшей, низшей передач и для нейтрали. Шток блокировки дифференциала предполагает два положения: «включено» и «выключено». На крышке привода переднего моста имеется выключатель, который замыкает цепь от контрольной лампы, если блокировка дифференциала нивы включена.
Вернуться к оглавлению
Дополнительная опора раздатки
В классическом исполнении раздаточная коробка прикрепляется к полу кузова авто на пару резинометаллических кронштейнов. Чтобы отрегулировать ее по отношению к фланцу промвала, используются отверстия овальной формы в кронштейнах. Между ними и кузовом иногда ставятся регулирующие прокладки.
Ниву многие знают как автомобиль с высоким уровнем вибраций, которые досаждают ряду водителей. Поэтому многими автовладельцами ставится третья опора, которая позволяет уменьшить колебания раздатки в продольных плоскостях, чем можно разгрузить вал с эластичной муфтой. Эта конструкция, свариваемая вручную или покупаемая за небольшую сумму в магазине (придется поискать), при передвижении по любым дорогам на любых скоростях должна давать сведение к нулю вибрации от рычажков раздатки нивы.
Установка «девайса», приобретенного в магазине, достаточно проста. Нужно на задней крышке раздатки заменить три шпильки на более длинные из комплекта. После этого можно прикрутить раздатку, отцентрировать и просверлить отверстия в полу, на которые с помощью шайб, гаек, болтов прикрепить коробку. Все, третья опора готова. Крепление получается где-то за ручником.
Вернуться к оглавлению
Как снимать раздаточную коробку на ниве
Схема размещения опор РК
Снять раздатку, чтобы потом была установлена третья опора, не так просто. Для этого понадобятся крестовая и плоская отвертка, ключи на 13 (трещоточный, рожковый, накидной). Порядок действий такой:
- Снимаем накладку на тоннеле пола в области рычагов управления (откручиваем 4 самореза).
- Откручиваем саморезы, крепящие накладку под рычагами (3 шт.).
- Отворачиваем рычаги в местах креплений, убираем накладку с резинками.
- Отключаем два виднеющихся в образовавшемся отверстии провода.
- Ставим машину на яму, домкрат или забираемся под нее.
- Отсоединяем карданы от раздатки (ключом на 13, кардан можно проворачивать рукой).
- Вынимаем тросик от спидометра, отворачивая рукой контргайку.
- Отсоединяем привод от КПП от раздаточной коробки.
- Снимаем раздатку с подвесных, откручивая гайки (лучше снимать на опору, установка производится в обратном порядке, после того как подготовлена третья опора).
В перспективе пониженные вибрации должны продлить сроки службы элементов трансмиссии, таких как провал, подшипник раздатки и кардан. Однако специалисты полагают, что третья опора раздатки для нивы может давать такой эффект, если она правильно сбалансирована, хорошо работает промвал, не люфтят карданы, подшипники и выходные валы.
Балансировка раздатки на Ниву — это искусство, т. к. коробка, как правило, смещена на расстояние от трех до восьми миллиметров. Для регулировки отпиливают кусок вылета одного кронштейна и надевают на другую ось. При этом гайки осей лучше сразу не затягивать, поскольку нужно проверять наличие минимальности зазоров (добавлять шайбы). Работы лучше производить на яме.
Дополнительная опора раздатки может улучшить качество поездки только в том случае, если она поставлена на крепкое днище. А «нивы», как и остальные изделия отечественного автопрома, известны своей склонностью к коррозии во всевозможных местах (может быть, «АвтоВАЗ» заботится таким образом об экологии: останки авто будут быстро и самостоятельно гнить, возвращая железо в природу).
Поэтому на дно машины часто ставят подрамник (монолитную раму), который сам по себе несколько снижает вибрации, способствует разгрузке пола и увеличению регулировок по осям. Кроме того, он защищает картер раздатки естественным путем.
Вернуться к оглавлению
Дополнительные элементы тюнинга
Тюнинг избавит от стука и люфта
В автомастерских третья опора раздатки часто дополняется раздаткой новой конфигурации, в которой в заднюю крышку и муфту выключения переднего моста введены двурядные высококачественные сальники и подшипники (убирается люфт и возможная течь масла). Выключающая передний мост муфта дает возможность поставить еще одно положение для рукоятки блокировки, с помощью которого можно включать и выключать блокировку на ходу, что позволит экономить топливо при передвижении по качественной асфальтированной трассе. Кроме того, можно поставить специализированный синхронизатор, который используется для переключения повышенной и пониженной передачи раздатки во время движения.
Третья опора раздатки на ниву практически всегда выявляет те или иные недочеты в конструкции или настройке авто. Поэтому часто в дополнение к доп опоре ставят карданный вал на шрусах, при этом производится переделка валов на шарниры для равных скоростей (угловых). Это опять же дает возможность сократить вибрации. Более того, в отличие от крестовинных карданов, кардан на шрусах не дает нарушение балансировки при демонтажных работах по шрусам. Снижению вибраций способствует и замена рукоятки переключений на образцы, собранные в мастерских по типам рукоятки КПП, что снимает «металлический зуд».
Часто, когда ставится 3 опора раздатки, вместе с ней ставятся кронштейны для независимого крепления от редуктора переднего моста. Они уменьшают вибрацию, позволяют повысить проходимость. В этом случае редуктор от переднего моста закрепляется отдельно от двигателя через эластичные втулки на специальные элементы.
Третья опора раздатки предустановлена на модели «Нива-Шевроле», поэтому считается, что на этом авто меньше вибрации.
Хотя отдельные пользователи полагают, что дело не в третьей опоре, а в том, что в машине промвал более длинный и раздаточная коробка стоит дальше от коробки передач, что сокращает вибрационные проблемы и проблемы центровки.
3 — Я Опора Раздатки На Ниву — Нива: ВАЗ — 2121, 21213, 21214М
#1 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 14 September 2009 — 15:53
ФОТО
Итак, после того, как третья (дополнительная) опора раздатки была мной разработана, изготовлена и прошла успешные испытания на моей НИВЕ, можно открывать данную тему.
Зачем это нужно?
— ограничивает колебания раздатки в продольной плоскости – тем самым «разгружает» помвал с элластичной муфтой.
Что имеем?
— во всём диапазоне скоростей, оборотов двигателя и на любых передачах, при движении по любым дорогам, при разгонах и замедлениях вибрация рычажков раздаточной коробки практически равна нулю !!!
— вибрации в диапазоне скоростей 80 – 100 км/ч и выше не наблюдаются!!!
Что даст в дальнейшем?
— думаю, увеличится рессурс проблемных мест трансмиссии (карданов,
пром вала, подшипников раздатки).
Р.S. – эффективно работает при наличии исправного промвала, не люфтящих нормально отбалансированных карданов, отсутствия значительных люфтов в подшипниках выходных валов раздатки, а также при исправности днища в местах крепления раздатки.
Центровака раздатки – обязательна!!!
- Наверх
- ↓
- ↑
#2 ВНЕ САЙТА mamont
Отправлено 14 September 2009 — 16:40
круть. и де это мона сделать? уже читал как то в «зарулем» про такую штуку, но там конструкция немного другая… в статье говорилось, что еще и расход топлива снижается, типа — меньше мощности теряется от перекосов… а во сколько сие чудо конструкторской мысли обошлось?
- Наверх
- ↓
- ↑
#3 ВНЕ САЙТА Romi
Отправлено 14 September 2009 — 17:31
У меня знакомый купил себе такой девайс в магазине, отдал примерно 350 грн. Говорит что разница ощутимая. Сам еще до етого не созрел, мучают сомнения…
- Наверх
- ↓
- ↑
#4 ВНЕ САЙТА Magellan
Отправлено 15 September 2009 — 09:46
эффективно работает при … исправности днища в местах крепления раздатки.
Если днище не ахти, тогда в этой ситуации выручит подрамник.
Вот как вариант подрамника с третей точкой.
Дополнительная опора
- Наверх
- ↓
- ↑
#5 ВНЕ САЙТА Kalina
Отправлено 15 September 2009 — 10:38
9.2009, 15:53″>Р.S. – эффективно работает при наличии исправного промвала, не люфтящих нормально отбалансированных карданов, отсутствия значительных люфтов в подшипниках выходных валов раздатки, а также при исправности днища в местах крепления раздатки.
Центровака раздатки – обязательна!!!
По идее, этих факторов с головой хватит, чтобы с раздаткой все было нормально. И городить третью опору нет смысла. 🙂
- Наверх
- ↓
- ↑
#6 ВНЕ САЙТА Барррада
Отправлено 15 September 2009 — 10:54
После замены промвала и всех крестовин была куплена заводская,поставлена и с негодованием выброшена по причине страшного увеличения вибрации.Не пошло как говорится.
- Наверх
- ↓
- ↑
#7 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 15 September 2009 — 14:30
9.2009, 16:40″>а во сколько сие чудо конструкторской мысли обошлось?
Это моего изготовления чудо, делал меряя по своей раздатке. сам варил, из своих материаллов.
- Наверх
- ↓
- ↑
#8 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 15 September 2009 — 14:43
По идее, этих факторов с головой хватит, чтобы с раздаткой все было нормально. И городить третью опору нет смысла. 🙂
Не совсем…. При разгонах на низких передачах (пониженная), либо разгон-торможение двигателем (езда по плохой грунтовке) имеют значительные вибрации раздатки не зависимо от состояния трансмиссии (такая конструкция). …
А не скоростях 80-100 и выше — у кого как…
Тут как раз и помогает 3-я опора если не полностью избавиться, то покрайней мере свести к минимуму вибрации…
- Наверх
- ↓
- ↑
#9 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 15 September 2009 — 14:46
После замены промвала и всех крестовин была куплена заводская,поставлена и с негодованием выброшена по причине страшного увеличения вибрации.Не пошло как говорится.
Может опора какаято «кривая»!!!?
НЕ должна нарушаться центровка раздатки — то есть должна быть соосность РК и промвала…
- Наверх
- ↓
- ↑
#10 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 16 October 2009 — 16:05
Сейчас при езде с третьей опорой раздатки появилась неприятная вибрация непонятного происхождения при резких разгонах на 1-й и 2-й передаче в узком интервале частот вращения, хотя при плавном разгоне всё ОК — так что не ПАНАЦЕЯ это от вибрации!!!
Снял её езжу без неё, но желание разобраться осталось! :пиво:
- Наверх
- ↓
- ↑
#11 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 18 November 2009 — 13:17
10.2009, 15:05″>…. но желание разобраться осталось! :пиво:
Итак вскрытие показало: раздолбанный вдрысь шрус промвала (радиальный люфт около 4 мм, не знаю как его от «вертолёта» не оторвало…).
В дополнение рваный «бублик»….
Итого «пападаем» на замену промвала в сборе!
- Наверх
- ↓
- ↑
#12 ВНЕ САЙТА anatoliy
Отправлено 18 November 2009 — 15:01
Итак вскрытие показало: раздолбанный вдрысь шрус промвала (радиальный люфт около 4 мм, не знаю как его от «вертолёта» не оторвало…).
В дополнение рваный «бублик»….
А это случайно не через третью опору? Или это есть причина появления третьей опоры?
- Наверх
- ↓
- ↑
#13 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 19 November 2009 — 13:44
11.2009, 14:01″>А это случайно не через третью опору? Или это есть причина появления третьей опоры?
Нет, не из-за 3-й опоры! Промвалу видимо «пришло время» ИМХО…
А 3-й опора начала выявлять это, передавая на кузов…
Поначалу ведь все было нормально (раздатка стояла как приваренная к кузову, вибры не было)… Начались проблеммы после того, как съездил в Житомир и разогнался по трассе до 150 км/ч — ради интереса… Через пару минут такой езды началась зубодробилка… Сбросил скорость до 100 — почти пропала!
А потом стала проявляться при разгонах и ваще када ей захочется…
Кароче видимо промвал был на подходе,а я его этими 150 км/ч просто его «добил»….
Поменяю промвал, буду ставить с бубликом от ШНИВЫ — он жёще и лучше изготовлен в плане балансировки, 3-й опору поставлю обязательно!
Отпишусь поздже!
- Наверх
- ↓
- ↑
#14 ВНЕ САЙТА СТАЛКЕР
Отправлено 07 December 2009 — 23:53
Я извиняюсь, а разве раздатка не должна иметь небольшие углы, для работы в продольной плоскости?
- Наверх
- ↓
- ↑
#15 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 08 December 2009 — 19:03
12.2009, 22:53″>Я извиняюсь, а разве раздатка не должна иметь небольшие углы, для работы в продольной плоскости?
В идеале — не должна….
Ходит она вперёд назад при разгонах и торможениях (двигателем) — система отигрывается на эластичной муфте промвала…
Если раздатка отцентрована — то рычажки раздатки должны стоять на месте — по крайней мере на высоких скоростях и при постоянных режимах движения…
Но это в идеале… Для этого нужен по крайней мере нормальный (не кривой) промвал и нормальные, отбалансированные карданы…
Затем динамическая центровка раздатки — и вуаля колебаний нет….
Но 3-я опора позволяет избавиться от колебаний раздатки при разгонах — она избавляет от рывков трансмиссии при езде внатяг (разгон-торможение двигателем)!!! Даёт положительный резутьтат только при качественном промвале (в плане балансировки) и отцентрованной раздатке… Если промвал «кривой» с 3-й опорой трусит пол!
Каданы, кстати проверял — идеальные (чернигов)!!!
P/S «кривой» промвал — это кривой вертолет или даже оба вертолёта, либо кривой бублик (у кого промвал на крестовине — она может подклинивать)
Я не кому это не навязываю и не советую — это пока мои эксперименты!!!
Но кое в чём я уже разобрался — хороший промвал сейчас очень сложно найти!!! Большинство — «кривые» — вот вам и вибрации!
Буду собирать из отдельных частей методом подбора и проверки в токарном станке на биение. ..
- Наверх
- ↓
- ↑
#16 ВНЕ САЙТА Gladun
Отправлено 13 May 2010 — 11:24
При нормальному промвалі в зборі і при заміні центруючої бтулки, ніяких продольних ходів при розгоні або га льмуванні не виявлено. Все працює без третьої опори, без вібрацій.
- Наверх
- ↓
- ↑
#17 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 28 May 2010 — 00:24
При нормальному промвалі в зборі і при заміні центруючої бтулки, ніяких продольних ходів при розгоні або га льмуванні не виявлено.
Все працює без третьої опори, без вібрацій.
Ещё как есть при разгоне на 1-й рычажки колбасит будь здоров а в тяжелых дорожных условиях — ещё больше… Промвал может не вызывать вибраций для этого есть карданы…. Карданы основная причина всех вибраций на НИВЕ… Третья опора никак не спасает от вибраций карданов или промвала она всего лиш помогает системе быть в равновессии… А если источник вибрации присутствует то с 3-й опорой вибрация бедет больше, чем без неё… По этому я сейчас катаюсь без 3-й опоры т.к. карданы не очень…
Магу зделать одназначный вывод 3-я опора нада тока для тяжелого бездора, для города и трассы с ней больше вибры чем без неё (или нада карданы на ШРУССАХ)…
- Наверх
- ↓
- ↑
#18 ВНЕ САЙТА goric
Отправлено 28 May 2010 — 13:57
У меня на нивке кроме 3-й точки опры,вместо кардана между коробкой и роздаткой переделали от нашей 8-ки. 9-ки.передний кулак, чучуть пришлось поигратса но зделали, результат:
1.при нагрузках на бездоре в салоне ни гула ни тряски!
2.на штатной зезине на трасе от 0 и до 120км,всалоне тишына!
3.три года еэды беэ проблем!
Ну и конечно должны быть и кузов и роздатка и осье остальное в подтянутом состоянии. А еще мне на кузове усиливали площадки криплений родатки 3шт.
- Наверх
- ↓
- ↑
#19 ВНЕ САЙТА Kalina
Отправлено 28 May 2010 — 14:10
вместо кардана между коробкой и роздаткой переделали от нашей 8-ки.9-ки.передний кулак
Можно подробнее, что за «кулак»?
У меня там стоит ШРУС.
Прогнил пол, раздатка весит на креплении сидения.
Некоторые вибрации есть, но в пределах 80-90, дальше до 120 без вибраций.
Плохо только на подъемах, приходится откидываться на спинку и раздатка вылазит в салон.
Но вибраций все-равно нет!
- Наверх
- ↓
- ↑
#20 ВНЕ САЙТА GAR
Отправлено 30 May 2010 — 11:36
У меня на нивке кроме 3-й точки опры,вместо кардана между коробкой и роздаткой переделали от нашей 8-ки.9-ки.передний кулак, чучуть пришлось поигратса но зделали…
А можно поподробнее че за конструкция такая интересная… Ещё лучше фото, если не трудно!
- Наверх
- ↓
- ↑
ПРОГУЛКА ПО КУКУРУЗНЫМ ПОЛЯМ / Журнал Христианской Науки
В одном углу всеми любимого читального зала Христианской Науки висит изображение Иисуса и его учеников, проходящих через кукурузное поле. Это день субботний, и когда они собирают и едят кукурузу, или «пшеницу», как мы бы назвали ее в Америке, фарисеи упрекают их в нарушении Моисеева закона. Художник изобразил момент, когда Иисус напоминает фарисею, что «Сын Человеческий есть господин и субботы».
Когда мы изучаем картину, кажется, что тишина субботнего дня подкрадывается к мысли. Мы отмечаем теплые желтые тона созревшего зерна, мягкий оттенок восточного неба и даже воображаем, что почти слышим шорох качающихся стеблей, когда путники расталкивают их, чтобы не сбиться с узкой тропинки. Иоанн, как всегда, близок к Учителю, его светлые волосы отливают золотом на солнце, его лицо невинно сияет, как у ребенка, и другие ученики, Петр терпеливо плетется впереди, не отстают. Но центральной фигурой является Назарянин, который стоит рядом с упрекающим фарисеем, его голова склонена до уровня вопрошающего, его рука с невыразимым состраданием лежит на руке другого.
Бедная маленькая разрозненная группа пилигримов, которым «негде» преклонить головы, благодарные даже за скудную трапезу в виде нескольких зёрен, оттертых пальцами от колосьев на ходу! Во всех записях человеческой истории была ли когда-нибудь группа людей более непритязательных, более простых, более совершенно лишенных всего того, что мир сочтет необходимым для установления и распространения великого дела? Тем не менее, кто может сказать, что не из-за этой самой простоты, из-за этого невежества в мирских делах, из-за этой детской готовности учиться они были настолько духовно приспособлены для принятия и передачи вести Христа. Когда Пилат задал Иисусу вопрос: «Что есть истина?» он ничего не ответил; тем не менее, он сидел рядом с изгнанной женщиной из Самарии, у колодца Иакова, и говорил с ней словами, которые заставляли ее сердце гореть в ней, когда она слушала.
Царство Небесное нельзя брать насилием, но сегодня, как и прежде, гордость, честолюбие, человеческая воля и своекорыстие должны уступить место смирению, если мы хотим «войти». И у многих из нас смирение есть редкостная драгоценность, которую можно достичь только молитвой и постом, а достигнув однажды, сохранить таким же образом, если бы мы не допустили, чтобы воры прорвались и украли ее, пока мы спим. Следуя порядку «научного перевода смертного разума», приведенному на странице 115 «Науки и здоровья», «большое Я» невозрожденного чувства имеет обыкновение требовать признания. Время от времени его очень беспокоит то, чего «я» хочу, что «я» должен иметь, что «я» думаю, должно быть «мне» из-за того, что «я» сделал. Через некоторое время, возможно, приходит человеческое признание (хотя и не всегда синонимичное божественному признанию), а затем рефрен меняется на «я» заслужил это, «я» имею на это право, «я» получаю только то, что «я» заслуживаю. .
Если эти заявления слишком грубы, чтобы пройти через портал пробуждающейся мысли, аргумент может принять более изощренную форму, которая, как известно, обманывает даже избранных. Он раскрашивает свои крылья еще белее и кажется таким прекрасным, таким бесхитростным, таким похожим на ангела света, что многие, может быть, еще не узнают в нем «большого Я» и широко распахнут дверь, наивно веря, что приветствуют кого-то. небесный гость; но когда он сидит у их очага, скромно сложив безупречные крылья, они вдруг обнаруживают, что радуются тому, что они «не такие, как другие люди». Они с глубоким удовлетворением наблюдают за своей похвальной свободой от честолюбия и своекорыстия, которые они часто отмечали в других, поздравляют себя с их прекрасным духом самоотречения и бормочут: большее смирение, чем я». Среди такого самообмана, как этот, если бы люди хотя бы раз подумали об этой царственной фигуре на пшеничном поле с кротко склоненной головой некоронованного владычества, они узнали бы жалкую подделку рядом с собой и назвали бы ее своим именем. правильное имя.
И когда этот самообман ушел, и они закрыли перед ним дверь, они начинают вспоминать многое, что должны были помнить раньше. Они начинают понимать, что гордыня обладания, то, что отличает «тебя» от «меня» и в конечном счете дает «твое» и «моё», есть не что иное, как ложный взгляд на факты бытия. Приходит ли что-либо к кому-либо, кроме как через размышление? И если оно приходит через размышление, от Бога к Его проявлению, человеку, то не приходит ли оно ко всем и ко всем одинаково? Солнце не может излучать лучи, отличные друг от друга, и дорогой Отец всех нас не может сделать для одного из Своих детей больше, чем для другого, и Он не любит одного больше, чем другого. Как каждый луч света, исходящий от солнца, содержит в себе семь призматических цветов полноты, так и каждое дитя Бога обладает бесконечным изобилием полного выражения Разума; и если это так, как учит христианская наука, то какое оправдание может быть у кого-либо, кто лелеет преувеличенное представление о себе по сравнению с другими? Каждый из нас должен рано или поздно достичь «меры полного возраста Христова», сознательного признания вечного факта, что человек есть потому, что есть Бог.
Жизнь одного человека может казаться сияющей радужными переливами, а жизнь другого может казаться наполненной лишь тусклым оттенком грязной материальности. Но семь цветов существуют для всех, и тот, кто мельком увидит их раньше другого, не имеет повода для тщеславия. Предположим, что к нам придет нечто чудесное, величайшее, по-человечески говоря, что может прийти к кому-либо, — оправдает ли даже это гордыню, которая расхаживает на рынке перед всем миром, которая кутается в свои тонкие лохмотья? собственной важности и крики каждому прохожему: «Вот!» Жил-был король, который сделал именно это. Записано, что он сказал: «Разве это не великий Вавилон, который я построил для дома царства силой моей силы и для славы моего величия?» Его звали Навуходоносор, и впоследствии он ел траву, как вол.
Дорогой товарищ-паломник, бывает ли, что мы спрашиваем себя: в чем дело? Случается ли иногда, что мы впадаем в уныние и задаемся вопросом, почему мы не получаем больших результатов от времени и усилий, которые, как нам кажется, мы тратим? Если да, то предположим, что мы на мгновение задумаемся над этой тихой сценой на кукурузном поле. Сегодня нам не нужно топтаться на жатве мира ногами в сандалиях, и для выполнения работы Отца нам не нужно делать нашу скудную еду из перетертых между пальцами зерен пшеницы; то, что нужно печальному миру, так это нежность этой склоненной головы, сострадание этой протянутой руки, несравненное смирение, которое дышит каждой линией этой стройной фигуры и как бы говорит: «Я ничего не могу сделать сам».
Есть еще один человек, о котором мы могли бы с пользой для себя уделить несколько минут размышлениям, еще один человек, который без единого спутника в наши дни шел по полям жатвы наедине с Богом. Если у нас есть хоть немного посвящения, преданной твердости цели, которая характеризовала миссис Эдди, мы можем вступить на тот же путь, никогда не сомневаясь и не опасаясь, куда он может нас привести; но прежде чем сделать это, давайте спросим себя, действительно ли мы уже заслужили право на место в этой прекрасной компании. Действительно ли мы в душе одни из них, или бывают моменты, когда мы чувствуем себя очень неуместными среди них? Если бы могло случиться так, что мы могли бы встретить их, когда они пришли, узнали бы они нас издалека и с сияющими лицами поспешили бы уступить нам место на том прямом и узком пути, по которому идет только тот, кто оставил все для Христа? или скорбные, отведенные глаза Учителя, казалось бы, говорили яснее, чем слова: «Я никогда не знал тебя»?
Сегодня, как и в их дни, «урожай действительно велик, а делателей мало». Сегодня, как и в их дни, небольшая группа тружеников, немногочисленная, но могучая по цели, вышла на обширное поле человеческой мысли, и каждому из нас надлежит спросить себя, идет ли он среди зреющих зерен в смиренный дух, который вдохновлял тех паломников двадцать веков назад. Если каждое сердце может честно ответить «да», если мы не просим ничего, кроме привилегии служить, ищем только радости отдавать, повинуемся только голосу Учителя и ничего не слушаем, кроме «Молодец» Того, кто знает все, мы вполне можем радоваться, ибо остальная часть работы принадлежит Богу.
Если мы действительно настолько возвысили идею Христа в нашем собственном сознании, что самость с ее требованиями замолкает, мы можем быть уверены, что все, с кем мы вступаем в контакт, почувствуют ее непреодолимое влечение. Результаты последуют так же сладко и естественно, как аромат следует за раскрытием розы. Каждому из нас необходимо сделать одно дело, если он хочет следовать за Христом, и счастлив тот, кто может вступить на путь через ниву, уже сделав это дело. Миссис Эдди говорит в «Разных сочинениях»: «Забудьте о себе, трудясь для человечества; тогда вы привлечете усталого скитальца к своей двери, привлечете пилигрима и незнакомца в свою церковь и найдете доступ к сердцу человечества» (стр. 155).
Сложный текст
Чем чтение сложного текста похоже на поднятие тяжестей? Точно так же, как невозможно нарастить мышечную массу без веса или сопротивления, невозможно развить прочные навыки чтения, не читая сложный текст. Общие основные государственные стандарты в языковых искусствах рассматривают сложность текста как сродни весу или сопротивлению в программе упражнений.
Это контрастирует с большинством прошлых обсуждений этой темы, в которых подчеркивалось, как чрезмерно сложный текст может препятствовать обучению. Таким образом, такое обсуждение было сосредоточено на разработке различных схем удобочитаемости и градиентов текста, чтобы помочь учителям определить, какие книги могут быть слишком сложными для их учеников. Вместо этого новые стандарты предлагают, чтобы учителя целенаправленно продвигали учащихся через все более сложный текст, чтобы развивать навыки и выносливость.
Что делает текст сложным?
Чтобы помочь учащимся научиться читать сложные тексты, учителям необходимо ответить на вопрос: Что мы имеем в виду, когда говорим, что текст сложный? Формулы удобочитаемости обычно отвечают на этот вопрос, измеряя два фактора: сложный словарный запас и длинные сложные предложения. Здесь мы рассматриваем эти факторы вместе с некоторыми другими, которые также влияют на способность читателей понимать текст.
Словарный запас
Если вы спросите студентов, что затрудняет чтение, они обвинят слова. И они правы, придавая такое большое значение словарному запасу: авторы представляют свои идеи через слова и фразы, и если читатели не знают, что они означают, маловероятно, что они поймут смысл текста. Исследования показывают, что мышление высшего порядка при чтении сильно зависит от знания значений слов.
Часто учебники и учителя сосредотачивают свое внимание на обучении учащихся словарным запасам, описывающим основные понятия в науке, истории, математике или литературе. Специфические термины предметной области, такие как эрозия , третий закон движения Ньютона, ромб и метафора , несомненно, получат особое внимание в современных классах. Однако эти слова обычно окружены другими важными, но более общими академическими терминами, такими как , оказывает, оценивает, определяет, распределяет, приводит к кульминации и классифицируют . Эти слова, точно так же, как и слова в первом списке, используются особым образом в различных дисциплинах и требуют внимания при обучении. Способность учащихся понимать фрагмент текста зависит от количества незнакомых слов, относящихся к предметной области, и новых общих академических терминов, с которыми они сталкиваются.
Структура предложения
Слова еще не вся картина. Структура предложения также имеет значение, потому что она определяет, как слова работают вместе. Таким образом, понимание предложения «Аист гулял по прекрасному кукурузному полю» требует большего, чем просто определение отдельных слов. Предложение также должно сообщить читателю, как идеи, выраженные этими словами, сочетаются друг с другом (Какой аист? Где был аист? Что он делал?). Если бы в тексте вместо этого было сказано: « Аист, красивый, входящий был кукурузным полем », были бы представлены все те же идеи, но читатели не поняли бы смысла.
Другие аспекты структуры предложения могут определять, насколько трудно читателю понять смысл текста. Например, более короткие предложения легче читать, чем более длинные; по-видимому, они менее требовательны к оперативной памяти читателя. Более длинные предложения, как правило, включают в себя несколько фраз или предложений, поэтому они, как правило, включают больше идей, которые должны быть связаны друг с другом. Они также имеют большую плотность (более длинные словосочетания существительных или глаголов) и более встраиваются (более сложные отношения).
Авторы строят такие сложные предложения по разным причинам. В некоторых случаях сложные структуры предложений необходимы для передачи сложности самой информации — таким образом, длинные словосочетания, распространенные в науке. В литературных отрывках авторы длинных предложений, такие как Уильям Фолкнер или Эвелин Во, возможно, пытаются заставить читателей замедлить темп и исследовать архитектуру выражаемых мыслей и чувств. Пытаясь передать эмоциональную сложность, мы могли бы написать такое предложение:
Желтый снегоуборщик, который отец купил моей маме на 15-ю годовщину свадьбы в прошлом году, теперь лежит в гараже, под кучей старых коробок и газет, где она оставила его той ночью, как раз перед тем, как бросила свой мобильный телефон, тот, что с моей фотографией, на папу, и расплакалась.
Многослойные фразы в этом предложении лучше выражают сложные эмоции, связанные с событиями, чем серия более коротких и четких предложений. Однако такие предложения трудно распутать из-за требований, которые они предъявляют к рабочей памяти: что произошло непосредственно перед тем, как мать бросила свой телефон? Кто расплакался? Глагольная фраза настолько глубоко укоренилась в этом предложении, что поначалу может быть трудно определить, что происходит. Если учащиеся должны интерпретировать значения, которые передают такие сложные структуры предложений, им необходимо научиться понимать условности текста — фразировку, порядок слов, пунктуацию и язык.
Согласованность
Еще одна проблема связана с тем, как определенные слова, идеи и предложения в тексте связаны друг с другом, что называется связностью . Авторы используют местоимения, синонимы, многоточие и другие инструменты, чтобы связать идеи в тексте. Например, возьмем этот простой отрывок:
Джон и Мэри отправились в космический лагерь. Им там понравилось. Конечно, мальчишкам часто нравятся ракеты, но Мэри это тоже нравилось.
Первое предложение рассказывает о том, что сделали двое детей. Чтобы понять смысл второго предложения, читатель должен признать, что местоимение они относятся к двум детям, которые были названы в первом предложении, а там относится к космическому лагерю . Точно так же, чтобы интерпретировать третье предложение, читатель должен связать мальчиков с Джоном и признать, что это означает то же самое, что и там во втором предложении.
У младших школьников часто возникают трудности с установлением таких связей, особенно если идеи далеко друг от друга или референты не часто переформулируются. Отдаленные или сложные связные связи также могут быть трудными для изучающих второй язык или для старших школьников, читающих на незнакомую тему.
Организация
Идеи можно расположить в тексте разными способами, некоторые проще, чем другие. Например, некоторые виды текста, такие как научный эксперимент или рецепт, упорядочивают события во временной последовательности. Это также относится к некоторым художественным или историческим рассказам, но не ко всем. Скорее всего, вы никогда не увидите, чтобы писатель играл с временной последовательностью, представляя научный эксперимент, но воспоминания в литературе и непоследовательное изложение событий в исторических сочинениях распространены и важны.
Другие организационные структуры включают сравнение-сопоставление и решение проблемы. Например, в научных текстах часто встречаются детальные сравнения между такими видами, как аллигаторы и крокодилы, или между такими понятиями, как мейоз и митоз. Точно так же структуры «проблема-решение» очевидны как в науке, так и в социальных исследованиях; например, эссе может объяснить несколько причин загрязнения воды, а затем рассмотреть несколько решений для каждой из этих причин. Некоторые организационные структуры используются для организации определенных функций текста; например, учебник по общественным наукам может включать определенные категории подробной информации (история, география, экономика и культура) в каждой главе.
Учащиеся, знакомые с шаблонами, которые авторы используют для передачи сложной информации, имеют преимущество в понимании текста. Например, легче следить за Моби Диком , если вы знаете, что это повествование о путешествии, перемежающемся серией отступлений — что одна глава может продвигать историю вперед, за ней следует другая, описывающая анатомию китов, историю китобойного промысла или проповедь, которую можно было услышать в церкви китобойного городка в XIX веке.
Базовые знания
Словарный запас, структура предложения, связность и организация могут быть определены путем тщательного анализа самого текста. Однако окончательный фактор, определяющий сложность текста, зависит от предварительных знаний читателя.
Например, книгу Эрнеста Хемингуэя «Старик и море » часто рекомендуют использовать с подростками. Язык Хемингуэя лаконичен и прост; он использует общеупотребительные слова, а его предложения часто короткие, без вложений и сложностей. Градиентный анализ текста поместит этот текст на уровень чтения 6-го класса.
Тем не менее, многим ученикам в этом возрасте было бы трудно понять эту прекрасную книгу. Причина явно не в самой книге, а во взаимодействии читателя и книги. Немногие подростки пережили эмоциональный опыт, который подготовил бы их к пониманию решимости старика сохранять надежду и достоинство перед лицом непреодолимых трудностей. Фоновые знания учащихся, включая факторы развития, опыта и познания, влияют на их способность понимать явные и выводные качества текста.
Что учителя могут сделать со сложным текстом?
Знание сложности текста может помочь учителям разработать три важных компонента обучения грамоте: развитие навыков, постановка цели и стимулирование мотивации.
Build Skills
Посмотрим правде в глаза: некоторые учащиеся не могут понять сложный текст, потому что не могут его расшифровать. Любой старшеклассник, который все еще борется с декодированием, нуждается в помощи, чтобы решить эту проблему.
Но даже учащиеся, обладающие базовыми навыками декодирования, иногда испытывают трудности с тем, чтобы легко и точно применить эти навыки, чтобы купить сложный текст. Чтобы помочь этим учащимся развить беглость чтения, учителя должны давать им много практики в чтении одного и того же текста, а также инструкции, которые помогут им развить более четкое представление о том, где делать паузу в предложениях, как группировать слова и как должен повышаться голос. или падать на разных этапах при чтении вслух.
Обучение беглости становится более действенным, когда оно преподается не как самоцель, а скорее в контексте попыток учащихся понять смысл конкретного текста. Истинная беглость — это не просто выстраивание одного предложения за другим и быстрое чтение их вслух; это также поддерживает понимание текста. Таким образом, обучение беглости речи должно подчеркивать структуру предложения и его значение. Учителя должны сделать паузу для учащихся, чтобы обсудить смысл текста. Они должны сочетать повторное чтение одного и того же текста с вопросами, которые требуют от учащегося внимательного чтения для получения деталей и ключевых идей.
Постоянное углубленное изучение словарного запаса является еще одним важным компонентом, помогающим учащимся развивать навыки чтения сложного текста. Эта инструкция должна быть сосредоточена не только на словах и фразах, относящихся к предметной области, которые описывают основные понятия в предметной области, но и на общеучебных словах. Эффективное обучение словарному запасу обычно обеспечивает углубленное изучение значений слов, при котором учащиеся делают больше, чем просто копируют словарные определения — они рассматривают синонимы, антонимы, категории и конкретные примеры изучаемых слов.
Учащиеся также изучают связи между словами, рассматривая другие слова в той же категории, сравнивая и сопоставляя слова с похожими значениями, оценивая или проводя аналогии и строя словарные сети. У них также есть возможность использовать слова при чтении, письме, разговоре, прослушивании, рисовании и даже физическом воспроизведении. По мере того как учащиеся анализируют использование словарных терминов в тексте, учителя могут направить их к размышлению о значениях, которые авторы намеревались передать (например, о различиях в значении между любопытный и любопытный , или дешевый и скромный ).
Установление цели
Недавно нас попросили объяснить, почему отрывок о пустынях вызвал затруднения у читателей. Когда мы начали читать текст, мы заметили его красивый язык, яркие образы и хорошо сделанные описания. Однако, несмотря на его красоту, нам было трудно понять смысл этого отрывка. Проблема была в том, что мы не могли сказать, был ли это литературный текст или научный. Не зная, какой текст мы читаем или что мы должны делать с информацией, мы понятия не имели, на что обращать внимание.
Учащиеся часто оказываются в такой ситуации. Младшие дети часто сталкиваются с гибридными текстами, в которых повествовательный рассказ сочетается с описательной информацией. Например, в книгах «Волшебный школьный автобус» персонажи совершают экскурсии, чтобы узнать об электричестве, погоде, динозаврах и других темах. Читая эти книги, дети должны решить, следует ли сосредоточиться на рассказе об экскурсии или на информации о концепциях. Пока они не разберутся, они могут чувствовать себя сбитыми с толку.
Старшие школьники сталкиваются с текстами по естественным наукам, истории, математике и литературе; и они должны понимать цели чтения каждого из этих текстов, чтобы правильно сосредоточить свое внимание. Например, научные тексты в значительной степени сосредоточены на причинно-следственных связях. Эти тексты передают информацию о том, что вызывает какие-либо события, но они обычно не касаются намерений, стоящих за этими событиями. Студенты, читающие научный текст, могут узнать, что яблоки растут на деревьях и что их едят птицы, что играет важную роль в распространении семян вокруг, что создает еще больше яблонь; однако не ожидается, что читатели зададутся вопросом, намеренно ли яблоки растут на деревьях, чтобы их могли съесть птицы. Напротив, при чтении истории и литературы читатели должны интересоваться не только причинами событий, но и человеческими намерениями, стоящими за этими причинами.
Четко сообщая учащимся цель чтения, учителя не должны передавать слишком много информации, которая может испортить чтение или позволить учащимся участвовать в занятиях, не завершив чтение; скорее, они должны сообщать учащимся, чего ожидать от чтения. Для текста о пустынях, например, установление цели «Определить разницу между биомами пустыни и тундры» будет направлять чтение иначе, чем установление цели: «Изучите использование образов автором и подумайте, как вы могли бы применить их в своих собственных работах». письмо.» Хотя обе эти цели полезны, чтение для одной цели при выполнении задачи для другой, скорее всего, приведет к путанице и даже к неудаче. Когда учащиеся пытаются понять задание, они меньше внимания уделяют самому тексту.
Со временем, когда учащиеся целенаправленно читают, они приобретают базовые знания и глубже понимают организационные структуры, которые авторы используют для передачи информации. Это понимание дает учащимся доступ ко все более сложным текстам.
Повышение мотивации и настойчивости
Обучение чтению сложного текста похоже на физиотерапию. Поначалу такая терапия часто бывает болезненной и утомительной, и возникает соблазн немного схитрить с упражнениями. Физиотерапевты должны сосредоточиться не только на группах мышц, которые необходимо укрепить или растянуть, но и на мотивации пациента. Им нужно держать голову пациента в игре, потому что работа над болью приносит пользу.
Точно так же учащимся может быть сложно удержаться и придерживаться текста, над которым им приходится трудиться, подыскивая слова, ломая голову над предложениями, пытаясь найти связи. У учителей может возникнуть соблазн попытаться облегчить учащимся задачу, избегая трудных текстов. Проблема в том, что более легкая работа с меньшей вероятностью сделает читателей сильнее. Учителя должны мотивировать учащихся продолжать попытки, особенно когда уровень работы увеличивается. Окупаемость заключается в том, чтобы оставаться на правильном пути.
Хороший физиотерапевт знает то, что знают хорошие учителя: вам нужно добиваться последовательных успехов. Студенты добиваются успеха в компании своего учителя, который сочетает сложные тексты с эффективным обучением. Они применяют свою растущую компетентность за пределами компании своего учителя, читая тексты, которые соответствуют их способностям к самостоятельному чтению. Со временем они начинают внимательно читать тексты по своему выбору, а также назначенные тексты, которые укрепляют их знания в предметной области. Все это время они ставят цели со своими учителями, чтобы они могли оценить свой собственный прогресс. Движение вперед к цели имеет значение.
Больше никаких догадок
Прошли те времена, когда текст оценивался как сложный исключительно на основе длины предложения и количества слогов. Теперь мы знаем, что на сложность текста влияет множество факторов. Благодаря такому расширенному пониманию учителям не нужно полагаться на интуицию, чтобы выяснить, с какими книгами справятся их ученики.