фото, устройство, ремонт, замена своими руками
Первые гидрокомпенсаторы появились в России в 1989 году. В то время они приобрели распространенность в модернизации моторов «Жигулей». Современные гидрокомпенсаторы «Нива Шевроле», фото которых представлено ниже, появились в результате внесения множества изменений и усовершенствования конструкции.
Особенности
При эксплуатации подобного устройства в головке блока устанавливаются плунжерные пары, которые заменяют винты, регулирующие зазоры клапанов. Масло проходит к ним по дополнительным шлангам, благодаря чему к кулачку распределительной системы прижимается рычаг. Это позволяет забыть про регулярную проверку и регулировку клапанных зазоров.
Устройство гидрокомпенсатора «Нива Шевроле» и других марок обеспечивает правильное прохождение газораспределительных фаз, благодаря чему заметно увеличивается период эксплуатации деталей конструкции и снижается производимый шум. Также уменьшается воздействие ударных нагрузок, топливный расход и количество токсичных элементов в выхлопе.
Конструкционные сложности
Несмотря на обширный перечень положительных сторон, не обошлось без недостатков, которые возникают в процессе конвейерной сборки. В первую очередь нужно отметить, что гидрокомпенсаторы «Нива Шевроле» в процессе установки требуют особой тщательности и длительной регулировки, это занимает намного больше времени, чем может отводиться во время заводского монтажа.
Соблюдение всех тонкостей процесса также редко отмечается на станциях технического обслуживания, так как не является экономически выгодным. Другая сложность заключается в том, что после снятия головки разбирается блок, ввиду того, что его обратная сборка со старыми прокладками невозможна, возникает необходимость в приобретении нового набора прокладок.
Новшества
Отчасти конструкция данного элемента начала подвергаться видоизменениям из-за сложностей, связанных с монтажом. Вначале была создана плунжерная пара, характеризующаяся отсутствием подведения масла, так как оно поставлялось из пространства под крышкой головки. Такие гидрокомпенсаторы «Нива Шевроле» отличались более легким монтажом по сравнению со своим предшественником. Но они не приобрели распространения из-за сходства с амортизаторами, что было особенно заметно на высоких оборотах.
Позднее были модернизированы элементы, осуществляющие подведение масляной жидкости. Их заменила рампа, которая монтируется намного быстрее старой конструкции, имеющей дополнение в виде множества уплотнительных колец. Последние отсутствуют в рампе, в качестве соединительных частей выступают пластины, изготовленные из термостойкой пластмассы, из нее же выполнены штуцера. Такое усовершенствование обеспечило возможность многократной разборки и сборки, при этом для проведения всех работ не требуется много времени и сил.
Когда нужен ремонт
Гидрокомпенсаторы «Нива Шевроле» являются саморегулируемыми и находятся в системе клапанного подведения. Такое свойство обеспечивается рычагами, усилие с которых переносится к клапанам. Также благодаря им отсутствуют зазоры, которые могут часто появляться в приводе.
Газораспределительное устройство при наличии неисправности издает характерное постукивание, позволяющее определить необходимость проведения ремонта. Ремонт гидрокомпенсаторов «Шевроле Нива» осуществляется в случае появления шума, либо возникновения других недочетов. Стоит отметить, что работы по замене не требуют снятия блока цилиндров с самого агрегата. Для начала необходимо подготовить инструменты для последовательного снятия элементов и их обратного монтажа.
Из-за чего появляется шум
Возникновение постороннего шума возможно по различным причинам. В некоторых случаях стук слышен только при непрогретом двигателе. Особого внимания требует шум, который не исчезает после достижения необходимого уровня температур и при переключении на разные режимы работы. Несвоевременная замена гидрокомпенсаторов «Нива Шевроле» своими руками способна привести к серьезным поломкам и отказу двигателя.
Для многих автовладельцев такая задача может показаться трудновыполнимой, поэтому при возникновении сомнений в правильном исполнении работ стоит обратиться к специалистам. Но если есть необходимость в самостоятельной замене, помимо самих ГК, нужно приобрести набор ключей. Нежелательно покупать китайские товары сомнительного качества, их низкая стоимость является единственным достоинством.
Ремонт «Нива Шевроле»
Стук гидрокомпенсаторов требует замены детали. Для начала снимается крышка, закрывающая головку блока. При этом необходимо обратить внимание на гидроопоры и проверить их состояние. Для этого плунжерные опоры нужно попытаться утопить путем попеременного нажатия на рычаги привода клапанов. Если все в порядке, плунжеры будут отличаться большим сопротивлением нажатию.
Наличие неисправностей характеризуется легким уходом плунжер вниз. Далее коленчатый вал поворачивается таким образом, чтобы совместились отметки, распложенные на конструкции подшипников и распределительном вале. При этом плунжер натяжителя вдавливается при помощи обычной отвертки или стального стержня. Из звездочки распределительного вала вынимается монтажный болт, при этом плунжер должен находиться в таком положении, чтобы было возможно его снять без открепления от цепи.
На что нужно обратить внимание
Особое внимание должно быть уделено соединению звездочки привода насоса и цепи, они не должны разъединиться. На двигатель монтируется конструкция вместе с цепью и выкручивается крепеж на корпусе подшипников распределительного вала, на котором также держится штуцер детали, осуществляющей подведение масла к гидравлическим опорам. Трубопровод отводится в сторону после снятия штуцера. Крайне осторожно должны перемещаться элементы, располагающиеся в резиновых кольцах стоек. На корпусе подшипников остаются другие гайки, которые также должны быть сняты вместе с находящимися под ними плоскими шайбами.
После демонтажа распредвала и подшипников вынимаются детали со шпилек головки, выкручивается гидроопора, снимается рычаг клапанного привода. Это обеспечит более легкое извлечение элемента. Нежелательно прокручивать распределительный вал после снятия корпуса, так как это усложнит последующий обратный монтаж и сборку.
Перед тем, как устанавливать гидрокомпенсаторы «Нива Шевроле», необходимо удалить собравшееся в отверстиях блока цилиндров масло. Если не откачать его, функционирование клапанного привода будет неправильным, а элемент не получится полностью закрутить. После монтажа производится сборка всех деталей, снятых ранее.
ВАЗ 21213 | Замена гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов
Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов представляют собой саморегулирующиеся опоры нажимных рычагов, передающих усилие от распределительного вала к клапанам, и выполняют функцию устранения зазоров в приводе.
Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана, обеспечивая постоянный контакт рычага привода клапана с кулачком распределительного вала без зазора. Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании.
Практически все неисправности гидрокомпенсаторов диагностируют по характерному шуму, издаваемому газораспределительным механизмом на различных режимах работы двигателя.
Для замены гидрокомпенсаторов головку блока цилиндров можно не снимать с двигателя. Достаточно только снять корпус распределительного вала. Однако прокладку головки блока после этого рекомендуется обязательно заменить новой, так как корпус распределительного вала и головка блока прикреплены к блоку одними и теми же болтами и при повторной затяжке болтов старая прокладка головки блока может не обеспечить герметичность соединения.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия корпуса распределительного вала (см. «Снятие, дефектовка и установка распределительного вала»).
ПРИМЕЧАНИЕ Работу выполняйте через 15–30 мин после остановки двигателя, чтобы снизилось давление масла в гидрокомпенсаторах. |
1. Для замены гидрокомпенсатора снимите корпус распределительного вала (см. «Снятие, дефектовка и установка распределительного вала»).
ПРИМЕЧАНИЕ В отличие от работы по снятию распределительного вала в данном случае не нужно снимать с корпуса распределительного вала катушку зажигания и ее кронштейн. |
2. Снимите нажимной рычаг и установленный на стержне клапана сухарь.
ПРИМЕЧАНИЕ Если нет необходимости замены, сухарь можно не снимать. |
3. Извлеките из гнезда головки блока гидрокомпенсатор.
ПРИМЕЧАНИЕ Гидрокомпенсатор установлен в гнезде головки с небольшим натягом и может быть легко извлечен без применения какого-либо инструмента. |
4. Смажьте новый гидрокомпенсатор и гнездо в головке блока цилиндров моторным маслом и установите гидрокомпенсатор в гнездо.
5. Аналогично замените остальные гидрокомпенсаторы.
6. Установите головку блока цилиндров и детали привода газораспределительного механизма в порядке, обратном снятию.
ПРИМЕЧАНИЕ После замены гидрокомпенсатора при первом пуске двигатель может непродолжительное время работать с повышенным шумом до того момента, пока гидрокомпенсатор не прокачается. |
Самостоятельная замена гидрокомпенсаторов
Очень часто автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда необходима замена гидрокомпенсаторов. Цена на эту работу в разных мастерских достаточно высока, поэтому есть смысл сделать ее своими руками. Этим вы сэкономите свои деньги, а лучше себя никто не сделает.
Итак, начнем по порядку. Замена гидрокомпенсаторов предполагает наличие следующих инструментов: инструмент для клапанов классической линейки ВАЗ, а также штатный свечной ключ. Рекомендую подобрать этот ключ из хлама, так как его придется подрезать. Это нужно для того, чтобы ваш расчетиватель не мог с него соскользнуть.
Для всех автомобилей замена гидрокомпенсаторов аналогична. Приора или какая-то другая машина — принцип везде одинаков. Когда вы все это подготовили, приступайте к откручиванию клапанной крышки. После этого необходимо снять верхний кожух с ремня газового механизма, а затем открутить звездочку. Затем медленно сдвиньте его с нижней части распределительного вала. Теперь проденьте через него небольшой кусочек проволоки и прочно завяжите. Это нужно для того, чтобы ваш пояс не сдвинулся относительно самой этой звезды.
Саму звезду снимаешь с целью что бы была возможность проворота распредвала и кулачков. Следите за тем, чтобы зуб ни в коем случае не перепрыгивал. Далее немного проверните распределительный вал так, чтобы его выпуклая часть поднялась сверху. Перед заменой гидрокомпенсаторов заглушите некоторые сливные отверстия для слива масла, расположенные в районе четвертого цилиндра. Так как они имеют максимальный диаметр, в них легко попадает шайба клапана. В конце концов, вам нужно освободить их.
Теперь вкрутите болт в то место, где ранее была прикреплена клапанная крышка. Так что мы можем исправить рандомизатор. Далее вставьте свечной ключ прямо напротив того болта, который был закручен. Он должен стоять на краю пружинной шайбы вашего клапана.
Возьмите кусок толстой проволоки и сделайте из него крючок. Также понадобятся круглогубцы, пинцет и (на всякий случай) магнит. После этого нажмите на трещотку, закрепленную с одной стороны болтом. Вы нажмете на ключ, и он повлияет на шайбу клапана.
В момент, когда вы со всей возможной силой нажимаете на расчер, нужно свободной рукой сдвинуть коромысло таким образом, как будто вы приподнимаете часть, сидящую на гидрокомпенсаторе. Ваша задача — просунуть крючок под его нижнюю часть и вытащить. Замена гидрокомпенсаторов будет затруднена в случае с крайними, так как свободного места там немного. Вы можете вытащить два или один за раз.
Соберите все это в обратном порядке. Нажмите на погремушку и вставьте коромысло. Если она вошла к вам неравномерно, но при этом попала на компенсатор, все в порядке. Освободите погремушку и наклоните ее с помощью отвертки.
Как видите, замена компенсаторов не представляет собой ничего сложного, но лучше, если вы сделаете это с помощником.
порядок действий. Стук гидрокомпенсаторов на морозе
Ремонт автомобиля своими руками в большинстве случаев позволяет не только значительно сэкономить, но и вовремя предотвратить серьезные неисправности. В автомобилях, оснащенных 16-клапанной ГБЦ, могут стучать гидрокомпенсаторы. Вы можете исправить ситуацию. Он поможет промыть гидрокомпенсаторы. Давайте посмотрим, как это делается.
Гидрокомпенсаторы: что это такое и где находятся
Эти элементы являются важной частью газораспределительного механизма. Найдите эти гидрокомпенсаторы прямо над клапаном. Если быть точнее, то он находится под кулачком распредвала.
Эта деталь выглядит как цилиндр. Внутри него находится специальный обратный клапан, плунжерная пара, а также пружина. В стенках гидрокомпенсатора выполнены специальные каналы. Они служат для циркуляции масла.
Функция гидрокомпенсаторов в двигателе
При работе двигателя автомобиля каждая его деталь нагревается до высоких температур. Клапана тоже греются. Если вспомнить курс физики, то в момент нагревания тело расширяется. Так, зазоры между клапанами и коромыслами в клапанном механизме неизбежно будут уменьшаться.
На старых моделях автомобилей с двигателями простой конструкции зазоры клапанов регулировались вручную. Это несложная работа, но она требует определенных навыков, знаний и набора инструментов. Если зазоры отрегулировать неправильно или не вовремя, возникнут определенные проблемы. Одним из них является стук, который знаком каждому владельцу такого автомобиля. Этот шум указывает на то, что зазоры слишком велики.
Небольшие пробелы тоже приводили к определенным проблемам. Из-за этого клапан закрывался неплотно. Регулировать механизмы приходилось довольно часто, так как при работе мотора постоянно сбивалась настройка.
Благодаря внедрению гидрокомпенсаторов автовладельцу больше не нужно регулировать зазоры клапанов. Теперь это делается автоматически. Другими словами, наличие гидрокомпенсаторов в конструкции двигателя значительно упрощает процесс обслуживания двигателя, увеличивает срок службы клапанного механизма, обеспечивает более эластичную и стабильную работу двигателя.
Признаки выхода из строя гидрокомпенсатора
Одним из характерных признаков является металлический стук при работе двигателя. Особенно отчетливо эти шумы слышны в момент набора оборотов. Вы услышите клоуна. Чаще всего среди причин — загрязнение гидрокомпенсатора изнутри. Поэтому он не может выбрать тепловые зазоры во времени.
Звук на холодном двигателе
Так же можно услышать стук гидрокомпенсатора на холодном. После прогрева двигателя звук пропадает. Но его можно спасти. Если эти звуки возникают только на холодном моторе, то это не так страшно. Есть несколько причин, которые вполне устранимы своими руками.
Неправильный выбор масла
Шумы на холодном двигателе могут возникать по банальным причинам — в двигатель залито масло с большей вязкостью. Иногда он не соответствует требованиям производителя или выработал собственный ресурс.
Покупая автомобиль «с рук», масло рекомендуется сразу менять на новое. Также перед заменой необходимо промыть двигатель изнутри. Делается это просто своими руками в гаражных условиях. Специалисты рекомендуют заливать полусинтетические жидкости. Если масло менялось, но стук гидрокомпенсатора на холодном все равно слышен, стоит рассмотреть другие причины.
Клапаны
Иногда могут выходить из строя клапаны гидрокомпенсаторов. В этом случае масло при неработающем двигателе будет вытекать из-за неплотных соединений. В систему попадает воздух, который затем исчезает, когда кислород вытесняется маслом.
Впуск
Бывает, что впуск на гидрокомпенсаторе забивается. Отверстие отвечает за подачу масла к детали. Когда двигатель нагревается, температура и масла увеличиваются. Зазоры расширяются, и масло начинает течь, как положено. Однако различные вязкие элементы затем снова забивают вход. Можно заменить масло на масло с меньшей вязкостью. Также поможет чистка двигателя. Наряду с этими мерами эффективна и промывка гидрокомпенсатора.
Масляный фильтр
Если этот элемент давно не менялся, то это тоже одна из причин, почему на холодном двигателе будет стучать гидрокомпенсатор. Вместе с нагревом двигателя и масла оно будет нормально проходить через фильтр. Но чаще всего этого не происходит. Элементы стучат даже на прогретом двигателе. Решаем проблему заменой масла вместе с фильтром.
Как проверить работоспособность гидрокомпенсаторов
А как проверить гидрокомпенсаторы ВАЗ? Демонтировав клапанную крышку, можно получить доступ к этим элементам. Далее на каждую из них нажимайте пальцем. Если деталь выйдет из строя, она нагреется без усилий.
В данной ситуации восстановить элемент нельзя. Только замена поможет. Насколько замена гидрокомпенсаторов зависит от модели автомобиля и двигателя. Так, для большинства моделей ВАЗ эта операция будет стоить пять тысяч рублей. Если выбраны импортные детали, то цена будет 7-10 тысяч. Естественно, это не точная стоимость – конкретные цифры зависят от региона и марки автомобиля. Если механизм греется только от серьезного усилия, то восстановить работоспособность и убрать стук можно путем промывки гидрокомпенсаторов.
Подготовка к стирке
Итак, если стук есть, но ЦК в полном порядке, то их надо мыть. Для этого снимите воздушный фильтр и крышку блока цилиндров. Также демонтируются оси коромысел, где расположены гидрокомпенсаторы. Их осторожно снимают с посадочных мест. Перед промывкой готовят три бака, которые вместе имеют объем около пяти литров.
Перед промывкой необходимо дать автомобилю постоять в гараже 24 часа. За это время масло стечет из ГК в поддон. Промывка гидрокомпенсаторов будет успешной и эффективной, если проводить ее в закрытом помещении, где нет пыли и ветра. В качестве промывочной жидкости керосин или бензин А-92 можно использовать. Но можно использовать специализированные продукты.
Инструкция, порядок действий
После демонтажа компенсаторов их чистят снаружи щетками с ненатуральной щетиной. Затем детали промываются в первом баке, куда предварительно заливается жидкость для промывки гидрокомпенсаторов. Каждый элемент опускают в емкость и несколько раз проволоку прижимают к шаровому обратному клапану. Затем нажмите на поршень.
Если ход плунжера стал легким, то во второй емкости промывается компенсатор. Однако перед этим из компенсатора сливается вся жидкость. Для этого просто сожмите мяч. Каналы циркуляции масла промываются с помощью шприца.
Важным моментом при выполнении данной операции является проверка механизмов. Итак, опустив компенсатор в третью емкость с очистителем, жидкость заливается в деталь.
Затем опустите деталь и вытащите так, чтобы плунжер смотрел вверх. Если вы нажмете на него пальцем, он не сдвинется с места. Когда все именно так, детали возвращаются на место и двигатель собирается.
С помощью такой простой процедуры можно вернуть гидрокомпенсаторам работоспособность. Даже дорогая присадка-промывка гидрокомпенсаторов Liqui Moly не будет дороже замены этих элементов на новые.
Как промыть гидрокомпенсаторы, не снимая их
Для тех, кому лень снимать ГЦ, можно выполнить промывку без разборки. Итак, для этого снимаем впускной коллектор. Затем возьмите любую жидкость для извлечения и залейте ее в каждый из цилиндров. Затем двигатель крутится стартером. Затем крышка снимается и компенсаторы поливаются средством для чистки карбюраторов. Жидкость лучше выбирать хорошую и дорогую. Затем оставить машину нетронутой на пару часов.
Далее все собирается в обратном порядке. В момент запуска двигателя рекомендуется вдавить газ в пол. Из выхлопной трубы пойдет дым и вылетит разный мусор. Наберите высокую скорость и держите до того момента, пока дым из выхлопной трубы не перестанет выходить. Некоторое время рекомендуется ехать на высокой скорости. Такая промывка гидрокомпенсаторов без демонтажа очень широко используется автовладельцами. Однако это не так эффективно, как удаление.
Присадки и жидкости для омывания GC
По мнению большинства опытных автомобилистов, в качестве лучшего средства для мытья необходимо использовать только бензин А92. Также подойдет керосин. Наряду с этими народными средствами именитые производители автохимии предлагают фирменные жидкости и присадки. Надо сказать, что большинство этих продуктов малоэффективны. Но многие их льют, потому что хорошо знают, сколько стоит замена гидрокомпенсаторов. Имеется много информации о продукте от Liqui Moly для снижения стука гидрокомпенсаторов.
Производитель обещает, что с помощью этой присадки можно очищать не только компенсаторы на любом автомобиле, но и клапанные отверстия. Также присадка повышает смазывающие качества моторных масел.