Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Аквапланирование | Эффект аквапланирования шин

В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, в чем опасность этого явления. А также что делать если Вы попали в эту ситуацию, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Слово аквапланирование пришло к нам из английского языка от слова Aquaplaning (Hydroplaning), что переводится как «водяное планирование».

Аквапланирование — это процесс, суть которого заключается в следующем:

Когда на большой скорости автомобиль въезжает в лужу, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка. Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с дорогой. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.


Тестирование аквапланирования шин Nokian

Однако не нужно путать аквапланирование с таким процессом, как скольжение шин на мокрой дороге, которое иногда возникает даже при небольшой водяной пленке на поверхности дороги.

Скольжение может возникнуть на любой скорости при резком маневре: торможении или повороте рулевого колеса, т.к. из-за воды происходит снижение коэффициента трения, и уменьшается сцепление резины с дорожным покрытием.
Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса «всплывают» над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Аквапланирование шин происходит из-за того, что большой объем воды не успевает выходить из пятна контакта через водоотводящие канавки, и колесо начинает плыть по поверхности воды.

Аквапланирование

Давайте более подробно разберем, как происходят эти процессы.

Процессы при аквапланировании

Автомобильный протектор сконструирован таким образом, чтобы вода выходила из пятна контакта шины с дорогой по специальным водоотводящим канавкам.

Движение воды в протекторе шины

Но если скорость автомобиля слишком высока или лужа очень глубокая, то вода полностью не успевает выходить из-под колеса, и появляется эффект аквапланирования.

Этот эффект становится сильно заметен на изношенных шинах, поскольку на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки. Даже при не очень большой скорости автомобиль с изношенными шинами, попадая в лужу, теряет управляемость.

Внимание!

Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!
Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: «Износ шин» .

Очень важным моментом в работе шины на мокром покрытии является то, что с увеличением скорости постепенно уменьшается площадь пятна контакта с дорожным полотном. Колесо как бы начинает «наползать» на воду и отдавать часть нагрузки не на дорогу, а на поверхность воды. И только дойдя до определенной скорости, колесо полностью теряет контакт с асфальтом.

Вот наглядные картинки, сделанные известной компанией Goodyear, в которых показывается, как уменьшается площадь пятна контакта в зависимости от скорости автомобиля и износа протектора.

Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора

Обратите внимание, что на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора, равной 1 мм, при глубине лужи всего 2 мм остается только 11% от нормальной рабочей площади контакта! Т.е. при небольшом увеличении глубины лужи (или скорости автомобиля) аквапланирование неизбежно!

Эти фотографии, сделанные высокоскоростной камерой, хорошо показывают, что даже если из-за водяного «клина» машина не потеряла полный контакт с дорогой, то управлять ею в экстренных ситуациях при резких поворотах или торможениях будет крайне тяжело.

Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

«Аквапланинг» зимних шин

Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути? в зимних шинах происходят очень похожие процессы, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно «выводить» более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров, которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам «легче» продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Еще одним важным аспектом, влияющим на аквапланирование, является давление в шинах. Заниженное давление в колесе сильно уменьшает площадь контакта и увеличивает риск аквапланирования.

На фотографиях снизу хорошо видно, как уменьшается площадь контакта резины Michelin при понижении давления (при прочих равных условиях).

Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде «проще» промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.
При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.

Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.

Как избежать аквапланирования?

Полностью избежать риска аквапланирования на дороге невозможно, поскольку даже на самых лучших и новых шинах при определенной скорости машина, попав в глубокую лужу, потеряет контакт с дорогой. Но свести к минимуму риск аквапланирования можно, если соблюдать определенные правила:

  1. В первую очередь определяющим фактором является скорость автомобиля. В дождливую погоду нужно снизить скорость, особенно когда дождь очень сильный, и вода не успевает уходить с проезжей части.
  2. При изношенных шинах (более 70%) будьте крайне осторожны на мокрой дороге! Риск аквапланирования очень велик!
  3. Регулярно следите за давлением в шинах! Это важно не только для уменьшения риска аквапланинга, но и для равномерного износа резины, хорошей управляемости автомобиля, комфорта при движении, уменьшения риска «пробития» колеса, повреждения диска и т.
    д.
  4. Видя на проезжей части большую лужу, не пытайтесь «пролететь» ее на полной скорости! Последствия могут быть очень непредсказуемыми. Невозможно визуально определить, на сколько она глубока, и даже при не очень большой скорости можно «залить» мотор водой, и машина остановится посередине лужи.
  5. Ну, и в конце нужно сказать, что в дождливую погоду нужно быть гораздо аккуратнее на дороге. Кроме частичной потери видимости очень сильно уменьшается сцепление колес с дорогой, и увеличивается тормозной путь автомобиля. Избегайте резких маневров и высоких скоростей.

Что делать, если вы почувствовали «Аквапланинг»?

Почувствовать и понять, что вы попали в аквапланирование, очень легко. При попадании в лужу машина резко перестает слушаться руля и не реагирует на педаль тормоза.

Что делать в такой ситуации?

  1. Во-первых, ни в коем случае не крутите руль в разные стороны на большие углы, это очень опасно!
    Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!
    В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.
  2. Не нужно резко пытаться затормозить, поскольку это может спровоцировать занос или разворот машины. Тормозить нужно непосредственно перед самой лужей, а не в самой луже.
  3. И, наверное, самое главное — не поддавайтесь панике! Старайтесь контролировать ситуацию, и у вас будет гораздо больше шансов на безаварийный выход из ситуации с аквапланированием.

Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!

Материал подготовлен в «Покрышка.ру»

Причины возникновения и как избежать аквапланирование

Аквапланирование — очень опасное явление на дороге. Даже если шины новые, от хорошего производителя, слишком большие лужи на дороге приводят к потере контроля даже на небольшой скорости. От этого никто не застрахован, поскольку любой водитель может попасть под сильный дождь. При аквапланировании появляется гидродинамический клин на контакте шины. Это вызывает потерю сцепления, поскольку вода отделяет колесо от дороги. Шина просто всплывает за счет давления воды.

Причины возникновения

Аквапланирование возникает по следующим причинам:

  • Рисунок и изношенность протектора — чем глубже рисунок, тем быстрее вода удаляется с поверхности колеса и тем лучше сцепление с дорогой. Чтобы избежать такой ситуации, глубина канавок на покрышке автомобиля должна быть не менее 1,6 см.
  • Качество дорожного покрытия — чем крупнее его зернистость, тем меньше вероятность возникновения аквапланирования.
  • Толщина водяной пленки — чем глубже лужа на дороге, тем сложнее ее преодолеть.
  • Скорость движения — чем быстрее едет автомобиль, тем лучше он преодолевает лужи.
  • Давление в шинах — от его величины зависит состояние пятна контакта.

Чем опасно аквапланирование?

Эффект аквапланирования сложно не заметить — руль становится легким, машина не реагирует на его движение. Такая ситуация может вызвать аварию, водитель не может управлять автомобилем, его начинает заносить в сторону. Остановить автомобиль при этом тоже сложно.

Как избежать аквапланирования?

Если вдруг водитель попал под сильный ливень, снизить вероятность эффекта аквапланирования можно только путем уменьшения скорости. При сильном дожде даже новые качественные колеса не застрахованы от этой угрозы. Чтобы избежать аварии, необходимо:

  • следить за степенью износа шин, вовремя менять зимнюю и летнюю резину;
  • проверять давление;
  • следить за состоянием привода;
  • если на дороге есть вода, следует ехать осторожнее и медленнее;
  • движение по мокрым участкам дороги должно быть умеренным.

Если эффект все же возник, не следует усиленно крутить руль. Единственный способ выйти из аквапланирования – применить торможение двигателем.

Возможно вам будет интересно:

  • Зимняя эксплуатация автомобиля

    Зима — самый сложный сезон для автомобилистов, особенно начинающих. Низкие температуры, актуальные для российского климата, создают дополнительную нагрузку на машину. Как показывает статистика, именно в этот период происходит большое количество аварий на дорогах. И хотя в разных регионах зима проявляется по-разному, к ней нужно тщательно подготовиться. Автомобиль важно не только грамотно подготовить к морозам, но и правильно его эксплуатировать.

  • Автомобильная аптечка

    Аптечка должна быть у каждого водителя. Процесс вождения достаточно опасен, поэтому в случае аварии важно иметь все необходимое для оказания первой помощи. В октябре 2020 года были приняты новые требования к ее составу.

  • Скоростной режим на дороге

    Один из самых распространенных штрафов для автомобилистов — за превышение скорости. Причем наказанию подвергаются не только новички, но и автомобилисты со стажем. Из-за частоты таких правонарушений законодатель регулярно ужесточает ответственность за нарушение режима.

  • Агрессивное вождение – что это?

    Водители регулярно подвергаются стрессу на дороге, из-за чего могут возникнуть ярость, агрессия и другие негативные эмоции. Как показывают многочисленные исследования, каждый пятый водитель практикует агрессивное вождение. Такой стиль увеличивает вероятность ПДД, что создает опасность для всех участников движения. Во избежание аварий, закон ежегодно повышает размер штрафов.

Курс на категорию В

(АКПП)

Курс на категорию В

(МКПП)

Дистанционное обучение в автошколе

Восстановление навыков вождения

Корпоративное обучение

Как работает аквапланирование | HowStuffWorks

Вы едете по межштатной автомагистрали, слушаете утреннее радиошоу и думаете обо всем, что вам нужно сделать, когда вы приедете на работу. Вы думаете о презентации, которая должна состояться на следующей неделе, а также о том, что вы еще даже не приступили к ней. Ваш босс тоже дышит вам в затылок. Ко всему прочему, идет дождь. Ничего особенного, но этого достаточно, чтобы вы не убегали в парк во время обеда. Пока ваш разум блуждает где-то еще, вы ведете машину по глубокому участку воды. В одну секунду вы поете вместе с радио, а в следующую вы теряете контроль над соседней полосой. К счастью, движение не слишком интенсивное. Вы никого не ударили, но этот опыт встряхивает вас и на мгновение очищает ваш разум от других забот. На более умеренной скорости вы добираетесь до офиса, обещая в будущем более серьезно относиться к вождению под дождем.

Вы только что испытали потенциально опасный опыт аквапланирования. Аквапланирование происходит, когда слой воды попадает между шиной автомобиля и дорожным покрытием. Шина из-за износа или плохого дренажа на дороге не может достаточно быстро отводить воду с дороги. Резина не касается дороги, автомобиль теряет сцепление с дорогой, а водитель теряет контроль над управлением. Некоторые сравнивают это со скольжением по льдине. Торможение или рулевое управление не помогут, потому что шины автомобиля не соприкасаются с дорогой. Аквапланирование может произойти с любым типом транспортного средства. Глубина воды должна быть более одной десятой дюйма (0,3 сантиметра), чтобы произошло аквапланирование, а скорость автомобиля должна составлять 50 миль в час (22,35 метра в секунду) или более.

Advertisement

Аквапланирование является частой причиной несчастных случаев, и производители шин постоянно придумывают новые рисунки протектора, которые пытаются отводить воду и прокладывать путь для шины. Инженеры работают над новыми материалами и новыми конструкциями дорог, чтобы уменьшить вероятность аквапланирования.

Содержимое

  1. Как происходит аквапланирование
  2. Что делать при аквапланировании

htm»> Как происходит аквапланирование

Чтобы понять, как работает аквапланирование, вам нужно знать, как работает сцепление. Сцепление — это трение, возникающее между шинами автомобиля и дорожным покрытием. Сцепление при качении — это взаимодействие между шиной и поверхностью, что приводит к движению вперед. Когда вода покрывает поверхность, шина теряет сцепление с дорогой. Аквапланирование происходит, когда ваши шины движутся по мокрой поверхности так быстро, что не успевают вытеснить достаточное количество воды и войти в контакт с поверхностью. Вода поднимает шину с поверхности, и машина начинает аквапланировать.

Хотя скорость, дорожные условия и износ шин играют определенную роль, основной причиной аквапланирования является глубина воды. Аквапланирование возможно, когда вода скапливается на глубину одной десятой дюйма (0,3 сантиметра) или более на протяжении не менее 30 футов (9,14 метра) и транспортное средство движется по ней со скоростью 50 миль в час (22,35 метра в час) или более. [источник: Crash Forensics]. Также важны размер шин и рисунок протектора. Аквапланирование более вероятно, если у вашего автомобиля узкие шины. Изношенные шины более опасны во влажных условиях. Некоторые рисунки протектора шин лучше отводят воду, чем другие. Полноприводные автомобили более склонны к аквапланированию, чем автомобили с приводом на два колеса, потому что их компьютеризированные дифференциалы могут переключать мощность с передних колес на задние, создавая ситуацию аквапланирования. Тяжелые автомобили менее склонны к аквапланированию.

Advertisement

Независимо от ваших шин или типа транспортного средства, вы можете сделать несколько вещей, чтобы предотвратить аквапланирование. Во-первых, помедленнее. Скорость увеличивает вероятность аквапланирования. Даже если вы летите на акваплане, чем медленнее, тем меньше опасность. Еще один совет: следите за водителями впереди вас. Неустойчивое управление от них может означать, что вы приближаетесь к опасному участку. Если машины впереди вас внезапно выбрасывают больше воды, это может означать, что они проехали лужу, из-за которой вы можете сесть на акваплан.

Теперь давайте разберемся, что делать, если (и когда) вы окажетесь в ситуации аквапланирования.

Реклама

Что делать при аквапланировании

Даже если все меры предосторожности не сработали и вы все же попали в аквапланирование, сохраняйте спокойствие. Если держать голову и не паниковать, ситуация управляемая. Прежде всего, не давите на тормоза и не допускайте избыточной поворачиваемости. Крепко держите руль и держите нос автомобиля прямо. Управляйте ровно настолько, чтобы машина двигалась вперед. Уберите ногу с педали акселератора, позволяя автомобилю замедлиться самостоятельно.

Прежде чем вы обнаружите, что скользите по шоссе на водной подушке, узнайте, есть ли у вашего автомобиля обычные или антиблокировочные тормоза. Посмотрите в руководстве по эксплуатации или спросите у механика. Если вы начинаете аквапланировать и вам необходимо затормозить, чтобы избежать столкновения, нажимайте на обычные тормоза быстро и легко. Тормозите обычным образом для антиблокировочной системы тормозов, но не тормозите слишком резко. Компьютер автомобиля будет имитировать действие насоса для вас. Если шины вашего автомобиля вообще соприкасаются с дорогой, вам следует начать снижать скорость и восстановить контроль.

Реклама

Интернет полон страшных предупреждений о том, что нельзя пользоваться круиз-контролем во время ливня. Эти рассказы рассказывают об авариях, в которых круиз-контроль улавливал ситуацию аквапланирования и фактически заставлял автомобиль ускоряться. Хотя доказательств этому нет, большинство экспертов советуют не использовать круиз-контроль в дождливую погоду. Если вы летите на гидроплане, вы бы нажали на тормоза, чтобы обезвредить его, и вы не хотите тормозить, если в этом нет крайней необходимости.

Дорожные инженеры работают над проблемой аквапланирования с 1960-х годов, когда более высокие скорости и более широкие автомагистрали между штатами приводили к большему количеству аварий. Предотвращение аквапланирования при проектировании шоссе определяется выбором материалов и спецификациями здания, в частности, так называемым поперечным уклоном — направлением, перпендикулярным направлению основного уклона. При правильном построении вода сможет легко стекать с проезжей части. Уклон также важен для предотвращения аквапланирования, поскольку вода лучше стекает на более крутом уклоне, а транспортные средства, движущиеся в гору, с меньшей вероятностью аквапланируют.

В дополнение к поиску лучших строительных технологий, дорожники также работают с новыми материалами, которые снижают вероятность аквапланирования. Текстурирование дорог с помощью канавок может помочь снизить вероятность аквапланирования, но только бетонные дороги могут иметь канавки или тонировку. Большинство автомагистралей построено из более дешевого горячего асфальтобетона, на который нельзя нарезать канавки. Он также более склонен к колееобразованию, что способствует аквапланированию.

Реклама

htm»> Много дополнительной информации

Похожие статьи HowStuffWorks

Источники

  • Badnews4u. «Сумма.история4у.» (18 ноября 2009 г.) http://www.alienarmy.net/badnewz4u/index_history.htm
  • Университет Дэвидсона. «Качающееся трение». (12 ноября 2009 г.) http://webphysics.davidson.edu/faculty/dmb/py430/friction/rolling.html
  • Erie Insurance. «Что нужно знать о аквапланировании». 8 июня 2009 г. (12 ноября 2009 г.) http://www.erieinsurance.com/eriesense/issues/Summer2009/Hyrdoplaning.aspx
  • Гленнон, Джон К. «Аквапланирование — проблема с поперечным уклоном шоссе». Crash Forensics Услуги по расследованию и восстановлению автомобильных аварий. Январь 2006 г. (16 ноября 2009 г.) http://www.crashforensics.com/papers.cfm?PaperID=8
  • Хорн, Уолтер Б. и Дреер, Роберт К. «Явления аквапланирования пневматических шин». Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Ноябрь 1963 г. (12 ноября 2009 г. ) http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19640000612_1964000612.pdf
  • Куртус, Рон. «Предотвращение потери тяги». Школа чемпионов. 28 марта 2008 г. (18 ноября 2009 г.) http://www.school-for-champions.com/SCIENCE/friction_traction.htm
  • Онг, Г.П. и Фва, Т.Ф. «Моделирование явления аквапланирования». Национальный университет Сингапура. Декабрь 2005 г. (16 ноября 2009 г.) http://www.nus.edu.sg/comcen/svu/publications/hpc_nus/dec_2005/hydroplaning.pdf
  • Smart Motorist.com. «Аквапланирование (Аквапланирование)». (16 ноября 2009 г.)http://www.smartmotorist.com/driving-guideline/hydroplaning-aquaplaning.html
  • Университет Питтсбурга, «Информационный бюллетень Комитета по безопасности и защите». 2007. (16 ноября 2009 г.) http://www.engr.pitt.edu/ssc/hydroplaning.html
  • Уолтер Дж. Д. и др., «Фрикционное взаимодействие шины и дорожного покрытия». Американское общество испытаний и материалов. Февраль 1983 г. (16 ноября 2009 г.) me1OA&hl=en&ei=qbL8Sv71HoTenAfbq9WPCw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CA0Q6AEwATgU#v=onepage&q=accidents%20caused%20by%20аквапланирование&f=false

Процитируйте это!

Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks. com:

Марта Барксдейл «Как работает аквапланирование» 5 октября 2009 г.
HowStuffWorks.com. 10 июля 2023 г.

Citation

Что делать, если вы летите на гидроплане

Действия зависят от типа транспортного средства, в котором вы находитесь. Если у вас передний привод с системой ABS и системой контроля тяги или без нее, или задний привод с системой ABS и контроль тяги, и вы начинаете аквапланировать, вы должны искать открытое пространство и планировать движение в этом направлении. Слегка давите на педаль акселератора и плавно направляйтесь к открытому пространству, которое вы определили. Если вы находитесь на заднем приводе без ABS и контроля тяги, ищите открытое пространство и планируйте движение в этом направлении. Ослабьте педаль газа и направляйтесь к открытому пространству, которое вы определили.

Также важно не включать круиз-контроль во время сильного дождя из-за внезапной проблемы с ускорением. Автомобиль распознает скопление воды как замедление и попросит увеличить мощность. Это может привести к тому, что автомобиль переключится на более низкую передачу, и под шинами будет скапливаться еще больше воды.

Вы можете избежать аквапланирования, если убедитесь, что протектор шин достаточно толстый, и снизите скорость. Один из способов проверить протектор — положить в протектор монетку вверх ногами. Если голова Линкольна спрятана, то ваша поступь достаточно толстая. Если он не скрывает голову Линкольна, значит, у вас слишком тонкий протектор и вам нужны новые шины. Когда дело доходит до скорости на мокрой дороге, снизьте скорость примерно на одну треть от скорости, с которой вы обычно едете.


Defensivedriving.com имеет рейтинг ShopperApproved 4,7 на основе 125347 оценок и отзывов.

Франсиско Перес США

Хосе Армандо Хименес 9001 2 Техас , США

Роберт Грин США

Джордан Лопес 9 0012 Нет, США

сарен музон Нет, США

Блейк Дженкинс США

Дейзи Гарсия Нет, США

★ 901 08

Шерри Гарретт США

Кристиан Гоналес Техас, США

Тони-Линн Кинтанилья Техас, США

Шэрон Дэвис Техас, США

Патрик Луго США

Лорен Пауэрс США 9Т x, США

Тэмми Крофорд Техас, США

Памела Сабо Нет, США

Ана Лизама Нет, США

William F awcett Нет, США

Jazmine Sanchez None, United States

Посмотреть все отзывы на shopperApproved.
Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *