Как определить полярность аккумулятора автомобиля
Содержание
Аккумулятор – устройство достаточно недолговечное: вряд ли найдётся такой автовладелец, которому бы не приходилось хотя бы раз покупать новую батарею. При этом порой даже водители с многолетним стажем основное внимание при выборе нового АКБ обращают на его рабочие характеристики – ёмкость, размеры, рабочее напряжение, напрочь забывая о полярности. Действительно, в советские времена думать об этом не нужно было в силу того, что все аккумуляторы были с одинаковой полярностью.
По мере наводнения российского рынка иномарками такая потребность возникла, но в настоящее время опять уменьшила свою актуальность до минимальной: моторный отсек современного автомобиля настолько загружен, что для АКБ выделяют минимум места. Ровно для того, чтобы провода достали до клемм, и при неправильном выборе вы просто не сможете подключить батарею. Другими словами, полярность – это понятие, которое сочетает в себе физические и конструктивные начала.
Что означает обратная полярность АКБ, чем она отличается от прямой
С потребительской точки зрения полярность обозначает пространственное расположение клеммных выводов, при этом основными видами полярности аккумуляторов применительно к автомобилю являются прямая и обратная.
Давайте разберёмся, что значит прямая полярность аккумулятора, в чём состоят её отличия от обратной полярности и как определить, к какой разновидности относится АКБ.
Сразу отметим, что термины «прямая» и «обратная» полярности – условные. Они не имеют какой-либо физической интерпретации. Просто на советских автомобилях, а позже и на отечественных, плюсовая выводная клемма аккумулятора находилась слева (если смотреть со стороны передней части авто), а минусовая – справа. Поскольку в те времена такой порядок был единственным, полярность и назвали прямой. А на иномарках (на большинстве моделей) порядок расположения клемм прямо противоположный, поэтому такую полярность назвали обратной.
youtube.com/embed/E1CB-BOOlVo?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Впрочем, на некоторых иномарках, собираемых в России, могут устанавливаться батареи с прямой полярностью, так что вероятность сделать неправильный выбор действительно есть.
А теперь поговорим о том, почему так важно уметь определять, какая полярность у выбранного вами аккумулятора, прямая или обратная. В большинстве случаев, как мы уже упоминали, провода, идущие к АКБ, настолько короткие, что установка батареи с иной полярностью невозможна – вы просто не сможете подключить такую АКБ.
Но если этого не знать (а многие автовладельцы покупают аккумуляторы, ориентируясь только не ёмкость и стоимость), можно запросто приобрести батарею не тех размеров или с другой полярностью. Для «народных умельцев» факт несовпадения размеров или коротких проводов – не преграда, они могут что-то придумать, чтобы обойти подобные препятствия.
Что касается грузовых автомобилей, то там используются аккумуляторы другого форм-фактора: клеммные отводы располагаются на узкой стороне корпуса батареи, при этом принято прямую полярность обозначать цифрой «3», обратную – четвёркой.
В любом случае подключение батареи с перепутанными проводами будет весьма пагубным для вашего автомобиля, а степень этой пагубности будет зависеть от того, насколько быстро вы среагируете на свою ошибку. Ну, и фактор везения тоже присутствует. В лучшем случае вы просто перепугаетесь из-за мощного снопа искр и прервёте установку, но если контакт всё же произошёл, последствия могут быть печальными – от перегорания предохранителей до пожара, погасить который вы можете и не успеть.
Так что торопиться с выбором автомобильного аккумулятора не стоит. Если вы не слишком разбираетесь в этом вопросе, не стесняйтесь спросить консультанта – вопрос не настолько сложный, чтобы вы не получили исчерпывающего ответа. Если такой возможности нет, появление искрения при установке должно остановить вас от дальнейших манипуляций.
Вы должны понимать, чем отличается аккумулятор с прямой полярностью от АКБ с обратным расположением выводов – только взаимным расположением клемм. Но можно ли в случае неправильного выбора использовать эту батарею правильно? Теоретически – да: вам нужно только повернуть её на 180 градусов. Но поскольку выводы чаще всего располагаются ближе к одной из сторон, шансы на успех минимальны. Вам просто не хватит длины проводов, да и геометрия верхней части корпуса может иметь сложный рельеф, когда одна из сторон приподнята и располагается на неком подобии подиума.
В таких случаях единственный способ решения проблемы – удлинение проводов. Операция очень серьёзная, сам провод должен быть такого же диаметра и из такого же материала, а соединение – исключительно надёжным и качественно заизолированным.
Как определить полярность аккумулятора
Знание «родной» полярности аккумулятора пригодится не только при покупке новой батареи взамен отработавшей свой ресурс – такие же негативные последствия могут возникнуть при «прикуривании» во время попытки завести авто от чужого АКБ. При подзарядке батареи пострадать может только она, но, учитывая стоимость этой детали, такой вариант вряд ли можно назвать удовлетворительным.
Обычно аккумуляторы обладают хорошо различимой маркировкой выводов, особенно хорошо видны символы «+» и «-» на батареях отечественного производства. На аккумуляторах, выпущенных за рубежом, перепутать провода ещё сложнее: там плюсовая клемма отличается от минусовой чуть увеличенным диаметром, так что достаточно просто быть внимательным, чтобы не ошибиться.
Кроме того, определение полярности аккумулятора возможно по цвету: некоторые производители окрашивают положительную клемму красным цветом, а отрицательную – чёрным.
Наконец, если у вас остались сомнения, можно воспользоваться вольтметром или любым измерительным прибором, позволяющим замерять напряжение. При правильном подключении к положительной клемме показания прибора будут положительными, при неправильном – отрицательными или нулевыми.
Если маркировки на батарее нет, после того, как с помощью вольтметра вы узнали полярность выводов, можно пометить их самостоятельно. Желательно на корпусе, но можно сделать пометку и на самой клемме.
Что делать, если приобретена АКБ с перепутанной полярностью
Ошибки случаются со всеми. Если вы поняли, что попали впросак до момента установки батареи на штатное место (по обозначению, цвету, несовпадению диаметров), можно попробовать вернуть АКБ в тот магазин, где вы её приобретали, объяснив ситуацию. Шанс на то, что вам поменяют источник питания, не нулевой.
Когда такая возможность отсутствует, это хуже, но не смертельно. Вы уже поняли, что при несовпадении полярности нужно просто развернуть батарею на 180 градусов. А здесь уже всё зависит от везения. Главное условие такого подключения – чтобы плюсовой провод хорошо «сел» на положительную клемму аккумулятора. Возможно, для этого придётся как-то сдвигать его влево-вправо, производить манипуляции с посадочной платформой и так далее.
В подавляющем большинстве случаев минусовый провод одеть на клемму не получится – не будет хватать его длины. Паниковать не стоит – вам придётся его удлинить. Для этого берём кусок провода необходимой длины и соответствующего диаметра. Лучший вариант – использовать провод, предназначенный для «прикуривания». Один конец минусового провода идёт к аккумулятору, другой на массу. Обычно он массовый конец прикручивается к кузову болтом – достаточно просто открутить его и взамен установить более длинный. Остаётся надёжно закрепить на другом конце клемму и надеть её на вывод батареи.
Если достать более длинный провод не получается, можно просто поискать место для массы, расположенное ближе к АКБ. Главное, чтобы это был неокрашенный металл – убрать лакокрасочное покрытие с внутренней стороны кузова не так уж сложно.
То есть покупка автомобильного аккумулятора с «неправильной» полярностью – ошибка не фатальная. Если у вас нет возможности поменять батарею, путём несложных манипуляций можно установить устройство любой полярности.
Полярность аккумулятора: прямая или обратная
Главная » Электрооборудование » Вы читаете статью:по Евгений
Покупка деталей или различного оборудования для автомобиля накладывает на автовладельца определенные обязательства. Важно грамотно отнестись к такому вопросу, особенно если он касается электрической части машины. Отправляясь в магазин, стоит заранее уточнить, какая полярность аккумулятора – прямая или обратная. Ошибка в выборе может стоить в последующем достаточно дорого.
Содержание
- 1 Актуальность выбора
- 2 Действующие стандарты
- 3 Проблемы с переполюсовкой
Актуальность выбора
Отправляясь за новой батареей, обычно автомобилистов интересуют несколько главных параметров изделия:
- емкость;
- напряжение;
- габариты.
О том, что такое прямая и обратная полярность аккумулятора, они могут задуматься, лишь пытаясь использовать неверно подобранный товар. Хотя визуально такое отличие незнающему человеку не бросается в глаза.
Разбираясь, что значит полярность АКБ прямая или обратная, нужно учитывать, что подобное явление не относится к физико-химическим параметрам, а лежит в плоскости конструкционной разницы.
Внутри большинство стандартных батарей состоит из нескольких небольших аккумуляторов, разделенных специальными преградами. Обычно модулей 6 штук в 12-вольтовом изделии. В каждом из них присутствуют положительные и отрицательные пластины, а при нормальных условиях все модули выдают напряжение около 2-2,2 В, и все они между собой последовательно соединены. Все они располагаются в заданной последовательности относительно передней стенки готового изделия.
Действующие стандарты
Устанавливаемые в легковушки батареи с наружной стороны оснащены парой внешних клемм, которые принято называть «плюсовой» и «минусовой». Традиционно их маркируют математическими символами «+» и «-». Необходимо учитывать, что по международной классификации обозначения выполнены исключительно рельефным способом (выпуклостью/вогнутостью). Таким образом, их можно будет разобрать в любых условиях, включая ночное время.
Уточняя, обратная полярность аккумулятора, что это такое, стоит учитывать положение клем по отношению к автомобилисту. Предварительно нужно установить соответствующим образом АКБ. Поворачиваем ее широкой стороной к себе так, чтобы контакты были максимально приближены к смотрящему.
Верхняя этикетка станет правильно читаемой. В подобной позиции по правую руку окажется «плюс», а по левую – «минус». Данная позиция будет обратной. Она характерна для подавляющего большинства современных европейских производителей. Открыв капот любой популярной иномарки типа BMW, Audi, Skoda или прочих, можно обнаружить именно такой тип устройства.
аккумулятор с обратной полярностью
В случае с отечественными авто водителей должен интересовать вопрос о другом, прямая полярность аккумулятора, что это такое. Это связано со спецификой наших легковушек. В них от ВАЗ 2107 и «Москвича» до «Калины» и «Весты» применяется прямой тип монтажа клемм. В некоторых источниках встречается вариант названия – «российский тип».
Существуют также и другие, менее популярные формы установки выносных контактов, при которых они располагаются, например, диагонально либо у коротких сторон АКБ. Однако, эти индивидуумы попадаются весьма редко и на совсем экзотических автомобильных марках. Наиболее частые «иностранцы» у нас – это аккумулятор с обратной полярностью.
Важно знать, что имеется конструкционное отличие между «азиатским» и «европейским» вариантом АКБ.
Традиционно в европейских батареях контакты «утоплены» ниже основной верхней плоскости. Изделия южнокорейских или японских компаний оснащаются батареями с выступающими клеммами. Они также отличаются слегка по диаметру, поэтому необходимо учитывать данный факт при зятягивании контактов, чтобы не слетали на кочках.
Проблемы с переполюсовкой
Неверно выбранные батареи способны привести к плачевным результатам. Замена полюсов на дорогой машине способна вызвать короткое замыкание. Данный факт влечет за собой выход из строя основной электроники («мозгов»), без которой авто не сдвинется с места.
Также возможен более негативный прогноз, по которому искры под капотом вызовут возгорание. Пожар в гараже способен привести к плачевным результатам.
Помогают водителю в такой ситуации, не доводя до негативного сценария, заботливые инженеры автомобиля. Они маркируют цветом провода с контактами и саамы выходы на АКБ цветами: красным + и черным -. Это должно остановить внимательного водителя. Также при установке неверного АКБ может не хватать длины проводов к соответствующим контактам. Нужно учесть, что традиционно положительная клемма имеет немного большие габариты как в азиатской версии, так и в европейской.
Важно знать, что руководствоваться для определения полярности необходимо исключительно рельефным рисунком, так как наклейки могут быть по случайности перепутаны.
Некоторые водители перекручивают батарею с неверной полярностью на 180 градусов, но делать это не стоит, даже если применять удлинители для клемм. Сечение проводов рассчитать проблематично, а также чрезмерно длинные контакты могут соприкасаться в нежелательных местах с другим оборудованием. Категорически нельзя также допускать перекрещивания проводов.
Интересное по теме:
загрузка…
Что такое прямая и обратная полярность батареи? – AutoTachki
Каждая аккумуляторная батарея имеет на корпусе полюсные выводы – минус (-) и плюс (+). Через клеммы он соединяется с бортовой сетью автомобиля, питает стартер и других потребителей. Расположение плюса и минуса определяет полярность батареи. Водителям важно точно знать полярность аккумулятора, чтобы не перепутать контакты при установке.
Полярность батареи
Полярность относится к расположению токоведущих элементов на верхней крышке или на передней стороне батареи. Другими словами, это плюс и минус позиции. Токоподводы также сделаны из свинца, как и пластины внутри.
Существует две распространенные компоновки:
- прямая полярность;
- обратная полярность.
Прямой
В советское время все аккумуляторы отечественного производства были прямой полярности. Полюсные выводы расположены по схеме — плюс (+) слева и минус (-) справа. Аккумуляторы с такой же схемой производятся сейчас в России и на постсоветском пространстве. Такую схему распиновки имеют и аккумуляторы иностранного производства, которые производятся в России.
Обратная связь
На таких аккумуляторах минус слева, а плюс справа. Такое расположение характерно для аккумуляторов европейского производства и поэтому такую полярность часто называют «европолярностью».
Иная схема расстановки особых преимуществ не дает. На дизайн и производительность это не влияет. Проблемы могут возникнуть при установке новой батареи. Противоположная полярность приведет к изменению положения батареи и длины провода может не хватить. Также водитель может просто перепутать контакты, что приведет к короткому замыканию. Поэтому важно определиться с типом аккумулятора для своего автомобиля уже при покупке.
Как определить?
Это не так сложно узнать. Сначала нужно повернуть батарею лицом к себе. Он находится на той стороне, где расположены наклейки с характеристиками и логотипом. Кроме того, полюсные клеммы расположены ближе к передней стороне.
На многих аккумуляторах сразу видны значки «+» и «-«, которые точно указывают на полярность контактов. Другие производители указывают информацию в маркировке или выделяют токовые выводы цветом. Обычно плюс красный, а минус синий или черный.
В маркировке обратная полярность обозначается буквой «R» или «0», а прямая буква — «L» или «1».
Различия в корпусе
Все аккумуляторы условно можно разделить на:
- бытовые;
- Европейский;
- Азиат.
У них свои стандарты изготовления и распиновки. Европейские батареи, как правило, более эргономичны и компактны. Выходные контакты имеют больший диаметр. Плюс — 19,5 мм, минус — 17,9мм. Диаметр контактов на азиатских батареях намного меньше. Плюс — 12,7 мм, минус — 11,1 мм. Это также необходимо учитывать. Разница в диаметре также указывает на тип полярности.
Можно ли установить аккумулятор с другой полярностью?
Этот вопрос часто возникает у тех, кто по невнимательности купил аккумулятор другого типа. В теории это возможно, но потребует затрат и лишней волокиты с установкой. Дело в том, что если покупать аккумулятор с обратной полярностью для отечественного автомобиля, то длины проводов может не хватить. Просто так удлинить провод не получится. Необходимо учитывать сечение и диаметр клемм. Также это может сказаться на качестве передачи тока от аккумулятора.
Лучшим вариантом будет замена батареи на другую с подходящим расположением контактов. Можно попробовать продать купленный аккумулятор, чтобы не остаться в убытке.
Изменение полярности аккумулятора
Некоторые водители прибегают к методу изменения полярности аккумулятора. Это процедура замены плюса и минуса. Это также делается для восстановления работоспособности аккумулятора. Менять полярность рекомендуется только в крайних случаях.
Внимание! Не рекомендуем проводить данную процедуру самостоятельно (без помощи профессионалов) и в условиях, которые специально не оборудованы. Последовательность действий ниже приведена в качестве примера, а не инструкции, и ради полноты раскрытия темы статьи.
Обратная последовательность полярности:
- Разрядить аккумулятор до нуля, подключив какую-либо нагрузку.
- Подключите положительный провод к минусу, а минус к плюсу.
- Начать зарядку аккумулятора.
- Прекратить зарядку, когда банки закипят.
В процессе температура начнет повышаться. Это нормально и указывает на изменение полярности.
Данную процедуру можно проводить только на исправном аккумуляторе, выдерживающем активную сульфатацию. В дешевых батареях свинцовые пластины очень тонкие, поэтому они могут просто разрушиться и не восстановиться. Также перед началом смены полюсов нужно проверить плотность электролита и банки на предмет короткого замыкания.
Что может произойти, если перепутать при установке?
При перепутывании полярности может произойти следующее:
- перегорели предохранители, реле и провода;
- выход из строя диодного моста генератора;
- Перегорание электронного блока управления двигателем, сигнализация.
Самой простой и дешевой проблемой могут быть перегоревшие предохранители. Однако это их основная функция. Найти перегоревший предохранитель можно мультиметром по «прозвонке».
Если перепутать контакты, то генератор наоборот потребляет энергию от аккумулятора, а не отдает. Обмотка генератора не рассчитана на входное напряжение. Батарея также может быть повреждена и повреждена. Самым простым вариантом будет выбить нужный предохранитель или реле.
Выход из строя электронного блока управления двигателем (ЭБУ) может стать большой проблемой. Это устройство требует соблюдения полярности, несмотря на встроенную защиту. Если предохранитель или реле не успели перегореть, то, скорее всего, вышел из строя ЭБУ. А это значит, что автовладельцу гарантирована дорогостоящая диагностика и ремонт.
Большинство устройств в электрической системе автомобиля, таких как автомобильный радиоприемник или усилитель, защищены от неправильной полярности. Их микросхемы содержат специальные защитные элементы.
При «прикуривании» от другого аккумулятора также важно соблюдать полярность и последовательность подключения клемм. Неправильное подключение приведет к короткому замыканию на 24 вольта. Если провода имеют достаточное сечение, то они могут расплавиться или обожжется сам водитель.
При покупке нового аккумулятора внимательно читайте маркировку и уточняйте у продавца все характеристики аккумулятора. Если так случилось, что вы приобрели батарейку не с той полярностью, то лучше всего заменить ее или купить новую. Удлинять провода и менять положение аккумулятора только в крайнем случае. Лучше использовать подходящее устройство, чем потом тратить деньги на дорогостоящий ремонт.
Диод для защиты от обратной полярности – Royal Circuits Solutions
Что такое обратная полярность и как ее защищает диод?
Обратная полярность:
Источники питания постоянного тока предназначены для создания разности потенциалов между двумя или более клеммами. Один выход обычно называют «положительным», а другой — «отрицательным» или «землей». Положительный выход источника питания должен быть подключен к положительному входу схемы, а отрицательный выход источника питания должен быть подключен к отрицательному входу цепи. Однако иногда экспериментаторы допускают ошибки.
Конденсатор, показанный слева, правильно подключен к батарее, а конденсатор справа подключен с обратной полярностью. Иногда в такой конфигурации конденсаторы катастрофически выходят из строя.
Обратная полярность означает, что положительный и отрицательный выходы источника питания были подключены к неправильным клеммам на печатной плате. Эта ошибка может привести к катастрофическому отказу компонентов в виде дымящихся деталей, взрыва конденсаторов, а иногда и электрического возгорания. К счастью, вы можете устранить этот риск, добавив недорогой
На этой схеме показан диод Шоттки (D1), размещенный на схеме между входом DC Barrel Jack (J1) и регулятором напряжения (U1). Этот диод предотвращает повреждение в случае подключения экспериментатором обратной полярности.
Несколько моментов, о которых следует помнить при выборе диода для вашей схемы:
Выберите диод Шоттки, если можете. Диоды Шоттки имеют меньшее падение напряжения и, как правило, лучше подходят для низковольтных цепей с низким потреблением тока — тех схем, к которым тяготеют производители.
Выберите диод, который соответствует требованиям к напряжению и току вашей цепи.
Выберите компонент для поверхностного монтажа, чтобы снизить стоимость сборки.
Используйте своего любимого дистрибьютора для поиска «Диод Шоттки» или «Диодный выпрямитель», а затем выберите диод, который соответствует или превышает требования по напряжению и току вашей схемы.
На этом снимке экрана от крупного дистрибьютора показаны лишь некоторые из вариантов, доступных для вашего проекта.Если у вас возникли проблемы с поиском диода, который соответствует вашим потребностям, удалите термин «Шоттки» из поиска — вы найдете больше деталей, но потеряете до 0,7 В на диоде.