Фрикционы акпп что это, пакет фрикционов АКПП
В автоматической коробке передач существует множество жизненно важный элементов, но особняком среди них стоят так называемые фрикционные диски. Если сравнивать с механической коробкой передач, фрикционы – это «сцепление» автомата, выполняющие функцию переключения передач. Даже при своевременном и качественном обслуживании (например, при регулярной замене масла АКПП) срок работы фрикционов не превышает 300 тысяч километров. В этом цикле постараемся дать ответ на следующие вопросы:
-Что из себя представляет фрикционный диск?
-Как определить неисправность фрикционов?
-Каковы причины их износа?
-Как производят замену фрикционов?
Фрикционный диск: устройство и принцип работы
Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент , выполняющий функцию сцепления передач. В определенные моменты они соединяются (при помощи гидравлического поршня) и фиксируют нужную шестерню, а другой — разъединяются и шестерня приводится во вращение.
Устройство фрикциона
Фрикционный диск состоит из двух частей: металлической и мягкой. Металлическая часть находится в сцеплении с АКПП и неподвижна. Мягкая же часть вращается при зацепе вместе с солнечными шестернями. Более подробно устройство фрикциона можно изучить на картинке.
Виды фрикционных дисков. Пакет фрикционов АКПП
Если говорить о первых автоматических коробках , там использовались односторонние фрикционы, которые с одной стороны (вращающейся) имели картонную поверхность, а с другой (неподвижной) – стальную.
В современных АКПП используются двухсторонние диски, изготовленные из высокопрочных материалов (однако недавно на YouTube было видео, где показан ремонт АКПП Infiniti FX37, где показали картонные фрикционы. Надеемся, Вам так не повезет).На краю дисков обычно имеется накладка (напыление) из графита, которая служит для исключения перегрева. Из этих дисков формируется так называемый фрикционный пакет. Таких пакетов в коробке несколько, в зависимости от числа передач и устройства.
Принцип работы фрикционов
Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу. В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом. В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.
Алгоритм работы фрикционов АКПП
Допустим, в начальный момент времени передача выключена. В этой ситуации фрикционы вращаются абсолютно свободно. Но стоит переключить передачу, как масляной насос начинает создавать давление, которое через специальный клапан в гидроблоке и прижимает фрикционные диски к стальным дискам. После этого вращающиеся валы АКПП соединяются и машина стартует.
Почему стоит обратиться за ремонтом в LFA ?
Здесь не будет пафосных слов о невероятном опыте, лучших расходных материалах, сверхсовременных методах ремонта и т.д. LFA – это просто надежный сервис, который может стать для Вас «домашним».
Мы активно ведем несколько социальных сетей, а всех клиентов подробно информируем о ходе ремонта в WhatsApp, Viber и Telegram.
Записывайтесь на ремонт и ТО Вашего автомобиля. Наш адрес:
назначение, устройство, принцип работы и частые неисправности
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.
Содержание статьи
- Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы
- Срок службы фрикционов и основные поломки
- Что в итоге
Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы
Прежде всего, бывает два вида фрикционов:
- металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
- мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т. д.)
Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.
Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.
Если говорить о принципах работы, нужно понимать, что в устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. Итак, в двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Срок службы фрикционов и основные поломки
Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.
Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т. д. Давайте разбираться.
Итак, сами фрикционные диски вполне могут служить долго (вполне реален показатель пробега около 500 тыс. км.), так как вращаются указанные диски в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы также выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.
Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.
Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Что в итоге
Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.
Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:
- уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
- сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
- возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
- забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.
При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т. д.
Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.
Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.
Фрикционные диски — Champion Technologies Inc
Фрикционный диск с 72 внешними зубьями AFT200 12-1/4″ внеш. диаметр x 6-1/4″ внутр. диаметр | Фрикционный диск, 59 дополнительных зубьев AFT200 15-5/32″ внеш. диаметр x 9,75″ внутр. диаметр | Фрикционный диск с 75 внешними зубьями AFT200 19 1-8″ внеш. диаметр x 12 9-16″ в.д. | Фрикционный диск, 87 дополнительных зубьев AFT200 22-1/8″ внеш. диаметр x 14-9/16″ |
Накладка фрикционного диска | Накладка фрикционного диска | Фрикционный диск | 14-дюймовый диск сцепления с переточкой Champion# 14-дюймовый диск сцепления RR |
Фрикционный диск | Фрикционный диск | Фрикционный диск | Фрикционный диск |
Комплект облицовки корпуса с 32 заклепками | Комплект облицовки корпуса с 32 заклепками | Демпферный тормоз | Фрикционный диск |
Диск сцепления Carlson Reline | 16-дюймовая облицовка Wichita GT | 16″ Wichita GT Facing |
Фрикционные диски — запасные части Caterpillar®
Фрикционные диски
CTP поставляет только фрикционные диски, изготовленные из материалов, полностью не содержащих асбеста, чтобы гарантировать высочайшее качество, которого вы заслуживаете. Использование высококачественных материалов обеспечивает превосходную стойкость к трению и износу.
New Packaging
Brake Discs
PART NO.:
DESCRIPTION:
APPLICATION:
1 | 1382318 | DISC | 725, 725C, 730, 730C, D250E , D250E II, D300E, D300E II | |
2 | 1V0188 | DISC | 528, 613, 613B, 950 | |
3 | 2385291 | DISC-BRAKE | 414E, 416E, 416F, 420E , 420F, 422E, 428E, 430E, 430F, 432E, 434E, 434F, 442E, 444E, 444F, CP-533E, CP-54B, CP-56, CP-573E, CP-64, CP-68B, CP-74B , CS-533E, CS-54, CS-54B, CS-563E, CS-56B, CS-583E | |
4 | 4V6527 | DISC | 518, 920, 930, 930R | |
5 | 5V4573 | DISC | 613C, 950B | |
6 | 8K7630 | DISC | 518 , 910, 920, 930 | |
7 | 9C8744 | Диск | 518, 528, 950 | |
8 | 9V6982 | Диск | 5 57, 60005 82 | 9000 5 | . 936, 950B, 950B/950E, CS-643, D250B, D250D, D250E, D300B, D300D, D300E, G926, G936, IT18B, IT28, IT28B
9 | 14X-22-22150 | DISC KOMATSU | D63E , D65E, D65P, D85E, D85ESS | |
10 | 418-33-11241 | DISC KOMATSU | WA180 WA200 WA250 |
Friction Discs
PART NO.:
DESCRIPTION:
APPLICATION:
1 | 1015141 | Диск-Фрикуция | 517, 527, 561M, 561N, 572R, 572R II, 583R, 587R, 587T, D4HTSK III, D5HTSK II, D5M, D6M, D6M, D6M, D6M, D6M, d , D7R, D7R II, PL87 |
2 | 1015144 | Диск-Фрикуция | 517, 527, 561M, 561N, 572R, 572R II, 583R, 587R, 587T, D4HSTS, D4HST, D4. , D6M, D6N, D6R, D6R II, D7R, D7R II, PL87 |
3 | 1028671 | ДИСК-ФРИКЦИЯ | 517, 527, 561M, 561N, 572R, 572R II, 583R, 587R, 587T, D4HTSK III, D5HTSK II, D5M, D5N, D6M, D6N, D6R, D6R II, D7R, D7R II, PL87 7 |
1173321 | DISC-FRICTION | 928G, IT28G | |
5 | 1217632 | DISC-FRICTION | M312, M313C, M315, M315C, M316C, M318 |
6 | 1267924 | ДИСК-ФРИКЦИЯ | 924F, IT24F |
7 | 1708714 | DISC-FRICTION | 953C, 953D, 963C, 963D, 973C, 973D, D6K, D6K LGP, D6K XL, D6K2, D6K2 LGP, PL61 |
8 | 1967866 | DISC-FRICTION | 773E, 773F, 773G, 773G LRC, 775E, 775F, 775G, 775G LRC, 776C, 776D, 777D, 777F, 784B, 784C, 785B, 785C, 785D, 789B, 789C |
9 | 1981137 | ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ | 784B, 784C, 785B, 785C, 789B, 789C, 793B, 793C |
10 | 1V8279 | Диск-Фрикуция | 834B, 836, 844, 854G, 972G, 980C, 980G, 980G II, 980H, 988F, 988F II, 988G, 990, 980H, 988F, 988F II, 988G, 990, 992C, 988, 98, 999, 992C, 988. R1700 II |
Steering
PART NO.:
DESCRIPTION:
APPLICATION:
1 | 1100842 | DISC-FRICTION | 426B, 426C, 436B, 436C, 438B , 438C, 438D, 442D, M318, M318C, M318C MH, M320, M322C |
2 | 2172895 | DISC-BRAKE | 424B, 424B HD, Th320B, Th430B, Th440B, Th450B, Th455B |
3 | 2559265 | DISC-FRICTION | D11R, D11T |
4 | 2559267 | DISC-FRICTION | D10N, D10R, D10T, D10T2, D9R |
5 | 2559268 | DISC-FRICTION | D6C, D6D, D6E, D6G |
6 | 3B7974 | ДИСК В СБОРЕ. | D9E-† |
7 | 3F5504 | ДИСК В СБОРЕ. | 24, 941, 955C, 955H, D4D |
8 | 4Y0709 | DISC-FRICTION | 572G, D6D, D6G, D6G2 LGP, D6G2 XL, D7G, D7G2 |
9 | 5M1199 | ДИСК В СБОРЕ. | 977H, 977K, 977L, D5B, D6C, D6D |
10 | 5V0593 | ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ | 931B, 933, 939, 951B, 955L, D3C III, D4C III, D4E, D5C, D5C III |
PowerTrain — Трансмиссия
№.
Привод — сцепление
АРТИКУЛ № 6: 9SC01 906: 9SC01
APPLICATION:
1 | 1348360 | DISC-FRICTION | 725, 730, 85E, 95E, TA19-M2WD, TA19-M4WD, TA22-M4WD | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 3373530 | Диск-Фрикуция | 414E, 416D, 416E, 416F, 420D, 420E, 420F, 422E, 422F, 424D, 428D, 428E, 428F, 430D, 430E, 430F, 432D, 432E, 43F, 430D, 430E, 430F, 432D, 432E, 432F, 430E, 430F, 432D, 432F, 430E, 430F, 432D, 432F, 430. , 442E, 444E, 444F, 450E, 450F | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 3570450 | Диск-Фрикуция | 924F, 924G, 924H, 924 Гц, 928G, 928H, 928 Гц, 930G, IT24F, IT28G | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 3T1407 | DISCTING | DISRI DISRI DISCRITIN||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 4S9072 | DISC-FRICTION | D4E, D4E SR, D5, D5B, D5E, D6C, D6D, D6E SR, D7G | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 4S9073 | DISC A. | D8H, D8K | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 6Y7925 | ДИСК ФРИКЦИОННЫЙ | 931B, D3C II, D4H, D5H | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 6G0387 | Диск † | 24H, 24M, 621, 621B, 621E, 621F, 621G, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621, 621. , 623G, 623H, 623K, 623K LRC, 627B, 627E, 627F, 627G, 627H, 627K, 627K LRC, 631E, 631G, 633E II, 637E, 637G, 657E, 657G | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 131-10- 61140 | ДИСК KOMATSU¬Æ | D50A, D50P, D50PL, D60A, D60P, D60PL, GD31RC, GD37, GD600R | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 144-10-12150 | Disc Komatsuâ | BF60, D50A, D50P, D50PL, D60A, D60E, D60F, D60P, D60PL, D60S, D70, D70LE | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1357494 | KIT-DISC | 966F, 966F II, 966G, 966G II, 966H, 966K, 970F, 972G, 972G II, 972H , 972К, ИТ38Г II |
2 | 1366325 | DISC-FRICTION | 735, 740, D350E II, D400E II |
3 | 2G1084 | DISC-FRICTION | 120G, 120H, 120H ES, 120H NA, 120K, 120K 2, 135H, 135H NA, D250D, D250E, D250E II, D300D, D300E, D300E II, D400E II |
4 | 6Y7955 | Дисковый , 135H NA, D250D, D250E, D250E II, D300D, D300E, D300E II, D400E II |
Powertrain — Drive Axle
PART NO.:
DESCRIPTION:
APPLICATION:
1 | 9R2476 | DISC | 416, 426, 428 |
2 | 235-25-11360 | Disc Komatsu | 538, 542, 545, GD505A, GD521A, GD525A, GD555, GD605A, GD623A, GD625A, GD655, GD605A, GD6755, GD6555, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655, GD655. , WA420, WA470 |
3 | 417-33-11290 | DISC KOMATSU | JT150, WA100, WA120, WA120L, WA150, WA180, WA180L, WA180PT, WR11, WR11SS |
4 | 418-33-21340 | DISC KOMATSU | WA250, WA250L, WA250PT, WA300, WA300L, WA320, WA320L, WA320PT, WA320PZ |
Powertrain — Final Dive
1 | 1368064 | DISC-FRICTION | AP -1055D, AP-600D, AP-655D, AP555E, BG500E, BG600D, BG655D, CB-534C, CB-534D, CB-54, CB-564D, CB-634C, CB-634D, CB-64, CP-433C , CP-433E, CP-44, CP-533E, CP-54B, CP-56, CP-573E, CP-64, CP-663E, CP-68B |
2 | 1368068 | Disc-Middle | AP-1055D, AP-600D, AP-655D, AP555E, BG500E, BG600D, BG655D, CB-534C, CB-54444. , CB-634C, CB-634D, CB-64, CP-433C, CP-433E, CP-44, CP-533E, CP-54B, CP-56, CP-573E, CP-64, CP-663E, CP -68b |
3 | 419-33-11243 | Диск Komatsu | 532, WA300, WA320 |
PowerTrain-Torque Converter
.
0275Powertrain — Transfer Case
1 | 6Y7958 | DISC-FRICTION | 16G, 16H, 16H NA, 735, 740 |
2 | 8D3879 | Disc | 16G, 16H, 16H NA, 735, 740 |
3 | 8D9718 | Диск | 120G, 120H, 120H ES, 120H NA, 120K, 120K 2, 135H, 135H N250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250E, D250. D250E II, D300D, D300E, D300E II, D400E II |
4 | INF | Дисковая фикция | 14G, 14H, 14H NA, 16G, 16H, 16H NA |
5 | 418-17-39710 | DISCATSU |
Powertrain — Winch
1 | 1616435 | DISC | 515, 525, 525Б, 525С, 527, 535Б, 535С, 545, 545С, Д5М, Д5Н, Д6Н, Д6Р, Д6Т, Д7Е, Д7Р II, Д8Т |
2 | 6T4944 | Диск-Фикция | 578, D10N, D10R, D6D, D6H, D6H II, D6H XL, D6H XR, D7G, D7H, D7R, D8L, D8R, D9R, D9.9, D9.9, D9.9, D9.9, D9.9, D9.9, D7G, D7G, D7.9. |
3 | 6y7920 | Диск-Фрикуция | D10N, D10R, D7G, D9N |
4 | 6Y7981 | Дисковый дисковый , 120M, 120M 2, 12G, 12H, 12H ES, 12H NA, 12K, 12M, 12M 2, 12M 3, 12M 3 AWD, 130G, 135H, 135H NA, 140G, 140H, 140H ES, 140H NA, 140K 2, 140М, 140М 2 | |
5 | INF | DISC | 515, 518C, 525, 528B, 530B |
6 | INF | DISC | 515, 518C, 525, 528B, 530B |
Powertrain — Power Shift Control
1 | 6Y7962 | DISC | GENERAL |
2 | 6Y7964 | DISC | 12F, 14E |
Miscellaneous — General
PART NO.