Что такое ГБЦ в машине?
01.07.2022
ГБЦ – это первая по важности часть двигателя, установленная сверху на блоке цилиндров. Специальная прокладка обеспечивает герметичность соединения этих двух деталей.
Что такое ГБЦ? Устройство находящееся вверху цилиндра, герметизирующее ее и образовывающее камеры сгорания.
Назначение головки блока цилиндров очень обширное:
ГБЦ обеспечивает газораспределение.
Она предназначена для смазки цилиндра. Для ровной работы все детали должны обильно смазаны. По масляным каналам ГБЦ масло подаётся к трущимся деталям. И эти пункты не дают полной картины, если разбирать, что такое головка двигателя.
В ГБЦ предусмотрены каналы для движения охладительной жидкости.
Головка блока цилиндров: из чего состоит
Головка блока цилиндров — это механизм, посредством которого образовывается топливо-воздушная смесь и подается в камеру сгорания.
Разберем вопрос из чего состоит блок цилиндров? Для бензинового двигателя устройство ГБЦ состоит из таких компонентов:Порты впускные и выпускные предназначены для вывода из цилиндров отработавших газов. По ним абсорбированная смесь топлива и воздуха попадает в цилиндры. Впускные клапаны обеспечивают поступление свежеприготовленной смеси в камеру, а выпускные выводят сгоревшие выхлопные газы.
Распределительные валы — ремень ГРМ влияет на начало работы коленчатого вала, который запускает распределительные валы. С их помощью происходит открытие и закрытие клапанов.
Форсунки — части системы впрыска. Существуют для дозированной подачи топлива в камеру для сгорания.
Свечи зажигания предназначены для воспламенения топлива.
То, из чего состоит ГБЦ ещё и какие детали в ней присутствуют, обусловлено конфигурацией головки двигателя и её клапанного механизма.
Устройство головки блока цилиндров: как работает
Не каждый знает, как работает головка блока цилиндров.
Принцип ее работы — топливная смесь вступает в реакцию с воздухом и воспламеняется, тем самым приводя в движение поршни. Через впускной коллектор воздух проходит по впускным отверстиям и попадает в ГБЦ, а оттуда поступает в камеру сгорания.
До конца понять, что такое ГБЦ в автомобиле, несложно.
Вследствие сгорания топлива образовываются выхлопные газы, которые посредством выпускных клапанов и отверстий поступают в коллектор. Эти газы попадают в выхлопную систему автомобиля.
В итоге ГБЦ — что это? Ответить можно так: механический центр управления ДВС. Он принимает участие в функционировании не только топливной, но и охлаждающей систем автомобиля.
Признаки неисправности головки блока цилиндров
Мы уже ответили на вопрос, что такое ГБЦ на автомобиле. Давайте выясним причины неисправностей. К признакам дефектов головки относятся:
Негерметичность вследствие повышенного истирания прокладки. Прокладка может повредиться при неправильном монтаже запчасти после выполнения её ремонта, при заводском браке, в процессе использования низкокачественного бензина и при перегреве двигателя.
ДВС потерял мощность.
Температура охлаждающей воды находится в красной области.
Наличие масла в жидкости для охлаждения.
Некорректная работа ДВС при холодном запуске.
Шлифовка ГБЦ и особенности ее выполнения
Процедура шлифовки головки приводит к удалению с её поверхности всех неровностей и обеспечивает идеальное прилегание к блоку ГБЦ.
Шлифовка ГБЦ необходима, если нарушена геометрия или она имеет искривления. Деформация головки происходит из-за ослабления болтов или демонтажа головки, а также после сварочных работ.
Обсуждая шлифовку, у пользователей появляется много вопросов: нужно ли снимать клапана перед шлифовкой ГБЦ, как выполнять работу правильно, сколько можно снять при шлифовке ГБЦ.
Зачем нужно снимать клапана перед шлифовкой ГБЦ
Процесс съема головки блока цилиндра отличается для разных автомобилей. Предварительно необходимо выполнить слив масла и охлаждающей жидкости, а также снять все расходники, мешающие шлифовке. Следует произвести проверку клапана и заменить сальники на новые. Таким образом вам не придётся заниматься притиркой прогоревшего клапана после сбора ГСМ.
При деформации ГБЦ менее 0,05 мм в выполнении шлифовки нет необходимости. Если головка ранее подвергалась процедуре шлифования, её меняют полностью.
Толщина шлифовки
Допустимая глубина шлифовки плоскости двигателя устанавливается заводом изготовителем. Этот параметр гарантирует нормальную работу автомобильного двигателя. При превышении допустимого числа при шлифовке головку блока цилиндра придется заменить, так как она не подлежит ремонту.
Почему возникают трещины в головке блока цилиндров
Такое явление, как трещина в головке блока цилиндров, появляется на любом этапе, даже у новой детали, при условии ее неправильной установки или использования некачественного, слабого металла. Трещины возникают при неправильной промывке, продувке блока перед сборкой. Вследствие чего в местах вкручивания соединительных болтов остается немного жидкости и грязи.
Трещина в головке блока цилиндров также может появиться по следующим причинам:
Перегрев — основная причина трещин головки блока цилиндров
ДВС способен перегреться по самым разным причинам, при этом подавляющее большинство из них становятся результатом поломки одного из компонентов охлаждающей системы. Перегрев мотора чрезмерно повышает нагрузку и тепловой порог, которые изначально способны вынести его компоненты.
Очень важно знать, из чего состоит двигатель. Чаще трещины и деформация при перегреве наблюдается у головок, сделанных из алюминия. Трещины стали более распространенными, поскольку автомобильные бренды применяют для создания ДВС смешанные металлы. Из чего сделана головка блока цилиндров имеет важное значение. Множество авто, например, имеют массивный блок цилиндров из чугуна, но алюминиевую головку. Сложности появляются из-за разной скорости расширения этих металлов. Результатом становятся новые трещины в цилиндре.
Наличие воздуху в системе
Воздух передает тепло хуже, чем жидкость. Горячие точки часто возникают вследствие неравномерного расширения частей двигателя, негерметичных шлангов и преждевременного зажигания в цилиндрах. Если воздух задерживается вдали от датчика температуры, тот может пропустить и не отреагировать на горячую точку. Следует подробно разобраться, как работает головка блока цилиндров.
Неисправный термостат
Следует понимать, как работает головка блока цилиндров. ДВС должен функционировать при установленной производителем рабочей температуре. При ее снижении увеличатся выбросы, повысится износ узла, а также вырастет потребление топлива. При этом жидкость не будет попадать в радиатор, поскольку до тех пор, пока температура не достигнет заданной, эта возможность будет заблокирована термостатом. В момент достижения необходимой температуры он откроется. После этого в мотор сможет попасть охлаждающая жидкость, остужающая температуру до того уровня, пока термостат не станет достаточно холодным, чтобы закрыться. Цикл продолжается, пока работает двигатель. Что такое ГБЦ на автомобиле и какая роль термостата должен знать каждый автолюбитель.
Если термостат застрял в открытом положении, автомобиль будет долго нагреваться до рабочей температуры. “Охлаждайка” начнет циркулировать по большому кругу через радиатор, а у двигателя не будет возможности полностью прогреться.
Если термостат застрял в закрытом положении, двигатель будет перегреваться. У горячей охлаждающей жидкости не будет возможности остывать. В крайнем случае, в качестве крошечного радиатора некоторые двигатели позволяют использовать обогреватель.
Утечка охлаждающей жидкости
Если вы обнаружили, что в авто есть утечка охлаждающей жидкости, важно проверить крышку радиатора. Несмотря на то, что это дешевая деталь, выход её из строя влечёт за собой серьезные последствия. Имейте в виду: не все утечки охлаждающей жидкости видны.
Другие причины
Заливка холодной воды в радиатор часто приводит к растрескиванию ГБЦ из-за резкого температурного скачка.
Маленькая трещина в головке блока цилиндров долгое время не будет давать о себе знать, однако со временем ситуация будет усугубляться, и ее невозможно будет игнорировать.
Была ли полезна эта статья: КомментарииПохожие статьи
всё про неё здесь » АвтоНоватор
Головка блока цилиндров является составной и неотъемлемой частью блока цилиндров. ГБЦ крепится сверху блока цилиндров, и в принципе, выполняет ведущую роль во всем двигателе автомобиля.
Какую задачу выполняет головка блока цилиндров
Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.
- Камера сгорания.
- Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
- Рубашка охлаждения.
- Места для форсунок либо свечей зажигания.
- Смазочные каналы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Выполняется головка блока цилиндров двигателя из алюминиевого сплава, и крепится к блоку цилиндров специальными болтами. К раскрутке и затяжке болтов ГБЦ существуют определенные требования, так как от правильности соблюдения технологии зависит герметичность соединения ГБЦ и блока.
С учетом того, что ремонт ГБЦ зачастую выполняется в гаражных условиях своими руками, нужно знать, что слабая затяжка болтов крепления ГБЦ приводит к пробою прокладки, что чревато не только потерей масла и охлаждающей жидкости, но и приводит к снижению компрессии в цилиндрах двигателя.
А слишком большое усилие при затяжке ГБЦ может вызвать деформацию корпуса головки, и тогда придётся восстанавливать плоскость ГБЦ.
Размещение цепного привода распредвала и натяжителя цепи, предусмотрено в специальной полости в передней части головки блока цилиндров.
Для свечей зажигания выполняются резьбовые соединения в необходимом количестве. Справа ГБЦ выполняются резьбовые отверстия для шпилек крепления коллекторов: выпускного и впускного.
Для таких деталей, как корпуса подшипников распредвала, втулок опор рычагов, опорных шайб клапанных пружин и направляющих втулок клапанов сверху головка блока цилиндров имеет отверстия и площадки.
В месте соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя устанавливается металлоасбестовая прокладка.
Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.
Ремонтопригодность головки блока цилиндров
Определённую часть работ по замене или ремонту деталей ГБЦ, можно производить без съёма головки. Снимается крышка ГБЦ и производится регулировка клапанов замена колпачков и т.д.
Головку блока цилиндров демонтируют в том случае, когда работы не требуют снятия с автомобиля всего двигателя: замена направляющих втулок клапанов, удаление нагара, замена шпилек подшипников, притирка клапанов и т.д. В случае если требуется расточка блока или гильзование, то двигатель демонтируется полностью.
Все ремонтные работы головки блока цилиндров двигателя обязаны выполнятся в строгом соответствии с инструкциями производителя. Самодеятельность может обойтись выходом из строя всего двигателя.
Направляющие втулки клапанов и сёдла должны вставляться в нагретую ГБЦ в охлаждённом виде. Это позволяет, после выравнивания температур, обеспечить качественное натяжение в соединении.
В головке блока цилиндров двигателя предусматривается возможность заменить биметаллические втулки вала привода масляного насоса. Замена производится способом выпрессовки старых втулок и установки новых.
- Автор: Андрей
- Распечатать
Оцените статью:
(5 голосов, среднее: 4.2 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Головка блока цилиндров | Mein Autolexikon
Головка блока цилиндров — это компонент двигателя, герметизирующий верхнюю часть камеры сгорания. Он установлен на верхней части корпуса двигателя.
Назначение
Прокладка ГБЦ устанавливается между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров.
Головка блока цилиндров выполняет следующие задачи:
- Уплотнение между камерой сгорания и блоком цилиндров
- Придание формы камере сгорания
- Отвод тепла от процесса сгорания
Содержит наиболее важные механические компоненты для управления процессом газообмена. В головке блока цилиндров расположены следующие компоненты:
- Впускные и выпускные каналы цилиндров
- Управление клапанами
- Масляные каналы для смазки клапанного механизма
- Каналы охлаждающей жидкости
- Свечи зажигания (на бензиновых двигателях)
- Форсунки (на бензиновых двигателях с непосредственным впрыском)
- Форсунки и свечи накаливания (на дизельных двигателях)
Конструкция существенно влияет на рабочие характеристики и мощность двигателя.
Головки цилиндров изготавливаются методом холодного литья под низким давлением.
Охлаждение головки блока цилиндров
В большинстве конструкций двигателей головка блока цилиндров также охлаждается охлаждающей жидкостью из-за высокого уровня термической нагрузки.
Головки цилиндров с водяным охлаждением
Современные двигатели имеют водяное охлаждение, за некоторыми исключениями. Вообще говоря, охлаждающая жидкость представляет собой смесь воды, антифриза и антикоррозионного агента. Охлаждающая жидкость подается из картера через прокладку ГБЦ в головку блока цилиндров.
Преимущества головок цилиндров с водяным охлаждением:
- Охлаждающая жидкость может поглощать и отводить большее количество тепла.
- Более эффективное охлаждение двигателя может быть достигнуто за счет каналов охлаждения между цилиндрами и в головке блока цилиндров.
Головки цилиндров с воздушным охлаждением
Головки цилиндров с воздушным охлаждением охлаждаются исключительно проходящим через них воздухом: по этой причине они оснащены большими ребрами охлаждения.
Преимущества цилиндров с воздушным охлаждением:
- Более простая и дешевая конструкция
- Надежная работа
- Меньший вес
- Охлаждающая жидкость не замерзает при очень низкой температуре окружающей среды
Различия головок цилиндров для бензиновых двигателей и для дизельных двигателей
Головки цилиндров бензиновых и дизельных двигателей сильно различаются по некоторым параметрам. В дизелях с форкамерой и вихревой камерой камеры сгорания размещены в головке блока цилиндров. Это приводит к высоким температурам (до 900 °C) и, соответственно, высоким уровням термической нагрузки, что предъявляет высокие требования к конструкции головки блока цилиндров. Расположение камер сгорания может привести к неравномерному тепловому расширению, что может привести к деформации головки блока цилиндров. Система подачи охлаждающей воды в камеры сгорания также требует сложных конструктивных решений.
Безопасность
Головка блока цилиндров подвергается очень высоким нагрузкам, поскольку в процессе сгорания в цилиндре на головку блока цилиндров воздействует такое же усилие, как и на поршень. По этой причине он часто крепится не к цилиндру, а непосредственно к картеру коленчатого вала с помощью длинных болтов специальной конструкции.
Благодаря предварительному натяжению этих болтов головки блока цилиндров, которое оказывает на них эластичное и гибкое воздействие, болты лучше выдерживают возникающие динамические нагрузки. В результате двигатель остается герметичным.
Сохранение значения
При обнаружении любой ненормальной работы двигателя следует немедленно принять соответствующие меры.
Такие отклонения могут включать следующее:
- Плохой холодный пуск
- Потеря мощности
- Температура охлаждающей жидкости в красной зоне
- Масло в охлаждающей жидкости возникают проблемы, двигатель следует немедленно выключить и обратиться к специалисту для установления причины.
Регулярное техническое обслуживание и проверка автомобиля и двигателя в автомобильной мастерской могут помочь сохранить ценность автомобиля в долгосрочной перспективе.
- Прокладка ГБЦ
Производитель
- 4 Вас также может заинтересовать
Головка блока цилиндров: синонимы отказа и как ремонтировать?
Что такое головка блока цилиндров?В двигателе внутреннего сгорания головка блока цилиндров расположена над цилиндрами в верхней части блока цилиндров. Он замыкается в верхней части цилиндра, образуя камеру сгорания. Это соединение уплотнено прокладкой головки.
Головка блока цилиндров обычно располагается в верхней части блока цилиндров. Он служит корпусом для таких компонентов, как впускные и выпускные клапаны, пружины и толкатели, а также камера сгорания. На этой странице описаны основные функции и различные конструкции головок цилиндров, а также их причины и признаки неисправности.
Каналы в головке цилиндров позволяют воздуху и топливу проходить внутрь цилиндра, а выхлопные газы выходят из него. Проходы иначе называются портами или трактами. Головка блока цилиндров также направляет охлаждающую жидкость в блок цилиндров, тем самым охлаждая компоненты двигателя. В головке блока цилиндров используется прокладка, которая помогает предотвратить попадание воды или масла в камеры сгорания.
Большинство производителей оригинального оборудования изготавливают головки цилиндров из чугуна. Головка блока цилиндров из чугуна более прочная и менее дорогая. Однако чугун тяжел и обеспечивает меньшую эффективность рассеивания тепла.
По этой причине некоторые производители предпочитают использовать головки блока цилиндров из алюминия. Эти головки цилиндров намного легче чугунных головок цилиндров. Высокопроизводительные автомобили и гоночные автомобили обычно имеют алюминиевые головки блока цилиндров.
Автомобили с рядными (рядными) двигателями имеют одну головку цилиндров, а автомобили с V-образными двигателями имеют две головки цилиндров, по одной на каждый ряд цилиндров. В некоторых автомобилях, где ряды цилиндров расположены очень близко к V-образному двигателю, достаточно одного цилиндра. Большие промышленные автомобили могут иметь одну головку на цилиндр. Это делает замену головки блока цилиндров намного более доступной.
Типы головок цилиндров- Головки цилиндров с плоской головкой: Это был первый тип головок цилиндров. Головки цилиндров с плоской головкой просто защищают блок цилиндров и не имеют движущихся частей. Эти головки цилиндров не обеспечивают эффективного потока воздуха и, таким образом, снижают производительность двигателя.
- Головки цилиндров с верхним расположением клапанов: Эти головки цилиндров превосходят головки цилиндров с плоской головкой. Головки цилиндров с верхним расположением клапанов имеют над собой распределительные валы. Эти головки имеют толкатели и клапаны, соединенные для обеспечения плавного воздушного потока.
- Головки цилиндров с верхним расположением распредвала: Это самые передовые конструкции головок цилиндров. Головки цилиндров с верхним расположением распределительных валов имеют распределительные валы внутри головки цилиндров, что устраняет необходимость в толкателях. Это обеспечивает лучший воздушный поток и, в свою очередь, повышает эффективность двигателя.
Головка блока цилиндров позволяет двигателю работать на максимальной мощности за счет соединения с впускным и выпускным коллекторами, что обеспечивает быстрое сгорание топлива и воздуха, приводящих в движение поршни двигателя.
Впускной коллектор подает воздух в головку, где он сгорает с топливом с образованием выхлопных газов, которые выбрасываются через выпускной коллектор.
Важно, чтобы впускной и выпускной клапаны, обеспечивающие вход и выход соответствующих газов, открывались и закрывались в нужное время, чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателя.
Почему головки цилиндров выходят из строя?Наиболее распространенной причиной выхода из строя головки блока цилиндров является перегрев, вызванный, например, утечкой охлаждающей жидкости, выходом из строя прокладки головки блока цилиндров или ограниченным потоком охлаждающей жидкости.
В крайних случаях треснувшая или поврежденная головка блока цилиндров может привести к необратимому повреждению всего двигателя! Вы должны решать любые проблемы как можно скорее, чтобы попытаться предотвратить это.
Головки цилиндров также могут деформироваться из-за огромного давления, оказываемого на них резкими перепадами температуры. Это означает, что он больше не обеспечивает плоскую поверхность для удерживания прокладки головки блока цилиндров в правильном положении, что впоследствии может привести к дорогостоящим проблемам в виде необходимости капитального ремонта или полной замены двигателя.
Деформация является особой проблемой для головок цилиндров из алюминия. Разные двигатели имеют разные уровни устойчивости к деформации головки блока цилиндров — некоторые из них могут выдерживать сильное коробление, сохраняя при этом эффективную работу. Если ваша головка цилиндров деформируется, вы можете отнести ее к механику, который специализируется на их переустановке — если нет, вам, вероятно, потребуется замена.
5
Признаки неисправности головки блока цилиндровСимптомы неисправности головки блока цилиндров разнообразны — важно, чтобы водители могли распознать их как можно быстрее, чтобы минимизировать любые повреждения. Если головка блока цилиндров выйдет из строя, это приведет к поломке двигателя (и, соответственно, автомобиля).
Наиболее распространенной причиной выхода из строя головки блока цилиндров является перегрев, вызванный утечкой охлаждающей жидкости, выходом из строя прокладки головки блока цилиндров или ограниченным потоком охлаждающей жидкости. В крайних случаях треснутая или поврежденная головка блока цилиндров может привести к окончательному повреждению всего двигателя.
1. ПерегревДвигатели внутреннего сгорания очень быстро нагреваются. Как следует из названия, они предназначены для сдерживания небольших управляемых взрывов.
Большая часть энергии в процессе сгорания на самом деле теряется в тепловую энергию, вместо того, чтобы преобразовываться в кинетическую энергию для движения транспортного средства. Это побочный продукт их дизайна, который можно смягчить, но никогда не устранить полностью.
Причина номер один треснутой головки блока цилиндров — перегрев. Когда двигатель перегревается, его компоненты могут подвергаться нагрузке, намного превышающей тепловой порог, на который он был рассчитан.
Поскольку большинство головок сделаны из алюминия, они могут деформироваться или треснуть при достаточном нагреве двигателя.
Двигатель может перегреваться по ряду причин, большинство из которых связано с неисправным компонентом системы охлаждения. Некоторые возможные причины описаны ниже.
Подробнее: Что делать, если двигатель вашего автомобиля перегревается?
2. Воздух в системе охлажденияВоздух в системе охлаждения может привести к образованию точек перегрева, когда одна часть двигателя намного горячее, чем часть, измеренная датчиком температуры. Это происходит потому, что воздух не может передавать тепло так же эффективно, как жидкость.
Если воздух задерживается в одной точке на расстоянии от датчика температуры охлаждающей жидкости, датчик температуры может не уловить горячую точку. Вы можете не знать, что ваша машина перегрелась, пока не будет нанесен ущерб.
Кроме того, утечка воздуха в системе охлаждения может снизить давление в системе охлаждения. Жидкий хладагент с большей вероятностью закипит при более низком давлении.
3. Неисправность водяного насосаПри отказе водяного насоса охлаждающая жидкость не сможет должным образом циркулировать в двигателе. Охлаждающая жидкость в радиаторе может быть приятной и холодной, но охлаждающая жидкость вокруг водяных рубашек в головке и блоке будет очень горячей.
Без насоса охлаждающая жидкость сможет циркулировать только за счет естественной конвекции, которая слишком медленна для отвода избыточного тепла до того, как двигатель перегреется.
4. Неисправный термостатДвигатели внутреннего сгорания наиболее эффективны, когда они работают при рабочей температуре, на которую они рассчитаны.
Нормальная рабочая температура двигателя все еще достаточно высока, чтобы вы могли обжечься — обычно от 190 до 210 градусов по Фаренгейту (от 85 до 99 градусов по Цельсию). Работа двигателя ниже этой температуры увеличивает расход топлива, выбросы и износ.
Термостат блокирует попадание охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока охлаждающая жидкость в двигателе не достигнет заданной температуры. Как только целевая температура достигнута, термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости с температурой окружающей среды поступать в двигатель, охлаждая его до тех пор, пока термостат не станет достаточно холодным, чтобы закрыться. Цикл продолжается, пока работает двигатель.
Если термостат застрял в открытом положении, ваша машина, скорее всего, сильно замерзнет. Это связано с тем, что охлаждающая жидкость из всей системы проходит через радиатор 100% времени и редко получает возможность полностью прогреться.
Если термостат застрял в закрытом положении, ваш двигатель довольно легко перегреется. Горячей охлаждающей жидкости некуда остывать. В крайнем случае, некоторые двигатели позволяют использовать обогреватель в качестве крошечного радиатора.
Эффективность этого метода зависит от размера радиатора отопителя и от того, как проложена система охлаждения.
5. Утечка охлаждающей жидкостиЕсли вытечет слишком много охлаждающей жидкости, в конечном итоге ее будет недостаточно для надлежащего охлаждения двигателя. Вы можете потерять приличное количество охлаждающей жидкости до перегрева, но рекомендуется регулярно проверять расширительный бачок и радиатор, чтобы убедиться, что вы заправлены.
Если вы заметили утечку охлаждающей жидкости, рекомендуется проверить крышку радиатора. Это дешевая деталь с серьезными последствиями, если она выходит из строя.
Стоимость ремонта головки блока цилиндровВ хорошем автосервисе можно отремонтировать и отремонтировать головку блока цилиндров всего за 75 долларов, но выполнение той же работы может стоить сотни долларов. Это будет зависеть от стоимости головки блока цилиндров и цены, которую вам назначат за ее ремонт, если на ней появится трещина или она перестанет работать так эффективно, как должна. Во многих случаях может быть целесообразно просто купить новый.