Главная дозирующая система карбюратора
Главная дозирующая система карбюратораЭта система обеспечивает постепенное обеднение горючей смеси при переходе от малых к средним нагрузкам.
Современные карбюраторы имеют в основном схожие главные дозирующие системы. Они содержат большой и малый диффузоры соответственно, размещенные в главном воздушном канале, главный топливный жиклер, сообщенный с поплавковой камерой и эмульсионной трубкой с отверстиями, размещенной в эмульсионном колодце, воздушный жиклер и распылитель, выходящий в главный воздушный канал.
Постоянный состав горючей смеси обеспечивается путем пневматического торможения топлива с помощью воздушного жиклера, расположенного в верхней части эмульсионной трубки. При открывании дроссельной заслонки воздух поступает не только через диффузоры, но и через воздушный жиклер в эмульсионную трубку и тем самым снижает разрежение у топливного жиклера. Чем выше разрежение в диффузоре карбюратора, тем больше проходит воздуха через жиклер и тем больше тормозится истечение топлива из поплавковой камеры.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Система не имеет подвижных элементов, поэтому она обладает достаточной стабильностью в работе карбюратора.
Главная дозирующая система двухкамерных карбюраторов содержит главные топливные жиклеры, заглушки, размещенные в нижней части поплавковой камеры и сообщенные с эмульсионными колодцами, в которых концентрично с зазором установлены эмульсионные трубки. Трубки представляют собой полые закрытые снизу цилиндры, имеющие радиальные отверстия на различной высоте. Главные воздушные жиклеры устанавливают преимущественно над эмульсионными трубками. Распылители выполнены в малых диффузорах 5 и снабжены каналами подвода горючей смеси. Дроссельные заслонки соответственно первичной и вторичной камер кинематически связаны между собой таким образом, что вторая камера вступает в работу после открывания первой заслонки на 2/3 ее хода.
Рис. 1. Главная дозирующая система
Рис.
При небольшом открывании дроссельных заслонок разрежение в диффузорах невелико, поэтому оно не обеспечивает повышения уровня топлива в колодцах, а следовательно, и его подачу к распылителю. Топливо через фильтр и топливный клапан, кинематически связанный с поплавком, поступает в поплавковую камеру, сообщенную через балансировочную трубку (канал) с входным патрубком карбюратора. В дальнейшем топливо из поплавковой камеры через жиклеры поступает в эмульсионные колодцы, где смешивается с воздухом, и через распылители поступает в малые диффузоры карбюратора.
Главная дозирующая система имеет широкие возможности для обогащения горючей смеси. Однако в ряде случаев на режимах больших нагрузок она не обеспечивает необходимый состав горючей смеси. С этой целью применяют дополнительные устройства.
—
Главная дозирующая система карбюратора должна обеспечить оптимальный состав смеси на большинстве режимов малых и средних нагрузок двигателя.
В современных карбюраторах это достигается совместным действием главного и компенсационного жиклеров, пневматическим торможением топлива, регулированием разрежения в диффузоре и регулируемым сечением жиклера.Рис. 2. Схема работы простейшего карбюратора
При первом способе карбюратор в отличие от элементарного имеет два жиклера: главный и компенсационный, соединенный с компенсационным колодцем. Колодец в верхней части сообщается с атмосферой. Главный жиклер с распылителем работает, как и в элементарном карбюраторе, в зависимости от разрежения в диффузоре. Компенсационный же — только под действием напора h, равного высоте уровня топлива в поплавковой камере над компенсационным жиклером. От разрежения в диффузоре его работа не зависит.
Рис. 3. Главная дозирующая система:
Во время работы двигателя на малых нагрузках (дроссель 1 прикрыт) количество топлива, подаваемое главным жиклером, уменьшается, а компенсационным — неизменно, что позволяет получить обогащенную смесь. Переход на средние и большие нагрузки сопровождается открытием дроссельной заслонки. При этом главный жиклер увеличивает подачу топлива через распылитель. Истечение через распылитель компенсационного жиклера превысит его приток из поплавковой камеры, и уровень топлива в колодце понизится. Как только топливо из колодца будет полностью израсходовано, в распылитель будет поступать воздушно-топливная эмульсия. Следовательно, с увеличением разрежения в диффузоре главный жиклер будет обогащать смесь, а компенсационный— обеднять ее. Совместная работа обоих жиклеров обеспечит получение обедненной смеси.
Второй способ — пневматическое торможение топлива — получил наибольшее распространение ввиду лучшего распыления топлива в воздушном потоке и перемешивания его с воздухом. В этом случае топливо из поплавковой камеры поступает в распылитель через жиклер по эмульсионному колодцу, в котором установлена гильза с калиброванным воздушным отверстием. Когда двигатель не работает, топливо в поплавковой камере, распылителе и гильзе находится на одинаковом уровне. При работе двигателя по мере открытия дроссельной заслонки в диффузоре возникает разрежение, и начинается истечение топлива. По мере увеличения воздушного потока в патрубке уровень топлива в гильзе начинает понижаться, так как пропускная способность выходного отверстия распылителя больше, чем жиклера. Когда топливо в гильзе будет полностью израсходовано и через калиброванное отверстие начнет поступать воздух, из распылителя в смесительную камеру карбюратора начнет поступать эмульсия, состоящая из бензина и воздуха. Поступающий в гильзу воздух уменьшает разрежение у жиклера. Результатом этого является торможение поступающего из жиклера топлива, что необходимо для получения обедненной смеси при работе двигателя на средних нагрузках.
При третьем способе — регулировании разрежения в диффузоре — применяют карбюратор, в смесительной камере которого установлены три диффузора: большой, средний и малый. К большому диффузору прикреплены верхние края упругих стальных пластин, которые перекрывают щель между средним диффузором и воздушным патрубком. Нижние края пластин прижимаются к среднему диффузору. В малом диффузоре расположен распылитель главного жиклера, а в большом — распылитель дополнительного жиклера. Следовательно, главный жиклер подает топливо в зависимости от разрежения в малом диффузоре, а дополнительный— от разрежения в большом.
При небольшом разрежении топливо поступает через главный жиклер в малый диффузор, а дополнительный жиклер не работает ввиду малой скорости воздушного потока в большом диффузоре. По мере увеличения разрежения воздушный поток будет отжимать нижние края пластин к патрубку и все большая часть воздуха будет проходить между большим и средним диффузорами. С уменьшением количества воздуха, проходящего через малый диффузор, количество топлива, поступающего через главный жиклер, начнет ускоренно уменьшаться, обедняя приготовляемую смесь. Одновременно с этим из распылителя дополнительного жиклера начинает интенсивно поступать топливо, обогащая получаемую смесь. Таким образом с увеличением разрежения главный жиклер обедняет горючую смесь, а дополнительный — обогащает ее. При правильном подборе сечений жиклеров и пластин в таком карбюраторе может приготовляться горючая смесь наивыгоднейшего состава.
При регулируемом сечении жиклера подача топлива изменяется путем движения в жиклере дозирующей иглы, которая связана системой рычагов с дроссельной заслонкой. Подбором профиля дозирующей иглы и величины жиклера можно получить смесь требуемого состава.
Главные дозирующие системы карбюратора Солекс 21073
Основная система карбюратора 21073 Солекс, который устанавливается на двигатель 1,7 л автомобиля Нива 21213 — это ГДС (главные дозирующие системы).
Их две — первая и вторая.
ГДС карбюратора Солекс 21073 Нива 21213
1. Для чего нужны ГДС?
Главные дозирующие системы карбюратора 21073 Солекс предназначены для приготовления топливной смеси нужной пропорции и подачи ее в двигатель автомобиля на всех режимах его работы кроме режима холостого хода (ХХ).
При этом на режиме средних нагрузок они должны длительное время приготавливать топливную смесь постоянного несколько обедненного состава.
2. Устройство ГДС Солекс 21073.
В корпусе и крышке карбюратора выполнены два патрубка, проходящих через весь карбюратор насквозь. В патрубках имеются сужения — это большие диффузоры. В средней части патрубков установлены съемные малые диффузоры с распылителями топлива. Между патрубками высверлены два эмульсионных колодца (каждый для ГДС 1-й и 2-й камер). Они соединены с поплавковой камерой и распылителями малых диффузоров. На дне эмульсионных колодцев завернуты топливные жиклеры для дозирования топлива, поступающего из поплавковой камеры. В каждый колодец вставляется эмульсионная трубка с воздушным жиклером и отверстиями для выхода топливной эмульсии. Для каждой камеры ГДС эмульсионная трубка своя. Подвод воздуха к воздушным жиклерам от горловины карбюратора.
Наглядней всего рассмотреть устройство ГДС карбюратора Солекс 21073 на схеме.
Схема: ГДС 21073 Солекс и поплавковый механизмПараметры главных дозирующих систем (ГДС) карбюратора 21073 Солекс Нива 21213
Диаметр смесительных камер — 32 мм
Диаметр больших диффузоров — 24 мм
Топливные жиклеры ГДС: 1-я камера 107,5, 2-я камера 117,5
Воздушные жиклеры ГДС: 1-я камера 150, 2-я камера 135
Эмульсионные трубки: 1-я камера – ZD, 2-я камера – ZC
Подробнее: «Параметры и тарировочные данные карбюратора Солекс 21073-1107010».
3. Как работают главные дозирующие системы карбюратора Солекс 21073 на двигателе 1,7 л автомобиля Нива 21213?
Воздух всасывается в патрубки карбюратора через воздушный фильтр двигателя за счет движения поршней двигателя (создается разрежение — область низкого давления). Сначала он проходит через патрубок ГДС первой камеры. За счет сужающих диффузоров, скорость воздуха возрастает и у распылителя малого диффузора создается разряжение достаточное для вытягивания бензина через систему ГДС из поплавковой камеры.
Бензин из поплавковой камеры, под действием разрежения, через топливный жиклер, поднимается в эмульсионный колодец и там смешивается с воздухом, проходящим сверху, через воздушный жиклер и выходящий через отверстия в эмульсионной трубке. Такое смешение называется пневматическим торможением. Оно необходимо для предотвращения сильного обогащения топливной смеси. В результате в эмульсионном колодце образуется эмульсия (смесь бензина и воздуха), которая под действием разрежения с большой скоростью выбрасывается в через распылитель в диффузоре в смесительную камеру. Там она смешивается с воздухом и попадает дальше в двигатель.
По мере открытия дроссельной заслонки второй камеры она так же включается в работу. Это позволяет увеличить мощность двигателя за счет поступления дополнительной дозы топлива.
Таким образом за счет специально подобранных калиброванных отверстий (жиклеров), смешения воздуха с бензином в эмульсионных трубках и последовательного включения камер достигается нужная пропорция в топливной смеси, которая позволяет получить максимальную отдачу от двигателя.
4. Неисправности ГДС.
Основная неисправность — это засорение топливных и воздушных жиклеров, эмульсионных колодцев и эмульсионных трубок. Со временем на стенках отверстий топливных жиклеров появляются отложения от присадок в бензине, а эмульсионные колодцы с эмульсионными трубками заносит мусором. В результате нарушается подача бензина в смесительные камеры и двигатель теряет мощность и приемистость.
Их можно прочистить самостоятельно. Подробная инструкция: «Прочистка топливных и воздушных жиклеров карбюраторов Солекс».