Для чего нужен катализатор в автомобиле
На сегодняшний день практически во всех автомобилях, сходящих с конвейера, есть один узел, который является причиной серьезных споров, как в среде экспертов, так и среди автолюбителей. Этим узлом является каталитический нейтрализатор или, как его сокращенно называют, катализатор. В этой статье мы постараемся разобраться необходим ли современному авто катализатор, и какую функцию он выполняет.
Для работы двигателя внутреннего сгорания необходимо топливо. В цилиндрах мотора топливо сгорает, а его остатки затем образуют различные газообразные химические соединения (выхлопные газы). Далее эти токсичные газы выбрасываются в окружающую среду. С ростом количества автомобилей на дорогах проблема выбросов выхлопных газов достигла критической отметки. Поэтому автопроизводителей обязали найти меры для уменьшения вредных выбросов. Одним из решений этой проблемы стал именно каталитический преобразователь, с помощью которого удалось многократно уменьшить уровень токсичности выхлопных газов, что позволило заметно улучшить экологическую ситуацию в мире.
Катализатор представляет из себя компактное устройство, которое устанавливается на выхлопную систему автомобиля для преобразования опасных газов, таких как углеводороды, окись углерода и оксиды азота, содержащиеся в выхлопе авто в почти безвредные соединения.
Катализатор обычно монтируется после выходной трубы двигателя, либо же он может быть закреплен непосредственно на фланце выпускного коллектора и выглядит как небольшая металлическая камера, которая собирает все газы, поступающие из выхлопной системы. Устройство катализатора состоит из специального несущего блока, металлического корпуса и теплоизоляционных материалов.
По определению «катализатор» — это вещество, ускоряющее химическую реакцию.
Именно внутри специального несущего блока находятся соты с покрытием из каталитического материала, благодаря которому и возникает каталитическая реакция. На сегодняшний день можно все катализаторы разделить на два типа:
Принцип работы катализатора: соты внутри несущего блока нагреваются (до 250 — 350 градусов Цельсия). При прохождении выхлопных газов через катализатор на основе платиново-иридиевого сплава все вредные примеси практически полностью выгорают. В следствии чего из выхлопной системы авто выпускается достаточно чистый по составу газ на основе кислорода и водорода.
Второй тип катализатора является катализатором окисления, в котором для осуществления каталитической реакции используется платина и палладий. Эти достаточно дорогие и редкие вещества необходимы для ускорения процесса окислительной реакции. Именно они помогают многократно ускорить горение углеводородов в корпусе катализатора.
Да, конечно катализаторы из металлического сплава гораздо крепче, но и их стоимость заметно выше, чем у керамических аналогов. Кроме того, соты катализатора из металлического сплава обладают худшими физико-техническими свойствами.
Рекомендации по эксплуатации катализатора
Если Вы желаете продлить срок службы своего авто и конкретно каталитического нейтрализатора, то Вы должны заправляться только качественным топливом. Топливо низкого качества зачастую содержит примеси, которые способны в короткие сроки уничтожить напыление сот.
Кроме того, Вы должны понимать, что в процессе работы катализатор сильно греется. Именно поэтому не рекомендуется оставлять работающее авто в местах, где находятся легковоспламеняющиеся вещества (сухая трава, промасленная ветошь, бумага и тому подобное).
Также не желательно интенсивно крутить стартер, особенно если не получается завести авто с первого раза. Стоит немного подождать и попробовать завести авто спустя некоторое время.
И последнее, не стоит пытаться запускать двигатель при помощи буксира. Так как это тоже негативно сказывается на сроки службы столь важного и дорогостоящего компонента автомобиля, как каталитический нейтрализатор.
интересноеПохожие статьи
Назначение и расположение катализатора в автомобиле
Практически с самого начала создания автомобиля и до сегодня у конструкторов стоит несколько вопросов, над которыми они постоянно «бьются». Один из этих вопросов – максимальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, ведь при сгорании топлива в цилиндрах двигателя появляется отработанные газы, которые в своем составе имеют ядовитые элементы. А поскольку эти газы отводятся во внешнюю среду – значит, отравляющие вещества выходят из силовой установки авто постоянно, пока она работает.
Одним из самых действенных способов снижения вредных выбросов авто, который является вполне распространенным – использование каталитического нейтрализатора, в народе называющийся сокращенно катализатором.
Для того чтобы понять, для чего нужен этот нейтрализатор, упомянем немного теории.
Теоретическая часть
Устройство автомобильного катализатора
Выхлопной газ, выходящий из цилиндров силового агрегата состоит из многих элементов, выделившихся в результате химической реакции, которой и является горение. Некоторые из этих элементов вполне безвредны, а вот такие как окись углерода (СО), углеводороды (СН) и оксиды азота (NO и NO2) являются достаточно опасными. Чтобы уменьшить их содержание в выхлопе двигателя, ученые решили эти химические соединения еще раз подвергнуть хим. реакции. Для этого им пришлось использовать дорогостоящие металлы — платиноиридиевый сплав, палладий, родий. Вступая с ними в реакцию, вредные химические элементы окисляются, из-за чего после реакции на выходе получаются углекислый газ (CO2) и азот (N2) – вещества вполне безвредные. Конечно, полностью ядовитые элементы катализатор удалить не способен, но значительно уменьшить их – вполне.
Даже стандарты ЕВРО, постоянно ожесточающиеся, подразумевают определенное наличие опасных веществ, которые автомобили не должны превышать. В некоторых странах за экологией следят очень серьезно, поэтому авто, не соответствующие определенным нормам ЕВРО, и не оснащенные катализаторами, продавать и использовать запрещено.
Несколько слов о металлах, которые выступают нейтрализаторами. Они отличаются по химической реакции с вредными веществами. Так, палладий и сплав на основе платины являются окислительными, то есть, при вступлении в реакцию с вредными веществами, они их окисляют, разделяя на безвредные вещества.
Родий же является нейтрализатором восстановительным. Он при реакции оксиды азота восстанавливает до обычного безвредного азота.
На деле все происходит так: выхлопные газы и выпускного коллектора подаются в емкость, где находится специальная бобина с нейтрализующим металлом, проходя через которую, часть вредных веществ химически нейтрализуется, а затем уже выхлопной газ идет дальше – в резонатор и глушитель.
Сейчас все чаще применяются все три металла в одном катализаторе на авто – для улучшенной очистки отработанных газов. То есть, внутри катализатора размещаются одна за другой три бобины, каждая со своим металлом.
Конструкция катализатора
А теперь более подробно об устройстве катализатора. Располагается он зачастую за выпускным коллектором. Состоит он из корпуса, утеплителя и блок-носителя – той самой бобины.
О корпусе особо говорить нечего – герметичная жестяная емкость с двумя выходами для установки ее в систему отвода выхлопных газов. Утеплитель предотвращает просачивание газов мимо блок-носителя. Помимо этого, он сохраняет температуру, необходимую для протекания реакций. Дело в том, что быстрее всего реакции, при которых нейтрализуются вредные вещества проходят при температуре не менее 300 град. Поэтому зачастую нейтрализатор и располагается сразу за коллектором.
Принцип работы катализатора
А вот сами блок-носители по конструкции довольно интересны. Указанные металлы являются очень дорогостоящими, поэтому сделать один блок-носитель полностью из этого металла – удовольствие невыгодное. Поэтому основой для блок-носителя выступает керамика, сделанная в виде сотов. На поверхность этих сотов и наносится слой нейтрализующих металлов. Такая конструкция позволяет не только снизить расход дорогих металлов, но еще и по максимуму увеличить площадь контакта металла с газами.
Некоторые блок-носители состоят из свернутой в рулон керамической ленты с сотами, поэтому в разрезе она похожа на бобину. Но это не всегда так, есть и блок-носители, похожий на сигаретный фильтр, но только значительно увеличенный в размерах.
Работа катализатора
Одной из особенностей использования катализатора на авто является то, что бортовой компьютер следит за его работой. Для этого в систему отвода включены лямбда-зонды. В авто, которое не оснащено катализатором, данный зонд только один и нужен он для определения количества остаточного кислорода в отработанных газах для коррекции работы системы питания.
Расположение катализатора в выхлопной системе. Кислородные датчики — это и есть лямбда-зонды
А вот в машине с каталитическим нейтрализатором таких лямбда-зондов два, первый установлен перед и катализатором и он определяет состав выхлопных газов для системы питания. Второй располагается за катализатором и определяет он состав выхлопных газов уже прошедших дополнительную очистку. После бортовой компьютер сравнивает показания двух зондов.
Если значения будут выравниваться, это укажет на выход из строя катализатора, о чем просигнализирует индикатор «Check engine».
Неисправности каталитического нейтрализатора
Все дело в том, что катализатор не вечен и со временем выходит из строя. Средний срок службы его составляет около 100 тыс. км. Если авто прошло такой километраж, и возникли проблемы с катализатором – это укажет на естественный износ. В таком случае слой нейтрализующих металлов с поверхности керамических сотов выгорел и выхлопные газы уже не очищаются.
Видео: Как пробить катализатор
Однако проблемы с катализатором могут возникнуть и значительно раньше. Виной тому может стать нарушенная работа системы зажигания или питания. По их вине может пройти засорение сотов сажей и другими продуктами горения, после чего работа катализатора нарушается.
Еще причиной поломки катализатора может стать некачественный бензин, особенно это проблема актуальна у нас. Часто для повышения октанового числа в бензин добавляется тетраметилсвинец. Октан он хоть и повышает, но в цилиндрах полностью не сгорает, а выходя из цилиндров – оседает на поверхности сотов блок-носителя, после чего катализатор перестает действовать.
Устранение проблем в работе
Решений проблем, возникших с каталитическим нейтрализатором – несколько. Первая и самая простая – замена катализатора на оригинальный. То есть, обращаетесь к официальным дилерам, они заказывают новый элемент, заменяют его и авто продолжает эксплуатироваться дальше. Но в этом есть одна значительная проблема – стоимость. Сейчас производители авто поступают по-хитрому – зачастую выпускной коллектор выполнен заодно с катализатором. А поскольку сам катализатор – не дешевый, а еще если и добавить коллектор, то и вовсе сумма за ремонт может выйти приличной.
Вторым способом решения проблемы является установка универсального катализатора. При этом восстановление работоспособности авто может обойтись значительно дешевле. Для авто подбирается определенная модель катализатора, подходящая по параметрам автомобиля. Далее неисправный катализатор вырезается из системы отвода выхлопных газов, на его место вваривается новый – универсальный.
Видео: Катализатор и пламегаситель, сравнение до и после, 0-100(120) км\ч Nissan Almera N16 QG15DE
com/embed/QibB7JzFKKI» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>И последний способ восстановления – замена катализатора на пламегаситель. Это самый «варварский» способ. Катализатор с выхлопной трубы вырезается, на его место вваривается пламегаситель, он же предварительный резонатор, который стабилизирует поток выхлопных газов при прохождении через него, но он никаких очистных работ не проводит. После производится перепрошивка бортового компьютера, и проблем с катализатором больше не возникает.
Список наиболее популярных автомобилей
Распространяйте любовь
Количество краж каталитических нейтрализаторов возросло более чем на 400% по сравнению с 2020 годом! Но что такое каталитический нейтрализатор и почему воры нацелились на эту автомобильную деталь? Являются ли определенные модели автомобилей более склонными к краже, чем другие? Найдите ответы на все это и многое другое ниже.
В последнее время воры воруют каталитические нейтрализаторы из автомобилей, грузовиков и автобусов с угрожающей скоростью. Драгоценные металлы, которые идут на изготовление этих устройств контроля выбросов, очень ценны. Два школьных округа только в Нью-Джерси сообщили о краже каталитических нейтрализаторов из школьных автобусов вскоре после борьбы с остатками тропического шторма Ида!
Вот все, что вам нужно знать о каталитических нейтрализаторах. Мы также рассмотрим, почему они привлекают потенциальных воров и как вы можете удержать воров от кражи деталей вашего автомобиля.
Кроме того, покрывает ли страховка кражу каталитического нейтрализатора?
Содержание
Почему воры крадут катализаторы?
Каталитический нейтрализатор — это устройство для контроля выбросов выхлопных газов, которое преобразует опасные газы и загрязняющие вещества в выхлопных газах двигателя внутреннего сгорания в менее токсичные загрязняющие вещества. Каталитические нейтрализаторы содержат драгоценные металлы, такие как платина, палладий и родий, которые действуют как катализатор. Катализатор помогает в окислении вредных газов, таких как окись углерода и углеводороды, присутствующие в выхлопных газах, в менее вредную двуокись углерода.
Стремительный рост цен на металлы — одна из причин недавнего всплеска краж каталитических нейтрализаторов в стране. Украденные автозапчасти продаются на черном рынке за кругленькую сумму. Недавние сбои в цепочке поставок также привели к текущей ситуации. Мы поговорили с несколькими механиками о том, с какой легкостью воры могут украсть эту автомобильную деталь. По общему мнению, на то, чтобы украсть деталь из под днища автомобиля, уходит не более 5-10 минут.
Процесс кражи каталитического нейтрализатора настолько быстрый и тихий, что автовладельцы не узнают, украдена ли эта автомобильная деталь, пока не заведут машину и не услышат громкий скрежет. Большинство автовладельцев предполагают, что громкий шум возникает из-за трещины в выхлопной трубе, и игнорируют звук до следующей настройки. Замена этих деталей стоит от 2000 до 2500 долларов, в зависимости от модели, на которой вы ездите.
Какие автомобили являются объектами кражи каталитических нейтрализаторов?
Большинство людей полагают, что угонщики выбирают дорогие и роскошные автомобили. Это правда в некоторой степени. Автомобильные угонщики предпочитают угонять более дорогие автомобили, так как их легче перевернуть и получить хорошую сумму денег.
Однако, когда дело доходит до кражи катализаторов, воры не щадят никого. Механики, с которыми мы разговаривали, сказали, что автомобили, на которые чаще всего угоняют каталитические нейтрализаторы, — это «обычные» автомобили, на которых ездят обычные люди.
В период с января по май 2021 года угонщики автомобилей украли почти 26 000 каталитических нейтрализаторов в США. Это соответствует 5200 кражам в месяц! И преступники не просто проскальзывают под любой старый автомобиль и вырывают каталитический нейтрализатор, прежде чем скрыться. По мнению аналитиков, похоже, что воры намеренно нацеливаются на определенные модели автомобилей больше, чем на другие.
По общему мнению, автомобили Prius , Tacoma, внедорожники Lexus и Accord являются одними из самых популярных автомобилей для кражи каталитических нейтрализаторов. Поэтому, если у вас есть один из них, убедитесь, что ваш автомобиль заперт в целости и сохранности.
Наиболее распространенным фактором, который используют воры при выборе автомобиля, является легкость отсоединения каталитического нейтрализатора от выхлопной системы. И кажется, что Toyota Prius является наиболее предпочтительным транспортным средством для угонщиков.
Kevauto, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia CommonsЕсть несколько причин, по которым воры предпочитают Prius, но самая важная заключается в том, что так много из них на дороге! Это дает ворам большой опыт работы с выхлопной системой, что позволяет им легко разбирать каталитический нейтрализатор. Но есть еще кое-что, что делает эту Toyota такой заманчивой мишенью для этих преступников: она безвредна для окружающей среды!
Бензиновый двигатель в Toyota Prius дополнен электродвигателем. Следовательно, ему не приходится выдерживать ту же нагрузку, что и другим бензиновым двигателям. Это означает, что каталитическому нейтрализатору не нужно работать так усердно. Поэтому он служит дольше и содержит больше драгоценных металлов в системе.
Воры нацелены на другие модели Toyota, включая внедорожники с высокой посадкой, такие как 4Runner , Tacoma и Tundra . Поскольку эти автомобили расположены высоко над землей, под них легко проскользнуть и украсть каталитический нейтрализатор. Более того, двигатель этих внедорожников настроен так, чтобы обеспечить максимально возможную топливную экономичность для экономии каталитического нейтрализатора. А это значит, что в них больше драгоценного металла.
Внедорожники Lexus и модели Honda, такие как Element и Accord , являются одними из других фаворитов.
Как не дать ворам украсть каталитический нейтрализатор
Вы можете сделать несколько вещей, чтобы снизить вероятность того, что воры украдут каталитический нейтрализатор вашего автомобиля. Прежде всего, припаркуйте свой автомобиль в безопасном месте всякий раз, когда вы оставляете его без присмотра в течение длительного периода времени.
Если вы собираетесь припарковаться на ночь, по возможности старайтесь парковаться в гараже. Если такой возможности нет, убедитесь, что место хорошо освещено и находится недалеко от вашего дома.
Произошел всплеск краж каталитических нейтрализаторов из автомобилей, припаркованных на парковках в аэропортах. Лучший способ обезопасить свой автомобиль, пока вы летите в пункт назначения, — это забронировать парковочное место за пределами отеля через приложение Way.com. Нажмите здесь, чтобы забронировать безопасное и охраняемое парковочное место.
Наконец, лучший способ обезопасить свой автомобиль — это иметь действующую и действующую страховку. Более подробная информация об этом есть в нашем блоге — Покрывает ли страховка кражу каталитического нейтрализатора? Коснитесь баннера ниже, чтобы менее чем за 10 минут получить бесплатные расценки на страхование автомобиля от ведущей страховой компании страны!
Посетите наши блоги, чтобы узнать, как найти парковку в аэропорту с самым высоким рейтингом , лучших парковочных мест в вашем городе , а также доступные автомойки рядом с вами .
Кража каталитического нейтрализатора — CATPA
Перейти к содержанию
ВСЕ О
КРАЖА КАТАЛИЗАТОРА20 Что такое
90?
Каталитический нейтрализатор — это устройство для контроля выбросов, которое является частью выхлопной системы автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Каталитические нейтрализаторы снижают содержание токсичных загрязняющих веществ путем химического преобразования угарного газа, несгоревших углеводородов и оксидов азота в безвредные соединения.
Почему каталитические нейтрализаторы крадут?
Каталитические нейтрализаторы часто становятся объектом кражи из-за содержащихся в них драгоценных металлов, таких как платина, палладий и/или родий, которые могут принести вору быстрые деньги. Поскольку стоимость драгоценных металлов растет, кражи каталитических нейтрализаторов резко возросли во многих общинах Колорадо.
Хотя кража каталитического нейтрализатора может быть прибыльной для воров, владельцы транспортных средств могут столкнуться с затратами на замену до 2000 долларов США и более.
Одним из факторов, осложняющих это преступление, является то, что большинство каталитических нейтрализаторов не имеют маркировки или идентификации. Это создает трудности для правоохранительных органов в идентификации этих компонентов как украденных.
Помните, что угон автомобиля является проблемой безопасности дорожного движения, а угон автомобиля угрожает общественной безопасности. Помогите нам сделать Колорадо безопаснее для всех нас! Запри машину и возьми ключи. КАЖДЫЙ РАЗ.
Как защитить каталитический нейтрализатор от потери?
- Уменьшите вероятность полного угона автомобиля и кражи компонентов, заперев свой автомобиль и забрав ключи. Каждый раз. Если ваш автомобиль угнали, его можно восстановить, но при этом ваш каталитический нейтрализатор может быть удален.
- Когда автомобиль не используется, паркуйте его в безопасном месте, например, в жилом гараже или на охраняемой стоянке.
- Если вы не можете припарковать свой автомобиль в гараже, закрепите его. Заприте машину. Возьми свои ключи. Удалите или спрячьте ценные вещи из автомобиля, чтобы не добавлять «поощрения» к взлому, краже компонентов или краже всего автомобиля.
- Свяжитесь с представителем своей страховой компании, чтобы узнать, покрывает ли ваш полис кражу каталитического нейтрализатора, и если нет, то какие варианты вы можете добавить к этому покрытию.
- Свяжитесь с CATPA, чтобы получить бесплатную этикетку CATETch и дополнительную информацию о других шагах, которые вы можете предпринять, чтобы защитить свой автомобиль и его каталитический нейтрализатор. Пожалуйста, отправьте электронное письмо по адресу [email protected] для получения дополнительной информации или посетите страницу событий, чтобы узнать, какие возможности существуют в вашем регионе.
- Дополнительную информацию о мероприятиях по сбору и установке этикеток каталитического нейтрализатора можно найти на странице событий .
QR-код регистрации этикетки CatETCH. Отсканируйте меня или зарегистрируйтесь здесь
Посмотрите инструкции по установке этикеток CATGUARD здесь
Используйте контактную форму, чтобы узнать об установщиках CatETCH в вашем регионе!
Посетите нашу страницу событий, чтобы ознакомиться с возможностями получения или установки этикеток CatETCH.
Партнеры по ремонту автомобилей, которые могут установить или предоставить и установить этикетки CatETCH, включают:
Tomoco Auto, мобильную службу в метро Денвера, полную защиту каталитического нейтрализатора, включая этикетки CatETCH, высокотемпературную аэрозольную краску и изготовленные на заказ клетки/защитные пластины. Цены варьируются, свяжитесь с Томом по телефону 303-859-8746
Xtreme Auto, Parker, Colorado
Stang Auto, Broomfield, Colorado.