Об «эффективной работе» органов безопасности СССР против собственного народа: klasson — LiveJournal
Президент 20 декабря поздравил сотрудников и ветеранов российских спецслужб с профессиональным праздником (https://www.1tv.ru/news/2020-12-20/398813-prezident_pozdravil_sotrudnikov_i_veteranov_rossiyskih_spetssluzhb_s_professionalnym_prazdnikom)После того как прочитал «всего Владимира Войновича» из домашней библиотечки, решил перечитать и объемистый «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и 30 декабря добрался до главы 3 «Следствие» (Читать онлайн электронную книгу Архипелаг ГУЛАГ — Глава 3. Следствие бесплатно и без регистрации! — LibreBook.me). Немного поздновато, после отмечания 20 декабря Дня работника органов безопасности, и все же очень уж разные взгляды на то, что творилось в годы «сталинских репрессий» (более широко – во все годы правления большевиков-коммунистов) у нашего президента и у известного писателя.
Итак, 20 декабря Владимир Путин посетил штаб-квартиру Службы внешней разведки и выступил с зажигательной речью, в которой в частности сказал ( ru)):
Наша общая задача – противостоять любым попыткам переписать историю, в том числе замолчать или исказить роль отечественных спецслужб в разгроме нацизма, в целом в обеспечении национальной безопасности, национальных интересов нашей страны. Да, мы помним и, конечно, никогда не забудем трагических страниц ХХ века, никогда не забудем об уроках прошлого, о преступлениях и репрессиях против собственного народа. Но безусловно и то, что эффективная работа органов безопасности, подчинённая закону и национальным интересам, всегда была и всегда будет исключительно значима для России.
В то же время по Александру Солженицыну выходит, что органы безопасности СССР весьма эффективно работали против собственного народа. А вот тому, как сотрудники грубо, топорно, мерзко добивались над ни в чем не виноватыми советскими гражданами их признаний в преступлениях против режима, и посвящена глава 3 «Следствие». За огромным объемом примеров сделаем лишь некоторые выдержки:
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/c/1/9/c194330f15ccbcf2b85c32f9a1bb5a5e.png)
Да не только чеховские герои, но какой нормальный русский человек в начале века, в том числе любой член РСДРП, мог бы поверить, мог бы вынести такую клевету на светлое будущее? То, что ещё вязалось при Алексее Михайловиче, что при Петре уже казалось варварством, что при Бироне могло быть применено к 10–20 человекам, что совершенно невозможно стало с Екатерины, — то в расцвете великого двадцатого века в обществе, задуманном по социалистическому принципу, в годы, когда уже летали самолёты, появилось звуковое кино и радио, — было совершено не одним злодеем, не в одном потаённом месте, но десятками тысяч специально обученных людей-зверей над беззащитными миллионами жертв.
![](/800/600/http/vericon.ru/wp-content/uploads/1-703.jpg)
<…> Уже в 1919 главный следовательский приём был: наган на стол.
Так шло не только политическое, так шло и «бытовое» следствие. На процессе Главтопа (1921) подсудимая Махровская пожаловалась, что её на следствии подпаивали кокаином. Обвинитель [Крыленко] парирует: «Если б она заявила, что с ней грубо обращались, грозили расстрелом , всему этому с грехом пополам ещё можно было бы поверить «. Наган пугающе лежит, иногда наставляется на тебя, и следователь не утомляет себя придумыванием, в чём ты виноват, но: «Рассказывай, сам знаешь!» Так и в 1927 следователь Хайкин требовал от Скрипниковой, так в 1929 требовали от Витковского. Ничто не изменилось и через четверть столетия. В 1952 всё той же Анне Скрипниковой, уже в её пятую посадку, начальник следственного отдела орджоникидзевского МГБ Сиваков говорит: «Тюремный врач даёт нам сводки, что у тебя давление 240/120. Этого мало, сволочь (ей шестой десяток лет), мы доведём тебя до трёхсот сорока, чтобы ты сдохла, гадина, без всяких синяков, без побоев, без переломов.
![](/800/600/http/img.freepik.com/premium-photo/religious-muslim-man-praying-inside-the-mosquemen-are-praying-their-god-of-islamput-the-pure-white-dresshold-bead-necklace-hands-to-the-front-faith-in-islamic_43780-672.jpg?size=626&ext=jpg)
И ночные допросы были главными в 1921 году. И тогда же наставлялись автомобильные фары в лицо (рязанская ЧК, Стельмах). И на Лубянке в 1926 (свидетельство Берты Гандаль) использовалось амосовское отопление для подачи в камеру то холодного, то вонючего воздуха. И была пробковая камера, где и так нет воздуха и ещё поджаривают. Кажется, поэт Клюев побывал в такой, сидела и Берта Гандаль. Участник Ярославского восстания 1918 Василий Александрович Касьянов рассказывал, что такую камеру раскаляли, пока из пор тела не выступала кровь; увидев это в глазок, клали арестанта на носилки и несли подписывать протокол. Известны «жаркие» (и «солёные») приёмы «золотого» периода. А в Грузии в 1926 подследственным прижигали руки папиросами; в Метехской тюрьме сталкивали их в темноте в бассейн с нечистотами.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/0/9/d/09d8ddced111ee2418223404df4733c8.jpeg)
Вернее сказать о 1938 годе так: если до этого года для применения пыток требовалось какое-то оформление, разрешение для каждого следственного дела (пусть и получалось оно легко), — то в 1937-38 ввиду чрезвычайной ситуации (заданные миллионные поступления на Архипелаг требовалось в заданный сжатый срок прокрутить через аппарат индивидуального следствия, чего не знали массовые потоки «кулаческий» и национальные) насилия и пытки были разрешены следователям неограниченно, на их усмотрение, как требовала их работа и заданный срок.
![](/800/600/http/cf.ppt-online.org/files/slide/q/q6suCMRk3POeVWF5dEKQcyJlNX0vgU7hAnr8bp/slide-9.jpg)
В 1939 такое всеобщее широкое разрешение было снято, снова требовалось бумажное оформление на пытку (впрочем, простые угрозы, шантаж, обман, выматывание бессонницей и карцером не запрещались никогда). Но уже с конца войны и в послевоенные годы были декретированы определённые категории арестантов, по отношению к которым заранее разрешался широкий диапазон пыток. Сюда попали националисты, особенно — украинцы и литовцы, и особенно в тех случаях, где была или мнилась подпольная цепочка и надо было её всю вымотать, все фамилии добыть из уже арестованных. Например, в группе Ромуальдаса Прано Скирюса было около пятидесяти литовцев. Они обвинялись в 1945 в том, что расклеивали антисоветские листовки. Из-за недостатка в то время тюрем в Литве их отправили в лагерь близ Вельска Архангельской области. Одних там пытали, другие не выдерживали двойного следственно-рабочего режима, но результат таков: все пятьдесят человек до единого признались .
![](/800/600/http/xn--80adfskes2b9a.xn--p1ai/wp-content/uploads/5d6a04c9f48a2cbec560c7264efd7d20.jpg)
<…> Простодушное Средневековье, чтобы вынудить желаемое признание, шло на драматические картинные средства: дыбу, колесо, жаровню, ерша, посадку на кол. В Двадцатом же веке, используя и развитую медицину и немалый тюремный опыт (кто-нибудь пресерьёзно защитил на этом диссертации), признали такое сгущение сильных средств излишним, при массовом применении — громоздким. И кроме того…
И кроме того, очевидно ещё было одно обстоятельство: как всегда, Сталин не выговаривал последнего слова, подчинённые сами должны были догадаться, а он оставлял себе шакалью лазейку отступить и написать «Головокружение от успехов».
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/0/b/5/0b5ce8056c990d9ed1fe8198bd768a1a.png)
Поэтому, надо думать, не существовало такого перечня пыток и издевательств, который в типографски отпечатанном виде вручался бы следователям. А просто требовалось, чтобы каждый следственный отдел в заданный срок поставлял трибуналу заданное число во всём сознавшихся кроликов. А просто говорилось (устно, но часто), что все меры и средства хороши, раз они направлены к высокой цели; что никто не спросит со следователя за смерть подследственного; что тюремный врач должен как можно меньше вмешиваться в ход следствия. Вероятно устраивали товарищеский обмен опытом, «учились у передовых»; ну, и объявлялась «материальная заинтересованность» — повышенная оплата за ночные часы, премиальные за сжатие сроков следствия; ну, и предупреждалось, что следователи, которые с заданием не справятся… А теперь если бы в каком-нибудь ОблНКВД произошел бы провал, то и его начальник был бы чист перед Сталиным: он не давал прямых указаний пытать! И вместе с тем обеспечил пытки!
Понимая, что старшие страхуются, часть рядовых следователей (не те, кто остервенело упиваются) тоже старались начинать с методов более слабых, а в наращивании избегать тех, которые оставляют слишком явные следы: выбитый глаз, оторванное ухо, перебитый позвоночник, да даже и сплошную синь тела.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/9/9/3/9930cc57644e109cf723eed270b4f1b5.png)
Вот почему в 1937 году мы не наблюдаем — кроме бессонницы — сплошного единства приёмов в разных областных управлениях, у разных следователей одного управления. Есть молва, что отличались жестокостью пыток Ростов-на-Дону и Краснодар. В Краснодаре что придумали оригинальное: вынуждали подписывать пустые листы бумаги, а затем уже сами заполняли ложью. Впрочем, зачем пытки: в 1937 там не было дезинфекций, тиф, трупы в людской тесноте лежали по 5 дней, кто в камере сходил с ума — тех в коридоре добивали палками.
Общее было всё же то, что преимущество отдавалось средствам так сказать лёгким (мы сейчас их увидим), и это был путь безошибочный. Ведь истинные пределы человеческого равновесия очень узки, и совсем не нужна дыба или жаровня, чтобы среднего человека сделать невменяемым.
Попробуем перечесть некоторые простейшие приёмы, которые сламывают волю и личность арестанта, не оставляя следов на его теле.
Начнем с методов психических . Для кроликов, никогда не уготовлявших себя к тюремным страданиям, — это методы огромной и даже разрушительной силы.
![](/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-uiFogxbhAFA/X4N43ZAxorI/AAAAAAAATSk/VyhLQ_DX8gQuuOX_kPY86D5vqzVbadC0wCLcBGAsYHQ/s1000/st%2Bbasil%2Bliturgy.jpg)
1. Начнем с самих ночей . Почему это ночью происходит всё главное обламывание душ? Почему это с ранних своих лет Органы выбрали ночь? Потому что ночью, вырванный изо сна (даже ещё не истязаемый бессонницей), арестант не может быть уравновешен и трезв по-дневному, он податливей.
2. Убеждение в искреннем тоне. Самое простое. Зачем игра в кошки-мышки? Посидев немного среди других подследственных, арестант ведь уже усвоил общее положение. И следователь говорит ему лениво-дружественно: «Видишь сам, срок ты получишь всё равно. Но если будешь сопротивляться, то здесь, в тюрьме, дойдёшь , потеряешь здоровье. А поедешь в лагерь — увидишь воздух, свет… Так что лучше подписывай сразу». Очень логично. И трезвы те, кто соглашаются и подписывают, если… Если речь идёт только о них самих! Но — редко так. И борьба неизбежна.
Другой вариант убеждения для партийца. «Если в стране недостатки и даже голод, то как большевик вы должны для себя решить: можете ли вы допустить, что в этом виновата вся партия? или советская власть? — «Нет, конечно!» — спешит ответить директор льноцентра.
![](/800/600/http/reflex-vrn.ru/wp-content/uploads/kak-molitsya-umershih-roditelej.jpg)
3. Грубая брань . Нехитрый приём, но на людей воспитанных, изнеженных, тонкого устройства, может действовать отлично. Мне известны два случая со священниками, когда они уступали простой брани. У одного из них (Бутырки, 1944) следствие вела женщина. Сперва он в камере не мог нахвалиться, какая она вежливая. Но однажды пришёл удручённый и долго не соглашался повторить, как изощрённо она стала загибать , заложив колено за колено. (Жалею, что не могу привести здесь одну её фразочку.)
4. Удар психологическим контрастом . Внезапные переходы: целый допрос или часть его быть крайне любезным, называть по имени отчеству, обещать все блага. Потом вдруг размахнуться пресс-папье: «У, гадина! Девять грамм в висок!» — и, вытянув руки, как для того, чтобы вцепиться в волосы, будто ногти ещё иголками кончаются, надвигаться (против женщин приём этот очень хорош).
В виде варианта: меняются два следователя, один рвёт и терзает, другой симпатичен, почти задушевен.
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/bc/b6/3d/bcb63d4fefdb8d46cce77995f19c851a.jpg)
5. Унижение предварительное. В знаменитых подвалах ростовского ГПУ («Тридцать третьего номера») под толстыми стёклами уличного тротуара (бывшее складское помещение) заключённых в ожидании допроса клали на несколько часов ничком в общем коридоре на пол с запретом приподнимать голову, издавать звуки. Они лежали так, как молящиеся магометане, пока выводной не трогал их за плечо и не вёл на допрос. — Александра О-ва не давала на Лубянке нужных показаний. Её перевели в Лефортово. Там на приёме надзирательница велела ей раздеться, якобы для процедуры унесла одежду, а её в боксе заперла голой. Тут пришли надзиратели мужчины, стали заглядывать в глазок, смеяться и обсуждать её стати. — Опрося, наверно много ещё можно собрать примеров. А цель одна: создать подавленное состояние.
6. Любой приём, приводящий подследственного в смятение .
![](/800/600/http/cdn01.ru/files/users/images/b5/df/b5df393614c9ce17cf5e9f4f082ba358.jpg)
7. Запугивание . Самый применяемый и очень разнообразный метод. Часто в соединении с заманиванием, обещанием — разумеется лживым. 1924 год: «Не сознаётесь? Придётся вам проехаться в Соловки. А кто сознаётся, тех выпускаем.» 1944 год: «От меня зависит, какой ты лагерь получишь. Лагерь лагерю рознь. У нас теперь и каторжные есть. Будешь искренен — пойдёшь в лёгкое место, будешь запираться — двадцать пять лет в наручниках на подземных работах!» — Запугивание другой, худшею тюрьмой: «Будешь запираться, перешлём тебя в Лефортово (если ты на Лубянке), в Сухановку (если ты в Лефортово), там с тобой не так будут разговаривать.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/b/1/3/b132064dc5589054032e0ef7751443c0.png)
Запугивание великолепно действует на тех, кто ещё не арестован, а вызван в Большой Дом пока по повестке. Ему (ей) ещё много чего терять, он (она) всего боится — боится, что сегодня не выпустят, боится конфискации вещей, квартиры. Он готов на многие показания и уступки, чтобы избежать этих опасностей. Она, конечно, не знает уголовного кодекса, и уж как самое малое в начале допроса подсовывается ей листок с подложной выдержкой из кодекса: «Я предупреждена, что за дачу ложных показаний… 5 (пять) лет заключения» (на самом деле — статья 95 — до двух лет)… за отказ от дачи показаний — 5 (пять) лет… (на самом деле статья 92 — до трёх месяцев, и то — исправительно-трудовых работ, а не заключения). Здесь уже вошёл и всё время будет входить ещё один следовательский метод:
8. Ложь . Лгать нельзя нам, ягнятам, а следователь лжёт всё время, и к нему эти все статьи не относятся.
![](/800/600/http/kadet39.ru/wp-content/uploads/5/b/5/5b52e977d3cfd88e71d71fb105c708c0.jpeg)
Запугивание с заманиванием и ложью — основной приём воздействия на родственников арестованного, вызванных для свидетельских показаний. «Если вы не дадите таких (какие требуются) показаний, ему будет хуже… Вы его совсем погубите… (каково это слышать матери?) Только подписанием этой (подсунутой) бумаги вы можете его спасти» (погубить).
9. Игра на привязанности к близким — прекрасно работает и с подследственным. Это даже самое действенное из запугиваний, на привязанности к близким можно сломить бесстрашного человека (о, как это провидено: «враги человеку домашние его»!). Помните того татарина, который всё выдержал — и свои муки, и женины, а муки дочернии не выдержал?… В 1930 следовательница Рималис угрожала так: » Арестуем вашу дочь и посадим в камеру с сифилитичками!»
Угрожают посадить всех, кого вы любите.
![](/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-5YUtPRaRbuQ/W7BOAB-Z5PI/AAAAAAAAB2o/46pT50dgkTg-_YcsajRJZX9RH_y-3nwhACLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/etcsl%2Bkafe%2B2.png)
От В.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/7/c/0/7c029ff44a4defdec1603a1bb1a7f132.png)
Как никакая классификация в природе не имеет жёстких перегородок, так и тут нам не удастся чётко отделить методы психические от физических . Куда, например, отнести такую забаву:
10. Звуковой способ. Посадить подследственного метров за шесть — за восемь и заставлять всё громко говорить и повторять.
![](/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/r/r8JD5aSLwFNIk0hXP6QMUfbEuiTAtCgqWoev4KjRH/slide-2.jpg)
11. Щекотка . — Тоже забава. Привязывают или придавливают руки и ноги и щекочут в носу птичьим пером. Арестант взвивается, у него ощущение, будто сверлят в мозг.
12. Гасить папиросу о кожу подследственного (уже названо выше).
13. Световой способ. Резкий круглосуточный электрический свет в камере или боксе, где содержится арестант, непомерная яркая лампочка для малого помещения и белых стен (электричество, сэкономленное школьниками и домохозяйками!). Воспаляются веки, это очень больно. А в следственном кабинете на него снова направляют комнатные прожектора.
14. Такая придумка.
![](/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/w/w7KIejY4QktgV5xmLJSMZhUCbOspBRyEfzq16c/slide-3.jpg)
Да вообще методы воздействия могут начинаться задолго до следственного кабинета.
15. Тюрьма начинается с бокса , то есть ящика или шкафа. Человека, только что схваченного с воли, ещё в лёте его внутреннего движения, готового выяснять, спорить, бороться, — на первом же тюремном шаге захлопывают в коробку, иногда с лампочкой и где он может сидеть, иногда тёмную и такую, что он может только стоять, ещё и придавленный дверью. И держат его здесь несколько часов, полсуток, сутки.
![](/800/600/http/bizhbibl.ru/wp-content/uploads/f/a/c/fac45ecf6db9cd55c8a2986533b84c9b.jpeg)
16. Когда не хватало боксов, делали ещё и так. Елену Струтинскую в новочеркасском НКВД посадили на шесть суток в коридоре на табуретку — так, чтобы она ни к чему не прислонялась, не спала, не падала и не вставала. Это на шесть суток! А вы попробуйте просидите шесть часов!
Опять-таки в виде варианта можно сажать заключённого на высокий стул, вроде лабораторного, так чтоб ноги его не доставали до пола, они хорошо тогда затекают. Дать посидеть ему часов 8-10.
А то во время допроса, когда арестант весь на виду, посадить его на обыкновенный стул, но вот как: на самый кончик, на рёбрышко сидения (ещё вперёд! ещё вперёд!), чтоб он только не сваливался, но чтоб ребро больно давило его весь допрос.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/d/c/a/dca2b27123d89467d878ca12903f3540.jpeg)
17. По местным условиям бокс может заменяться дивизионной ямой , как это было в Гороховецких армейских лагерях во время Великой Отечественной войны. В такую яму, глубиною три метра, диаметром метра два, арестованный сталкивался, и там несколько суток под открытым небом, часом и под дождём, была для него и камера и уборная. А триста граммов хлеба и воду ему туда спускали на веревочке. Вообразите себя в этом положении, да ещё только что арестованного, когда в тебе всё клокочет.
Общность ли инструкций всем Особым Отделам Красной Армии или сходство их бивуачного положения привели к большой распространённости этого приёма. Так, в 36-й мотострелковой дивизии, участнице Халхин-Гола, стоявшей в 1941 в монгольской пустыне, свежеарестованному, ничего не объясняя, давали (начальник Особого Отдела Самулёв) в руки лопату и велели копать яму точных размеров могилы (уже пересечение с методом психологическим!).
![](/800/600/http/priroda.inc.ru/ikona/gif/34.jpg)
18. Заставить подследственного стоять на коленях — не в каком-то переносном смысле, а в прямом: на коленях и чтоб не присаживался на пятки, а в спину ровно держал. В кабинете следователя или в коридоре можно заставить так стоять 12 часов, и 24, и 48. (Сам следователь может уходить домой, спать, развлекаться, это разработанная система: около человека на коленях ставится пост, сменяются часовые.
![](/800/600/http/molitvaslovo.ru/wp-content/uploads/a/3/6/a367da4f01479f9cade08cc166601ad1.png)
19. А то так просто заставить стоять . Можно, чтоб стоял только во время допросов, это тоже утомляет и сламывает. Можно во время допросов и сажать, но чтоб стоял от допроса до допроса (выставляется пост, надзиратель следит, чтобы не прислонялся к стене, а если заснёт и грохнется — пинать его и поднимать). Иногда и суток выстойки довольно, чтобы человек обессилел, показал что угодно.
20. Во всех этих выстойках по 3-4-5 суток обычно не дают пить .
Всё более становится понятной комбинированность приёмов психологических и физических. Понятно также, что все предшествующие меры соединяются с
21. Бессонницей , совсем не оцененною Средневековьем: оно не знало об узости того диапазона, в котором человек сохраняет свою личность.
![](/800/600/http/i.pinimg.com/736x/b9/af/df/b9afdff371bd1ca1c5f1c1e7e9d389c1.jpg)
Дальше у Александра Солженицына приводится масса примеров, иллюстрирующих перечисленные «методы воздействия» на подследственных советских граждан. И в свете всего этого оборот президента: «эффективная работа органов безопасности, подчинённая закону и национальным интересам» выглядит прямым искажением нашей истории, а именно беззаконием и нанесением громадного ущерба национальным интересам! Понятно, что в 1930 годы все органы госбезопасности беспрекословно подчинялись Пахану, но их сотрудники не только изо всех сил старались выполнять спускаемые от него на периферию приказы и «расстрельные списки», но и вносили немало собственной выдумки, фантазий, «творчества» и все такое!!
Долгий путь на Восток и обратно на Запад
Троян из «Слова о полку Игореве»: Долгий путь на Восток и обратно на Запад
История о которой речь пойдет на этих страницах началась с находки необычного предмета на территории Украины. Это была фигурка сидящего со скрещенными ногами (мы называем эту позу «по турецки») человека, держащего в правой руке змею, которая жалит его в плечо, в левой человек держит крест с расширяющимися к концам лопастями. К сожалению первая находка, ставшая известной автору, страдала существенным недостатком, у фигурки отсутствовала голова.
Необычная находка вызвала массу вопросов и главный из них — кого изобразил древний мастер с такими необычными по сочетанию символами? Украшение похожее на бусы на шее фигуры (возможно гривна, символ высокого положения в обществе), скрещенные ноги низко сидящей фигуры, все вызывало в памяти аналогичную фигуру из пантеона богов древних кельтов, Цернунна (или Кернунна), (Рогатого).
Отличное изображение этого бога известно на чеканном барельефе серебряного котла.
Изображение кельтского бога с оленьими рогами Цернунна, как его называли римляне.
Однако, существенной деталью в изображении фигурки найденной в Украине было изображение креста, очень похожего на хорошо нам известные кресты Византии. Следовательно поиск надо было вести в русле христианской традиции. Нужно было только ждать находки подобного артефакта с целой головой. И такая находка была сделана в Черниговской области Украины. Сразу стало ясно, что в основе традиции изображения этих фигурок лежит искусство кочевников. Лицо с монголоидными чертами, характерные усики, очень напоминали изображения лиц каменных «баб» находившихся на степных просторах от Алтая до Украины и Белоруссии. Еще одним характерным признаком
были две заплетенные косички по бокам головы.
Каменных «баб» находят на степных просторах от Алтая до Украины и Белоруссии.
Известно, что среди знатных средневековых монголов (как мужчин так и женщин) были распространены причёски с двумя косами которые заплетались на висках за ушами. Конечно каменные «бабы» имеют разновременное происхождение, но в целом отражают культ предков различных кочевых народов. Этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». В соответствии с темой данного исследования нас интересуют каменные «бабы» половецкого периода. Из всех известных типов половецких каменных статуй наибольшее сходство отмечается в следующих типах: 1.Изображения мужчин с усами и небольшой бородой. 2.Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.
Фигурка найденная в Черниговской области Украины и матрица с изображением головы с монголоидными чертами лица, найденная в районе Кривого Рога, Украина.
Поза сидящей фигуры известна с глубокой древности, и не обязательно являлась обычной манерой сидеть у кочевых народов. В такой позе сидит писец Древнего Египта, в подобной позе, но более высокого уровня (молитвенной) изображали индийских богов.
Кого же изображает бронзовая фигурка найденная в Черниговской области? Это звучит сенсационно но, по мнению автора, это изображение загадочного «Трояна» из «Слова о полку Игореве».
Что широко известно о вере монголов и других тюркских народов до принятия ислама то, что они исповедовали шаманизм и тенгрианство. Однако это не совсем полная история. По ряду исторических и политических причин замалчивалось то, что некоторые кочевые народы приняли христианство раньше крещения Руси, правда это было христианство несторианского толка, признанное ересью и православием, и католиками. Однако есть косвенные предпосылки того, что существует вероятность и находятся артефакты подтверждающие, что христианство несторианского толка было знакомо и племенным союзам «Киевской культуры». Хотя, конечно, приверженность языческому культу подтверждается достаточно большим количеством находимых артефактов.
Итак рассмотрим, что известно сегодня об истории христианизации кочевников. Отложив рассмотрение распространения несторианства в Европе, обратим внимание на его распространение в Азии. Выясняется, что несторианство было одной из важнейших религий на всём протяжении Шелкового пути. Широко распространившись среди тюркских и монгольских народов Центральной Азии: кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, несторианство проникло в Китай и Японию. Таким образом несторианство было одной из главных религий на огромных территориях в конце первого тысячелетия от Рождества Христова. Памятником этому периоду являются надгробия с могил христиан несториан, кресты, подвески и печати. Внедрившись в среду кочевников новая религия не могла не испытывать влияния древних верований этих народов и окружающих их соседей, исповедывающих другие культы, особенно буддизма. Это можно проследить наблюдая за артефактами с символикой несториан находимой на этих территориях.
Карта распространения христианских культов в Восточной Европе и Азии.
Надгробие с надписями на китайском и монгольском квадратном письме (А), Цюаньчжоу — надгробие «Крест на цветке лотоса» (Б).
Несторианские кресты и печати со свастикой, что говорит о синкретизме несторианства и буддизма в некоторых регионах распространения несторианства.
Плита с барельефом, изображающим двух ангелов с крестом на цветке лотоса. Одеяния ангелов выполнены в соответствии с традицией буддийской иконографии. Форма плечиков на одежде напоминает декоративные украшения женского туалета при монгольском дворе.
Несторианские кресты и подвески найденные на территориях Кыргызстана.
В 2010 году, во время раскопок в Булгарском городище, было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Эта уникальность определяется необычным обрядом захоронения — умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, очевидно череп упал после того как истлели мягкие ткани, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест.
Рассуждения о том что погребенный исповедовал тенгрианство не выдерживают критики. В тенгрианстве труп сжигали. Известны несколько вариантов обряда погребения — после сожжения умершего на погребальном костре его прах помещали в погребальные урны, или в маски-бюсты, или зашивали в меховые мешочки, которые помещали в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. Вместо лица клали расписанную маску, куклу укладывали в склепы и снова сжигали. Иногда маску просто разбивали.
Захоронение найденное на Булгарском городище в 2010 г.
На одном из надгробий найденном в Китае мы видим характерную позу в которой хоронили умерших несториан, это изображение ангела с четырьмя крыльями. Вероятно ангела — хранителя.
Ангел с надгробия из даосского монастыря в Цюаньчжоу.
Фигура сидящего ангела с крестом в руках полностью соответствует положению тела из захоронения найденного при раскопках на Булгарском городище. Характерен и такой атрибут захоронения как крест находившийся в руках покой ного. Форма креста близка как несторианам, так и христианам монофизитам. Это хорошо прослеживается по изображению крестов на армянских хачкарах X — XII вв.
Армянские хачкары X — XI вв.
В такой же позе отлита фигурка найденная в Одесской области Украины. К сожалению у фигурки нет головы и мы не можем судить какие черты лица имеет этот артефакт. Но можно предположить, что данная фигурка принадлежала представителю куманов — половцев проживавших на этой территории. Объединяет обе разновидности найденных в Украине фигурок не только поза сидящего человека, но и наличие в руках креста определенной формы.
Фигурка найденная в Одесской области Украины. / Каменная баба.
Отличие фигурок заключается не только в положении рук, в районе ключиц фигурки из Одесской области имеются выпуклости в виде полусфер, их предназначение не вполне ясно. Возможно это часть одежды, на некоторых изваяниях каменных «баб» нечто подобное скрепляет детали одежды (А), хотя они расположены несколько ниже. Тем ни менее, видимо этим деталям предавалось определенное сакральное значение, если они располагаются по бокам креста. И еще эти элементы напоминают изображение Солнца и Луны в сцене Распятия.
К какому периоду относятся найденные фигурки можно предположить с достаточной долей вероятности, это период XII — XIII веков. Чтобы это обосновать, не пересказывая других исследователей, приведу несколько цитат из работы Л. Н. Гумилева.
«Опустевшие после ухода уйгуров на юг, степи постепенно заселились монголоязычными племенами. Культурная традиция на время оборвалась, но, как только восстановился кое какой порядок, несторианство буквально затопило Центральную Азию. В 1007 г. крестились кераиты. Примерно в это же время приняли христианство тюркоязычные онгуты, лесовикимеркиты, гузы и отчасти джикили. У уцелевшей части уйгуров, обосновавшихся в Турфане, Карашаре и Куче, христианство вытеснило остатки манихейства. Даже среди каракитаев, пришедших в Семиречье из Юго Западной Маньчжурии, оказался «некоторый христианский элемент», что дало повод для возникновения в средневековой Европе легенды о первосвященнике Иоанне. Каракитайские гурханы действительно покровительствовали христианству и даже в такой цитадели ислама, как Кашгар, разрешили учредить несторианскую митрополию (при патриархе Илье III). Исключением была лишь Северо Восточная Монголия, где два сильных и воинственных народа, татары и монголы, остались вне возникшего восточно христианского единства. Но если Западная Европа почти немедленно узнала о торжестве несторианства над исламом, то было бы невероятно, если бы сведения об этом событии не проникли на Русь. Больше того, Черниговское княжество и Тьмутаракань были настолько тесно связаны со Степью , что допустить полную неосведомленность их обитателей о взглядах соседей просто невозможно. Правда, до 966 г. караванная торговля, связывавшая Центральную Азию с Европой, находилась в руках еврейских купцов рахданитов но после разгрома Хазарии инициатива перешла к уйгурам несторианам, а вместе с товарами передвигаются идеи.
Хотя прямых сведений о соприкосновениях русских православных с тюрками несторианами нет, правильнее попытаться найти хотя бы косвенные упоминания, нежели полностью отвергать наличие русско азиатских культурных связей в XII в. Где же они? В «Слове о полку Игореве» четыре раза упоминается загадочный персонаж Троян…Кроме «Слова», Троян упоминается в «Хождении Богородицы по мукам» (XII в.) в таком контексте: «И да быша разумели многие человеци, и в прелесть велику не внидуть, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». ..А теперь сопоставим черты Трояна с теми данными, которые нам известны о центральноазиатских несторианах. «Троян» буквальный перевод понятия «Троица», но не с греческого языка и не русским переводчиком, а человеком, на родном языке которого отсутствовала категория грамматического рода. То есть это перевод термина «Уч’Ыдук», сделанный тюрком, на русский язык. Можно думать, что переводчик не стремился подчеркнуть тождество «Трояна» с «Троицей». Эти понятия для него совпадали не полностью, хотя он понимал, что то и другое относится к христианству. Рознь и вражда между несторианством и халкедонитством в XII-XIIIвв. были столь велики, что русские князья в1223 г. убили татарских послов несторианпосле чего несторианские священники отказывали православным в причастии, хотя католиков к евхаристии допускали… Начало «эры Трояна» падает на эпоху, когда учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе 431г. И снова проклято там же в 449 г. (Эфесский разбой). Окончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена на Халкедонском соборе 451 г.
От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего учителя, в борьбе с которым православные и монофизиты были единодушны. В 482 г. император Зинон издал эдикт Энотикон, содержащий уступки монофизитам и подтверждение анафемы несторианам, которые были вынуждены эмигрировать в Персию.
Обратимся к выражению «земля Трояня». Черниговское княжество обособилось от Русской земли после того, как Олег Святославич, князь изгой, выгнал из Чернигова Владимира Мономаха и обеспечил своей семье право на княжение.
При этом он вступил в конфликт не. только с князьями Мономашичами, но и с киевской митрополией. Для того чтобы удержаться на престоле, ему нужна была не только военная, но и идеологическая опора. Полоцкие князья в аналогичном положении находили опору в языческих традициях, но это было невозможно на юге, так как Киевское и Черниговское княжества были христианизированы. В этой связи положение Олега Святославича оказалось предельно трудным: его схватили православные хазары, держали в тюрьме православные греки, ограбили и гнали из родного дома православные князья Изяслав и Всеволод, хотел судить митрополит киевский; ему ли было не искать другого варианта христианской веры? И тут его Друг («Олега коганя хоть») Боян нашел путь «чрес поля на горы», туда, где были полноценные христиане и враги врагов Олега. Самое естественное предположить, что черниговский князь этой возможностью не пренебрег и это обусловило вражду киевлян к его детям, Всеволоду и Игорю. Открытого раскола, видимо, не произошло. Дело ограничилось попустительством восточным купцам и, может быть, даже монахам, симпатией к ним, как мы бы сказали ориентацией на несторианство. Поэтому в официальные документы не попали сведения об уклоне в ересь князя, второго по значению. Но ход событий в таком аспекте получает объяснение, равно как и приведенные выше темные фрагменты «Слова»…Теперь вернемся к уже цитированному тексту из «Хождения Богородицы по мукам». Там славянские языческие боги поставлены в паре: Перун и Хоре. Так же в паре идут Троян и Дый… сопоставление Дыя с Трояном в одной паре имеет реальный смысл: славянским божествам противопоставлены восточные, степные божества, причем то из них, которое является является христианским, Троян таковым не признается, потому что исповедание его было предано анафеме, извергнуто из церкви и нашло приют у народа, который древние русские близким себе не считали.
Политические контакты русских с половцами в XII в. не влекли за собой ассимиляции. Но воззрения кочевников были русским знакомы…Итак, мы подошли к решению поставленного выше вопроса. Несторианство было в XII-XIII вв. на Руси известно настолько хорошо, что читатели «Слова» не нуждались в подробных разъяснениях, а улавливали мысль автора по намекам. Вместе с тем упоминания о несторианстве автор почему то вуалирует, говорит о нем походя и без симпатии.
Если первое наше наблюдение может относиться равно к XII и к XIII вв., то второе понуждает нас склониться в пользу датировки «Слова» XIII в. по следующим соображениям, основанным на исторической дедукции. Между XII и XIII вв. плавного перехода не было. Жестокий спазм на Западе и Востоке положил резкую грань между двумя эпохами, за какие нибудь три года изменил всю расстановку сил на Евразийском континенте. Эта грань прошла по 1204 г. … И вот 12 апреля 1204 г. Константинополь был взят приступом, и Византийская империя прекратила свое существование.
Рыцари крестоносцы оправдывали себя тем, что они совершили богоугодное дело, ведь греки были схизматики, еретики, пожалуй, хуже мусульман и язычников. Культурно исторический принцип возобладал над догматическим, и католичество, не сумев победить ислам, объявило войну православию…В то же самое время в монгольских степях Чингисхан победил и завоевал два наиболее сильных и культурных ханства: кераитское в 1203 г. и найманское в 1204 г. … Кераиты и найманы умножили силы монгольской армии, царевна Суюркуктени вышла замуж за любимого ханского сына Тулуя и сохранила при себе несторианскую церковь с клиром и имуществом. Дети ее Мункэ, Хубилай, Хулагу и Аригбуга были воспитаны в духе уважения к христианской религии, хотя по монгольской ясе не могли быть крещены Для православия в торжестве несторианства не было ничего хорошего, так как кочевые священники в XIII в. еще помнили, что основатель их веры принял от греков мученический венец…После завоевания Руси Батыем и ссоры Батыя с наследником престола, а потом великим ханом Гуюком (1241) русскими делами в Золотой Орде заведовал сын Батыя Сартак. Христианские симпатии Сартака были широко известны, и даже есть данные, что он был крещен, разумеется по несторианскому обряду. Однако к католикам и православным Сартак не благоволил, делая исключение лишь для своего личного друга Александра Ярославича Невского. В этих условиях прямые нападки русского писателя на несторианство были опасны, а вместе с тем предмет был настолько общеизвестен, что читатель понимал с полуслова, о чем идет речь. Например, достаточно было героя повествования, князя Игоря, заставить совершить паломничество к иконе Богородицы Пирогощей, чтобы читатель понял, что этот герой вовсе не друг тех крещеных татар, которые называли Марию Христородицей, а тем самым определялось отношение к самим татарам. Хотя цензуры в XIII в. не было, но агитация против правительства и тогда была небезопасна, а намек позволял автору высказать свою мысль и остаться живым. Такое положение продолжалось до смерти Сартака в 1256 г., после чего Беркехан перешел в ислам, но позволил основать в Сарае епархию в 1261 г.
и благоволил православным, опираясь на них в войне с персидскими ильханами, покровителями несторианства. Несторианская тема для русского читателя стала неактуальной. Вот почему XIII в. следует считать эпохой, когда интерес к несторианству был наиболее острым, и, следовательно, отзвуки его должны были появляться в литературе соседних народов. Они и встречаются у католических, мусульманских и армянских авторов, там, где эти упоминания не могли вызвать осложнений с властью».
Столь длинная цитата оправдана точностью в изъяснении исторических фактов Л. Н. Гумилевым и его историческим чутьём. Таким образом артефакты найденные на территории Украины являются материальными свидетелями христианизации кочевников. Нахождение этого артефакта на территории бывшего Черниговского княжества теперь не покажется случайным, после того, что мы узнали из исследования Л. Н. Гумилева об отношениях русских князей и несториан — кочевников. Остается выяснить, что означает символическая змея в руке фигурки найденной в Черниговской области. По мнению автора этот символ передает главный постулат несторианства об онтологической разделенности Божественной и человеческой природы Христа, что и послужило для признания этого учения ересью на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Можно предположить следующее толкование этой символики: область (А) — правая половина тела вместе со змеей олицетворяющей первородный грех Адама и всего человечества, означает человеческую сущность полученную Иисусом от своей матери Марии, которую несториане считали не Богородицей а Христородицей. Область (Б), занимающая левую часть тела, обозначает божественную сущность Спасителя, полученную им после крещения. Украшения на шее подчеркивает высокий статус фигуры. Сравнивая оба варианта найденных фигурок и их различие, можно сделать заключение, что только в фигурке со змеей можно признать «Трояна» из «Слова о полку Игореве». Вероятно появление подобной символики является результатом длительного развития несторианского учения в среде самих кочевников и культурных традиций кочевых народов.
Безусловно общие принципы создания символики фигурок базируются на древних традициях поклонения предкам, выраженных в культовых памятниках кочевников — каменных «бабах». Сами фигурки, возможно, носили характер вотивных подношений, так как отсутствуют нужные для ношения предмета оглавия в виде «ушка».
Предполагаемый «Троян» несториан — кочевников, образ триединого бога — «Троицы». область А (Адам) — человеческая сущность Христа, область Б (Бог) — божественная сущность Христа.
Видимо не случайно божественная сущность относится к левой стороне тела, там находится сердце. В левой рукой фигурка держит крест. Сам же крест объединяет обе половины тела находясь строго по его центру.
Следует добавить, что в Киевской Руси хорошо были знакомы и с монофизитами. В XI в. в связи с нашествием турков — сельджуков тысячи армян-монофизитов бежали из Закавказья и наполнили города Галиции, Волыни, Подолии (тогдашняя Киевская Русь), а также поселились в Трансильвании (нынешняя восточная Румыния) и в той же Болгарии.
Лицевая и обратная стороны фигурок.
Все известные автору, на момент написания этой работы, литые фигурки найдены на территории Украины. Данные артефакты отливались по восковой модели с четко проработанной толщиной отливки. Размеры фигурок приблизительно 27 x 50 мм.
Фигурка (А) найденная в Черниговской обл. Место находки двух других фигурок автору не известны.
Если допустить, что предполагаемое автором литое изображения «Трояна» XII-XIII вв. им и является, то кого изображает артефакт найденный в Одесской области? Сходство этой фигурки с изображением ангела на надгробии из Китая подталкивает к мысли об ангеле-хранителе, предстоящим перед Богом. Данный артефакт вероятно является адорантом, и также служил в качестве вотивного приношения.
Ангел с надгробия из даосского монастыря в Цюаньчжоу и артефакт найденный в Одесской области.
Для каких целей и как могли использоваться подобные фигурки? Разберем этот вопрос подробнее. Что бы на него ответить нам придется погрузиться в глубь веков, к артефактам древнейших государств Месопотамии. Именно там археологи нашли свидетельства первой хитрости людей по отношению к божеству. Как больше возносить молитв, что бы находиться постоянно на виду у божества? Размышляя над этим люди придумали своих «заместителей» — глиняные
фигурки человека в молитвенной позе, с написанным именем человека от которого обращаются к божеству. Подобные фигурки помещались в храме или у алтаря божества, обеспечивая, по мысли их создателей, постоянное обращение к
божеству с мольбой о помощи. Эти приношения называют вотивными. В дальнейшем, с развитием металлургии, такие статуэтки стали изготовлять и из металла. Одним из центров обработки металлов, с глубокой древности, был Кавказ.
Статуэтки, найденные при раскопках на местах храмов в Месопотамии (А; Б) и похожая металлическая отливка фигурки, найденная на территории Украины (В).
Автор не случайно обратился к антропоморфным фигуркам Кавказского региона. Находка еще одного артефакта связывает эту древнейшую традицию с ранним периодом христианизации. В этой фигурке, помимо традиционности, присутствуют некоторые черты связывающие ее с христианством. Характерны согнутые ноги фигурки и равноконечный крест, изображенный висящим на шнурке с шеи фигуры. По мнению автора подобные адоранты могли появиться на территории Кавказа в период ранней христианизации, до того как ислам покорил эти территории. Хорошо известно, что Дагестан во время существования «Кавказской Албании» в V — первой половине VI в. был частично христианизирован, а с начала VIII в., здесь распространился ислам. Возможно именно к этому периоду и относится данный артефакт.
Приведу цитату из книги О. А. Брилевой: «При принятии мировых религий местное жречество активно уничтожалось, что безусловно в дальнейшем сказалось и на самой вере. Скорее всего, исчезновение объемной пластики к VII в. н.э. в Дагестане связано с тем, что отливали фигурки люди, связанные с сакральными местами. Видимо, судьба их также была незавидна. Скорее всего, лучшие мастера, изготавливавшие бронзовые статуэтки, были уничтожены или сменили вид деятельности. В результате сохранившуюся потребность в изготовлении бронзовых фигурок восполняли местные умельцы, что привело к упрощению форм и общей стандартизации фигурок. Следовательно, примерно с VII в. н.э., когда была уничтожена жреческая верхушка, происходит примитивизация атрибутов языческой веры». Возможно отливка фигурки в позе одоранта, с крестом свешивающимся на шнурке на грудь фигурки, является попыткой продолжить старое ремесло литейщиков в новых исторических и идеологических условиях. Причем назначение предполагалось прежнее — предстоять перед новым богом. Если это так, то перед нами еще один редчайший артефакт первого периода христианизации на этих территориях.
На территории нашей страны, на Кавказе, подобные статуэтки, у народов контактирующих с древними народами Ближнего Востока, появились очень давно, с Бронзового века. Как правило эти фигурки имеют ярко выраженные половые признаки, часто это мужчины с поднятыми в молитвенной позе (адоранта) руками или в позе «ферта» (Ф). Адорация (лат. adoratio — «поклонение») это способ поклонения божеству в определенной позе прошения помощи. Будучи характерным элементом в религиозных ритуалах и сюжетом в исскустве, адоранты, один или несколько, размещаются у главного божества, молясь ему и как бы представляясь заместителем человека.
В искусстве средневековья в роли младшего божества выступают святые или ангелы-покровители.
До распространения христианства и ислама, адоранты не изображались с согнутыми ногами, чаще адорант стоит,держа руки в определенном положении. Ярким примером этому может служить изображение Богородицы с поднятыми руками называемое оранта (лат. orantes — «молящиеся»), это изображение часто находят на стенах раннехристианских катакомб. В православии такая форма адорации сохранилась только во время молитвы священников во время Евхаристического канона перед престолом.
Статуэтки — адоранты найденные на Кавказе. (О. А. Брилева «Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа»). Данные артефакты датируются не ранее II в. н.э. / Фигурка человека в позе адоранта с крестом на груди. Фото (А) обработано на компьютере. Место находки неизвестно.
Насколько выводы автора данной работы окажутся близкими к истине — покажет время. Находки этих артефактов в последние годы открывают перед исследователями новые, неизвестные страницы истории о взаимодействии культур.
Такая важная тема, как распространение христианства и его течений в ранний период христианизации, еще недостаточно изучена. Не покушаясь на православие, сыгравшее, и играющее по сей день, огромную цивилизационную роль в русской истории, нам стоит знать и о том, что не все было так прямолинейно и просто в этой самой истории.
В заключении, по поводу несторианского «Трояна» кочевников, хотелось бы привести еще одну цитату из работы Л.Н. Гумилева «Несторианство и Древняя Русь».
«Трагедия, первый акт которой был разыгран в Эфесе, продолжалась в боях на берегу Калки и в роскошных юртах ханши Суюркуктени и царевича Сартака. .. Эпилог ее находится за хронологической гранью нашего повествования и может составить предмет отдельного исследования (мы имеем в виду гибель несторианской церкви во второй половине XIII в., произошедшую при участии архиепископа Китая Монте Корвино). Всюду мы встречаем сочетания обстоятельств, напоминающие исходные позиции, и это одно позволяет уловить в разнообразных событиях то общее, что позволяет видеть в них целостность, которую позволительно назвать византийской культурой».
Как наследница византийской культуры, Русь сохранила в своей земле редчайшие артефакты этой культуры, несущие информацию об исторических событиях давно минувших дней.
Автор: А.Н.Спасёных
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Молитва за людей из каждого племени, языка, народа и нации
Пример: Молитесь за моти — 3,5 миллиона. Нет известных верующих!
ВАШИ МОЛИТВЫ
НАДЕЖНО ХРАНЯТСЯ В ЧАШЕ
В Откровении 5:8+ описываются «золотые чаши, полные ЛАМИНОВ, которые являются МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ» «на золотом жертвеннике, который перед Престолом». (Откр. 8:3+). Теперь внимательно заметьте, что в Откр. 5:9+ Иоанн описывает «людей ИЗ КАЖДОГО КОЛЕНА и ЯЗЫКА, НАРОДА и НАРОДА». Из этого контекста мы можем различить связь между МОЛЕНИЕМ в Откр. 5:8+ и СПАСЕННЫМИ ДУШАМИ в Откр. 5:9.. Ясно, что наши молитвы о спасении чужих душ надежно «хранятся в чаше» на Небесах! Наши молитвы, как ладан, вознеслись к самому Престольному Залу Неба! Это поистине удивительная благодать!
Герберт Локьер писал, что
«Истинные благоухания (ароматные благовония в чашах на небесах) — это сердечные молитвы детей Божьих… Каждая молитва, вырвавшаяся в рыданиях из агонизирующего сердца, каждый вздох одинокого и борющегося Христианин, каждый стон ищущих Бога смешивается здесь с песнями счастливых и торжествующих».
В золотых чашах (Откр. 5:8+) благоухают молитвы святых, ожидающих ответов.
Павел написал
«Ибо кто наша надежда, или радость, или венец ликования? Разве это даже не ВЫ , в присутствии нашего Господа Иисуса во время Его пришествия? Для ВЫ наша слава и радость».
(1 Фес. 2:19-20+)
О ком говорит Павел? Фессалоникийские верующие! В Божьем славном плане искупления Он позволил Павлу (и позволяет нам) сыграть роль в их спасении. Вы обратили внимание на слово, которое повторил Павел? Радость , что напоминает мне слова Иисуса: «Говорю вам, что точно так же на небе будет больше радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии…. так, говорю вам, бывает радость пред Ангелами Божиими об одном грешнике кающемся». (Луки 15:7, 10+). Может быть, у нас будет больше возможностей для небесной радости благодаря душам, о которых мы молились? Просто интересуюсь. И когда мы делимся Евангелием и молимся в Духе о том, чтобы другие родились свыше от славного Евангелия, мы тоже собираем для себя «сокровища (заметьте, во множественном числе) на Небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не взламывай и не кради, ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое». (Мф 6:20—21+). Где твое сердце?
Дж. Вернон МакГи подводит итог 1 Фессалоникийцам 2:19-20, задавая вопрос: «Будет ли на небе кто-нибудь, кто подойдёт к вам и поблагодарит вас за участие в распространении Слова Божьего? ваша поддержка миссий? Если да, то кто-то, кого вы никогда не знали, кто-то с другого конца земли, может подойти к вам и поблагодарить вас за вашу поддержку миссий. Он поблагодарит вас за интерес к распространению Слова Бога, потому что Слово достигло его и дало ему возможность спастись. Это, мой друг, будет частью награды, которую мы получим на небесах. Нам нужно признать это. время, когда Христос Иисус забирает церковь из этого мира. Еще более радостно знать, что кто-то, кто доверился Христу из-за вашего свидетельства, пойдет вместе с вами на встречу с Господом! )
В Луки 16:1-9+ есть родственное учение Иисуса в притче, которая на первый взгляд кажется запутанной, но если сосредоточиться на Его главной мысли в Луки 16:9+, цель притчи становится легче понять .
«И я говорю вам, сделайте ( ПРОСТО СДЕЛАЙТЕ ЭТО ! — poieo — аорист императив см. нашу потребность зависеть от Святого Духа, чтобы повиноваться) друзьями для себя посредством богатства неправедности, так что (пункт назначения — Какая цель?) когда ( NB : не «если», а «когда!») это не удастся (ekleipo), они будут (пророческое обещание Иисуса) примут (dechomai — «положить приветственную циновку») вас в вечные жилища. (Лк 16:9+)
В парафразе NLT мы читаем: «Я говорю вам, используйте свои мирские ресурсы, чтобы приносить пользу другим и заводить друзей. Таким образом, ваша щедрость накапливает для вас награду на небесах». В NET написано: «И я говорю вам, заводите себе друзей тем, как вы используете мирские богатства, чтобы, когда они иссякнут, вас приветствовали в вечных домах». В NAS есть «мамона неправедности», что несколько сбивает с толку и может привести вас к мысли, что деньги по своей сути являются злом, что явно не так, поскольку деньги «нейтральны». Суть Иисуса в том, что, к сожалению, деньги часто используются в неправедных целях. Верующие имеют возможность использовать это сейчас, чтобы повлиять на свои награды в вечности. И в плане применения наши ресурсы сегодня включают в себя наше время, наши сокровища и наши таланты. Ваше драгоценное время уходит на то, чтобы молиться за драгоценные скрытые группы людей, но это вложение, которое принесет доход, который «не от мира сего!» Да даст вам Бог желание и силу (Флп. 2:13NLT+) повиноваться повелению Господа нашего Иисуса Христа « заведи друзей на вечность», «и Бог (пророческое обещание) широко откроет (epichoregeo) врата небесные, чтобы вы вошли в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:11NLT+). .
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ — Пастор Майкл Андрус, комментируя притчу Иисуса о неправедном управителе, говорит: «Теперь это инвестирование может быть сделано либо косвенно, либо напрямую. Всякий раз, когда вы жертвуете деньги поместной церкви, верящей в Библию, где проповедуется Евангелие, вы косвенно используете свои деньги, чтобы завести вечных друзей, даже если вы никогда не узнаете их лично.
Всякий раз, когда вы жертвуете во внецерковную организацию, одной из основных целей которой является приобретение заблудших людей для Христа, вы косвенно используете свои деньги для приобретения вечных друзей. Всякий раз, когда вы жертвуете эффективному миссионеру, будь то дома или за границей, вы используете свои деньги, чтобы приобрести друзей для Бога. По большинству стандартов я небогатый человек, но у меня есть глобальный инвестиционный портфель . Когда я попаду на небеса, я ожидаю, что меня поприветствуют некоторые французские верующие. Я никогда не встречался с ними, но мы с женой в течение двенадцати лет ежемесячно вкладывали в служение Джима и Дайан Брауэр, наших лучших друзей по колледжу, когда они были миссионерами в северных пригородах Парижа. У меня также есть инвестиции на юге Мексики, в Венесуэле и в Татарстане, где другие миссионеры, которых мы поддерживали, работают в Божьем винограднике. У меня есть инвестиции в Вермонте и Хантингтоне, Юте, Портленде и Форт-Майерсе, Флорида, где люди, которых я наставлял, осуществляют эффективное служение.
Некоторые из моих инвестиций вложены во взаимный фонд под названием «Бюджет первых бесплатных миссий». Это позволяет мне делать небольшие вложения везде, где в нашей церкви есть миссионеры и проповедники. Еще один взаимный фонд — Trinity Evangelical Divinity School. Давая деньги этой великой семинарии, что я делаю каждый год, я вкладываю средства в каждую поместную церковь, каждую библейскую школу и каждую миссию, где в конечном итоге служат ее выпускники! «(Проповедь на Луки 16:1-9Деньги – благочестивые способы дать их: хороший пример плохого человека)
Эти истины должны побуждать нас непрестанно молиться (1 Фес. 5:17+) за каждую душу в сфере нашего влияния. Божий ответ может быть отложен, как это было в моем случае в двух случаях: во-первых, мой отец ежедневно молился о моем спасении в течение 20 лет, и однажды в возрасте 39 лет я позвонил ему и сказал ему, что Бог спас меня, и именно тогда он сказал мне, что Бог ответил на его молитвы, которыми он молился 20 лет! Во втором случае я молился за своего сына в течение 20 лет, и около 4 лет назад Бог ответил и спас его душу и впервые в жизни даровал ему трезвость. Если вы молитесь за близких, пусть мои два «двадцатилетних опыта» побудят вас «продолжать в том же духе!»
Можете на это положиться — Бог хранит наши молитвы в чаше на Небесах. Возлюбленный, да поможет тебе Дух Божий продолжать твердо, непоколебимо, всегда преуспевать в деле Господнем в молитве за души потерянных близких и скрытых групп людей (см. ниже), зная, что твой труд не напрасен в ) Господь. (1 Кор. 15:58+).
«Молитвы веры хранятся на Небесах;
и, хотя на данный момент нет ответа, не забыты».
— Мэтью Генри (Аминь и аминь!)
СКРЫТЫЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ («Группы недостигнутых людей») — это группы, не охваченные Евангелием, которым не хватает последователей Христа и ресурсов для евангелизации собственного народа. В 1980 году таких групп было 16000, но Бог ответил на мольбы Своих детей о заблудших душах в этих группах, и сегодня (2022 год) это число сократилось примерно до 7000. Что шокирует, так это то, что до сих пор существует ряд недостигнутых групп. , особенно в Индии, где буквально миллионы душ, и в этих группах не было зарегистрировано ни одного верующего! Слова Иисуса все еще звучат громко и ясно 2000 лет спустя: «Вот, Я говорю вам: поднимите глаза ваши и посмотрите на поля, которые побелели для жатвы». (Иоанна 4:35+) На основе Откр. 5:8-9, последователи Иисуса могут ходатайствовать СЕГОДНЯ, чтобы души были собраны среди оставшихся недостигнутых групп скрытых людей, и знают, что их молитвы будут эффективны в приведении душ к вечному спасению, поскольку в Откр. 5:9 Иоанн описывает души из КАЖДОГО племени, языка, народа и народа перед Престолом Божиим. Секрет достижения людей состоит в том, чтобы знать секрет достижения Бога. И важным компонентом этого «секрета» является верность в том, чтобы говорить Богу об искуплении заблудших душ.
Хотели бы вы собирать себе сокровища на небесах каждый день до конца жизни (Мф 6:20+)? Могу ли я призвать вас сделать шаг веры и поверить, что Бог услышит ваши молитвы за СКРЫТЫЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ , будете хранить эти молитвы в чаше на Небесах и что однажды в вечности вы встретите тех, за кого вы молились день за днем, год за годом?
Хотя битва принадлежит Господу (1См 17:47+), мы, Его воины (2Тм 2:3-4+), по-прежнему призваны маршировать на коленях. И в свете этой истины применим знаменитые слова Уинстона Черчилля к нашей битве за души с нашим заклятым невидимым врагом…
«Никогда не сдавайся. Никогда не сдавайся. маленькое, большое или мелкое — никогда не уступайте, кроме как по соображениям чести и здравого смысла. Никогда не поддавайтесь силе. Никогда не уступайте кажущейся подавляющей мощи врага». (из его речи, произнесенной в октябре 1941)
Действительно, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мировых сил тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Еф. 6:12+)
Нашему противнику все равно, сколько мы читаем о молитве за заблудших
, если только он может помешать нам молиться за них!
Вот простой способ молиться за СКРЫТЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ ежедневно – добавить в закладки Проект Джошуа и/или загрузите приложение из Joshua Project и выберите «ежедневные уведомления», и вы получите ежедневное текстовое напоминание с названием скрытой группы людей на этот день.
Несколько лет назад я был приятно удивлен, прочитав слова пастора Джона Пайпера о молитве за скрытые группы людей…
«Чтобы помочь (нам) оставаться воодушевленными молиться об огромных движениях Бога, возвеличивающих Христа… каждый день , как часть нашей семейной молитвы, Ноэль, Талита и я читаем ежедневное чтение из Глобальный молитвенный дайджест ….Не могли бы вы присоединиться ко мне в широких, всеобщих молитвах о том, чтобы Бог прославил Иисуса, открыв глаза миллионам (скрытых народов), чтобы увидеть и насладиться истиной и красотой Богочеловека, Иисуса Христа, распятого и воскресшего для оправдания и ликования миллионов «других овец», еще не вошедших в стадо?» (Молитесь глобальными молитвами)
Пастор Стивен Коул также упомянул о личном использовании Global Prayer Digest (сейчас объединен с проектом Джошуа)….
Чтобы быть послушными повелению Христа, нам нужно посылать миссионеров в эти многочисленные недостигнутые группы по всему миру.
Даже если мы увидим тысячи людей, пришедших ко Христу во Флагстаффе, если мы не преодолеем языковые и культурные барьеры с Евангелием, все равно останется два миллиарда недостигнутых людей, у которых не будет возможности услышать об Иисусе Христе. Поэтому мы должны сосредоточить наше внимание на потерянных группах людей в мире. Молитесь, чтобы они были достигнуты. В течение многих лет наша семья использовала « Global Prayer Digest » ежемесячный молитвенный справочник для недостигнутых народов мира. Поддержите миссионеров, стремящихся достичь этих неохваченных групп. Прививайте видение миссии своим детям. Будьте открыты для того, чтобы Бог повел вас идти. Мы должны начать с нашего Иерусалима, но наши глаза должны быть устремлены на весь мир. (Проповедь на Луки 24:44-49)
Теперь, даже если вы забудете прочитать полную запись для СКРЫТАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ дня, ПРИЛОЖЕНИЕ отправит вам текст, чтобы вы никогда не пропустили день, молясь за заблудшие души, которые никогда не слышали имя Иисуса (Деяния 4:12+) и благую весть о Его спасительном Евангелии (Рим. 1:16+).
Возлюбленный, это твоя « возможность раз в жизни !» Молитва за души — это то, что мы можем делать только сейчас, на земле, и это захватывающий, полезный способ выкупить наше короткое время на земле за нашу вечность на небесах! В самом деле, если вы (наполненные Духом) молитесь сейчас, ваше пребывание на Небесах будет чудесным образом увеличено благодаря присутствию тех, за кого вы помолились на земле! Не медлите! Не откладывайте! Добавьте два сайта в закладки и загрузите их ПРИЛОЖЕНИЯ сегодня (см. ссылки ниже).
Дэвид Брейнерд , миссионер среди американских индейцев, понял необходимость выкупить время, помолившись за скрытые народы, написав в своем дневнике: «Этим утром около девяти я ушел в лес для молитвы. Я был в такой тоске, что, когда я встал с колен, я почувствовал себя крайне слабым и подавленным… Мне было все равно, как и где я живу, или через какие трудности я прошел, чтобы только стяжать души для Христа». Брейнерд искупил время, пока Бог не забрал его домой в возрасте 29 лет, где он будет вечно радоваться сокровищам душ коренных американцев на небесах благодаря своим молитвам!
Если бы Павел говорил с нами сегодня, он мог бы сказать что-то вроде этого: «Итак, пока у нас есть возможность (kairos), давайте делать добро ВСЕМ ЛЮДЯМ (также называемым «сокровенными людьми»), и особенно тем, которые принадлежат к дом веры». (Гал. 6:10+). Сегодня у вас есть «возможность всей жизни!» Да будет наша молитва: «Господи, выжги вечность в моих глазах!» Аминь!
И пусть наш Небесный Отец дарует вам удивительную благодать Своим Духом, чтобы вы были полны энергии и побуждены ходатайствовать за людей, которых вы никогда не видели, но однажды увидите в присутствии Агнца, Который был заклан и Который Единственный достоин получить силу и богатство, и мудрость, и могущество, и честь, и слава, и благословение (Откр. 5:12+). Аминь.
Вера не просит сигнала с небес,
Чтобы показать, что молитвы принятые поднимаются,
Наш Священник находится в Своем святом месте,
И отвечает с Престола Благодати.
Даниил писал, что
«Имеющие проницательность будут сиять, как сияние тверди небесной, и ведущие многих к правде , как звезды, во веки веков. (Даниил 12:3+)
Давид написал
«Пусть моя молитва будет считаться как фимиам перед Тобой; Вознесение рук моих как вечернее приношение».
Во Имя Иисуса. Аминь (Псалом 140:2)
Перефразируя Павла – Посвятите себя молитве, бодрствуя в ней с благодарственным отношением; молясь в то же время… чтобы Бог отверз дверь для Слова, чтобы миссионеры могли возвещать тайну Христову», чтобы Дух Христов мог спасти погибающих. (ср. Кол. 4:2-3+)
Спасите погибающих Фанни Кросби
Спасите погибающих, позаботьтесь об умирающих,
Из жалости вырвите их из греха и могилы;
Плачьте о заблуждающемся, поднимите падшего,
Расскажите им об Иисусе, Сильном, чтобы спасти.
Припев:
Спаси погибающих, позаботься об умирающих,
Иисус милостив, Иисус спасет.
Хотя они пренебрегают Им, все же Он ждет,
Ожидая кающегося ребенка, чтобы получить;
Умоляй их искренне, умоляй их нежно;
Он простит, если они только поверят.
Глубоко в человеческом сердце, сокрушенном искусителем,
Чувства похоронены, что благодать может восстановить;
Тронутое любящим сердцем, пробуждённое добротой,
Сорванные струны снова завибрируют.
Спасти погибающих, этого требует долг;
Силу на труд твой даст Господь;
Назад на узкий путь терпеливо побеждай их;
Скажи бедному страннику, что Спаситель умер.
John Piper — Pray Global Prayers — 0 Чтобы помочь вам оставаться воодушевленными молиться об огромных движениях Бога, возвеличивающих Христа, вот что мы прочитали сегодня утром. Каждый день в рамках нашей семейной молитвы мы с Ноэлем и Талитой читали ежедневное чтение из Глобального молитвенного дайджеста (объединенного с проектом Джошуа). Сегодня мы читаем это:
«Дэвид, что вы думаете об этой цитате Ахмада Аль Катаани, которая была размещена на веб-сайте «Аль-Джазира» относительно Африки? Там говорится: «Каждый час 667 мусульман обращаются в христианство. Христианство. Каждый год шесть миллионов мусульман обращаются в христианство ». Пол, христианский работник среди мусульман, спрашивал коллегу об отчете. Давид ответил: «Это правда, что сейчас к Христу приходит больше мусульман, чем когда-либо в истории, но эти утверждения не подтверждены».
Даже если они преувеличены, такие отчеты не могут быть опровергнуты, потому что «Иногда священнослужители и имамы пытаются напугать мусульман преувеличенными статистическими данными, чтобы настроить мусульман против христиан. Подобные отчеты Египетского библейского общества обнадеживают. Они распространили более 600 000 экземпляров. копий фильма «Иисус» в прошлом году, и египтяне больше, чем когда-либо прежде, хотят иметь Библии на арабском языке».
Были невероятные свидетельства новообращенных мусульман из многих исламских стран, несмотря на интенсивные преследования, аресты, убийства и массовые взрывы церквей. Они происходят из всех слоев общества. Некоторые мусульмане достигают цели, когда слышат слова, сказанные Иисусом, например: «Возьмите на себя иго Мое и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим». (Мф. 11:29+).
Не могли бы вы присоединиться ко мне в широких, всеобщих молитвах о том, чтобы Бог прославил Иисуса, открыв глаза миллионов мусульман, чтобы увидеть и насладиться истиной и красотой Богочеловека, Иисуса Христа, распятого и воскресшего для оправдания и ликования? миллионов «других овец», которые еще не в стаде?
Молитва — Тереза | Общество Цветочка
У меня не хватает мужества заставить себя искать красивые молитвы в книгах; не зная, что выбрать, я поступаю, как дети, которые не умеют читать; Я просто говорю благому Богу то, что хочу Ему сказать, и Он всегда понимает меня.
История души, глава X
Молитва для меня — это порыв сердца; это простой взгляд, устремленный вверх, к небу; это крик благодарности и любви среди испытаний, как среди радости! Словом, это нечто возвышенное, сверхъестественное, расширяющее душу и соединяющее ее с Богом. Иногда, когда я нахожусь духовно в такой сильной духовной сухости, что не могу произвести ни одной хорошей мысли, я очень медленно читаю Pater или Ave Maria; одни эти молитвы утешают меня, их достаточно, они питают мою душу.
История души, глава X
По мере взросления я все больше и больше любила доброго Бога и очень часто отдавала Ему свое сердце, используя слова, которым научила меня моя мать. Я стремился во всех своих действиях угодить Иисусу и очень старался никогда не оскорблять Его.
История души, глава II
Велика сила молитвы — можно сказать, королевы, всегда имеющей свободный доступ к Королю и способной получить все, что она попросит. Чтобы быть услышанным, не обязательно читать из книги красивую форму молитвы, адаптированную к обстоятельствам; если бы это было так, то как бы мне было жаль!
История души, глава X
«Нарисуй меня, мы побежим…»
Просить, чтобы тебя нарисовали, значит желать тесного союза с объектом, пленившим сердце. Если бы огонь и железо были наделены разумом и если бы последнее сказало огню: «Нарисуй меня», не доказывало ли бы это, что оно желало отождествиться с огнем даже настолько, чтобы разделить его субстанцию? Ну, это точно моя молитва. Я умоляю Иисуса втянуть меня в пламя Его Любви, так тесно соединить меня с Собой, чтобы Он мог жить и действовать во мне. Я чувствую, что чем больше огонь любви воспламенит мое сердце, чем больше я скажу: «Нарисуй меня», тем больше и души, приближающиеся ко мне, будут бежать быстро в благоухании Возлюбленного.
История души, глава XI
Таким образом, души в огне не могут бездействовать. Они могут сидеть у ног Иисуса, как святая Мария Магдалина, слушая Его сладостные и горячие слова; но, казалось бы, ничего не давая, на самом деле они дают гораздо больше, чем Марфа, которая заботится о многом (Луки 10:41). Однако Иисус не одобряет не труды Марфы, а только ее слишком большое беспокойство; Этому же делу смиренно подчинилась Пресвятая Богородица, когда ей нужно было приготовить трапезу для Святого Семейства.
Это поняли все Святые, и особенно, может быть, те, кто просветил мир светоносным учением Евангелия. Разве не из молитвы святой Павел, святой Августин, святой Фома Аквинский, святой Иоанн Креста, святая Тереза и многие другие друзья Божии черпали ту дивную науку, которая восхищает величайшие умы?
Архимед сказал: «Дайте мне рычаг и точку опоры, и я подниму мир». То, что он не смог получить, потому что его просьба имела лишь материальную цель и не была обращена к Богу, Святые получили в полной мере. За точку опоры Всевышний дал им Себя, Себя одного! для рычага молитва, которая зажигает огонь любви; и таким образом они возвысили мир, так святые все еще возвышают его и будут возвышать до скончания века.