Межосевой дифференциал | Устройство автомобиля
Какое назначение межосевого дифференциала, на каких автомобилях он устанавливается?
Межосевой дифференциал устанавливается на автомобилях с двумя задними ведущими мостами (КамАЗ-5320, ЗИЛ-130ГЯ) и служит для равномерного распределения крутящего момента между двумя ведущими мостами. В межосевом дифференциале предусмотрен механизм блокировки, которым можно блокировать оба моста, что значительно снижает буксование ведущих колес на скользящих участках дорог, повышая проходимость автомобиля.
Как устроен межосевой дифференциал?
Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320 (рис.134) состоит из картера 1, прикрепленного к стакану подшипников вала ведущей шестерни 16 среднего ведущего моста. Внутри картера установлены чашки 2 и 6 дифференциала. Между чашками смонтирована крестовина 5, а на шипах ее – свободно конические шестерни-сателлиты 4, находящиеся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 3 и 7.
Рис.134. Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320.
Как работает межосевой дифференциал?
Работает межосевой дифференциал так. При движении автомобиля по сухой дороге с несблокированным дифференциалом крутящий момент передается на чашки 1 и 6 и от них на крестовину 5, сателлиты 4 и полуосевые шестерни 3 и 7.
Шестерня 3 через вал 17 передает крутящий момент на ведущую шестерню главной передачи заднего моста (на рисунке не показано), а шестерня 7 – на ведущую шестерню 16 главной передачи среднего моста. Следовательно, крутящий момент передается к обоим мостам и автомобиль движется.Во время движения по мокрой и скользкой дороге необходимо исключить проскальзывание колес ведущих мостов. Для этого включают блокировку дифференциала, повернув рукоятку в кабине автомобиля. При этом воздух из пневматических баллонов тормозного привода по трубопроводу 15 подводится в камеру 14 механизма блокировки, где, воздействуя на диафрагму, выгибает ее и перемещает шток 12, а он через вилку 10 – муфту. Она внутренними зубьями находит на зубчатый венец 8 чашки 6 дифференциала, соединяя ее и шестерню 16 как одно целое, что позволяет вращаться ведущим шестерням главных передач среднего и заднего мостов с одинаковой частотой, что и нужно было получить. В этом случае колеса одного из мостов находятся в более благоприятных условиях, они и движут автомобиль.
***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Карданная передача. Ведущий мост»
автомобиль, вести, дифференциал, межосевой, мост, шестерня
Смотрите также:
Межосевой дифференциал Набережные Челны
Межосевой дифференциал (Рис. 431) предназначен для распределения крутящего момента между задним и средним мостами, а также для предотвращения циркуляции мощности между ведущими мостами в случае движения по дорогам с твердым покрытием (при наличии кинематического рассогласовывания между мостами или при значительной разнице между радиусами качения их ведущих колес).
На автомобилях КамАЗ-53229, КамАЗ-65115 и их модификациях установлен симметричный, блокируемый, зубчатый конический межосевой дифференциал.
Межосевой дифференциал состоит из картера дифференциала 17 левой 18 и правой 40 чашек, четырех сателлитов 20, крестовины 21, шестерни привода среднего моста 39, шестерни привода заднего моста 19, шарикового подшипника 46, крышки подшипника 45 и фланца 44.
В верхней части картера имеются отверстия для установки механизма 28 блокировки дифференциала.
Чашки дифференциала 18 и 40 соединены между собой самоконтрящимися болтами 42. В каждой чашке обработаны поверхности под опорные шайбы сателлитов и конические шестерни, а также расточены отверстия для установки в передней чашке 18 шестерни 19 привода заднего моста, в задней чашке 40 — шестерни 39 привода среднего моста. В чашках в сборе расточены отверстия для установки крестовины дифференциала 21. Для обеспечения подвода смазки к трущимся поверхностям в каждой чашке просверлено три наклонных отверстия. Задняя чашка заканчивается цилиндрической шейкой с нарезанным на ней зубчатым венцом, предназначенным для обеспечения блокировки межосевого дифференциала. На шейке передней чашки нарезаны прямоугольные шлицы, предназначенные для установки ведущего фланца 44. Фланец фиксируется на шейке гайкой 43.
Сателлиты 20 дифференциала установлены на шипах крестовины на бронзовых втулках. Для предотвращения износа чашек дифференциала между тыльной частью сателлитов и чашками установлены стальные опорные шайбы, имеющие специальные шаровые углубления, для создания необходимого запаса смазки.
Шестерня привода среднего моста 39 установлена в задней чашке дифференциала. Для обеспечения приработки и уменьшения износа шестерня фосфатирована. Для предотвращения износа чашки между тыльным торцом зубьев и чашкой установлена стальная опорная шайба.
Шестерня привода заднего моста 19 установлена в передней чашке дифференциала. Наружная цилиндрическая поверхность шейки шестерни обработана и предназначена для установки в переднюю чашку дифференциала. Шестерня имеет шлицевое отверстие, предназначенное для соединения со шлицевым концом проходного вала 31 привода заднего моста.
Межосевой дифференциал в сборе установлен на двух опорах, одной из которых является шариковый подшипник 46, установленный в гнезде картера дифференциала, а другой — цилиндрическая поверхность ведущей конической шестерни 29 среднего моста, установленной в картере редуктора на двух конических подшипниках. Осевые усилия, возникающие при работе передачи, воспринимаются шариковым подшипником 46. Для предотвращения вытекания смазки из картера межосевого дифференциала в крышку подшипника 45 запрессована манжета, а для предотвращения попадания пыли и грязи к фланцу приварен грязеотражатель.
Механизм 28 блокировки межосевого дифференциала установлен в верхней части картера межосевого дифференциала. Он предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам. Крепиться к картеру 17 межосевого дифференциала двумя болтами. На стержне 23 механизма блокировки установлена вилка 24 муфты, которая своими лапками входит в кольцевую выточку муфты блокировки 26.
В муфте блокировки имеется внутреннее шлицевое отверстие, предназначенное для обеспечения блокировки задней чашки дифференциала и муфты 38 шестерни привода среднего моста. Муфта шестерни привода среднего моста внутри имеет шлицевое отверстие для обеспечения установки на шестерню, а снаружи ее нарезаны два венца, которыми она входит в зацепление со шлицевым отверстием муфты блокировки.
Для обеспечения дистанционного включения механизма блокировки в кабине водителя с правой стороны от руля на щитке приборов установлен кран механизма блокировки, а в блоке контрольных ламп — лампа сигнала о включении межосевой блокировки.
Рис. 431 Передача главная заднего и промежуточного мостов (продольный разрез): 1. 44 — фланец ведущий; 2 — шайба; 3, 33, 45 — крышка подшипника с манжетой; 4 — прокладка; 5, 27 — стакан подшипников; 6 — прокладки регулировочные; 7, 9 — подшипник роликовый конический; 8 — втулка регулировочная; 10, 29 — шестерня коническая ведущая; 11 — вал ведущий; 12 — картер редуктора; 13 — подшипник роликовый радиальный; 14 — крышка заднего вала; 15, 43 — гайка крепления фланца; 16 — прокладка крышки; 17 — картер межосевого дифференциала; 18 — чашка передняя; 19 — шестерня привода заднего моста; 20 — сателлит межосевого дифференциала; 21 — крестовина межосевого дифференциала; 22 — датчик контрольный включения межосевого дифференциала; 23 — шток механизма блокировки; 24 — вилка блокировки; 25, 30 — пробка заливная; 26 — муфта блокировки; 28 — механизм привода блокировки межосевого дифференциала; 31 — вал привода заднего моста; 32, 46 — подшипник шариковый; 34 — гайка крепления подшипников; 35 — стопорная шайба; 36 — замковая шайба; 37 — контргайка крепления подшипников; 38 — полумуфта блокировки межосевого дифференциала; 39 — шестерня привода среднего моста; 40 — чашка задняя межосевого дифференциала; 41 — шайба опорная; 42 — болт самоконтрящийся
Назначение механизма
Как правильно заварить дифференциал? принцип работы дифференциала. хитрости вождения на заваренном дифференциале
Чтобы понять роль дифференциала, применяющегося в транспортных средствах всех типов, нужно рассмотреть конструкцию обычного планетарного редуктора, передающего усилие от карданного вала двум полуосям. Алгоритм работы агрегата прост:
- Кардан вращает хвостовик с косозубой шестеренкой на конце.
- От хвостовика крутится большая планетарная шестерня, соединенная с двумя полуосями.
- Крутящий момент передается от планетарной шестерни полуосям и закрепленным на концах колесам.
Без дифференциала редуктор поровну распределяет крутящий момент на 2 оси, в результате колеса вертятся с одинаковой скоростью. Такое разделение вполне годится для прямолинейного движения, которое в реальности встречается довольно редко – даже при езде по ровным участкам трассы автомобиль отклоняется от прямой линии.
Чтобы машина идеально прошла поворот, колеса одного моста должны вращаться с разными скоростями, поскольку внешнее катится по более широкой дуге. Простой редуктор, обеспечивающий одинаковое вращение обеих полуосей, на повороте заставит одну шину скользить, вторую – буксовать, что заметно ухудшает маневренность авто.
Совмещенный с планетарным редуктором дифференциал нужен для изменения угловых скоростей правого и левого колеса в зависимости от крутизны поворота. Механизм автоматически распределяет крутящий момент на полуоси, позволяя колесным покрышкам совершать разное число оборотов при движении автомобиля по дуге. Без дифференциала нормальная эксплуатация транспортного средства невозможна по таким причинам:
- недостаточная управляемость;
- быстрое истирание шин;
- ускоренный износ деталей редуктора, валов и полуосей.
Назначение механизма
Чтобы понять роль дифференциала, применяющегося в транспортных средствах всех типов, нужно рассмотреть конструкцию обычного планетарного редуктора, передающего усилие от карданного вала двум полуосям. Алгоритм работы агрегата прост:
- Кардан вращает хвостовик с косозубой шестеренкой на конце.
- От хвостовика крутится большая планетарная шестерня, соединенная с двумя полуосями.
- Крутящий момент передается от планетарной шестерни полуосям и закрепленным на концах колесам.
Без дифференциала редуктор поровну распределяет крутящий момент на 2 оси, в результате колеса вертятся с одинаковой скоростью. Такое разделение вполне годится для прямолинейного движения, которое в реальности встречается довольно редко – даже при езде по ровным участкам трассы автомобиль отклоняется от прямой линии.
Чтобы машина идеально прошла поворот, колеса одного моста должны вращаться с разными скоростями, поскольку внешнее катится по более широкой дуге. Простой редуктор, обеспечивающий одинаковое вращение обеих полуосей, на повороте заставит одну шину скользить, вторую – буксовать, что заметно ухудшает маневренность авто.
Совмещенный с планетарным редуктором дифференциал нужен для изменения угловых скоростей правого и левого колеса в зависимости от крутизны поворота. Механизм автоматически распределяет крутящий момент на полуоси, позволяя колесным покрышкам совершать разное число оборотов при движении автомобиля по дуге. Без дифференциала нормальная эксплуатация транспортного средства невозможна по таким причинам:
- недостаточная управляемость;
- быстрое истирание шин;
- ускоренный износ деталей редуктора, валов и полуосей.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
5320-2506026 | Крышка подшипника в сборе | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Модель 5320 Группа Мост средний Подгруппа Дифференциал межосевой Порядковый номер детали 026 | Нет в наличии |
5320-2506018 | Чашка межосевого дифференциала передняя | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Модель 5320 Группа Мост средний Подгруппа Дифференциал межосевой Порядковый номер детали 018 | Нет в наличии |
5320-2506019 | Чашка межосевого дифференциала задняя | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Модель 5320 Группа Мост средний Подгруппа Дифференциал межосевой Порядковый номер детали 019 | Нет в наличии |
5320-2509157 | Прокладка уплотнительная | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Модель 5320 Группа Мост средний Подгруппа Механизм блокировки межосевого дифференциала Порядковый номер детали 157 | Нет в наличии |
311А | Подшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89 | Кол-во на КамАЗ 43118 1 | Нет в наличии |
1/59709/21 | Болт М10х1,25-6gх35 | Кол-во на КамАЗ 43118 8 Крепежная деталь да Материал сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/42344/31 | Болт самоконтрящийся М10х1,25-6gх70 | Кол-во на КамАЗ 43118 8 Крепежная деталь да Материал сталь 100 (сталь с пределом прочности на разрыв 980-1176 (100-120) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/07910/11 | Гайка М10х1,25-6Н | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Крепежная деталь да Материал сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2) Покрытие цинкование | Нет в наличии |
1/01589/00 | Заглушка 22 расширяющаяся | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Крепежная деталь да Материал сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2) Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
1/02785/50 | Прокладка регулировочная 16х22х0,5 | Крепежная деталь да Материал легкие сплавы Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
1/05168/77 | Шайба 10 пружинная | Кол-во на КамАЗ 43118 8 Крепежная деталь да Материал другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь Покрытие специальное покрытие | Нет в наличии |
864341 | Пробка КГ 1/8″ | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
853350 | Винт установочный М10х1,25-6gх25 | Кол-во на КамАЗ 43118 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
Выключатель-света-заднего-хода-ВК403-Б-ТУ-37-003-188-76 | Выключатель света заднего хода ВК403-Б ТУ 37.003.188-76 | Кол-во на КамАЗ 43118 1 | Нет в наличии |
Назначение дифференциала
При повороте автомобиля колеса, находящиеся ближе к центру кривизны траектории, проходят меньший путь, чем те, что вращаются по наружной дуге. Различны также их скорости. А так как привод без дифференциала вращает оба колеса одной оси с одинаковой скоростью, одно из них начинает пробуксовывать. Это повышает износ протектора и ухудшает управляемость автомобиля. Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с разными скоростями.
Пока ведущая ось хорошо контактирует с дорогой, это устройство работает без нареканий. Но стоит ухудшиться сцеплению с дорогой под одним из колес, например, при попадании на лед или жидкую грязь, как вращаться будет только оно одно. Колесо с большим коэффициентом сцепления перестает крутиться, а автомобиль останавливается. Если же заблокировать дифференциал, такого происходить не будет. Поэтому заблокированный дифференциал улучшает проходимость машины на труднопреодолимых участках пути.
Устройство
Принцип работы выше названного агрегата одинаково, где бы ни был он установлен. В основу классического автомобильного дифференциала положена планетарная передача. Карданный вал вращает ведущую шестерню редуктора моста. Ее вращение передается ведомой зубчатке. А так как она прикреплена к корпусу дифференциала, тот движется вместе с ней. От корпуса вращающий момент при помощи независимых друг от друга шестерен, называемых сателлитами, передается на полуоси. Скорость вращения карданного вала делится между полуосями не поровну. Однако, при любом соотношении скоростей их сумма – величина всегда постоянная.
- автоматическая;
- принудительная, включаемая водителем.
По способу управления блокированием:
- механическая;
- электромеханическая;
- гидравлическая;
- пневматическая.
Автоматическое блокирование дифференциала
Самоблокирующийся дифференциал – это механизм, который при определенных условиях переключается и, превращаясь в прямую передачу, начинает делить скорость вращения карданного вала между полуосями поровну. Дифференциалы с блокировкой-автоматом могут самостоятельно блокироваться в зависимости от значения одного из двух параметров:
- разницы угловых скоростей полуосей. В эту группу входят дифференциалы с дисковой блокировкой, кулачковые, с вискомуфтой и работающие по формуле Фергюсона;
- передаваемого полуосям крутящего момента.
Что такое межосевой дифференциал и как он работает?
Межосевой дифференциал – это самый эффективный метод повышения проходимости любого автомобиля.
В настоящее время практически все внедорожники, в том числе и некоторые кроссоверы, оснащаются данным элементом. Как и все другие технические механизмы, межосевой дифференциал имеет свои плюсы и минусы. В этой статье мы постараемся выяснить, как эффективно использовать этот элемент, и каков его принцип действия.Принцип действия и свойства механизма
На данный момент любой современный межосевой дифференциал (Нива 2121, например, тоже им оснащается) работает в нескольких режимах:
- Прямолинейное движение (автомат).
- Слип.
- Повороты.
Самый эффективный межосевой дифференциал при пробуксовке, из-за чего чаще всего он и используется. Когда автомобиль сталкивается со скользкой поверхностью, будь то лед, укатанный снег или грязь, этот элемент действует на оси, а именно на колесо. Принцип его работы следующий. Когда одно из колес попадает на твердую поверхность с хорошим сцеплением, а второе, в отличие от, скажем, скользкого, дифференциал начинает передавать одинаковый крутящий момент на оба привода, то есть элемент равен «прогресовке» двух колес.
Таким образом, деталь как бы «соединяет» оба колеса, придавая им одинаковый крутящий момент от двигателя, придавая автомобилю дополнительную тягу для пробуксовки.
Напоследок отметим несколько правил эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, оснащенных этим элементом.
- Для того, чтобы межосевой дифференциал не вибрировал и не издавал посторонних звуков при работе, можно перевести блокируемый элемент в автоматический режим.
- В режиме скольжения нет необходимости изменять степень блокировки элемента.
- При буксировке автомобиля необходимо перевести рычаг трансмиссии в нейтральное положение и обязательно поменять межосевой дифференциал в ручном режиме. Для этого нужно опустить регулировочное колесо в крайнее нижнее положение.
AR: https://tostpost.com/ar/cars/19912-what-is-the-center- Differential-and-how-it-works.html
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/37633-shto-takoe-mezhosevoy-dyferencyyal-yak-en-uladkovany.html
Германия: https://tostpost.com/de/autos/37242-was-ist-visco-kupplung-differenzial-und-wie-es-funktioniert.html
ES: https://tostpost. com/es/coches/37009-qu-es-el-diferencial-interaxial-y-la-forma-en-que-est-organizado.html
ПРИВЕТ: https://tostpost.com/hi/cars/21596-what-is-the-center- Differential-and-how-it-works.html
JA: https://tostpost.com/ja/cars/19543-what-is-the-center- Differential-and-how-it-works.html
КК: https://tostpost.com/kk/avtomobil-der/37978-b-l-mezhosevoy-differencial-zh-ne-ol-alay-ryl-an.html
PL: https://tostpost.com/pl/samochody/38755-co-to-jest-mezhosevoy-r-nicowy-i-jak-to-dzia-a.html
PT: https://tostpost.com/pt/carros/38872-o-que-um-diferencial-diferencial-e-como-ele-organizado.html
TR: https://tostpost.com/tr/arabalar/34475-nedir-mezhosevoy-diferansiyel-ve-nas-l-d-zenlenmi-tir.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/avtomob-l/38364-scho-take-m-zhos-oviy-diferenc-al-yak-v-n-vlashtovaniy.html
ZH: https://tostpost.com/zh/cars/18814-what-is-the-center- Differential-and-how-it-works.html
Межосевой дифференциал КамАЗ
Межосевой дифференциал смонтирован в картере 3, который закреплен на картере главной передачи промежуточного моста. Он состоит из самого конического дифференциала, механизма блокировки и привода управления блокировкой.
Корпус дифференциала состоит из двух половинок (чашек), соединенных болтами.
Передняя чашка имеет хвостовик, который опирается на шариковый подшипник 29.
На шлицевой части хвостовика установлен фланец 1 для соединения с карданной передачей.
Между половинками корпуса зажата крестовина 26, на шипах которой установлены четыре сателлита 6 с опорными шайбами 7.
Сателлиты входят в зацепление с шестернями 24 и 27 привода промежуточного и заднего мостов.
Так как сателлиты действуют на зубья этих шестерен с равными силами и их размеры одинаковы, то моменты на шестернях привода заднего и промежуточного мостов также одинаковы, т.е. дифференциал симметричен.
Шестерня 27 привода заднего моста установлена в корпус дифференциала, под ее конец подложена опорная шайба 28. В корпусе имеется канал подвода масла к опорной шайбе и ступице шестерни.
Шлицы выполнены по внутренней поверхности ступицы, шестерня 27 соединена шлицевым концом с приводом заднего моста через вал.
Шестерня 24 привода промежуточного моста соединена шлицами, выполненными на внутренней поверхности ступицы, с удлиненной ступицей конической шестерни главной передачи промежуточного моста.
На конце зубчатой ступицы 24 на шлицах установлена зубчатая муфта 21, по наружной части которой может перемещаться муфта 22 блокировки межосевого дифференциала.
Эта муфта соединена вилкой 20 с ползунком 11, связанным с механизмом управления блокировкой.
Корпус 19 механизма блокировки крепится на картере межосевого дифференциала.
Между корпусом и крышкой 18 зажата резиновая мембрана 15. Полость за мембраной (со стороны крышки) соединена шлангом 16 с краном включения блокировки дифференциала.
Ползунок 11 соединен с чашкой 14, внутри которой установлена нажимная пружина 13, а снаружи установлена возвратная пружина 12.
Рычаг блокировки межосевого дифференциала расположен на панели приборов в кабине.
На панели приборов также имеется контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала.
В показанном на рисунке положении межосевой дифференциал разблокирован.
Для блокировки дифференциала рычаг переключателя, расположенный на панели приборов, переводится в правое положение.
При этом сжатый воздух от регулирующего клапана по системе трубопроводов и шлангу 16 поступает в полость между крышкой корпуса и мембраной, которая изгибается, перемещает стакан 14 и ползунок 11 вперед, преодолевая сопротивление обратки пружина 12.
С начала движения ползунка замыкаются контакты выключателя 8 и загорается контрольная лампа на панели приборов.
Вместе с ползуном движется и установленная на нем вилка 20, которая входит в зацепление муфты 22 с зубчатым венцом на корпусе дифференциала.
При нахождении сцепления в крайнем левом положении шестерня 24 привода промежуточного моста и корпус дифференциала жестко связаны, т.