Полярность аккумулятора. Особенности определения
Нередко при знакомстве с аккумуляторами новых моделей или при просмотре ассортимента этих изделий автолюбители сталкиваются со словосочетанием «полярность АКБ«. При этом отмечается, что указанная характеристика может отличаться у разных образцов батарей. Но далеко не все пользователи знакомы с тем, что такое полярность аккумулятора автомобиля и что с ней делать.
Содержание
Что такое полярность аккумулятора и как она определяется?
Понятие «полярность» аккумуляторной батареи означает определенный порядок расположения токосъемных клемм на верхней панели. За ориентир, относительно которого фиксируется их положение, принимается плоскость лицевой стороны АКБ. С учетом этих факторов существуют аккумуляторы с прямой и обратной полярностью.
Известно, что в различных моделях автомобилей аккумулятор устанавливается в предназначенный для него бокс по разному. При взгляде спереди он может располагаться одним из следующим способов:
- Боком.
- Так называемым «полубоком».
- Рабочими клеммами от себя.
- Теми же клеммами на себя.
Рассматриваемое нами понятие напрямую связано с положением АКБ в машине и по отношению самому пользователю, который обычно располагается лицом к отсеку. Как уже отмечалось по этому критерию у различных моделей аккумуляторных батарей может быть прямая и обратная полярность. Рассмотрим каждую из них более детально.
Прямая полярность АКБ
Многих пользователь по понятным причинам интересует ответ на вопрос: а что такое есть прямая и обратная полярность? Постараемся ответить на него как можно более подробно. Согласно действующим европейским стандартам прямая разновидность полярности аккумулятора соответствует левостороннему расположению плюса и правостороннему положению минусовой клеммы. На приведенном выше фото она обозначена как «Тип1» (вторая позиция слева).
Важно отметить, что и прямая и обратная полярности АКБ распознаются при определенном положении аккумулятора относительно наблюдателя. В данном случае он располагается так, чтобы клеммы находились на лицевой поверхности ближе к нему.
Примеры аккумуляторов прямой полярности
Пример 1
Пример 2
АКБ обратной полярности
Когда клеммы АКБ при том же положении их относительно наблюдателя установлены наоборот – это прибор с обратной полярностью. На приведенном выше фото она обозначается как «Тип 0». Таким образом, обратная полярность – это такое расположение токосъемных контактов, когда плюсовой вывод находится справа, а минусовой – слева. При этом важно помнить о том, что АКБ должен быть развернутым клеммами к наблюдателю.
Примеры аккумуляторов обратной полярности
Пример 1
Пример 2
Различия аккумуляторов
Независимо от того, имеется ли прямая или обратная полярность у аккумулятора – порядок расположения полюсных наконечников у него заметить не так просто. Как правило, продающиеся образцы этих изделий очень схожи внешне. Они имеют одинаковые корпуса, количество банок, а также рассчитаны на ту же емкость и силу тока.
При внешней схожести указанные изделия все же могут иметь различную полярность установленных на них полюсных наконечников (прямую или обратную). Иногда даже водители с большим стажем работы по невнимательности путают их. Вот почему при выборе нужного изделия тем, кто полностью не уверен в своих силах, рекомендуется проконсультироваться у продавца насчет полярности АКБ.
Опытный торговый работник поможет подобрать именно тот образец прибора, который подойдет для Вашего автомобиля. Кроме того, в большинстве торговых организаций должны иметься специальные каталоги, содержащие подробнейшее описание используемых в них моделей АКБ.
Существуют и другие варианты расположения клемм, при которых обе они смещены в правую сторону корпуса (тип «3» или тип «4» на фото выше). Такое боковое смещение характерно для евро стандарта, а у нас в стране оно практически не используется.
Можно ли устанавливать АКБ с обратным расположением клемм?
При замене поврежденного АКБ рекомендуется покупать новое изделие с тем же расположением клемм, что и у старого образца. Если сделать этого не получается – можно приобрести аккумуляторы с обратной полярностью. Однако при этом следует заранее рассчитать длину подводящих проводов (кабелей с наконечниками). Она должна быть такой, чтобы можно было без наращивания поменять их местами.
В этом случае для корректного подсоединения клемм придется полностью заменить подвода. Их стоимость не слишком велика, да и обновлять их рано или поздно все равно бы пришлось. Таким образом, если при определении полярности у приобретаемой модели она оказалось иной – ее можно покупать, не опасаясь неприятностей. Самому автомобилю такая ситуация никак не повредит. При достаточно длинных проводах с наконечниками будет ли обратная или прямая полярность у АКБ – не имеет значения.
Полярность на аккумуляторах прямая и обратная на легковом авто
Все описанные ранее способы размещения АКБ и варианты расположения клемм характерны как раз для легкового автомобиля. То есть в этом случае прямая полярность на аккумуляторах – это когда плюсовая клемма располагается слева, а минусовая – справа.
Обратная полярность – это если контакты располагаются на поверхности корпуса наоборот. При этом они обязательно должны быть смещены в сторону наблюдателя (находиться непосредственно перед ним, а не на заднем плане).
Если вы делаете заказ в интернет-магазине и не видите саму батарею, узнать схему подключения можно по маркировке выбранной батареи. Буквой «R», цифрой «0» или сокращением «о.п.» обозначаются модели с обратной полярностью, устройства с прямой отмечаются «L», «1» или «п.п.». В описании к оборудованию также встречаются понятия «российская» («азиатская») и «европейская» полярность: первая является прямой, вторая — обратной.
Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.
Определение полярности АКБ грузовой машины
В легковых автомобилях она определяется с позиции, когда прибор располагается клеммами ближе к пользователю, то есть непосредственно перед ним. У профессионалов, освоивших профессию водителя и обслуживающих грузовые машины, ее принято распознавать несколько иначе.
Разница в этом случае состоит в том, что полярность грузового аккумулятора проверяется в состоянии, когда корпус батареи располагается клеммами от себя, то есть наоборот. Если выразиться по другому – они находятся на тыльной части крышки, на удалении от пользователя. Именно в таком положении следует определять полярность АКБ на грузовой машине.
Почему важно правильное расположение клемм?
Контроль расположения клемм на аккумуляторах машин в определенных ситуациях позволяет избежать многих неприятных моментов. Во первых, при выборе нового АКБ Вы сэкономите время, потраченное на возврат неподходящего для автомобиля образца. Во-вторых, в этом случае удастся избежать такой неприятности, как выход автомобильного аккумулятора из строя из-за неправильного подключения. И, наконец, Вам не придется расходовать дополнительные средства на его замену.
Что будет, если перепутать прямое и обратное подключения
Ранее мы ознакомились с тем, как определяется полярность на аккумуляторе и какие существуют разновидности расположения токосъемных клемм. При этом важно учесть, что при установке АКБ несложно перепутать его плюс и минус не только из-за невнимательности. К такой ситуации может привести элементарное незнание порядка расположения клемм на незнакомом образце батареи.
Неправильное подключение аккумулятора может привести к следующим неисправностям:
- Короткое замыкание и возникновение пожара.
- Поломка самой аккумуляторной батареи, а также выход из строя подключенного к ней электрического генератора.
- Повреждение бортовой электроники (ЭБУ), включая автомобильную магнитолу и другие дорогостоящие приборы.
В результате ошибки при определении расположения полюсных выводов и последующего за этим КЗ выгорают предохранители, для замены которых потребуются дополнительные расходы и затраты времени. Если наконечники питающих кабелей неплотно прилегают к клеммам АКБ – это приводит к образованию мощной искры, нередко становящейся причиной пожара в отсеке.
Из-за неправильного подключения сами аккумуляторы полярность которых оказалась обратной предполагаемой, могут получить сильные повреждения. После этой оплошности придется заменить неисправный образец новым прибором. Кроме того, возможен выход из строя генератора, от которого заряжается АКБ, а также поломка магнитолы.
Кстати, подсоединить минусовой провод к плюсовой клемме в большинстве случаев без применения молотка не получится. Производители намеренно делают диаметр плюсового контакта несколько больше, чтобы минимизировать количество подобных проблем.
Нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок, чтобы узнать помогла статья или нет.
как определить расположение клемм на разных типах АКБ
Полярность аккумуляторной батареи является важным параметром для подзарядки устройства. Неправильно установленная полярность может привести к выходу из строя источника питания или даже вызвать возгорание прибора. Полярность бывает разной, и в каждой необходимо немного разбираться.
Что такое полярность аккумулятора
Полюсовка аккумуляторной батареи — это расположение компонентов, которые имеют функцию проводимости электрического тока. К клеммам подключаются либо зарядник, либо электрическая цепь автомобиля.
Прямая полярность
АКБ, имеющие прямую полюсовку, располагались на практически всех устаревших российских моделях транспорта. Если поставить источник питания прямо перед собой, а клеммы будут расположены ближе к автовладельцу, то с левой стороны будет плюсовая точка, а с правой минусовая точка. Грузовой транспорт имеет другую структуру клемм. Ближняя клемма к владельцу будет являться плюсовой.
Чем отличаются аккумуляторы с разной полярностью
Самое главное отличие таких аккумуляторных батарей — это расположение контрактов. Они являются обратными друг другу.
Как определить полярность аккумулятора автомобиля
Для определения существует несколько основных способов:
- визуально;
- при помощи мультиметра.
Визуально
Для определения плюса и минуса будет достаточно на них посмотреть. Производители изготавливают разных размеров. Относится это ко всем современным аккумуляторным батареям. Плюсовой зажим на клеммах делается больше в отличие от минуса. Если есть сомнения, то можно провести замеры используя дополнительные инструменты. При резьбе отличить таким способом не получится, потому что они одинаковые. Для их определения необходимо обратиться к этикетке на АКБ или прочитать техническую инструкцию.
Внешние отличия АКБ с прямой полярностью | Внешне отличить аккумулятор с прямой полюсовкой можно при помощи маркировочных обозначениях или прочитать техническую документацию. Там будет, П.П. или Российская, Азиатская 1 L. |
Как выглядит аккумулятор с обратной полярностью | Аккумуляторная батарея также имеет свои маркировочные обозначения на корпусе или в документации. О.П. или Европейская 0 R. |
С помощью мультиметра
Самым верным и точным способом узнать правильную полярность поможет специальный инструмент — мультиметр. Таким образом удастся наверняка понять, где плюс, а где минус. Подключить чёрный проводок к минусу и должно показаться параметр напряжения без всяких знаков возле цифровых обозначений. Если всё появился значок минуса на дисплее — это означает, что подключена неверная полярность. Если мультиметр имеет обозначения стрелкой, то при правильном подключении эта стрелочка уйдёт от 0 в правую сторону. При неправильном уходит в левую сторону до самого ограничения.
Мультиметр — прибор для установления полярности.
Расположение клемм аккумулятора
Помимо автомобильных АКБ, существуют и другие виды, которые имеют свои расположения клемм.
Как определить полярность на АКБ для грузовых автомобилей
Грузовой транспорт имеет большие габариты и, соответственно, другую длину проводов и структуру подкапотного пространства. Аккумуляторная батарея грузового автомобиля отличается расположением клемм. Если поставить АКБ так, чтобы клеммы располагались справа, то плюсовая клемма будет ближе к владельцу, а минусовая дальше.
Где находятся токовыводящие элементы на нераспространенных типах батарей
Существует такая разновидность АКБ, которая обозначена цифрой 2. Микроэлементы токовывода на них, имеют диагональное расположение. В верхнем углу располагается плюсовая клемма, а противоположность находится в другом углу. Помимо разновидности «двоек», бывают ещё «шестёрки» и «девятки», но их использование крайне редкое. Тем не менее, они имеют своё расположение клемм. У «шестёрок» последовательно в один ряд по углам, а у «девяток» напротив друг друга.
Другие способы определения полюсов при отсутствии маркировки
Если по непонятным причинам отсутствует маркировка на аккумуляторной батарее, то можно узнать полярность при помощи технической документации, идущей в комплекте. Самым верным и надёжным способом выяснить полюсовку клемм — это использование мультиметра. Выше описание как проверяется полярность при помощи этого метода.
Можно ли установить аккумулятор, полярность которого не соответствует модели автомобиля
Да, теоретически установить такой АКБ возможно, но придётся прибегать к нестандартным установкам. Если на старый авто купить обратную аккумуляторную батарею, то может быть недостаток длины проводков. Увеличить длину такого провода является довольно непростой задачей. Рекомендуется отказаться от использования такой аккумуляторной батареи. Стоит попробовать её продать и на эти средства приобрести новую и правильную АКБ.
Установка аккумулятора в авто.
Какими будут последствия если перепутать полярность при подключении
Если произошло неправильное подключение клемм аккумулятора, но автовладелец сразу понял, что ошибся, то вероятнее всего проблем не случится. При слишком долгом нахождении клемм не на своём месте, это может привести:
- к короткому замыканию. Это будет самый благоприятный исход, появится множество искр. Если быстро успеть среагировать и отключить клеммы, то сгорят только предохранители. Если реакции не хватит, то начнётся задымление и сплавятся провода;
- воспламенение. Самый опасный исход, при котором может случиться пожар. Проводки начнут плавиться и это приведёт к тому, что искра попадёт на бензин, соответственно, полностью загорится транспортное средство.
Новая АКБ скорее всего сможет выдержать небольшое количество времени, а вот у старой произойдёт осыпание плюсовой металлической пластинки в электролит.
Это повлечёт короткое замыкание банки и как следствие снижение энергетической ёмкости аккумуляторной батареи. Производители позаботились о том, чтобы «знающий» автовладелец не смог подключить минусовой провод к плюсовой клемме.
Физическими усилиями произвести подключение не получится из-за разного диаметра. Также можно неправильно подключить зарядное устройство, и это будет чревато тем, что выйдет из строя ЗУ.
Можно ли сменить полярность аккумулятора самостоятельно
Такой процесс называется переполюсовкой аккумуляторной батареи. Делается он только в самых крайних ситуациях. Проводить данные мероприятия крайне не рекомендуется лицам, которые имеют плохое представление о работе с электронными устройствами и аккумуляторными батареями.
Инструкция смены полярности:
- посадить АКБ в ноль, при этом подцепив какую-то нагрузочную силу;
- положительный проводок цепляется к минусу, а отрицательный к плюсу;
- приступить к подзарядке;
- когда закипит электролит, прекратить заражать АКБ.
Проводить процедуру следует на работоспособном аккумуляторе. У дешёвых АКБ может произойти разрушение металлических пластинок.
Вы пробовали разобрать автомобильный аккумулятор?
Разбирал Не приходилось
Полезные советы и правила ухода за аккумулятором
Правильный уход за аккумулятором повысит его срок эксплуатации и эффективность использования.
- Всегда требуется внимательно относиться к соблюдению полярности.
- Следить за состоянием электролита в банках.
- Не допускать сильного загрязнения устройства.
- Производить правильную зарядку, используя качественное зарядное устройство.
- Ни в коем случае не допускать короткого замыкания или сульфатации аккумуляторной батареи.
- При окончании срока эксплуатации, всегда рекомендуется сдать старую АКБ в специализированный центр по переработке и утилизации устаревших источников питания.
Вперед и назад Как определить
При покупке автомобильного аккумулятора обратите внимание на полярность. Если аккумулятор подключен неправильно, то электрика машины может полностью выйти из строя.
Содержание
- Что такое полярность батареи?
- Обратная полярность батареи
- Прямая полярность батареи
- Другие типы полярности
- Как определить прямую или обратную полярность
- Что произойдет, если вы перепутаете полярность при подключении
- Можно ли поменять полярность батареи
Что такое полярность батареи?
Источник постоянного тока имеет положительный и отрицательный контакты. Они подключены к потребителям электроэнергии. Узнать полярность батареи несложно. На корпусе есть значки плюс и минус, часто есть цветовые коды.
Кроме того, плюсовой контакт имеет больший размер. Большинство автомобилей имеют плюсовую клемму 19,5 мм и минусовую клемму 17,9 мм.мм. Азиатские автомобили (Азия) имеют плюсовую клемму 12,7 мм и минусовую клемму 11,1 мм.
Такие возможности практически полностью исключают возможность неправильного подключения аккумулятора. Расположение аккумулятора в автомобиле различно. Под капотом справа или слева. В салоне или багажнике. Поэтому следует выбирать устройство, которое будет иметь правильное расположение клемм.
Обратная полярность аккумулятора
Владельцам иномарок следует знать, что почти во всех автомобилях используются аккумуляторы с обратной полярностью, обозначаемой цифрой «0».
Визуально определить можно следующим образом. Если расположить батарею так, чтобы клеммы и этикетка были обращены к человеку, то справа будет плюс, а слева минус.
Для грузовых автомобилей обратная полярность называется левой и обозначается цифрой «3». Дело в том, что из-за больших габаритов корпуса клеммы установлены с узкой стороны. Для того, чтобы определить полярность нужно встать с того края батареи, где расположены клеммы. Слева будет плюс, а справа минус.
Обратная полярностьАккумуляторная батарея Прямая полярность
Прямая полярность используется на отечественных автомобилях. В этом случае плюсовая клемма расположена слева, а минусовая – с правой стороны. Для легковых автомобилей она обозначается цифрой «1»
Для грузовых автомобилей прямая полярность называется правой и обозначается цифрой «4». Если встать с того края, где контакты, то с правой стороны будет плюс, а с левой минус.
Прямая полярностьДругие виды полярности
Имеются более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру идентификации. Например, есть модели, имеющие полярность «6», что визуально определяется наличием плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратную форму.
Полярность «9», она же «5» тоже не очень распространена. Узнать, что аккумулятор относится к этой категории, можно по расположению клемм ровно посередине аккумулятора.
Есть еще полярность «2», она тоже встречается на грузовиках и спецтехнике. В этом случае клеммы расположены по диагонали.
Полярность 2 и 9Как определить прямую или обратную полярность
Определить принадлежность аккумулятора к той или иной категории можно по расположению клемм на корпусе. Если полярность прямая, то плюс располагается слева, при обратной — плюсовая клемма справа. Если батарея старая и надписи стерлись или закрылись под большим количеством отложений, то с помощью стрелочного вольтметра можно точно определить, где находится плюсовая клемма аккумулятора.
Что будет, если перепутать полярность при подключении
Если при подключении перепутать клеммы, возможны следующие последствия:
- Перегорели предохранители.
- Огонь.
- Сбой компьютера.
- Перегорание диодного моста генератора.
- Проводка оплавлением.
- Ошибка сигнализации.
Наиболее опасным явлением при реверсе является пожар, поэтому при возникновении искр при соединении клемм процедуру следует прекратить. Проводка также может быть сильно повреждена.
Можно ли поменять полярность аккумулятора
Невозможно изменить расположение электрических клемм на корпусе аккумулятора, но на некоторые автомобили можно установить аккумулятор другого типа. В этом случае достаточно повернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы соответствующие выводы совпали с клеммами.
Этот способ подключения аккумулятора с неправильным расположением электрических клемм может не подойти только для очень коротких проводов, которые идут от «массы» автомобиля и двигателя-генератора. Если на автомобиле провода, подсоединяемые к аккумулятору, слишком короткие для установки деталей, не подходящих по расположению клемм, то достаточно заменить их на более длинный проводник. При этом диаметр провода не должен быть меньше демонтируемого элемента электропроводки.
Остались вопросы по полярности или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это сделает материал более полезным, полным и точным.
Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора
Покупка запчастей или различного оборудования для автомобиля накладывает определенные обязательства на автовладельца. Важно правильно разобраться с этим вопросом, особенно если он касается электрической части машины. Отправляясь в магазин, стоит заранее уточнить, какая полярность аккумулятора прямая или обратная. Ошибка в выборе может стоить довольно дорого в будущем.
Содержание
- 1 Актуальность выбора
- 2 Применимые стандарты
- 3 Проблемы с реверсом
Актуальность выбора
Собираясь за новым аккумулятором, обычно автомобилистов интересуют несколько основных параметров товара: емкость
О том, что такая прямая и обратная полярность аккумулятора, они могут подумать, просто пытаясь использовать не тот товар. Хотя визуально такая разница не бросается в глаза незнающему человеку.
Понимая, что означает полярность батареи прямая или обратная, необходимо иметь в виду, что это явление не относится к физико-химическим параметрам, а лежит в плоскости структурного различия.
Внутри большинство стандартных батарей состоят из нескольких небольших батарей, разделенных специальными перегородками. Обычно модулей 6 штук в 12-вольтовом изделии. В каждом из них есть положительные и отрицательные пластины, и в нормальных условиях все модули выдают напряжение около 2-2,2 В, и все они соединены друг с другом последовательно. Все они располагаются в заданной последовательности относительно передней стенки готового изделия.
Применимые стандарты
Устанавливаемые в легковые автомобили аккумуляторы снаружи оснащены парой внешних клемм, которые называются «положительной» и «отрицательной». Традиционно они обозначаются математическими символами «+» и «-». Необходимо учитывать, что по международной классификации обозначения производятся исключительно рельефным способом (выпуклость/вогнутость). Таким образом, их можно разбирать в любых условиях, в том числе и ночью.
Указав обратную полярность аккумулятора, что это такое, необходимо учитывать положение клемы по отношению к автомобилисту. Сначала вам нужно установить батарею соответствующим образом. Поворачиваем его широкой стороной к себе, чтобы контакты были как можно ближе к зрителю.
См. также: Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Верхняя этикетка будет читаема. В подобном положении на правой руке будет «плюс», а на левой — «минус». Эта позиция будет обратной. Он характерен для подавляющего большинства современных европейских производителей. Открыв капот любой популярной иномарки типа БМВ, Ауди, Шкода или других, можно обнаружить именно этот тип устройства.
Аккумулятор с обратной полярностью
В случае с отечественными авто водителей должен интересовать вопрос другой, прямой полярности аккумулятора, что это такое. Это связано со спецификой наших автомобилей. В них от ВАЗ 2107 и «Москвича» до «Калины» и «Весты» используется прямой тип крепления клемм. В некоторых источниках встречается вариант названия — «Русский тип».
Существуют и другие, менее популярные формы установки выносных контактов, при которых они располагаются, например, по диагонали или у коротких сторон батареи. Однако такие особи редко встречаются на совсем уж экзотических марках автомобилей. Наиболее частые «иностранцы» у нас — это аккумуляторы с обратной полярностью.
Важно знать, что между «азиатской» и «европейской» версией аккумулятора есть конструктивное отличие.
Традиционно в европейских аккумуляторах контакты «утоплены» ниже основной верхней плоскости. Изделия южнокорейских или японских компаний комплектуются аккумуляторами с выступающими клеммами. Так же они немного отличаются по диаметру, поэтому необходимо учитывать этот факт при загрягивании контактов, чтобы не слететь с кочек.
Проблемы с реверсом
Неправильно подобранные аккумуляторы могут привести к плачевным результатам. Замена полюсов на дорогой машине может вызвать короткое замыкание. Этот факт влечет за собой выход из строя основной электроники («мозгов»), без которой машина не сдвинется с места.
Возможен и более негативный прогноз, согласно которому искры под капотом вызовут пожар. Пожар в гараже может привести к плачевным последствиям.
См. также: Как заменить лампу ближнего светаПомощь водителю в такой ситуации, не доведение до негативного сценария, забота автоинженеров. Маркируют провода с контактами цветом и Сами выводы на аккумуляторе цветами: красный + и черный -. Это должно остановить внимательного водителя. Также, если установлена не та батарея, может не хватить длины проводов к соответствующим контактам. Необходимо учитывать, что традиционно положительный вывод имеет несколько большие размеры как в азиатском, так и в европейском вариантах.
Важно знать, что ориентироваться для определения полярности необходимо только по рельефному рисунку, так как наклейки могут быть случайно перепутаны.
Некоторые водители выкручивают аккумулятор с неправильной полярностью на 180 градусов, но не делают этого, даже если вы используете удлинители для клемм. Сечение проводов рассчитать проблематично, так как чрезмерно длинные контакты могут в нежелательных местах соприкасаться с другим оборудованием.