Тормозная система. Схема гидропривода тормозов ВАЗ 2110 2111 2112
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления 10, вакуумным усилителем 5 и индикатором недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Схема гидропривода тормозов 1 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 2 — трубопровод контура «правый передний — левый задний тормоз»; 3 — гибкий шланг переднего тормоза; 4 — бачок главного цилиндра; 5 — вакуумный усилитель; 6 — трубопровод контура «левый передний — правый задний тормоз»; 7 — тормозной механизм заднего колеса; 8 — упругий рычаг привода регулятора давления; 9 — гибкий шланг заднего тормоза; 10 — регулятор давления; 11 — рычаг привода регулятора давления; 12 — педаль тормоза; 13 — тормозной механизм переднего колеса.
Тормозные механизмы передних колес 13 — дисковые (на автомобилях ВАЗ-21103, -21113 и -2112 -вентилируемые), с однопоршневой плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных накладок. Тормозные механизмы задних колес 7 — барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.
Главный тормозной цилиндр 1 крепится к корпусу вакуумного усилителя 5 на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый бачок 4 с датчиком аварийного уровня жидкости. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В нижней части цилиндра ввернуты два винта, ограничивающие перемещение поршней. Винты уплотнены медными прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины, также уплотненная медной прокладкой. Поршни в главном цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие правый передний и левый задний тормозные механизмы, а тот, что ближе к заглушке — левый передний и правый задний.
Вакуумный усилитель 5 расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром 1 и крепится к кронштейну педального узла на двух шпильках. Усилитель -неразборной конструкции, при выходе из строя его следует заменить. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с заглушенным двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, запускаем двигатель. При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть также вызваны негерметичностью шланга, отбирающего вакуум от впускного коллектора.
Регулятор давления задних тормозов 10 крепится двумя болтами к кронштейну в левой задней части кузова. Один из этих болтов (передний) также крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления 11. За счет овальности отверстий для его крепления кронштейн вместе с рычагом можно перемещать относительно регулятора давления, изменяя усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора (см. «Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов»). С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень регулятора давления. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны упругого рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного цилиндра, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси и препятствуя опережающей блокировке задних колес по отношению к передним. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и, наоборот — с уменьшением нагрузки давление падает.
Плавающая скоба переднего тормоза включает в себя суппорт и колесный цилиндр, которые стянуты между собой двумя болтами. Двумя другими болтами скоба крепится к пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые защитные чехлы. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки. Внутренняя колодка имеет сигнализатор износа накладок. В цилиндре установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между тормозными колодками и диском.
Тормозные диски — стальные (чугунные). Минимально допустимая толщина диска при износе — 17,8 мм для вентилируемых дисков и 10,8 мм — для невентилируемых, максимальное биение по внешнему радиусу -0,15 мм.
Задние колесные тормозные цилиндры снабжены устройством для автоматического поддержания зазора между колодками и барабаном. Основной элемент устройства — стальное пружинное разрезное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца (по два на цилиндр) вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок упорные кольца под действием поршней сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала поршней под действием механических примесей, попавших в тормозную жидкость или образовавшихся под действием коррозии (наличие воды в тормозной жидкости), кольца могут «закиснуть» в цилиндре и один или даже оба поршня потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае необходимо заменить.
Привод стояночной тормозной системы — механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя • двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки.
ВАЗ-2110, тормозная система: схема
В данной статье будет рассмотрена конструкция автомобиля ВАЗ-2110: тормозная система, основные компоненты и механизмы. Вы узнаете про общую схему привода, конструкцию всех элементов.
Общее устройство
Устроена тормозная система ВАЗ-2110 таким образом, что колодки приводятся в движение при помощи давления в трубках. Имеются два контура, специальный регулятор давления, вакуумный усилитель и датчик уровня жидкости в бачке. В том случае если произойдет отказ одного контура, второй останется работоспособным. Конечно, эффективность торможения резко снизится. Стоит также отметить, что на передних колесах «десяток» устанавливаются вентилируемые тормозные диски.
Также конструкцией предусмотрено наличие сигнализатора износа колодок. На задних колесах установлены барабанные тормоза, которые приводятся в движение при помощи двухпоршневого цилиндра. Имеется также механизм, который производит автоматическую регулировку зазора между барабаном и тормозными колодками. Основа системы — это главный цилиндр, смонтированный на вакуумном усилителе. В верхней части ГТЦ имеется расширительный бачок, в котором предусмотрена крышка со встроенным датчиком уровня.
Главный тормозной цилиндр
Состоит тормозная система ВАЗ-2110 из нескольких узлов, но главным является цилиндр, с помощью которого повышается давление в трубках. В цилиндрах поршни движутся последовательно. Тот, который находится ближе к вакуумному усилителю, создает давление в правом переднем и заднем левом тормозных механизмах. Второй поршень приводит в движение суппорты левого переднего и правого заднего тормозных механизмов. Обратите внимание на то, что манжеты, которые надеваются на поршни, одинаковые. Они имеют диаметр 20,64 мм. Но имеется уплотнительное кольцо, работающее под низким давлением. Оно находится на том поршне, который ближе к вакуумному усилителю. Кроме того, на нём присутствует проточка.
Вакуумный усилитель
Схема тормозной системы ВАЗ-2110 предусматривает наличие вакуумного усилителя. С его помощью повышается усилие, которые прикладывается к педали. Вакуумный усилитель находится между педалью и цилиндром. Крепление производится при помощи двух шпилек. Конструкция не подразумевает осуществление разборки, поэтому при поломке устройство необходимо сразу же заменить на новое.
Чтобы проверить вакуумный усилитель, необходимо заглушить двигатель и нажать на педаль тормоза несколько раз. Затем выжать педаль до конца, завести двигатель и обратить внимание на то, что произойдет. Если педаль ушла вперед, то вакуумный усилитель полностью исправен. Конечно, в том случае если не имеется видимых мелких дефектов. Стоит также отметить, что прибор не будет функционировать либо его эффективность снизится в разы, если будет нарушена герметичность шланга, соединяющего его с выпускным коллектором. При наличии такого дефекта на ВАЗ-2110 тормозная система будет работать слабо.
Регулятор давления
Для задних тормозов предусмотрен регулятор давления. Он крепится при помощи кронштейна к кузову автомобиля с левой задней стороны. Причем один из болтов производит крепление вильчатого кронштейна привода регулятора. Отверстия имеют овальную форму. Благодаря этому кронштейн может перемещаться возле регулятора. При этом изменяется усилие, воздействующее на поршень механизма.
При увеличении нагрузки на заднюю часть автомобиля на рычаг воздействует определенное усилие. При этом оно передается на поршень. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, в системе жидкость старается выдвигать наружу поршень. Но этому мешает усилие, которое действует от рычага. Далее происходит уравновешивание тормозной системы. На заднюю ось не производится тормозное усилие. Вследствие этого не допускается блокировка задних колес. Схема тормозной системы ВАЗ-2110 демонстрирует то, как осуществляется движение жидкости по трубкам.
Когда происходит увеличение нагрузки на заднюю ось, колеса и дорога имеют максимальную степень сцепления. При помощи регулятора обеспечивается подача большего давления на цилиндры задних колес. Когда уменьшается нагрузка на задние колеса, давление становится ниже. На корпусе имеется небольшое отверстие, которое закрыто при помощи заглушки. Если вы обнаружите подтекание жидкости оттуда, то имеет место негерметичность в уплотнительных кольцах.
Как произвести замену главного цилиндра
Необходимо для обеспечения доступа к цилиндру снять обивку в моторном отсеке. Для этого выкручиваются три самореза на ВАЗ-2110. Тормозная система, неисправности которой рассматриваются в статье, спрятана под этой обивкой. Стоит отметить, что полностью снимать ее нет нужды. Достаточно немного отогнуть. После того как получен доступ к цилиндру, необходимо отключить датчик уровня жидкости. Затем надо выкрутить крышку с расширительного бачка. При помощи груши либо же шприца откачайте всю жидкость. После этого отверните от цилиндра штуцеры трубок. Уберите их подальше.
Теперь можно выкрутить две гайки, при помощи которых производится крепление ГТЦ к корпусу вакуумного усилителя. Снимите цилиндр вместе с расширительным бачком. Чтобы демонтировать последний, достаточно поддеть его отверткой. Установка главного тормозного цилиндра производится в обратном порядке. При этом обязательно необходимо прокачивать систему. Впрочем, практически любой ремонт тормозной системы ВАЗ-2110 заканчивается прокачкой.
Как снять вакуумный усилитель
Как и в предыдущем разделе, снимаете обивку. Также потребуется демонтировать накладки, установленные на ветровом стекле. Для обеспечения непопадания воздуха в гидравлическую систему не нужно отключать трубки от ГТЦ. Затем откручиваете две гайки, которыми произведен крепеж цилиндра к корпусу усилителя тормозов. Уводите ГТЦ к передней части автомобиля — старайтесь не сломать тормозные трубки.
После этого необходимо отключить шланг, идущий от впускного коллектора. Далее перебираетесь в салон, отключаете провода, после чего выкручиваете четыре гайки, которыми произведено крепление кронштейна тормозной педали. Теперь можно вынуть усилитель тормозов вместе с педалью.
Как заменить передние колодки
Довольно надежна тормозная система автомобиля ВАЗ-2110, но колодки все равно стираются со временем. Для их замены вам потребуется вывесить передние колеса. Снимаете колесо, после чего отгибаете край пластины, при помощи которой производится фиксация нижнего болта, крепящего суппорт к ступице. Далее выкручиваете болт, при помощи отвертки поднимаете суппорт в сборе вверх. Теперь можно без труда вытянуть колодки. Заметьте, что установить новые будет проблематично, так как поршень находится в выдвинутом состоянии. Его необходимо при помощи газового ключа вдавить до упора.
Если нет подходящего ключа, необходимо установить внешнюю колодку. После этого суппорт надо опустить в начальное положение и установить монтажную лопатку между диском и поршнем. С ее помощью последний вдавливается в суппорт. Сборка узла должна проводиться в обратном порядке.
Замена задних колодок
Чтобы определить состояние задних колодок, не нужно разбирать весь механизм. Для этого предусмотрено специальное смотровое окошко. Из него необходимо вытянуть заглушку, после чего можно определить, какую толщину имеют накладки. Заметьте, что допускается толщина минимум полтора миллиметра. На автомобиле ВАЗ-2110 тормозная система выполнена по стандартной схеме, аналогичная используется на большинстве машин.
Во-первых, нужно вывесить и снять заднее колесо. Во-вторых, ослабить тросик стояночного тормоза, вывернуть штифты и, проворачивая тормозной барабан, при помощи небольшого молотка нанести легкие удары в торец. После этого можно снять барабан. При помощи отвертки необходимо отсоединить верхнюю пружину, затем направляющую и нижнюю. После этого нужно вывести из зацепления наконечник тросика стояночного тормоза. Затем вынимается шплинт с оси рычага привода стояночного тормоза. Далее можно установить новые колодки в обратном порядке.
Заключение
Произвести ремонт несложно, если знать, как осуществляется работа тормозной системы ВАЗ-2110. Для проведения всех мероприятий вам потребуется стандартный набор инструментов и всего один специальный ключ на 8 обжимного типа. В магазинах он называется «ключ для тормозных трубок». С его помощью без труда проводится выкручивание штуцеров.
Тормозная система ВАЗ схема устройства, принцип работы
Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов. Резиновая диафрагма 12 вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг. Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом В корпусе клапана размещен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень схема тормозов 2110 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и схема тормозов 2110 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель При нажатии на педаль перемещается толкатель 18, схема тормозов 2110 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана.
При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с схема тормозов 2110.
Тормозная система ВАЗ 2110.(2112). Ремонт и особенности
Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и схема тормозов 2110 С камеры А и В сообщаются между. Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от схема тормозов 2110 на заднюю ось автомобиля.
Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Регулятор давления 1 рис. Привод регулятора давления крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн схема тормозов 2110 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5.
Его верхнее плечо связано с схема тормозов 2110 рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления.
Тормозная система ВАЗ схема устройства, принцип работы Содержание: Принцип работы Устройство системы торможения Зачем нужен.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском. Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее Н 35 кгсчто превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 смотрите рисунок Тормозной механизм заднего колеса тормозных колодок.
Когда из-за износа накладок зазор 1,25—1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 смотрите рисунок Колесный цилиндр схема тормозов 2110 к буртику кольца 9вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей схема тормозов 2110 буртик упорного кольца.
Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном. Через отверстие основания проходит толкатель 7соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8.
На толкателе расположен подвижный контакт 11а на корпусе датчика — неподвижные контакты Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости схема тормозов 2110 бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.
В данной схема тормозов 2110 будет рассмотрена конструкция автомобиля ВАЗ тормозная система, основные компоненты и механизмы. Вы узнаете про общую схему привода, конструкцию всех элементов. Устроена тормозная система ВАЗ таким образом, что колодки приводятся в движение при помощи давления в трубках. Имеются два контура, специальный регулятор давления, вакуумный усилитель и датчик уровня жидкости в бачке. В том случае если произойдет отказ одного контура, схема тормозов 2110 останется работоспособным.
Конечно, эффективность торможения резко снизится. Стоит также отметить, что на передних колесах «десяток» устанавливаются вентилируемые схема тормозов 2110 диски. Также конструкцией предусмотрено наличие сигнализатора износа колодок.
На задних колесах установлены барабанные тормоза, которые приводятся в движение при помощи двухпоршневого цилиндра.
Имеется также механизм, который производит автоматическую регулировку зазора между барабаном и тормозными колодками. Основа системы — это главный цилиндр, схема тормозов 2110 на вакуумном усилителе. В верхней части ГТЦ имеется расширительный бачок, в котором предусмотрена крышка со встроенным датчиком уровня.
Состоит тормозная система ВАЗ из нескольких узлов, но главным является цилиндр, с помощью которого повышается давление в трубках. В цилиндрах поршни движутся последовательно. Тот, который находится ближе к вакуумному усилителю, создает давление в правом переднем и заднем левом тормозных механизмах.
Второй поршень приводит в движение суппорты левого переднего и правого заднего тормозных механизмов. Обратите внимание на то, что манжеты, которые надеваются на поршни, одинаковые.
Они имеют диаметр 20,64 схема тормозов 2110. Но имеется уплотнительное кольцо, работающее под низким давлением. Оно схема тормозов 2110 на том поршне, который ближе к вакуумному усилителю. Кроме того, на нём присутствует проточка. Схема тормозной системы ВАЗ предусматривает наличие вакуумного усилителя. С его помощью повышается усилие, которые прикладывается к педали.
Тормозная система ВАЗ 2110, устройство, принцип работы
Вакуумный усилитель находится между педалью и схема тормозов 2110. Крепление производится при помощи двух шпилек. Конструкция не подразумевает осуществление разборки, поэтому при поломке устройство необходимо сразу же заменить на новое. Чтобы проверить вакуумный усилитель, необходимо заглушить двигатель и нажать на педаль тормоза несколько.
Затем выжать педаль до конца, завести двигатель и обратить внимание на то, что произойдет. Схема тормозов 2110 педаль ушла вперед, то вакуумный усилитель полностью исправен. Конечно, в том случае если не имеется видимых мелких дефектов.
Стоит также отметить, что прибор не будет функционировать либо его эффективность снизится в разы, если будет нарушена герметичность шланга, соединяющего его с выпускным коллектором.
При наличии такого дефекта на ВАЗ тормозная система будет работать слабо. Для задних тормозов предусмотрен регулятор давления. Он крепится при помощи кронштейна к кузову автомобиля с левой задней стороны. Причем один из болтов производит крепление вильчатого кронштейна схема тормозов 2110 регулятора.
Отверстия имеют овальную форму. Благодаря схема тормозов 2110 кронштейн может перемещаться возле регулятора. При этом изменяется усилие, воздействующее на поршень механизма. При увеличении нагрузки на заднюю часть автомобиля на рычаг воздействует определенное усилие. При этом оно передается на поршень. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, схема тормозов 2110 системе жидкость старается выдвигать наружу поршень. Но этому мешает усилие, которое действует от рычага.
Далее происходит уравновешивание тормозной системы. На заднюю ось не производится тормозное усилие. Вследствие этого не допускается блокировка задних колес.
Подтекание тормозной жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колец регулятора тормозных сил. Для уменьшения усилия.
Схема тормозной системы ВАЗ демонстрирует то, как осуществляется движение жидкости по трубкам. Когда происходит увеличение нагрузки на заднюю ось, колеса и дорога имеют максимальную степень сцепления. При помощи регулятора обеспечивается подача большего давления на цилиндры задних колес.
Когда уменьшается нагрузка на задние колеса, давление становится ниже. На корпусе имеется небольшое отверстие, которое закрыто при помощи заглушки. Схема тормозов 2110 вы обнаружите подтекание жидкости оттуда, то имеет место негерметичность в уплотнительных кольцах. Необходимо для обеспечения доступа к цилиндру снять обивку в моторном отсеке. Для этого выкручиваются три самореза на ВАЗ Тормозная система, неисправности которой рассматриваются в статье, спрятана под этой обивкой.
Стоит отметить, что полностью снимать ее нет нужды. Достаточно немного отогнуть. После того как получен доступ к цилиндру, необходимо отключить датчик уровня жидкости. Затем надо выкрутить крышку с расширительного бачка. При помощи груши либо же шприца откачайте всю жидкость. После этого отверните от цилиндра штуцеры трубок. Уберите их подальше. Теперь можно выкрутить две гайки, схема тормозов 2110 помощи которых производится крепление ГТЦ к корпусу вакуумного усилителя.
Снимите цилиндр вместе с расширительным бачком. схема тормозов 2110
Чтобы демонтировать последний, достаточно поддеть его отверткой. Установка главного тормозного цилиндра производится в обратном порядке. При этом обязательно необходимо прокачивать систему.
Впрочем, практически любой ремонт тормозной системы ВАЗ заканчивается прокачкой. Как и в предыдущем разделе, снимаете обивку. Также потребуется демонтировать накладки, установленные на ветровом стекле.
Для обеспечения непопадания воздуха в гидравлическую систему не нужно отключать трубки от ГТЦ. Затем откручиваете две гайки, которыми произведен крепеж цилиндра к корпусу усилителя тормозов. Уводите ГТЦ к передней части автомобиля — старайтесь не сломать тормозные трубки. После схема тормозов 2110 необходимо отключить шланг, идущий от впускного коллектора. Далее перебираетесь в салон, отключаете провода, после чего выкручиваете четыре гайки, которыми произведено крепление кронштейна тормозной педали.
Теперь можно вынуть усилитель тормозов вместе с педалью. Довольно надежна тормозная система автомобиля ВАЗ, но колодки все равно стираются схема тормозов 2110 временем. Для их замены вам потребуется вывесить передние колеса. Снимаете колесо, после чего отгибаете край пластины, при помощи которой схема тормозов 2110 фиксация нижнего болта, крепящего суппорт к ступице. Далее выкручиваете болт, при помощи отвертки поднимаете суппорт в сборе вверх.
Теперь можно без схема тормозов 2110 вытянуть колодки. Заметьте, что установить новые будет проблематично, так как поршень находится в выдвинутом состоянии. Его необходимо при помощи газового ключа вдавить до упора. Если нет подходящего ключа, необходимо установить внешнюю колодку.
После этого суппорт надо опустить в начальное положение и установить монтажную лопатку между диском и поршнем.
Как устроена тормозная система ВАЗ 2110?
С ее помощью последний вдавливается в суппорт. Сборка узла должна проводиться в обратном порядке. Чтобы определить состояние задних колодок, не нужно разбирать схема тормозов 2110 механизм. Для этого предусмотрено специальное смотровое окошко.
Из него необходимо вытянуть заглушку, схема тормозов 2110 чего можно определить, какую толщину имеют накладки. Заметьте, что допускается толщина минимум полтора миллиметра.
Замена главного тормозного цилиндра ВАЗ, ВАЗ Работы по замене главного тормозного схема тормозов 2110 ВАЗ, ВАЗ — Для доступа к гайкам крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю необходимо отвернуть три самореза, удерживающих обивку моторного отсека, и отогнуть обивку.
Прокачиваем систему гидропривода. Снятие вакуумного усилителя тормоза ВАЗ, ВАЗ с педального узла — Снимаем обивку моторного отсека, облицовку и накладки ветрового окна.
Выключатель и буфер стоп-сигнала. Выполнить эту операцию можно разными методами. Замена задних тормозных колодок ВАЗ, ВАЗ Для оценки состояния задних тормозных колодок без снятия барабана в щите тормозного механизма имеется смотровое окно. Поддеваем отверткой его заглушку и извлекаем ее из щита. Минимально допустимая толщина накладок — 1,5 мм. Работы по замене задних тормозных колодок ВАЗ, ВАЗ — Снимаем заднее колесо и ослабляем трос привода стояночной тормозной системы.
Снимаем разжимную планку. Зашплинтовываем схема тормозов 2110. Вытягиваем проводок. Поддеваем отверткой защитный чехол и вынимаем направляющий палец тормозного механизма. Собираем и устанавливаем тормозной механизм в обратной последовательности.
Регулятор давления задних тормозов ВАЗ, ВАЗ Операции по регулировке регулятора давления задних тормозов ВАЗ, ВАЗ — Регулировка необходима и схема тормозов 2110 после любых работ, связанных со снятием балки задней подвески, заменой пружин и амортизаторов задней подвески. Операции по замене регулятора давления задних тормозов ВАЗ, ВАЗ — Отверткой приподнимаем вверх скобу серьги рычага привода регулятора.
Его демонтажу в отличие от правого троса мешает выпускная система. Последовательность регулировки ручного тормоза Схема тормозов 2110, ВАЗ — ослабляем контргайку натяжного устройства; — вращая регулировочную гайку, натягиваем трос; — полный ход рычага привода стояночного тормоза должен составлять зубьев по сектору; — при полностью отпущенном рычаге колеса должны вращаться свободно, без заедания; — затягиваем контргайку. Система схема тормозов 2110 ВАЗ А при запуске мотора педаль медленно уходит в пол.
Нужно учесть, что уход нажатой педали на мм при запуске мотора является нормальным явлением на всех схема тормозов 2110 Ваз с вакуумным усилителем. Если же педаль провалилась, тогда смело можно предъявлять претензии к мембране диафрагмы усилителя. Скорее всего она пробита или просто износилась.
Тормозная система Ваз 2110 — схема
Чаще всего ремонт и обслуживание тормозов десятого семейства происходит во время плановых замен расходных материалов — колодок, тормозных дисков, манжет схема тормозов 2110 уплотнителей. При этом нужно оценивать степень износа не только самих тормозных колодок, но и дисков с барабанами.
Часто на их состояние не обращают внимания до тех пор, пока колодки схема тормозов 2110 начнут уходить со свистом в буквальном смысле. Нормальный ресурс тормозных колодок — до 60 тысяч, в зависимости от степени твердости.
Но если схема тормозов 2110 изношен, то колодка стирается гораздо быстрее. Перед сменой колодок нужно в обязательном порядке проверить состояние дисков и барабанов, а при необходимости проточить или отшлифовать их поверхность. Также при замене колодок специалисты рекомендуют менять весь комплект аксессуаров — пыльники, тормозные шланги, манжеты, возвратные пружины.
При этом необходимо контролировать состояние поверхности зеркала рабочего тормозного цилиндра.
ВАЗ-2110, тормозная система: схема
В этой статье мы рассмотрим конструкцию автомобиля ВАЗ-2110: тормозную систему, основные узлы и механизмы. Вы узнаете об общей схеме привода, конструкции всех элементов.
Общее устройство
Тормозная система ВАЗ-2110 устроена таким образом, что колодки приводятся в действие давлением в трубках. В баке два контура, специальный регулятор давления, вакуумный усилитель и датчик уровня жидкости. В случае выхода из строя одной цепи другая остается работоспособной. Конечно, эффективность торможения резко упадет. Также стоит отметить, что на передние колеса «десятки» устанавливаются вентилируемые тормозные диски.
Также конструкцией предусмотрено наличие сигнализатора износа колодок. На задние колеса установлены барабанные тормоза, которые приводятся в действие двухпоршневым цилиндром. Также имеется механизм, который автоматически регулирует зазор между барабаном и тормозными колодками. Основой системы является главный цилиндр, закрепленный на вакуумном усилителе. В верхней части ГТЦ расположен расширительный бачок, который имеет крышку со встроенным датчиком уровня.
Главный тормозной цилиндр
Тормозная система ВАЗ-2110 состоит из нескольких узлов, но главным является цилиндр, повышающий давление в трубках. В цилиндрах поршни движутся последовательно. Тот, что ближе к вакуумному усилителю, создает давление в правом переднем и заднем левом тормозных механизмах. Второй поршень приводит в движение суппорты левого переднего и правого заднего тормозов. Обратите внимание на то, чтобы манжеты, которые надеваются на поршни, были одинаковыми. Они имеют диаметр 20,64 мм. Но есть уплотнительное кольцо, работающее под низким давлением. Именно на поршне ближе к вакуумному усилителю. Кроме того, у него есть канавка.
Вакуумный усилитель
Тормозной контур ВАЗ-2110 предусматривает наличие вакуумного усилителя. С его помощью осуществляется усилие, которое прикладывается к педали. Вакуумный усилитель расположен между педалью и цилиндром. Крепление производится двумя шпильками. Конструкция не предполагает разборки, поэтому при повреждении устройства его необходимо немедленно заменить новым.
Для проверки вакуумного усилителя необходимо заглушить двигатель и несколько раз нажать на педаль тормоза. Затем выжмите педаль до конца, запустите двигатель и обратите внимание на то, что произойдет. Если педаль ушла вперед, вакуумный усилитель полностью исправен. Конечно, в том случае, если нет видимых мелких дефектов. Также стоит отметить, что устройство не будет функционировать или его эффективность снизится в разы, если оборвется шланг, соединяющий его с выпускным коллектором. При наличии такого дефекта на ВАЗ-2110 тормозная система будет работать плохо.
Регулятор давления
Регулятор давления предназначен для задних тормозов. Крепится с помощью кронштейна к кузову автомобиля с левой задней стороны. И одним из болтов производится крепление вилки привода регулятора. Отверстия имеют овальную форму. За счет этого кронштейн можно перемещать рядом с регулятором. При этом изменяется сила, действующая на поршень механизма.
При увеличении нагрузки на заднюю часть автомобиля на рычаг действует определенное усилие. В этом случае он переносится на поршень. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, жидкость в системе пытается вытолкнуть поршень. Но этому препятствует усилие, которое исходит от рычага. Затем идет балансировка тормозной системы. Тормозное усилие не действует на заднюю ось. Как следствие, задние колеса не могут быть заблокированы. Схема тормозной системы ВАЗ-2110 демонстрирует, как жидкость течет по трубкам.
При увеличении нагрузки на заднюю ось колеса и дорога имеют максимальную степень сцепления. С помощью регулятора в цилиндры задних колес подается большее давление. Когда нагрузка на задние колеса уменьшается, давление становится ниже. На корпусе есть небольшое отверстие, которое закрывается заглушкой. Если вы обнаружите утечку жидкости оттуда, значит, есть течи в уплотнительных кольцах.
Как заменить главный цилиндр
Чтобы обеспечить доступ к цилиндру, снимите обивку в моторном отсеке. Для этого закручиваются три винта на ВАЗ-2110. Под этой обивкой спрятана тормозная система, неисправности которой рассматриваются в статье. Стоит отметить, что полностью удалять его нет необходимости. Достаточно немного наклониться. После доступа к цилиндру необходимо отсоединить датчик уровня жидкости. Затем необходимо открутить крышку с расширительного бачка. Откачайте всю жидкость с помощью груши или шприца. После этого откручиваем патрубки от цилиндра. Уберите их.
Теперь можно открутить две гайки, с помощью которых ГТЦ крепится к корпусу вакуумного усилителя. Снимите цилиндр с расширительным бачком. Чтобы демонтировать последний, достаточно прикрутить его отверткой. Главный тормозной цилиндр устанавливается в обратной последовательности. Необходимо прокачать систему. Однако практически любой ремонт тормозной системы ВАЗ-2110 заканчивается прокачкой.
Как снять вакуумный усилитель
Как и в предыдущем разделе, снимите обивку. Также нужно демонтировать накладки, установленные на лобовом стекле. Чтобы воздух не попадал в гидросистему, отсоединять трубы от ГТЦ не нужно. Затем откручиваем две гайки крепления цилиндра к корпусу усилителя тормозов. Подведите ГТЦ к передней части автомобиля — постарайтесь не сломать тормозные трубки.
После этого необходимо отсоединить шланг, идущий от впускного коллектора. Далее перемещаетесь в салон, отсоединяете провода, а затем откручиваете четыре гайки, которыми крепится скоба педали тормоза. Теперь можно снять усилитель тормозов вместе с педалью.
Как заменить передние колодки
Тормозная система ВАЗ-2110 достаточно надежна, но колодки со временем все же изнашиваются. Для их замены потребуется вывесить передние колеса. Снимите колесо, затем отогните край пластины, которой фиксируется нижний болт крепления суппорта к ступице. Далее откручиваем болт, с помощью отвертки поднимаем суппорт в сборе вверх. Теперь вы можете легко вытащить колодки. Учтите, что установить новые будет проблематично, так как поршень находится в выдвинутом состоянии. Его нужно нажать с помощью газовой клавиши до упора.
Если нет подходящего ключа, необходимо установить внешний блок. После этого следует опустить суппорт в исходное положение и установить монтажную лопатку между диском и поршнем. С его помощью последний запрессовывается в суппорт. Сборку узла необходимо производить в обратном порядке.
Замена задних колодок
Для определения состояния задних колодок не нужно разбирать весь механизм. Для этого предусмотрено специальное смотровое окно. Из него нужно вытащить заглушку, после чего можно определить толщину накладки. Обратите внимание, что допускается минимальная толщина в полтора миллиметра. На ВАЗ-2110 тормозная система выполнена по стандартной схеме, такая же используется на большинстве автомобилей.
Сначала нужно вывесить и снять заднее колесо. Во-вторых, ослабьте трос стояночного тормоза, открутите штифты и, проворачивая тормозной барабан, легкими ударами нанесите на конец небольшой молоток. После этого можно снимать барабан. С помощью отвертки необходимо отсоединить верхнюю пружину, затем направляющую и нижнюю. После этого необходимо отсоединить наконечник троса стояночного тормоза. Затем шплинт снимается с оси рычага стояночного тормоза. Затем можно установить новые башмаки в обратном порядке.
Заключение
Отремонтировать не сложно, если знать принцип работы тормозной системы ВАЗ-2110. Для всех мероприятий вам понадобится стандартный набор инструментов и всего один специальный ключ на 8 тип обжима. В магазинах его называют «ключом для тормозных трубок». С его помощью фурнитура легко откручивается.
ВАЗ-2110, задние тормозные колодки: самозаменяемые
Автомобиль ВАЗ-2110 по праву можно считать народным. Эту машину знают все или хотя бы видели на улицах города. «Десятка» — очень неприхотливый в обслуживании и ремонтопригодный автомобиль. Однако иногда с ним случаются сбои. Итак, вышли из строя (точнее износ) на автомобиле ВАЗ-2110 задние тормозные колодки. Их заменяют самостоятельно. С этим справится даже новичок. Машина имеет довольно простую тормозную систему. Итак, давайте рассмотрим, как поменять задние тормозные колодки на ВАЗ-2110.
Когда менять?
У производителя есть определенный ресурс. Замена этих элементов производится каждые 60 тысяч километров. Однако этот период может наступить раньше. Почему это происходит? Все зависит от стиля катания. Если водитель предпочитает агрессивную езду, срок службы задних колодок сократится вдвое. А передние — вчетверо (потому что на них воздействует большее усилие). Поэтому важно уметь определить неисправность «на слух». При нажатии на педаль тормоза вы услышите характерный скрип колодок сзади. Это свидетельствует о том, что они пришли в негодность.
Визуально осмотрите их, сняв барабан. Недопустимо, чтобы толщина фрикционной накладки была меньше двух миллиметров. Также не допускается наличие масляных пятен и сколов на самой обуви. При подтверждении симптомов и признаков необходимо срочно менять задние тормозные колодки на ВАЗ-2110. Замена выполняется минимальным набором инструментов. О том, что нужно для этой операции, мы расскажем прямо сейчас.
Инструменты
Что нам нужно заменить? Для успешной установки накладки подготовьте следующий набор инструментов:
- Ключ на 12.
- Домкрат.
- Комбинированные плоскогубцы.
- Небольшая подставка (можно использовать штангу).
- Отвертка.
- Молоток.
Также нам понадобится сам «расходник». Какие задние тормозные колодки лучше на ВАЗ-2110? Автолюбители хорошо отзываются о продукции фирм «Лукас» и «Дамфи» (подробнее о них — в конце статьи). Их стоимость около тысячи рублей за комплект (включает в себя две фрикционные накладки). Прежде чем заменить задние тормозные колодки на ВАЗ-2110 самостоятельно, отметим важный момент – эти элементы меняются попарно. Если есть разница в износе справа и слева, все равно нужно установить комплект.
Начало работы — Разборка
Итак, давайте рассмотрим, как поменять задние тормозные колодки на автомобиле ВАЗ-2110. Замена начинается с вывешивания заднего моста. То есть нам нужно разделить часть корпуса и снять колесо. После этого ставим упоры на передние колеса и под задние лонжероны (чтобы машина не упала, если соскакивает с домкрата).
Далее снимаем сам барабан. Фиксируется с помощью двух болтов. Для снятия нам понадобится ключ на 12. Если крышка выходит с трудом (что бывает довольно часто), выбейте ее молотком. Используйте деревянную подложку, чтобы не повредить края барабанного механизма. Далее переходим к замене самих ботинок. Обратите внимание, что могут возникнуть трудности. За годы эксплуатации прочно прилипают к барабану. Не исключено появление ржавчины. Если колодка выходит с трудом, используем подручные средства. Аккуратно выбейте деталь молотком, чтобы не повредить само основание. Далее нужно снять верхнюю пружину, фиксирующую башмак на щитке. Для этого откручиваем накладку в сторону на 60 градусов.
Затем осторожно снимите деталь с опоры. Возьмите ботинок с той стороны, где нет «колдуна» (то есть выхода на ручник). Раскладываем подушечки друг от друга. После демонтажа первой переходим к снятию второй части. Извлекаться будет гораздо легче. Предварительно не забудьте отсоединить тягу от троса.
Как установить задние тормозные колодки?
ВАЗ-2110 продолжает стоять на домкрате. В это время загибаем поршень цилиндра внутрь до упора и присоединяем к новой колодке тягу ручника. После этого установите шплинты и направляющую пружину обратно. Подключаем трос обратно к ручке. Соединяем верхнюю пружину с обеими колодками. Затем установите последний на тормозной цилиндр. Подтягиваем блок снизу. Таким образом, вы тянете пружину, чтобы поместить ее в распорную планку. Ставим второй ботинок на место. Убедитесь, что он находится точно на месте монтажной планки. С помощью пассатижей сжимаем вторую пружину с элементом. Обратите внимание — трос руля не должен касаться вращающихся элементов барабана. В противном случае его можно прервать.
Соберите крышку барабана и поставьте колесо на место. На данном этапе мы успешно установили задние тормозные колодки. ВАЗ-2110 можно опустить с домкрата и проверить эффективность новых тормозов. Важным моментом является то, что колесо в подвешенном состоянии должно свободно прокручиваться. Если это происходит с большим усилием, отрегулируйте или проверьте положение колодок еще раз. Это все. Ниже, как и обещали, рассмотрим особенности колодок от производителей «Лукас» и «Дамфи».
Lucas TRW (колодки)
Производятся в Германии. В ходе испытаний эти колодки получили хорошие результаты. Так, величина замедления при торможении со 100 километров в час составляет 7,5 м/с2. Что касается нагрева, то температурные испытания эти колодки тоже выдержали достойно.
Нагрев фрикционного материала не превышает двухсот градусов Цельсия. При многократном торможении с усилием 4 кг/см2 нагрев элементов составил 111 градусов. Однако с повышением температуры нагрева эффективность торможения падала. Это их единственный недостаток.
«Манекен»
Это, пожалуй, лучшие задние тормозные колодки на ВАЗ-2110. Страна происхождения — Украина. При тестировании колодки показали лучший результат. Скорость торможения на скорости 100 километров в час составляет 9 м/с2. Также фрикционная накладка хорошо выдерживает температурные нагрузки. При многократном торможении барабан нагревался до 110 градусов Цельсия.
При этом эффективность работы осталась прежней. Заметные провалы ощущались при температуре в двести градусов. Однако чтобы нагреть ботинок до такого состояния, надо сильно постараться. Даже при агрессивной манере вождения они не перегреваются и выдерживают все нагрузки. Кстати, несмотря на то, что это украинский бренд, его можно найти в любом автомобильном магазине России. Также эти колодки есть как у автомобилей семейства Лада Самара.
Заключение
Итак, мы выяснили, как самостоятельно поменять задние тормозные колодки на автомобиле ВАЗ-2110. Замена элементов тормозной системы – дело, которым не стоит пренебрегать. Если вы заметили характерный скрип или ваш автомобиль плохо реагирует на соответствующую педаль, проверьте износ фрикционных накладок и при необходимости замените их. Помните, что от исправности тормозной системы зависит ваша безопасность.
Автомобильный компьютер своими руками. Бортовой компьютер и многие другие полезные для автомобилей Arduino проекты своими руками.
Это электронный блок, бортовым компьютером в прямом смысле этого слова не является. Это скорее устройство управления, которое следит за состоянием различных датчиков и выдает информацию в зависимости от ситуации. Устройство фактически выполняет те же функции, что и бортовой компьютер, но в более упрощенном виде. Работает бортовой компьютер. Лампочки h5-H9 обозначают двери, капот и багажник. Если что-то открыто или неплотно закрыто, загорается и горит соответствующая лампа даже при выключенном двигателе. Если в этот момент включить зажигание, раздается предупредительный сигнал, который прекратится три раза.
Дисплей самодельного бортового компьютера представляет собой прозрачное выделенное изображение автомобиля, на котором просверлено 9 отверстий, в которые установлены миниатюрные лампочки (светодиоды), красного цвета. Звуковой сигнализатор располагается в любом удобном месте за дисплеем. Если автомобиль стоит на ручном тормозе, и при этом включить зажигание, загорается лампочка NH и раздается двойной предупредительный сигнал, повторяющийся каждые несколько секунд при включенном зажигании. Индикатор тормозной системы. При возникновении данной неисправности он горит, и постоянно звучит прерывистый звуковой сигнал. h2 воспламеняется при падении давления в смазочной системе автомобиля при включении зажигания. При этом раздается четырехкратный акустический сигнал, повторяющийся каждые 2 минуты.
В дополнение к датчикам тормоза «ftk» (центральный тормоз) и «R.T.» (Ручной тормоз) Датчик недостаточного давления масла (клемма «М») используется без переделки. Датчики дверей «D1-D4», капота «К» и багажника «В» устанавливаются дополнительно. Это такие же микровыключатели, как и штатные выключатели внутриштатного освещения, расположенные в проемах дверей дверей. Когда дверь закрыта и нажата кнопка выключателя, контакта нет. При открытии двери кнопка отпускается и замыкает проводник на землю. Такие датчики дополнительно устанавливаются в проемы всех четырех дверей, а также замок капота и на проем крышки багажника (пятая дверь).
Схема самодельного бортового компьютера, взятая из журнала Радиоконструктор 2002 года, представлена на рисунке ниже.
Тактовые импульсы частотой 32 Гц поступают на вход двоичного счетчика D2 от мультивибратора на элементах D1.2 и D1.2. Сброс счетчика контролирует «и не» D5.1. В момент подачи питания зарядный ток C2 через R2 устанавливает счетчик на ноль. Включение питания происходит одновременно с включением зажигания. При включенном зажигании счетчик постоянно работает по кругу.
Есть три триггера RS D3. Первый триггер устанавливается в ноль в момент включения зажигания. На его выходе он будет равен нулю, который там присутствует до тех пор, пока счетчик D2 не снимется с нуля на три импульса полуконда, существующие на его выходе «8». Если одна дверь или несколько дверей, капот, багажник, багажник не будут закрыты до включения зажигания, то в месте соединения диодов VD10-VD15 и R8 возникает низкий логический уровень. На оба входа «2 мало», d4.1 подаются нули, а на выходе D4.1 будет единица. Это приводит к появлению нуля на выходе «4Ил-не» D6.1 и элемент D6.2 начинает пропускать импульсы с выхода «8» d2 с частотой 2 Гц, при запуске мультивибратора D5. 2-Д5.3, генерирующие импульсы частотой 1 кГц, которые, vt1, поступают на излучатель Б1.
Поэтому, если перед включением зажигания машина не была полностью закрыта, то помимо световой индикации на дисплее раздаются три предупредительных звуковых сигнала. Второй триггер D3 работает с ручным тормозом. Если он поднят, терминал «R.T.» закрывается на земле. Зарядный ток C4 обнуляет счетчик d2 и запускает T2. На выходе триггера Т2 возникает ноль, и так же, как и в случае открытой двери, включается звуковой сигнал. После двух звуковых импульсов на выходе «32» счетчика d2 появляется логическая единица. И возвращает триггер T2 в единственное состояние. Звуковая сигнализация отключена. Однако, если замкнутое действие датчика ручного тормоза не прекращено, через четыре секунды на выходе «128» D3 появляется единица, которая при С9Цепь -R14, создает положительный импульс, сбрасывающий триггер Т2. И снова повторяется двукратный звуковой сигнал. И так каждые четыре секунды, пока рычаг ручного тормоза не будет опущен.
Устройство также работает и при срабатывании датчика недостаточного давления масла. Но тут другой триггер ТК, звуковой сигнал четырехкратный, и повторяемость каждые 2 минуты. При нарушении герметичности тормозной системы или утечке тормозной жидкости происходит замыкание катода VD4. На выходе D1.4 возникает единица и постоянно звучит прерывистый гудок.
Экран дисплея изготовлен из листа оргстекла, который равномерно окрашен в темно-синий цвет, на нем выгравировано изображение автомобиля. Если подсветить индикатор зеленой лампы (h20) изнутри, то на темном фоне светится зеленое изображение автомобиля. В нужных местах индикации сверлятся отверстия, в которые вставляются автомобильные сигнальные лампочки nutrocol h2-H9 (или светодиоды), окрашенные в красный цвет. Тон акустического сигнала задается подбором резистора R4, а продолжительность звука — R1. Этот бортовой компьютер работает без перебоев уже несколько лет.
Самодельные Боковые Компьютеры Форум
Обсудить статью бортовой компьютер своими руками
Многие автолюбители хотят знать свой расход топлива, заряд аккумулятора, температуру в салоне и не только. В этом может помочь бортовой компьютер. Они бывают разные, именно поэтому мы решили рассказать вам о том, как самостоятельно установить бортовой компьютер. В нашем случае это будет самый бюджетный бортовой компьютер. Фото с установки и видео в конце статьи. Автомобиль Лада Калина, а бортовик мы встроили в пепельницу. Такой бортовик можно изготовить и установить на автомобили Ваз Калина, Гранта, 2110, 2114, 2115 и другие.
Бортовой компьютер отображает основные параметры: температура, обороты, впрыск, расход и так далее.
Есть меню в котором отображаются ошибки. Кстати, с помощью этого бортового компьютера можно стирать ошибки.
Borthwood также показывает разгон до 100 км/ч и просто скорость.
Итак мы завели двигатель, показания все в норме.
Этот бортовой компьютер мы подключили к разъему OBD. Вот пошли провода.
Как мы сделали бортовой компьютер? Вот такая схема.
Кто попробует сделать бортовой компьютер самостоятельно — схема. И более подробное описание Саму схему можно найти по ссылкам в описании к видео ниже.
Стоимость этого бортового компьютера вышла около 150-200 руб. Экран ОТ мобильного телефона Сименс (лежит у нас в шкафу), микроконтроллер, который здесь установлен 50 руб, текстолит — 100 руб. Все остальные запчасти б/у, они были у нас в ящиках в гараже.
Современные автомобили в большей степени оснащены бортовым компьютером мгновенного и среднего потребления. Так как владелец авто Fiat Marea 1.9JTD этой функции в нем не предусмотрено. Заводские устройства отказывались работать или отображали скудную и маловажную информацию.
Я привержен простоте и надежности своих разработок. Вот полностью и показал работу собранного устройства.
Самодельный бортовой компьютер (БК) через интерфейс K-Line для итальянских автомобилей. Проверено на JTD Euro 2 и 3 (CF2, CF3). Схема согласования уровней микроконтроллера с то-линейкой берется с диагностического адаптера ELM327, опросная команда (PIDS) компьютера сканируется по то-линии при работе диагностического ПО Multiecuscan. Также была изучена документация [ АО «АВТОВАЗ» Департамент общего развития управления проектированием электроники и электрооборудования ], [ ISO/WD 14230-1 — Транспортные средства дорожные — Системы диагностики — Протокол ключевых слов 2000 — Физический уровень ]. Протокол
ISO14230. Был активирован аппаратный интерфейс USart PIC16F628 для приёма/передачи на линию. Но так как выход передатчика (ТХ) не имеет требуемых по условию схемы функций инверсного режима работы, был задействован смежный вывод. Какой софт работает в режиме ТХ передатчика, инвертируя его состояние.
Индикатор 16х2 HD44780 основан на схеме (силовая шестерня может отличаться), контроллере PIC16F628A и немного пассивных SMD элементов (огибающая 1206 и 805), номинал не критичен. Транзисторы можно ММБТ2222 Сот-23 (2N2222). Ренк на 5В в макете вверху с радиатором по схеме с дип-рис. В зависимости от подсветки ЛСД (>20МА) может потребоваться небольшой радиатор для крена. Цепь R10 и D16 выполняют защитную функцию схемы. Сама плата подошла по габаритам и приклеена с обратной стороны дисплея.
При подключении схемы автомобиля к линии, подключение к последнему месту, предотвращение замыкания на БК линии на плюс!.
Программная часть схемы начинается с инициализации ЖКИ и подключения к компьютеру машины. Для ЭБУ тип евро 2 и 3 отличается адресацией подключения к блоку, выбор производится с удержанием кнопки ВВЕРХ до появления надписей нужного CF2 или CF3. При успешном подключении к компьютеру включится подсветка ЖК-дисплея. Подробнее читайте номер HW и SW ECU для JTD. И переход в первое меню, 4 параметра (мгновенный и средний расход, обороты и температура двигателя), остальные меню могут быть 2, 3 параметра. Переход на
Меню клавишей ВВЕРХ или ВНИЗ (индикация нажатия — заостренный первый сегмент). Текущее меню (от 0 до 12) можно сохранить как старт при включении бортового компьютера — длительно удерживать ВП (более 2 сек.).
В меню 13 — ошибки чтения, отображается количество ошибок и до 4-х кодов (слой Р***), удаление ошибок — длительно удерживать ВП.
В меню 14 (мгновенный расход и общий газойль) — есть возможность изменить количество цилиндров в авто (4 или 5) для правильного расчета расхода топлива — долго держать УП.
В меню 15 сброс показаний средней скорости и среднего расхода, а также регулировка подсветки ЖК-дисплея — Задержать на длительное время.
Управление подсветкой ЖКИ по цепочке: PIN13 через Т2 — стандартная яркость; а PIN3 через R12 — уменьшенная яркость подсветки.
В обновлении схемы Архив №2 меню смещено и выделено 15 меню для плавной регулировки яркости подсветки экрана (ШИМ). При длительном удержании кнопки — плавное увеличение яркости от 0 до 255 и так по кругу. При отпускании кнопки сохранение значения яркости в энергонезависимой памяти. Возможна потеря связи с ЭБУ, т.к. опрос прерывается.
Расчет расхода топлива производится по показаниям общего количества газойля, оборота и скорости автомобиля. И расчет происходит при активном меню потока. Мгновенный расход выводится в литрах/час при скорости до 10км/ч, а выше — в литрах на 100км. При этом средний расход БК сбрасывается и = 0. Расчет расхода по формуле = … литров * 100/… км. При пройденном пути, равном нулю, средний расход стремится к бесконечности. По мере движения и увеличения пройденного расстояния среднее значение будет приближаться к мгновенному значению расхода.
В меню входит набор следующих параметров: обороты двигателя, текущая скорость, скорость круиз-контроля, температура двигателя, температура топлива и воздуха, подогрев калильных и топливных свечей, общий газойль, расход воздуха, давление топлива и его регулировка, давление и давление давление и его регулятор давления; расчет мгновенного и среднего расхода и средней скорости; Чтение/удаление авто ошибок.
Сообщение «Ошибка K-Lines» говорит о замыкании к-линии на минус, питание цепи ниже 9Б или неисправность схемы, в частности сгоревший транзистор Т1 при замыкании к-линии на плюс.
В версии для ВАЗ все данные считываются напрямую с блока ЭБУ одним кадром, в том числе расход в л/100км и л/час, согласно документации. Для ВАЗ (LADA) БК работает с коробкой Январь -….
Перечень радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | номер | Примечание | Оценка | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
МК Pic 8-бит | PIC16F628A. | 1 | В блокноте | |||
7805 | Линейный регулятор | LM7805 | 1 | В блокноте | ||
Т1, Т2.![]() | Биполярный транзистор | 2N3904. | 2 | 2н2222. | В блокноте | |
Д16 | Stabilirton | BZB784-C5V6. | 1 | В блокноте | ||
Д17 | Выпрямительный диод | 1N4007. | 1 | В блокноте | ||
С1, С2. | Конденсатор | 22 ПФ | 2 | В блокноте | ||
С5, С6. | Конденсатор | 2,2 мкФ * 25 В | 2 | В блокноте | ||
Р2 | Резистор | 33 ком | 1 | В блокноте | ||
Р4.![]() | Резистор | 4,7 * общий | 1 | В блокноте | ||
Р5 | Резистор | 47 ком | 1 | В блокноте | ||
Р6 | Резистор | 2,2 ком. | 1 | В блокноте | ||
Р9 | Резистор |
Любое цифровое устройство Нам представлялось компьютером — хоть примитивный тахометр с двумя циферблатами. А сколько компьютеров установлено в средней руке? Дело уже идет к сотне… Тем более, что возможности современного смартфона заметно превосходят потенциал компьютера Marshode Curiosity, которому всего пять лет.
А что не умеют делать обычные боковые компы? Отмените пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробки, дверей или стекол.
Владельцы, их просьбы — взять не менее двух видов расхода топлива. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроника с настраиваемой чувствительностью. В некоторых случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кто-то хочет точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут разные напоминания — предупреждение о непроверенных габаритных огнях, о гололедице на дороге или необходимости проехать следующую. Многие любят обычные игрушки – галопы («Здравствуй, Хозяин!»). В крайних случаях может понадобиться индикатор проскальзывания колес. А еще есть такая функция как таксометр…
Решили протестировать, подходит для бюджетных автомобилей. Возможности различных устройств выбраны для изучения, но тем интереснее.
Ориентировочная цена 9800 руб. Универсальный бортовой компьютер, который мы установили на торпеду. Такое устройство из-за солидных размеров больше подходит для больших автомобилей. Кнопки тоже большие, ими удобно пользоваться. И цвет немаленький. Помимо всех стандартных функций, включая подключение парктроников, устройство позволяет контролировать температуру и считывать коды ошибок или вариатора на многих автомобилях. Он может работать с переведенными на газ машинами, обеспечивая точные показатели расхода альтернативного топлива. | Ориентировочная цена 1580 руб. Компактный аппарат, Скорее даже миниатюрный. Это хорошо расположено в гнезде для кнопки на панели приборов Самара 2, гранта, калина, приора или. Он выдает почти ту же информацию, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) гораздо менее удобно. Можно установить на иномарки, если найдете подходящее место. Мы считаем, что особенно полезны автомобили, в которых нет штатной индикации важного параметра, например, температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя. |
Ориентировочная цена 5670 руб. Необычный тип Устройство идеально подходит для всех автомобилей с круглыми дефлекторами системы вентиляции. В том числе и в том, в котором мы это проверяли. Есть и другие модели, предназначенные для установки в панель автомобиля Шевроле Нива, Газель Бизнес, УАЗ Патриот, ВАЗ-2110. Функционал и количество протоколов, поддерживаемых бортовыми компьютерами, максимальны для конкретного автомобиля. Аппараты семейства с голосовым сопровождением, а семейства SL — нет. Показывает температуру масла в автоматических коробках передач некоторых моделей. Прошивка обновляется при соединении бортового компьютера со стационарным через USB-кабель. ![]() | Ориентировочная цена 5050 руб. Необычный тип устройства без дисплея — для тестирования пришлось использовать смартфон. Устройство разместил под панелью, так как снаружи ему делать нечего. И это хорошо — не винтажный глаз. Информация выводится на экран связанного по протоколу Bluetooth смартфона или планшета на платформе Android. Программа скачана с сайта производителя. Обновление прошивки — через смартфон или ноутбук. Мне понравилось, что устройство сохраняет данные обо всех поездках вне зависимости от того, с мобильным устройством оно или нет. Вы можете отправить лог ошибок на сто — тоже через смартфон, хотя мы не проверяли. Минус очевиден: нужен дополнительный гаджет (смартфон). |
Ориентировочная цена 5510 руб. Устанавливается на переднюю панель или крепится к лобовому стеклу. Дисплей монохромный. Такой подходит в первую очередь на ВАЗ и УАЗ, но в принципе способен подключаться через кабель OBD-II и с некоторыми иномарками, выпущенными после 2001 года. ![]() | Ориентировочная цена 3900 руб. Место производства этого прибора с графическим монохромным дисплеем — Тольятти, и очевидно, что он наиболее адаптирован к автомобилям ВАЗ. Мы установили его на переднюю панель, хотя можно закрепить и на лобовом стекле. В инструкции сказано, что устройство совместимо с блоками управления не только автомобилей ВАЗ, но и газовых, а также иномарок, но только по стандартному протоколу OBD-II. Прошивка устанавливается с SD карты. Прибор может отдельно рассчитывать параметры автомобиля на бензине и газе. |
У наших устройств много общего. В частности, они показывают:
- параметры поездки: время в пути, пробег, текущую и среднюю скорость, мгновенный и средний расход, остаток топлива в баке, температуру окружающего воздуха, стоимость поездки;
- текущие операции двигателя: напорный трубопровод, давление топлива в магистрали, продолжительность впрыска, давление на выходе из компрессора, массовый расход воздуха, напряжение кислородного датчика, вращение коленчатого вала, положение дроссельной заслонки, положение газовой подушки, мгновенная подача топлива, расчетная нагрузка на двигатель , температура теплоносителя;
- настройки ошибок: ошибки ЭБУ, сброс и запись ошибок;
- Параметры парковки (Некоторые устройства превращают свой экран в полноценный дисплей датчика парковки).
И большинство приборов имеют голосовое оповещение о выходе контролируемых параметров из заданного диапазона.
Нам показалось, что наиболее интересным вариантом в представленной компании компьютеров является Multitronics MRC-800. В основном потому, что такое устройство с достойными «мозгами» не погоняет салон автомобиля, потому что прячется где-то внутри, возлагая «представительские» функции на смартфон владельца. Для многих это может стать решающим фактором при выборе устройства.
Если вы решили купить маршрутный компьютер, советуем вам оценить его размещение и подключение. Вариант, который мы для шутки запечатлели на титульной рамке, не такой уж и нереальный. Очень часто различные дополнительные устройства вместо использования приносят вред: блокируются, отваливаются из-за наклонного крепления, а иногда и вовсе лишаются возможности использовать штатное оборудование машины. Например, решив приобрести красивое круглое приспособление, ставящееся вместо дефлектора, не забывайте, что при этом вы теряете этот дефлектор! Другой пример: У многих автомобилей (например, у Логана семейства) разъем OBD, к которому подключаются такие ЭБУ, находится посередине бардачка. |