ВАЗ 21213 | Регулировка карбюратора
5.1.4. Регулировка карбюратора
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Условия проведения регулировки
Если на автомобиле установлена система поддержания постоянной скорости холостого хода, необходимо отключить все электрооборудование автомобиля и установить прямо передние колеса перед регулировкой скорости холостого хода или топливной смеси (или перед регулировкой угла опережения зажигания или длительности замкнутого состояния контактов прерывателя). В противном случае, система стабилизации будет активной, и регулировка будет неправильной.
Отсоедините вакуумный шланг от компенсатора системы холостого хода при высокой температуре двигателя (если установлен) и заткните патрубок на карбюраторе.
Регулировка частоты вращения коленчатого вала при холостом ходе двигателя и количества топливной смеси холостого хода (СО)
Винты регулировки холостого хода
1. Винт регулировки частоты вращения коленчатого
вала при работе двигателя в режиме холостого хода 2. Винт регулировки смеси холостого хода |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Установка уровня топлива в поплавковой камере/ регулировка хода поплавка
Окошко поплавковой камеры
Уровень топлива в поплавковой камере можно проверить, не снимая карбюратор.
Когда двигатель работает, уровень топлива можно проверить через смотровое окошко
поплавковой камеры. Если уровень топлива не соответствует отметке, необходима
регулировка.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||
|
Регулировка механической воздушной заслонки
Перед регулировкой воздушной заслонки проверьте, чтобы частота вращения коленчатого вала при холостом ходе и количество смеси холостого хода были правильно отрегулированы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Регулировка быстрого холостого хода – карбюратор снят с двигателя
Проверка положения воздушной заслонки при работе двигателя в режиме быстрого холостого хода
1. Воздушная заслонка 2. Дроссельная заслонка – первичной камеры 3. Зазор |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||
|
Автоматическая воздушная заслонка
Условия проведения регулировки автоматической воздушной заслонки были указаны (см. подраздел 5.1.1).
Регулировка быстрого холостого хода – при работающем двигателе
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Регулировка быстрого холостого хода (модели с полуавтоматической воздушной заслонкой) – карбюратор снят с двигателя
Регулировка быстрого холостого хода
1. Кулачок системы быстрого холостого хода 2. Регулировочный винт 3. Рычаг системы быстрого холостого хода |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||
|
Регулировка быстрого холостого хода (модели с автоматической воздушной заслонкой) – карбюратор снят с двигателя
Совмещение отметок на кулачке системы быстрого холостого хода и рычага
1. Рычаг дроссельной заслонки 2. Рычаг системы быстрого холостого хода 3. Регулировочный винт |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Открытие воздушной заслонки при полном открытии дросселей
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
Открытие воздушной заслонки (все карбюраторы)
Проверка диафрагмы открытия дроссельной заслонки, измерение величины зазора
d. Регулировочный рычаг – автоматическая воздушная
заслонка r. Зазор |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме карбюраторного двигателя Нива ВАЗ-21213
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).
Снимаем крышку датчика-распределителя зажигания (см. Снятие крышки датчика-распределителя зажигания).
Проворачиваем коленчатый вал за гайку крепления его шкива по часовой стрелке до совпадения метки (сверления) на звездочке распределительного вала с выступом на корпусе подшипников.
При этом метка на шкиве коленчатого вала должна располагаться напротив метки ВМТ (длинной) на крышке привода распределительного вала.
В этом положении валов, соответствующем концу такта сжатия в 4-м цилиндре, проверяем и, при необходимости, регулируем зазоры у выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускного клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок).
Последовательно проворачивая коленчатый вал двигателя на 180° по часовой стрелке, проверяем и регулируем зазоры остальных клапанов в порядке, указанном в таблице:
Угол поворота коленчатого вала, град. | № регулируемых клапанов (кулачков) |
0 | 8 и 6 |
180 | 4 и 7 |
360 | 1 и 3 |
540 | 5 и 2 |
Угол поворота коленчатого вала можно контролировать и по бегунку распределителя. При повороте коленчатого вала на 180° бегунок повернется на 90°.
Для проверки зазора вставляем между рычагом клапана и кулачком распределительного вала широкий плоский щуп толщиной 0,15 мм – для впускного клапана или 0,20 мм – для выпускного.
При нормальном зазоре щуп должен входить с легким закусыванием.
Для регулировки зазора ключом «на 17» ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта, а ключом «на 13» вращаем регулировочный болт, выставляя требуемый зазор.
Затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт от проворачивания. Опять проверяем зазор и, при необходимости, повторяем регулировку.
Отрегулировать зазор в клапанном механизме можно с использованием приспособления с индикатором. Для этого устанавливаем планку приспособления на корпус подшипников распределительного вала…
…и закрепляем планку на шпильках крепления корпуса.
Устанавливаем стойку с индикатором на планку приспособления напротив проверяемого клапана,. ..
…опирая выступ коромысла стойки индикатора о затылок рычага клапана.
Закрепляем стойку индикатора на планке. Уперев ножку индикатора в другой выступ коромысла стойки, закрепляем индикатор на стойке.
Приподнимая рычаг клапана вильчатой пластиной приспособления, определяем по индикатору зазор в клапанном механизме в соответствии с инструкцией к приспособлению.
При необходимости, регулируем зазор.
Карбюратор «Солекс 21073» на «Ниву»: устройство, ремонт, регулировка, отзывы
Несмотря на то, что внедорожник ВАЗ-2121 разработан давно, этот автомобиль до сих пор пользуется большой популярностью. В 1994 году модель сменила ВАЗ-21213. Многие покупают эти машины из-за их высокой проходимости, которой могут позавидовать некоторые джипы известных марок. Другим нравится надежность, неприхотливость и высокая ремонтопригодность. Простая конструкция и отличные внедорожные характеристики сделали его автотранспортом для любителей путешествий, охоты, рыбалки и туризма.
Автомобили «Нива» 211213 комплектуются двигателем 1,7 л. Он карбюраторный, но основан на моторе ВАЗ-2106. Также есть пятиступенчатая механическая коробка передач и бесконтактная система зажигания. В системе питания на «Ниве» установлен карбюратор «Солекс» 21073. Многих автовладельцев пугают карбюраторы и все, что с ними связано. Но карбюратор — это не приговор. Просто нужно понять его основное устройство, способы регулировки и научиться ремонтировать.
Устройство
Карбюратор «Солекс» 21073, на «Ниву» 1,7 устанавливался, можно отнести к группе эмульсионных устройств. Механизм предназначен для приготовления рабочей топливно-воздушной смеси. Устройство состоит из двух частей — корпуса и крышки. Также устройство состоит из поплавковой камеры с возможностью балансировки уровня. Есть ускорительный насос, экономайзер, экономостат. В конструкции имеются две топливные камеры и диффузоры. Готовят горючую смесь. Крышка содержит штуцеры, через которые бензин подается в карбюратор, а излишки топлива возвращаются в бак. Также в крышке есть шпильки. Они служат для крепления воздушного фильтра. Другая крышка снабжена игольчатым клапаном поплавковой камеры, где напрямую регулируется уровень топлива. В карбюраторе имеется воздушная заслонка механического типа. Он позволяет запустить двигатель «на холодную». В этой модификации карбюратор Солекс 21073 на Ниву 21213 показывает очень высокий КПД. Прибор при правильной настройке может обеспечить очень высокие характеристики для автомобилей с передним приводом.
Принцип работы
Устанавливаемый карбюратор «Солекс» 21073 на «Ниву» предназначен для приготовления смеси топлива и воздуха, а также подачи ее в камеры сгорания двигателя. После запуска силового агрегата водитель закрывает заслонки. Это обеспечивает подачу в цилиндры богатой смеси. Регулируя автоматическую систему, поток воздуха увеличивается за счет поворота дроссельной заслонки. По мере прогрева двигателя подсос снимается. Карбюратор начинает работать в своем основном рабочем режиме. Бензин из топливного бака подается в поплавковую камеру с помощью диафрагменного насоса. Количество топлива зависит от положения игольчатого клапана. Далее жидкое топливо по специальным каналам, расположенным в корпусе устройства, попадает в главный жиклер. Затем — в первую камеру смешения. Вторая камера устройства будет задействована, когда мотор начнет работать под большой нагрузкой — если водитель резко нажмет на педаль акселератора. Когда двигатель работает на холостом ходу, электромагнитный клапан запускается. За счет этого мотор может работать стабильно. Снижает расход топлива.
Поплавковый механизм
Карбюратор «Солекс» 21073, устанавливаемый на «Ниву», имеет поплавковую камеру из двух секций. Они находятся по обе стороны от основных камер устройства. Система состоит из двух поплавков из эбонита, закрепленных на рычаге.
Последняя качается на оси, вдавленной в приливы крышки устройства. Кронштейн имеет язычок. Элемент через специальный шарик давит на иглу игольчатого клапана. Поплавковый механизм служит для регулировки уровня топлива, необходимого для нормальной работы карбюратора. Клапан игольчатый — неразборного типа. Не ремонтируется. Корпус клапана крепится на резьбе в крышке карбюратора. Шарик удерживает иглу от ударов при движении автомобиля. Если камера пустая (например, если водитель использует ГБО), то поплавки будут стучать.
Основные системы дозирования
Первая и вторая камеры оснащены диффузорами. Есть один большой и один маленький элемент. Вместе с небольшими диффузорами изготавливают и распылительные устройства. Последние соединены каналами с эмульсионными колодцами, а те — одним каналом с поплавковой камерой. Для того, чтобы бензин поступал определенными порциями, внизу в эмульсионных колодцах располагаются главные топливные жиклеры. В этих колодцах есть специальные трубки. Каждая из них оснащена воздушным жиклером вверху. Воздух к ним подается из горловины аппарата.
Принцип работы основной дозирующей камеры
Под действием разрежения, возникающего в цилиндрах двигателя, воздух просасывается через фильтр. Затем в первую камеру подают кислород. Он проходит через диффузоры. За счет того, что увеличился расход воздуха, в зоне распыления создается еще больший вакуум.
Под его действием топливо поднимается из эмульсионного колодца распылителем. При этом воздух проходит через воздушный жиклер в эмульсионную трубку и затем смешивается с топливом. В результате образуется эмульсия, которая с большой скоростью всасывается в каналы карбюратора, где соединяется с потоком воздуха. По такому принципу работает карбюратор «Солекс» 21073 на «Ниве». Устройство может отличаться в зависимости от модификации. Но принцип работы систем примерно одинаков для всех устройств.
Система холостого хода
Устройство оснащено системой холостого хода. Он предназначен для того, чтобы двигатель работал на малой скорости. В этот момент разрежение в диффузорах очень мало. Топливо не может попасть в основную систему дозирования. На холостом ходу двигателя топливо подается под дроссельную заслонку первой камеры карбюратора. Там разрежение достаточно сильное, чтобы образовалась устойчивая горючая смесь.
Воздух подается через главный жиклер и эмульсионный колодец первой камеры. Затем топливо попадает к топливным форсункам холостого хода. После этого — смешивается с воздухом, который подается из воздушного жиклера ХХ. К этому элементу кислород подается по специальному каналу. Такая схема работы позволяет двигателю плавно переходить с нагрузки на холостой ход и не дает вытекать топливу из поплавковой камеры.
Экономостат
Карбюратор Солекс 20173 на Ниву оснащен экономостатом. Это устройство необходимо для обогащения топливной смеси, которая готовится во второй камере, при полностью открытой дроссельной заслонке.
Устранение неисправности
Узлы автомобиля не вечны и иногда ломается карбюратор «Солекс» 21073 на «Ниве». Ремонт его надо начинать с диагностики. Возможно, можно обойтись простой регулировкой. Так, в процессе работы в карбюратор могут попасть твердые частицы, что в результате и является причиной засорения форсунок. Некачественный бензин приводит к образованию отложений на стенках каналов в устройстве. Это значительно уменьшает их сечение. Повреждения карбюраторных систем можно диагностировать по следующим признакам:
- Повышенный расход топлива.
- Затруднения в процессе запуска двигателя. Снижены мощностные и динамические характеристики.
- Нестабильная работа на холостом ходу.
В этом случае необходимо произвести чистку установленного карбюратора «Солекс» 21073 на «Ниву». Регулировка, которая будет проведена после этого, позволит устройству снова работать как надо.
Как восстановить карбюратор?
Для ремонта часто необходимо снять устройство с двигателя. Сначала снимается воздушный фильтр. Затем снимаются топливопроводы, воздуховоды, провода и тросы. Затем открутите гайки крепления.
Разбирать карбюратор лучше всего на столе, либо на другой удобной поверхности. Детали должны быть выложены в определенном порядке. Это поможет их не потерять. Процесс регулировки игольчатого клапана осуществляется с помощью специального шаблона. Для промывки устройства необходимо использовать специальные жидкости. Джиггеры на замену можно приобрести в любых автомагазинах. Зачастую разборка и промывка карбюратора помогает решить массу проблем.
Регулировка
Если карбюратор «Солекс» 21073 на «Ниве» вышел из строя, ремонт и регулировка помогают привести устройство в чувство. Настройки позволяют восстановить оптимальные режимы, при которых мотор будет работать максимально эффективно. Расход топлива находится на среднем уровне. Первое, что нужно сделать, это запустить и немного прогреть двигатель. Далее необходимо снять топливный шланг и крышку устройства. Последний рекомендуется снимать с особой осторожностью, чтобы не повредить поплавок. Затем с помощью измерительного инструмента измерьте расстояние в каждой из камер карбюратора. Измеряется от посадочных плоскостей до кромки топлива. Этот размер должен быть около 24 мм. Если это расстояние меньше или больше, то его регулируют изгибом поплавка. Затем нужно снова запустить и прогреть мотор.