Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Стартер УАЗ 469: устройство и ремонт

Автомобильный стартер УАЗ 469 выполняет важнейшую миссию. Он принимает на себя зарядный ток от аккумуляторной батареи (АКБ) и осуществляет запуск двигателя автомобиля. До появления стартера мотор запускали специальной стальной ручкой. Через решетку радиатора двумя зацепами она вставлялась в храповик, соединенный с коленчатым валом. Вращая ручку по часовой стрелке, водитель раскручивал коленчатый вал. В этот момент карбюратор всасывал бензин, катушка зажигания подавала искру на свечи, мотор заводился.

Фото 1: Стартер УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)


Стартер УАЗ 469

Силовые агрегаты для российских машин УАЗ 469 производят два предприятия. Это Ульяновский и Заволжский моторные заводы. Комплектация двигателей стартерами в обеих компаниях осуществляется ООО «Прамо-Электро», г. Ржев Тверской области. Отсюда моторостроители получают стартер УАЗ 469 под заводским каталожным номером 42.3708.

Стартер автомобиля УАЗ-469 является электрическим мотором, потребляющим постоянный ток. В нем расположена обмотка последовательного возбуждения. Установлено электромагнитное тяговое реле и привод с муфтой свободного хода. Устанавливается он слева на двигателе.

Сейчас ржевский завод освоил выпуск более современного прибора. Усовершенствованный автомобильный стартер получил новый каталожный номер 4211.3708-01. Водитель включает стартер замком зажигания дистанционно. Поворачивая ключ в замке зажигания, он тем самым замыкает цепь постоянного тока.

Электрическая энергия от аккумулятора начинает поступать на его первичную обмотку, возбуждая ее. Одновременно втягивающее реле толкает рабочую шестерню. Она входит в зацепление с зубчатым маховиком двигателя, совершая вращательное движение. Маховик раскручивается, все рабочие органы приходят в движение, силовой агрегат запускается.

Устройство

Фото 2: Схема стартера УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Стартер УАЗ 469 под номером 42.3708 состоит из следующих элементов:

  1. крышка со стороны привода;
  2. поводковое кольцо;
  3. упорное кольцо;
  4. замковое кольцо;
  5. привод;
  6. якорь;
  7. корпус;
  8. щетка;
  9. траверса;
  10. упорная шайба;
  11. регулировочная шайба;
  12. стопорная шайба;
  13. крышка со стороны коллектора;
  14. контактный болт;
  15. контактная пластина;
  16. крышка реле;
  17. возвратная пружина;
  18. шток;
  19. якорь реле;
  20. компенсирующая пружина;
  21. буферная пружина;
  22. шестерня;
  23. винт М5х14;
  24. гайка стяжной шпильки;
  25. винт М6х16;
  26. гайка М8;
  27. ввод катушек реле;
  28. винт М6х30;
  29. рычаг;
  30. гайка М8;
  31. ось рычага.

Схема подключения стартера

Фото 3: Схема подключения стартера УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Схема подключения стартера УАЗ 469 42.3708 в бортовой цепи автомобиля:

  1. выключатель «массы»;
  2. аккумулятоpная батаpея;
  3. дополнительное pеле стаpтеpа;
  4. выключатель (замок) зажигания;
  5. вольтметр;
  6. контактный диск;
  7. втягивающая обмотка;
  8. удеpживающая обмотка;
  9. тяговое pеле стаpтеpа УАЗ 469;
  10. стаpтеp УАЗ 469.

Технические характеристики

Направление вращения правое.

Номинальное напряжение 12 В.

Мощность при питании от аккумуляторной батареи емкостью 60 А·ч 1,2 кВт 1,65 л.с.

Холостой ход при 20 °С:

  • потребляемый ток, не более 75 А.
  • напряжение на клеммах стартера, не более 12 В.
  • Частота вращения ротора, не менее 5000 мин -1.

Полное торможение при 20°С:

  • тормозной момент, 1,6±0,16 кгс•м
  • потребляемый ток, не более 520 А.
  • напряжение на клеммах стартера, не более 7 В.

Обслуживание стартера УАЗ 469

Обслуживание стартера УАЗ 469:

1. Периодическая проверка состояния прижимов на контактах с целью недопущения их ослабления, попадания пыли, грязи, возникновения коррозии, окисления.

2. Осмотреть коллектор, снять кожух защиты. Устранить выявленные дефекты, почистить контакты, смазать смазкой Литол.

3. Открыть крышку 13, проверить все элементы. Зачисть контакты, продуть сжатым воздухом.

4. Подтянуть болты крепления стартера УАЗ 469.

5. Эксплуатируя транспортное средство в лесу, карьере, сельской местности, необходимо периодически демонтировать стартер УАЗ 469, почистить металлической щеткой от пыли, грязи, налета.

10000 км

Проверить стартер УАЗ 469, произвести ТО-1 со следующими регламентными операциями:

1.Проверить провода.

2.При необходимости подтянуть ослабевшие соединения.

3.Необходимо помнить, что нарушение плотности прилегания провода от аккумуляторной батареи к стартеру приводит к увеличению переходного сопротивления в его цепи.

4.Как следствие, это снижает мощность, ухудшает запуск.

30000 км

Проверить стартер УАЗ 469, выполнить ТО-2 с проведением операций:

1.Демонтировать ленту защиты.

2.Сжатым воздухом продуть коллектор.

3.Проверить щетки и коллектор.

4.Устранить дефекты.

Один раз каждый год, но не реже 25 000-30 000 км пробега авто, необходимо снимать стартер УАЗ 469. Его следует разобрать, тщательно протереть и продуть детали сжатым воздухом. При выявлении дефектных деталей, узлов, механизмов заменить их новыми или отремонтировать. Собрать, отрегулировать, произвести контрольную проверку.

Ремонт стартера УАЗ 469 своими руками

Выполняя ремонт стартера УАЗ 469 своими руками необходимо произвести действия по демонтажу, очистке, замене изношенных деталей, последующему монтажу и регулировке, описанные ниже.

Снятие и установка стартера

Разборка стартера производится в следующей последовательности:

  • Выкрутить гайку М8, поз. 26, вывод отсоединить от контактного болта поз. 14.
  • Открутить винты поз. 28, снять реле.
  • Открутить гайки поз. 24 на стяжных шпильках.
  • Открутить два винта поз. 25, снять колпак.
  • Снять стопорную, регулировочную шайбу поз. 11 и поз. 12.
  • Снять крышку поз. 13.
  • Вынуть щетки поз. 8 из щеткодержателей и снять траверсу поз. 9.
  • Снять корпус поз. 7.
  • Открутить гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось рычага поз. 31, вынуть рычаг поз. 29.
  • Вынуть якорь поз. 6.
  • Отодвинуть влево упорное кольцо поз. 3, снять с вала замковое кольцо поз. 4, а затем привод поз. 5.
  • Для осмотра контактов отвернуть два винта поз. 23, отпаять два ввода поз. 27, снять крышку реле поз. 16.

Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Корпус

Проверить лампой контрольной, не замыкают ли на корпус катушки в обмотке возбуждения. Один из ее проводов соединить с корпусом, второй подключить к выводу. Лампа загорелась – значит, повреждена изоляция. Для устранения данного дефекта необходимо сразу же пронумеровать полюса, открутить крепежные винты, снять катушки.

Поврежденные места обмотать новым слоем изоляционного материала. Закрепить полюса на штатных местах. Накернить головки винтов, чтобы предотвратить самопроизвольное выкручивание.

Крышка со стороны коллектора

Проверить лампой контрольной замыкание на корпус изолированных держателей щеток. При обнаружении замыкания заменить изолирующую прокладку. Также следует проверить заклепочную втулку. Внутри стаканов щетки должны двигаться легко, без усилия. Проверить подшипниковую втулку, расположенную в крышке. Изношенную втулку заменить.

Сечение отверстия в новой втулке после ее запрессовки в крышку и развертки должно быть 12,5+0,035 мм. Шероховатость поверхности по 8 классу. Если щетки изношены с высотой менее 6 -7 мм, необходимо установить новые.

Ротор

Ротор проверяется либо специальным прибором, либо контрольной лампой. Цель проверки – выявить, нет ли замыкания роторной обмотки на пакет железа. Один вывод соединяется с любой ламелью ротора, другой – с пакетом железа ротора. Сигнальная лампа при этом гореть не должна.

Ротор следует внимательно осмотреть со всех сторон. Спереди обмотка ротора изготовлена по сечению меньше, чем пакет железа. Если ее диаметр успел увеличиться, следует насторожиться. Передняя часть обмотки увеличенного диаметра указывает на «разнос» обмотки. Подобный ротор подлежит обязательной замене.

Проводные наконечники обмоток должны быть надежно припаяны к клеммам коллектора. Следующая проверка состоит в том, чтобы не было замыканий между витками ротора. В случае обнаружения замыкания ротор необходимо заменить. Коллектор ротора должен быть чистым.

Если заметна несущественная шероховатости коллектора или слегка выступает слюда, его необходимо проточить на токарном, фрезерном либо другом специальном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до шероховатости поверхности по 7 классу.

Общее биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа ротора относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно необходимо проверить вал на прогиб. Наличие любого прогиба может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.

Если на валу ротора в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к смещению обмотки ротора.

Привод

Необходимо провести наружный осмотр привода стартера УАЗ 469 на наличие пробуксовки. Он должен быть полностью свободным, не заедать, вольно и легко перемещаясь по шлицевой поверхности вала. Если наблюдается чрезмерный износ подшипниковых втулок привода, их необходимо заменить.

Когда ротор поставлен на удержание, его шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Вращение шестерни против часовой стрелки допускается только вместе с ротором. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку следует осуществлять на специальном стенде при испытании стартера на полное торможение.

Тяговое реле

Проверка удерживающей и тяговой обмоток осуществляется омметром либо замерами сопротивления амперметром и вольтметром. Реле с неисправными обмотками следует немедленно заменить. Наконечники клеммовых болтов необходимо зачистить. Если наконечники успели чрезмерно выгореть, их следует развернуть на 180° вокруг своей оси.

Сильный износ контактного диска также необходимо устранить. Для этого его следует развернуть уцелевшей стороной к контактам. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.

Неисправности стартера и методы их устранения

Существуют типичные поломки, при которых есть определенная технология устранения неисправностей. Предлагаем владельцам этой популярной модели готовые решения по ремонту.

При включении стартера якорь не вращается

Причина поломки Методы ремонта
Щетки не контактируют с коллектором Снять стартер с двигателя. Осуществить полную разборку. Устранить причину неисправности.
Нет контакта в переключателе тягового реле Открутить электрические провода от стартера. Снять крышку переключателя с контактами. Подгоревшие контакты тщательно зачистить. Если контакты слишком подгорели, повернуть крышку на 180°.
Разрушены соединяющие контакты тягового реле либо внутри стартера Демонтировать стартер и сдать в мастерскую для осуществления профессионального ремонта.
Нет стойкого контакта замка зажигания на клемме «В» Проверить электрическую цепь контрольной лампой. Для этого подсоединить лампу к контакту «С» и массе. Если на контакте «С» отсутствует напряжение во включенном положении замка зажигания, его необходимо заменить на новый.
Обрыв обмотки, подгорание контактов добавочного реле Проверить электрическую цепь контрольной лампой. При включении стартера контрольная лампа, подключенная к контакту «К» дополнительного реле и массой, должна загораться.
Если этого не происходит, следует разобрать реле и зачистить контакты.
Клинит якорь внутри втулки катушки электромагнита Якорь стартера, втулку и реле очистить от грязи, промыть в чистом керосине. Если тяговое реле смещено относительно стартерного рычага, необходимо сдать их в мастерскую для профессионального ремонта.

При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой вращения

Причина поломки Методы ремонта
Неисправна либо разряжена АКБ Проверить АКБ. Подзарядить либо заменить.
КЗ катушек возбуждения либо якоря. Якорь может касаться полюсов. Устранить КЗ либо отправить стартер в мастерскую.
Коленчатый вал двигателя проворачивается с трудом. Прогреть мотор в зимний период времени.
Слабо затянуты наконечники проводные наконечники.
Из-за этого нарушена цепь питания стартера.
Подтянуть зажимы, внимательно осмотреть всю электрическую цепь.
Чрезмерный износ подшипников. Демонтировать стартер и отправить его в мастерскую для профессионального ремонта.

При включении вал стартера вращается с большой частотой вращения, не проворачивая коленчатый вал двигателя

Причина поломки Методы ремонта
Разрушение зубчатого зацепления венца маховика Замена зубчатого венца
Пробуксовка роликовой муфты свободного хода Замена стартерного привода

При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, но коленчатый вал двигателя при этом не проворачивается

Причина поломки Методы ремонта
Отсутствие контакта между зажимами, в частности, на АКБ.
Подтянуть прижимные болты, проверить цепь электроснабжения.
Не исправна либо разряжена АКБ. Заменить АКБ либо поставить на подзарядку.
Поломка удерживающей обмотки тягового реле. Слабый контакт с массой. Заменить обмотку либо обеспечить ее надежный контакт с массой.

После пуска двигателя стартер не выключается

Причина поломки Методы ремонта
Отсутствие контакта между зажимами, в частности, на АКБ. Подтянуть прижимные болты, проверить цепь электроснабжения.
На валу якоря клинит привод. Демонтировать стартер, устранить причину.
На тяговом реле либо на дополнительном реле спеклись контакты выключателя. Устранить поломку либо осуществить замену реле.

При движении автомобиля стартер самопроизвольно запускается

Причина поломки
Методы ремонта
Заклинивает запорное устройство замка зажигания. Демонтировать замок. При невозможности ремонта заменить его на новый.

Читайте также:

Технические характеристики УАЗ 469

Расход топлива УАЗ 469 на 100 км

Регулировка клапанов УАЗ 469

Фаркоп на УАЗ 469

Рулевой редуктор УАЗ 469

КПП УАЗ 469

Стартер УАЗ 469: устройство и ремонт

Сама конструкция достаточно надежна, на современных машинах выходит из строя редко. Но тем не менее это случается.

Если при запуске двигателя автомобилист слышит характерные звуки, напоминающие трещотку, а сам двигатель не заводится, причина скорее всего в бендиксе. Щелчки означают, что стартер пытается провернуть маховик двигателя, но ему не хватает усилий.

Бендикс Бош. 1 — кожух обгонной муфты; 2 — ведомая обойма с шестерней; 3 — кольцо; 4 — шайба; 5 — ролик; 6 — прижимная пружина; 7 — ведущая обойма; 8 — буферная пружина; 9 и 11 — опорные чашки; 10 — кольцо приводной вилки; 12 — стопорное кольцо.

Чаще всего из строя выходят зубья приводной шестерни. Именно шестерня и ролики несут основную нагрузку при пуске. Зубья разрушаются, стачиваются, им не хватает рабочей поверхности для зацепления.

Ролики, также изнашиваются, теряют форму, в результате шестерня начинает вращаться вхолостую и не может передать крутящий момент. Сопутствующей поломкой часто выступает разрушение обоймы в районе работы роликов.

Иногда поломка бывает вызвана износом направляющих вала стартера. При этом зацепление с маховиком становится неправильным.

В тех моделях, где наличествуют пружины, причиной поломки выступают и они. Со временем, пружины растягиваются, лопаются, теряются.


Фото 3: Схема подключения стартера УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Схема подключения стартера УАЗ 469 42.3708 в бортовой цепи автомобиля:

  1. выключатель «массы»;
  2. аккумулятоpная батаpея;
  3. дополнительное pеле стаpтеpа;
  4. выключатель (замок) зажигания;
  5. вольтметр;
  6. контактный диск;
  7. втягивающая обмотка;
  8. удеpживающая обмотка;
  9. тяговое pеле стаpтеpа УАЗ 469;
  10. стаpтеp УАЗ 469.

Диагностика и замена

При эксплуатации стартер постоянно получает серьезные нагрузки, а также очень часто подвергается различным раздражителям (грязь, пыль, масло, влага). Все это приводит к быстрому разрушению изоляционного покрытия электродвигателя и к поломкам привода.

Среди остальных причин поломки и выхода из строя главной же является пробуксовка бендикса при свободном ходе. Это возникает по той причине, что в пазы и ролики попадает определенное количество грязи. Первым признаком является шум якоря при запуске стартера, а при этом коленчатый вал стоит неподвижно. В такой ситуации не обойтись без проведения ремонта.

Для того, что бы продиагностировать, непосредственно, сам бендикс, можно сделать это на автомобиле. Сделать это нужно следующим образом:

Теперь нужно слушать. Если вы услышали звук, который характеризует вращение якоря, то это признак того, что бендикс стартера пробуксовывает. Это значит, что он немедленно нуждается в ремонте или в его замене на новый бендикс.

Мелкий ремонт бендикса:

Если по итогу такой очистки вы не добились желаемого результата, тогда придется снимать обгонную муфту и разбирать ее.

Рассмотрим поэтапно разбор и ремонт бендикса:

Технические характеристики

Направление вращения правое.

Номинальное напряжение 12 В.

Мощность при питании от аккумуляторной батареи емкостью 60 А·ч 1,2 кВт 1,65 л.с.

Холостой ход при 20 °С:

  • потребляемый ток, не более 75 А.
  • напряжение на клеммах стартера, не более 12 В.
  • Частота вращения ротора, не менее 5000 мин -1.

Полное торможение при 20°С:

  • тормозной момент, 1,6±0,16 кгс•м
  • потребляемый ток, не более 520 А.
  • напряжение на клеммах стартера, не более 7 В.

В каких случаях требуется замена

Снятый стартер необходимо проверить на работоспособность. Первичное тестирование втягивающего реле производится подачей напряжения на клеммы, поверхность контактов зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. Подвижные элементы должны плавно перемещаться вперед и назад, в противном случае лучше заменить реле. Электромагнитный узел крепится на корпусе стартера 2 винтами и медной шиной, удерживаемой при помощи гайки.

Для ревизии внутренней части электромотора необходимо снять заднюю крышку, которая удерживается 2 болтами. После извлечения стопорного кольца и дополнительной шайбы необходимо выкрутить 2 стяжных болта. Из корпуса извлекается щеточный узел, если угольные элементы обгорели или изношены, то необходимо установить новый блок.

Рекомендуется приобретать оригинальные запасные части, имеющие хорошее качество и обеспечивающие нормальную работу стартера.

Снятый якорь осматривается, а затем тестовым прибором проверяется целостность обмоток. Поврежденный коллектор шлифуется стеклянной наждачной бумагой или протачивается на станке. Если на стальной части вала имеются задиры, ускоряющие износ подшипниковых втулок, то якорь необходимо поменять. Замена производится также при обнаружении обрывов обмоток. Статор также проверяется тестовым прибором, на внутренней металлической части не допускаются следы от вращающегося якоря. Если замена втулок не устраняет контакта, то следует поменять стартер.

Обслуживание стартера УАЗ 469

Обслуживание стартера УАЗ 469:

1. Периодическая проверка состояния прижимов на контактах с целью недопущения их ослабления, попадания пыли, грязи, возникновения коррозии, окисления.

2. Осмотреть коллектор, снять кожух защиты. Устранить выявленные дефекты, почистить контакты, смазать смазкой Литол.

3. Открыть крышку 13, проверить все элементы. Зачисть контакты, продуть сжатым воздухом.

4. Подтянуть болты крепления стартера УАЗ 469.

5. Эксплуатируя транспортное средство в лесу, карьере, сельской местности, необходимо периодически демонтировать стартер УАЗ 469, почистить металлической щеткой от пыли, грязи, налета.

10000 км

Проверить стартер УАЗ 469, произвести ТО-1 со следующими регламентными операциями:

1.Проверить провода.

2.При необходимости подтянуть ослабевшие соединения.

3.Необходимо помнить, что нарушение плотности прилегания провода от аккумуляторной батареи к стартеру приводит к увеличению переходного сопротивления в его цепи.

4.Как следствие, это снижает мощность, ухудшает запуск.

30000 км

Проверить стартер УАЗ 469, выполнить ТО-2 с проведением операций:

1.Демонтировать ленту защиты.

2.Сжатым воздухом продуть коллектор.

3.Проверить щетки и коллектор.

4.Устранить дефекты.

Один раз каждый год, но не реже 25 000-30 000 км пробега авто, необходимо снимать стартер УАЗ 469. Его следует разобрать, тщательно протереть и продуть детали сжатым воздухом. При выявлении дефектных деталей, узлов, механизмов заменить их новыми или отремонтировать. Собрать, отрегулировать, произвести контрольную проверку.

Причины

Наиболее подвержены износу передняя втулка и втулка шестерни бендикса. Втулка шестерни здесь играет косвенную роль, так как во время работы стартера он не вращается относительно ротора, однако при износе она удаляет шестерню от маховика, что приводит к увеличению давления на переднюю втулку и ее быстрому износу. Поэтому, при ремонте стартера УАЗ-ика, лучше его делать комплексно.

Особенно влияет на скорость вращения стартера, передняя втулка. При ее сильном износе якорь (ротор) может задевать статор, что катастрофически влияет на его вращение и в конечном итоге приведет к перегреву якоря, и соответственно нарушению контакта (распайке) между обмоткой якоря и щетками. Это может сильно увеличить стоимость ремонта, так как придется осуществить ремонт ротора или даже его замену. В случае нарушения контакта с обмотками, так же происходит потеря мощности и он медленно крутит.

Так же может, медленно крутить стартер по причине неисправных щеток. При их значительном износе они плохо прижимаются к коллектору, что приводит к возникновению дуги и выгоранию или расплавлению коллектора. Так как мощность его достаточно велика, то он будет продолжать вращать двигатель пока не придет в полную негодность. В этом случае придется менять не только щетки, а так же якорь.

Сам по себе якорь не выходит из строя, если это только не заводской брак. Чаще всего к его поломке приводят выше описанные поломки.

Ремонт стартера УАЗ 469 своими руками

Выполняя ремонт стартера УАЗ 469 своими руками необходимо произвести действия по демонтажу, очистке, замене изношенных деталей, последующему монтажу и регулировке, описанные ниже.

Снятие и установка стартера

Разборка стартера производится в следующей последовательности:

  • Выкрутить гайку М8, поз. 26, вывод отсоединить от контактного болта поз. 14.
  • Открутить винты поз. 28, снять реле.
  • Открутить гайки поз. 24 на стяжных шпильках.
  • Открутить два винта поз. 25, снять колпак.
  • Снять стопорную, регулировочную шайбу поз. 11 и поз. 12.
  • Снять крышку поз. 13.
  • Вынуть щетки поз. 8 из щеткодержателей и снять траверсу поз. 9.
  • Снять корпус поз. 7.
  • Открутить гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось рычага поз. 31, вынуть рычаг поз. 29.
  • Вынуть якорь поз. 6.
  • Отодвинуть влево упорное кольцо поз. 3, снять с вала замковое кольцо поз. 4, а затем привод поз. 5.
  • Для осмотра контактов отвернуть два винта поз. 23, отпаять два ввода поз. 27, снять крышку реле поз. 16.

Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Корпус

Проверить лампой контрольной, не замыкают ли на корпус катушки в обмотке возбуждения. Один из ее проводов соединить с корпусом, второй подключить к выводу. Лампа загорелась – значит, повреждена изоляция. Для устранения данного дефекта необходимо сразу же пронумеровать полюса, открутить крепежные винты, снять катушки.

Поврежденные места обмотать новым слоем изоляционного материала. Закрепить полюса на штатных местах. Накернить головки винтов, чтобы предотвратить самопроизвольное выкручивание.

Крышка со стороны коллектора

Проверить лампой контрольной замыкание на корпус изолированных держателей щеток. При обнаружении замыкания заменить изолирующую прокладку. Также следует проверить заклепочную втулку. Внутри стаканов щетки должны двигаться легко, без усилия. Проверить подшипниковую втулку, расположенную в крышке. Изношенную втулку заменить.

Сечение отверстия в новой втулке после ее запрессовки в крышку и развертки должно быть 12,5+0,035 мм. Шероховатость поверхности по 8 классу. Если щетки изношены с высотой менее 6 -7 мм, необходимо установить новые.

Ротор

Ротор проверяется либо специальным прибором, либо контрольной лампой. Цель проверки – выявить, нет ли замыкания роторной обмотки на пакет железа. Один вывод соединяется с любой ламелью ротора, другой – с пакетом железа ротора. Сигнальная лампа при этом гореть не должна.

Ротор следует внимательно осмотреть со всех сторон. Спереди обмотка ротора изготовлена по сечению меньше, чем пакет железа. Если ее диаметр успел увеличиться, следует насторожиться. Передняя часть обмотки увеличенного диаметра указывает на «разнос» обмотки. Подобный ротор подлежит обязательной замене.

Проводные наконечники обмоток должны быть надежно припаяны к клеммам коллектора. Следующая проверка состоит в том, чтобы не было замыканий между витками ротора. В случае обнаружения замыкания ротор необходимо заменить. Коллектор ротора должен быть чистым.

Если заметна несущественная шероховатости коллектора или слегка выступает слюда, его необходимо проточить на токарном, фрезерном либо другом специальном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до шероховатости поверхности по 7 классу.

Общее биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа ротора относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно необходимо проверить вал на прогиб. Наличие любого прогиба может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.

Если на валу ротора в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к смещению обмотки ротора.

Привод

Необходимо провести наружный осмотр привода стартера УАЗ 469 на наличие пробуксовки. Он должен быть полностью свободным, не заедать, вольно и легко перемещаясь по шлицевой поверхности вала. Если наблюдается чрезмерный износ подшипниковых втулок привода, их необходимо заменить.

Когда ротор поставлен на удержание, его шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Вращение шестерни против часовой стрелки допускается только вместе с ротором. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку следует осуществлять на специальном стенде при испытании стартера на полное торможение.

Тяговое реле

Проверка удерживающей и тяговой обмоток осуществляется омметром либо замерами сопротивления амперметром и вольтметром. Реле с неисправными обмотками следует немедленно заменить. Наконечники клеммовых болтов необходимо зачистить. Если наконечники успели чрезмерно выгореть, их следует развернуть на 180° вокруг своей оси.

Сильный износ контактного диска также необходимо устранить. Для этого его следует развернуть уцелевшей стороной к контактам. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.

Как снять

Алгоритм снятия узла:

  1. Отключить батарею от бортовой сети автомобиля.
  2. Снять резиновый колпачок и отвернуть гайку, удерживающую клемму подачи питания на тяговом реле.
  3. Удалить клемму с болта, а затем открутить гайку, удерживающую провод положительного питания обмоток электродвигателя.
  4. Снять клемму, а затем приступить к откручиванию соединений, удерживающих стартер на картере сцепления.
  5. Выкрутить нижний болт при помощи накидного или торцевого гаечного ключа, а затем демонтировать гайку, накрученную на расположенную сверху электромотора шпильку.
  6. Отделить стартер от картера для последующей разборки.

Неисправности стартера и методы их устранения

Существуют типичные поломки, при которых есть определенная технология устранения неисправностей. Предлагаем владельцам этой популярной модели готовые решения по ремонту.

При включении стартера якорь не вращается

Причина поломкиМетоды ремонта
Щетки не контактируют с коллекторомСнять стартер с двигателя. Осуществить полную разборку. Устранить причину неисправности.
Нет контакта в переключателе тягового релеОткрутить электрические провода от стартера. Снять крышку переключателя с контактами. Подгоревшие контакты тщательно зачистить. Если контакты слишком подгорели, повернуть крышку на 180°.
Разрушены соединяющие контакты тягового реле либо внутри стартераДемонтировать стартер и сдать в мастерскую для осуществления профессионального ремонта.
Нет стойкого контакта замка зажигания на клемме «В»Проверить электрическую цепь контрольной лампой. Для этого подсоединить лампу к контакту «С» и массе. Если на контакте «С» отсутствует напряжение во включенном положении замка зажигания, его необходимо заменить на новый.
Обрыв обмотки, подгорание контактов добавочного релеПроверить электрическую цепь контрольной лампой. При включении стартера контрольная лампа, подключенная к контакту «К» дополнительного реле и массой, должна загораться. Если этого не происходит, следует разобрать реле и зачистить контакты.
Клинит якорь внутри втулки катушки электромагнитаЯкорь стартера, втулку и реле очистить от грязи, промыть в чистом керосине. Если тяговое реле смещено относительно стартерного рычага, необходимо сдать их в мастерскую для профессионального ремонта.

При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой вращения

Причина поломкиМетоды ремонта
Неисправна либо разряжена АКБПроверить АКБ. Подзарядить либо заменить.
КЗ катушек возбуждения либо якоря. Якорь может касаться полюсов.Устранить КЗ либо отправить стартер в мастерскую.
Коленчатый вал двигателя проворачивается с трудом.Прогреть мотор в зимний период времени.
Слабо затянуты наконечники проводные наконечники. Из-за этого нарушена цепь питания стартера.Подтянуть зажимы, внимательно осмотреть всю электрическую цепь.
Чрезмерный износ подшипников.Демонтировать стартер и отправить его в мастерскую для профессионального ремонта.

При включении вал стартера вращается с большой частотой вращения, не проворачивая коленчатый вал двигателя

Причина поломкиМетоды ремонта
Разрушение зубчатого зацепления венца маховикаЗамена зубчатого венца
Пробуксовка роликовой муфты свободного ходаЗамена стартерного привода

При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, но коленчатый вал двигателя при этом не проворачивается

Причина поломкиМетоды ремонта
Отсутствие контакта между зажимами, в частности, на АКБ.Подтянуть прижимные болты, проверить цепь электроснабжения.
Не исправна либо разряжена АКБ.Заменить АКБ либо поставить на подзарядку.
Поломка удерживающей обмотки тягового реле. Слабый контакт с массой.Заменить обмотку либо обеспечить ее надежный контакт с массой.

После пуска двигателя стартер не выключается

Причина поломкиМетоды ремонта
Отсутствие контакта между зажимами, в частности, на АКБ.Подтянуть прижимные болты, проверить цепь электроснабжения.
На валу якоря клинит привод.Демонтировать стартер, устранить причину.
На тяговом реле либо на дополнительном реле спеклись контакты выключателя.Устранить поломку либо осуществить замену реле.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

УАЗ 409 Фермер оснащается инжекторным двигателем. Потому снять стартер для его последующей замены не так уж просто. Но перед заменой следует приобрести качественную замену. Все представленные в продаже детали делятся на категории:

Первые обойдутся на порядок дороже. Но стоит отметить: оригинальные детали на 100% подходят, во многих случаях они на порядок качественнее аналогов. При наличии достаточного количества средств стоит сделать выбор именно в пользу оригинальных, настоящих деталей. Это позволит избежать большинства сложностей с установкой. Не стоит забывать, что УАЗ может оснащаться двигателями различных типов (ЗМЗ-402, 417, 4516, 421). Важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами монтажа.

Особенности конструкции

УАЗ Патриот с завода оснащается моделями стартера от двух и «Bosch».

Принципиально эти модели конструктивно ничем не отличаются, разницу можно заметить только в качестве исполнения изделий.

Обе модели представляют из себя электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Вверху корпуса располагается реле втягивания с двумя типами обмоток: тяговой и удерживающей.

На Патриоте мотор ЗМЗ 409 обычно оснащается стартером «AZE 2517» или «БАТЭ» (5112). Работает это так: в момент запуска двигателя втягивающее реле срабатывает первым и входит в зацепление с венцом маховика, на котором расположено множество зубьев. После этого, в работу подключается и сам стартер, благодаря чему осуществляется вращение маховика, как результат — пуск мотора.

Двигатели УМЗ-4218 комплектуются стартерами «42.3708». На моторах «ЗМЗ-5143» (дизель) можно встретить модели «6012.3708» или «AZE».

Нередко случаются ситуации, когда при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит, то есть стартер не крутит. Как быть в этой ситуации?

Причины поломки

Основными причинами, из-за которых не крутит стартер на УАЗ Патриоте, могут быть:

  1. Севший аккумулятор. Количество энергии, потребляемой при запуске мотора, зависит от многих факторов: температура окружающего воздуха, вязкость моторного масла, объем двигателя. Зимой пусковой ток может достигать значений 300 Ампер!
  2. Возможно повреждение или окисление контактов на самом устройстве. Стоит также проверить провода, идущие от аккумулятора к стартеру.
  3. Неисправность в электрической части автомобиля. Это могут быть проблемы в проводке, предохранителе, реле или замке зажигания. Данные причины возникают редко.


Схема устройства
Первые два пункта проверить самому — не составит особого труда. А для более углубленной диагностики может потребоваться помощь специалиста.

Если получилось так, что по результатам диагностики все в порядке — тогда проблема может быть в том, что стартер просто отслужил свое и его пора менять.

Хотя само изделие не имеет четких эксплуатационных границ, в зависимости от интенсивности использования срок его службы может сокращаться.

Чаще всего проблемы со стартером встречаются у таксистов, которым приходится по нескольку десятков раз в день запускать двигатель автомобиля. Опытные водители в таких случаях стараются по возможности не глушить автомобиль, если стоянка не длительная.

Демонтаж изделия

Стартер располагается за правым колесом в районе раздаточной коробки, головки болтов находятся ближе к двигателю и расположены один над другим.

Болты крепления стартера являются частью болтов крепления колокола коробки и их шляпки смотрят в сторону задка машины. Подлезть сверху не получится никакими ключами, поэтому придется лезть в яму.

Для того, чтобы снять стартер на УАЗ Патриот вам потребуются следующие инструменты:

  • Отвертка плоская и крестовая.
  • Гаечные ключи на 14, 13 и 8. При откручивании болтов крепления (2 болта) удобнее использовать головку с трещеткой.
  • Съемник стопорных колец (если планируется полная разборка).

Перед снятием необходимо полностью обесточить автомобиль, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. Далее, необходимо проделать следующие действия:

  1. Оттянуть резиновый чехол и открутить гайку, которая выполняет роль клеммы питания втягивающего реле. Снять клемму со шпильки.
  2. Отвернуть гайку крепления клеммы плюс питания стартера.
  3. Отвернуть нижний и верхний болт крепления устройства. Для откручивания верхнего болта придется использовать «трещетку», обычным ключом к нему не подобраться.

Установка изделия осуществляется в порядке, обратном снятию.

Надо ли менять?

Если стартер поломался — не спешите его сразу выкидывать. Для начала нужно проверить исправность втягивающего реле, проблема может быть в окислении контактов, тогда их достаточно просто почистить. Для проверки втягивающего подсоедините напрямую клеммы «+» и «—» аккумулятора к втягивающему реле так, как показано не рисунке:


Обязательно отсоедините белый провод от контактного болта

Если замкнуть цепь — якорь втягивающего реле должен заменто втянуться. Если этого не происходит, придется заменить втягивающее реле на исправное, оно является составной частью стартера и может меняться отдельно. Для замены втягивающего открутите два болта крепления с торцевой части устройства.

Двигатель 409 УАЗ Буханка – конструкция и характерные неисправности

Мотор – сердце автомобиля, а потому именно он должен быть в центре внимания любого автовладельца. Автобус от Ульяновского автозавода оснащается разными силовыми агрегатами, а одним из наиболее популярных является двигатель 409 УАЗ Буханка.

Следовательно, нужно всесторонне его рассмотреть – конструктивные особенности, распространенные неисправности и пр.

Версии

Двигатель ЗМЗ 409 УАЗ Буханка создан на основе агрегата 406 и имеет несколько модификаций:

  1. ЗМЗ 409.10 – базовый. Отвечает критериям Евро-2.
  2. ЗМЗ 40904.10 – аналогичен 409.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-3.
  3. ЗМЗ 40905.10 – аналогичен версии 40904.10. 128 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
  4. ЗМЗ 4091.10 – дефорсированный 40904.10. 112 л. с. Отвечает стандартам Евро-3.
  5. ЗМЗ 40911.10 – аналогичен 4091.10. 112 л. с. Отвечает критериям Евро-4.
  6. ЗМЗ 4092.10 – несерийный. 160 л. с.

Конструкция

Двигатель 409 УАЗ Буханка – это рядный 4-цилиндровый силовой агрегат, оснащенный КМПСУД (управление мотором).

  • Объем – 2.6 л.
  • Степень сжатия – 9 ед.
  • Последовательность функционирования цилиндров – 1/3/4/2.
  • Вращение коленвала – вправо.
  • Мах крутящий момент – 230 кг-см на 3 900 об. /мин.
  • Система вентиляции – принудительная, закрытая.
  • Система смазки – принудительная, комбинированная.
  • Комплекс охлаждения – закрытый, жидкостный, принудительный.
  • Масса – 190 кг.
  • Объем масла – 7 л.

Компоненты

Блок цилиндров

Блок цилиндров выполнен из чугуна, а между самими цилиндрами предусмотрены каналы для охлаждения. Внизу блока 5 опор коренных подшипников коленвала с крышками, зафиксированные болтами. С торца к блоку прикреплены сальникодержатель и крышка цепи.

Головка блока

ГБЦ 409 УАЗ Буханка отлита из сплава на основе алюминия – по 4 клапана на цилиндр. Привод клапанов реализован через 2 распредвала и гидротолкатели. Использование последних освобождает от регулировки зазоров клапанов.

Сверху ГБЦ находятся опоры распредвалов с алюминиевыми крышками, а снизу – камеры сгорания.

Распределительные валы

Распредвалы чугунные. Смещение кулачков к гидротолкателям составляет 1 мм. Такое решение снижает скорость износа.

Поршни

Они из алюминиевого сплава. В поршнях есть углубления под клапаны, чтобы не допустить удара. На поршне стоят 3 кольца – 1 маслосъемное и 2 компрессионных (чугунных). Верхнее кольцо с покрытием из пористого хрома.

Шатуны

Они кованые, стальные с бронзовыми втулками, впрессованными в верхнюю головку. Нижняя головка укомплектована крышкой. Стержень и головка шатуна располагают отверстиями для охлаждения.

Коленвал

Для его изготовления использован чугун повышенной прочности. Сам вал снабжен 8-ю противовесами, а осевое перемещение предотвращают упорные полукольца. Задний конец коленвала соединен с маховиком.

Неисправности

Основные проблемы двигателя 409 УАЗ Буханка аналогичны тем, что и у мотора 406, ведь их конструкция очень схожа.

Перегрев

Как правило, причиной этого становится забитый радиатор и термостат. Также дело может быть в недостатке антифриза. Если все в норме, нужно искать воздушные пробки.

Гидронатяжитель

Он нередко клинит, что приводит к шуму цепи и выходу из строя башмака.

Ремонт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *