Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Как заменить направляющие втулки клапанов

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) зачастую предполагает необходимость замены направляющих втулок клапанов ГРМ. Для замены необходимо выпрессовывать старые втулки клапанов, после чего на их место устанавливаются новые элементы. Существует несколько способов для выпрессовки старых втулок. Наиболее простым и самым неправильным является выбивание втулок молотком и зубилом. Данный ударный способ широко применяется в практике «гаражных» мастеров. Отметим, что извлечение втулок в подобных случаях часто заканчивается повреждением посадочного гнезда в головке блока цилиндров.

Немного более правильным вариантом является использование специальной  ступенчатой оправки из латуни или бронзы вместо зубила. Такая оправка устанавливается со стороны седла на направляющую втулку, далее по ней ударяют молотком. Указанный способ выпрессовки втулок снижает риск повреждений ГБЦ, но не исключает полностью. Оптимальным же способом выпрессовки втулок является использование специального съемника. Указанный съёмник для снятия направляющих втулок клапанов также используется для последующей установки новых втулок в ГБЦ. Далее мы рассмотрим способы замены направляющих втулок клапанов при помощи оправки и съемника.

Содержание статьи

  • Как самому менять направляющие втулки клапанов
    • Выпрессовка и установка направляющих втулок клапанов съемником

Сначала рассмотрим способ выпрессовки направляющих втулок клапанов при помощи оправки, так как указанный способ является распространенным. Перед заменой втулок снимаются пружины и сами клапана. Как уже было сказано выше, оправка для выпрессовывания втулок клапанов используется ступенчатая. Ступенька необходима для того, чтобы снизить риск повреждений посадочного гнезда в головке блока. Меньший диаметр оправки позволяет ей войти во втулку на 3-4 см, причем с зазором. Больший диаметр позволяет свободно пройти через гнездо в ГБЦ.

Отметим, что зачастую бронзовые втулки достаточно легко выпрессовываются из головки, так как установлены с относительно слабым натягом. Если же необходимо выпрессовать направляющую втулку клапана из более жесткого материала, тогда ГБЦ следует предварительно нагреть до температуры 140-160 градусов Цельсия в электропечи или до 80-90 градусов в емкости с горячей водой. Нагрев головки блока цилиндров позволит уменьшить натяг.

В крайних случаях плотно запрессованную втулку нужно высверливать. Обратите внимание, делать это разрешается только на станке, так как попытки высверлить втулку клапана дрелью приведут к перекосу и повреждениям посадочного гнезда. Втулку также желательно высверливать не до конца, то есть оставлять стенки толщиной около 1-го миллиметра. Так снижается риск повреждений гнезда, а сам остаток втулки  легко удаляется оправкой.

Следующим шагом становится обязательный замер натяга новой втулки перед установкой в головку, так как строго запрещается производить запрессовку новых втулок до измерения натяга.  Для замеров натяга понадобится определить диаметр гнезда и направляющей втулки. Допускается показатель на отметке от 0.03 до 0.05 мм.  Этот показатель следует понимать как то, что диаметр новой втулки превышает диаметр посадочного гнезда на указанную величину.

Слабый натяг по причине гнезда потребует увеличения диаметра гнезда, куда потом устанавливается ремонтная втулка увеличенного размера. Рассверливать гнездо в ГБЦ также нужно исключительно на станке, что позволит избежать возможного перекоса при выполнении нового отверстия. Что касается степени натяга ремонтной втулки, данный показатель следует максимально увеличить, так как в новом отверстии материал более твердый и имеет большую шероховатость на поверхности стенок.

Чтобы запрессовать новые втулки клапанов головку блока следует повторно нагреть в печи аналогично способу снижения натяга при снятии. Параллельно с этим новые втулки охлаждают. Запрессовка новых втулок без нагрева ГБЦ является неправильной. Это касается алюминиевого сплава ГБЦ, в котором происходит деформация при наличии сильного натяга. После такой установки итоговый натяг будет меньше необходимого. В результате после сборки мотора и его нагрева при работе направляющая втулка клапана не будет иметь плотной посадки, а сам клапан в указанной втулке начнет страдать от перегревов. Перегрев клапана будет происходить в результате того, что эффективность отвода избыточного нагрева от стержня клапана к ГБЦ существенно снизится. Неисправность будет быстро прогрессировать, втулка начнет болтаться в посадочном гнезде, что потребует повторной разборки двигателя для проведения ремонта.

Теперь перейдем к тому, как установить направляющие втулки клапанов в головку блока цилиндров. Саму запрессовку реализуют при помощи описанной выше оправки, по которой следует нанести молотком пару резких ударов. Учтите, наличие на новой втулке специального тонкого пояса для размещения маслосъемного колпачка обязывает к тому, чтобы оправка ни с одной стороны не опиралась на данный пояс. Игнорирование данной рекомендации может привести к тому, что втулка деформируется или окажется сломанной.

Завершением процесса установки направляющих втулок клапанов ударным способом является финальная калибровка отверстий. Данную процедуру выполняют при помощи разверток. Рекомендуется использовать алмазные развертки, так как данный инструмент более долговечен и обеспечивает стабильный предсказуемый результат сравнительно с обычными стальными развертками. После обработки отверстий необходимо выполнить проверку зазоров клапанов во втулках с учетом рекомендуемых параметров. Зазоры впускных клапанов должны быть на 0.01 мм меньше по сравнению с выпускными, которые сильнее нагреваются при работе ДВС (например, 0.02 — 0.04 против 0.03 — 0.04 мм). Отметим, что добиваться минимально допустимых зазоров не обязательно. Следует добавить, что данное утверждение особенно актуально для выпускных клапанов, так как малые зазоры в направляющих втулках могут привести к их заклиниванию.

Выпрессовка и установка направляющих втулок клапанов съемником

Далее рассмотрим наиболее оптимальный способ выпрессовки направляющих втулок клапанов специальным съемником-выпрессовщиком втулок. Начнем с того, что съемники бывают разными и являются универсальными инструментами. При помощи данного решения можно снимать втулки клапанов на разных ГБЦ без риска повредить посадочную плоскость в головке блока. Другими словами, наличие съемника сводит к минимуму возможные задиры или другие дефекты отверстия по сравнению с использованием молотка и оправки.

Работа со съемником предполагает:

  • под инструмент подкладывается втулка подходящего размера. Подбор такой втулки осуществляется с учетом того, чтобы при установке съёмника резьбовая часть вышла из направляющей клапана на 20-30 мм;
  • далее съемник устанавливается и фиксируется парой гаек, которые специально обточены. Также допускается использование одной гайки, если таковая предусмотрена конструкцией съемника;
  • следующим шагом становится необходимость придержать верхним ключом съёмник в его центральной части;
  • одновременно с этим нижним ключом выпрессовывается направляющая втулка клапана;

После того, как к съемнику прикладывается определенное усилие, можно услышать явный щелчок. Такой звук укажет на то, что втулка клапана сорвана с посадочного места и движется наружу из отверстия в ГБЦ. Далее нужно крутить винт съемника до того момента, пока втулка не будет извлечена. Затем необходимо приготовить новые втулки для запрессовывания. Далее следует повторить все подготовительные процедуры, описанные выше при установке втулок оправкой. Дополнительно можно смазать втулку клапана моторным маслом для облегчения посадки в гнездо.

Чтобы запрессовать втулки съемником понадобятся 2 проставки, которые имеют коническую фаску и упираются в седло клапана. Одна деталь должна иметь больший диаметр, а другая меньший (в соответствии с тем, что посадочное место впускного клапана больше, а выпускного клапана меньше). Также снова понадобиться осуществить подбор распорных втулок съёмника, учитывая при этом необходимость выхода резьбовой части съемника на 20-30 мм при установке новой втулки клапана. 

Параллельно с этим нужно избежать повреждения пояса (буртика) на направляющей втулке, так как данный пояс служит местом крепления резинового колпачка. Если пояс повредить при установке, герметичность колпачка-сальника будет нарушена. Чтобы не повредить пояс, используется отдельная гайка, которая упирается в направляющую без риска повреждения пояса. Получается, данная гайка поджимает направляющую втулку клапана. Обратите внимание, установка дополнительной гайки уменьшает количество резьбы на шпильке съемника. По этой причине для уменьшения нагрузки на резьбу следует накрутить еще одну втулку съемника.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой зазор должен быть у поршневого кольца. Из этой статьи вы узнаете о правильном подборе теплового зазора поршневых колец во время их замены или в процессе капитального ремонта двигателя. 

Теперь можно запрессовать втулку съемником. Окончанием запрессовки является момент, когда прокручивать съемник станет тяжелее. Это будет говорить о том, что втулка опустилась на посадочное место и уперлась стопорным кольцом, которое выполнено на направляющей для регулировки правильной посадки. После появления усилия крутить съемник дальше не нужно, так как можно повредить направляющую. Съёмник пора разбирать и снимать, так как новая втулка уже запрессована в головку блока.

Далее втулки понадобится подгонять по посадочным размерам. Это необходимо в том случае, если  направляющую слегка сдавило при запрессовке. Выполняется данная процедура аналогично описанной выше, то есть при помощи развертки. Развертка вставляется в отверстие и без давления прокручивается, благодаря чему происходит аккуратное развёртывание. По окончании следует выдуть остатки стружки при помощи сжатого воздуха.

Завершающим этапом становятся обязательные замеры диаметра полученного отверстия в направляющей втулке. Для проверки используется специальный индикаторный нутромер. Также следует измерить толщину стержня клапана при помощи микрометра. Если все выполнено правильно, тогда зазор будет находиться в допустимых пределах.

Затем можно вставить клапан и проверить качество его прилегания к седлу. В том случае, если клапан не полностью прилегает к седлу, тогда очевидна потеря соосности между центром втулки и центром седла клапана. Такое явление иногда возникает после замены направляющих втулок клапанов. Для решения данной проблемы потребуется осуществить притирку клапанов. Чтобы притереть клапана, нужно обработать специальной шарошкой седло клапана. После притирки клапанов можно считать процесс замены направляющих втулок полностью завершенным.

Замена направляющих втулок клапанов своими руками

Главная » Двигатель » Вы читаете статью:

по Евгений

Отечественные автомобили можно ремонтировать самостоятельно в любом удобном гараже. Конструкция их предусматривает максимальный уровень ремонтопригодности всех узлов и механизмов.

Не исключением в этом случае будет ремонт головки блока, одной из операций этого процесса является замена направляющих втулок клапанов.

Содержание

  • 1 Конструкция механизма
  • 2 Необходимость замены втулок
  • 3 Выпрессовка втулок
  • 4 Запрессовка ремонтного комплекта

Конструкция механизма

В процессе работы клапанного механизма движение клапанов происходит в ограниченном пространстве. Направление для перемещения задается с помощью соосности отверстия, в котором «ходит» ось штока и впускного/выпускного отверстия. Материал для штока подобран максимально износостойкий.

Сталь легирована большим количеством хрома и никеля. Направляющие втулки клапанов, сопрягающиеся со штоком, выполнены из менее прочного материала, чаще из медесодержащих сплавов. Это связано с тем, что ремонтный комплект таких втулок будет стоить дешевле при обслуживании, чем полная замена клапанов с износившимся штоком. Также пара сталь-латунь гораздо лучше работает при фрикционном сопряжении.

Замена втулок

Зазора между отверстием и клапаном практически нет. Это и наличие сальников на штоке помогает предотвратить попадание масла в камеру сгорания. Но за счет того, что работа клапанов проходит в агрессивных условиях и при интенсивном перемещении, износ у втулок появляется, их приходится периодически менять. Если бы они не стояли в конструкции, то пришлось менять всю головку блоки после выработки в отверстиях, по которым ходит шток.

Необходимость замены втулок

Износ можно определить по нескольким косвенным признакам, также есть случаи, когда требуется менять втулки в обязательном порядке:

  • в камеру сгорания проникает моторное масло, за счет этого возрастает его расход и образуется сероватый дым из выхлопной трубы;
  • слышно характерное постукивание со стороны головки блока;
  • при полной замене комплекта клапанов;
  • капремонт головки блока.

Инструмент для выпрессовки

Выпрессовка втулок

Наиболее популярным методом выпресовки является ударный.

Предварительно снятую головку блока очищаем от загрязнений. Потом фиксируем ее на верстаке. Для операции понадобится специальный съемник, латунная или бронзовая цилиндрическая оправка длиной 80-100 мм. С одного конца на ней должна быть проточка на длину 30-40 мм диаметром на 1-2 мм меньше, чем диаметр внутреннего отверстия втулки. Оправка должен иметь максимальный диаметр, не больше наружного размера втулки.

Шаг 1. Нагреть головку блока
Шаг 2. Выпрессовать втулки
Шаг 3. Провести сравнительный замер штоков и отверстий
Шаг 4. Обработать отверстия разверткой

Перед выбиванием втулок, необходимо нагреть головку примерно до 100-120С. Делается это для ослабления натяга между втулками и корпусом. В гаражных условиях подойдет электроплита. Ни в коем случае не пользоваться для этой операции горелкой, чтобы не перегреть металл и не испортить «геометрию» поверхности корпусной детали.

Выбивать надо со стороны камеры сгорания.

После высвобождения посадочного отверстия, надо замерять его диаметр. Это необходимо для того, чтобы правильно подобрать натяг, разницу между размером новой втулки и посадочным диаметром. Ремонтная втулка должна быть больше на 0,03-0,05 мм. Это обеспечит плотную посадку. Замеры надо проводить на остывшей головке.

Запрессовка ремонтного комплекта

Чтобы не повредить поверхность отверстий и не создать задиры, перед тем, как заменить направляющие втулки клапанов, нужно опять немного разогреть головку блока. Ремонтный комплект для лучшей посадки нужно остудить. Для этого подойдет бытовой морозильник. Без таких манипуляций качественной запрессовки можно не получить, а впоследствии все они быстро «разболтаются» на своих местах. И необходимо будет разбирать узел заново.

Сборка механизма

Когда все установится на свои места и головка блока остынет до окружающей температуры, необходимо будет обработать отверстия разверткой. Такая калибровка приведет диаметр в нужный размер по всей длине. Желательно использовать настраиваемый инструмент, так как у ненастаиваемого происходит износ, и размер отверстия станет после большого числа обработок немного меньше требуемого. За счет этого клапаны будут проходить с натягом, преодолевая трение, а могут просто заклинить.

Нормальным считается зазор между штоком клапана и отверстием 0,03-0,04 мм.

После запрессовки втулок можно проводить подгонку седел клапанов. Для этой операции используются шарошки или зенкеры.

Интересное по теме:

загрузка…

Сравнение методов замены направляющих клапанов | Goodson Tools & Supplies

Главная → Газета Гудсона → Сравнение методов замены направляющей клапана

от Goodson Tools & Supplies

В прошлом мы обсуждали измерение ваших направляющих клапанов, чтобы определить, находятся ли они в допустимых пределах. В этой статье мы рассмотрим различные методы ремонта и замены направляющих. Эти методы включают в себя:

  • Накатка
  • Установка тонкостенных бронзовых направляющих
  • Замена направляющих пластин
  • Модификация направляющей клапана для установки штоков клапанов увеличенного размера
  • Замена встроенных направляющих на ложные
  • Установка спиральных вкладышей BronzeWall 2

К концу этой статьи вы должны иметь представление о плюсах и минусах каждого метода. Но независимо от того, какой метод вы выберете, важно, чтобы направляющая клапана была отцентрована, чтобы обеспечить правильное выравнивание всех компонентов. Также важно тщательно очистить головку ПЕРЕД сборкой клапанов. Любой мусор или металлическая стружка, оставшиеся в головке, вызовут преждевременный выход из строя. При выборе метода ремонта направляющих клапанов необходимо учитывать два фактора: стоимость и производительность. В этом контексте производительность — это НЕ выходная мощность, а конечное использование (например, дизель, высокая производительность, чугун, алюминий и т. Д.). Еще один решающий фактор, который косвенно связан с двумя другими) — работаете ли вы со всеми клапанами или только с некоторыми из них. Необходимо учитывать множество переменных, которые мы объясним при обсуждении каждого метода.

Направляющие вставки
Способ ремонта Преимущества Недостатки
Накатка направляющей клапана Низкая стоимость. Требуются простые инструменты (электрическая дрель, редуктор, накатная оправка, развертка, хонинговальный инструмент и инструмент для удаления заусенцев). Созданная спиральная канавка помогает удерживать масло в направляющей. Операция выполняется на скамье, а не на сидении, а на направляющей машине. Временное исправление. Канавка смята, а не срезана. Ограничивается ремонтом чугунных направляющих. Groove затрудняет измерение внутреннего диаметра направляющей. Ограничено износом направляющей менее 0,005 сверх указанного зазора.
Тонкостенные
Бронзовые вкладыши
Более низкая стоимость по сравнению с фальшивыми направляющими. Улучшает работу чугунных направляющих. Сплав фосфористой бронзы превосходит чугун. Сменный. Операция обычно выполняется на скамье, а не на сиденье и направляющей машине. Сплав фосфористой бронзы обладает высокими прочностными характеристиками и хорошими теплообменными свойствами. Требуется специальный инструмент. Для каждой направляющей клапана требуется несколько шагов. Особое внимание следует уделить тому, чтобы выравнивание направляющих не сместилось во время установки. При установке вкладыша в существующую неинтегрированную направляющую важно, чтобы направляющая была прочной (не ослаблена и не повреждена) в литой головке.
Сменные направляющие вставки Предназначен для замены при износе. Удобство обслуживания — идеально подходит для автопарка или других транспортных средств с высокой нагрузкой. могут привариться к головке во время работы двигателя, что затруднит их удаление. В редких случаях направляющие вставки могут сжиматься во время использования, что может привести к повреждению головки, если они будут перемещаться вверх и вниз вместе со штоками клапана. Замена в этом случае требует специального инструмента для установки направляющих наружного диаметра увеличенного размера.
Модификация направляющих для штоков клапанов увеличенного размера Рекомендуемый метод, если вы все равно будете заменять клапаны. Может выполняться с помощью развертки или хонинга направляющих клапанов. Хонингование дает точный контроль зазоров. Для надежного уплотнения могут потребоваться другие уплотнения штока. Приводит к другим операциям, таким как замена сиденья. Не все магазины оборудованы для обслуживания этих модифицированных головок. Потребуется специальный инструмент.
Замена встроенных направляющих ложными (ремонтными) направляющими Использует меньше инструментов, чем вкладыши. Операция выполняется на машине с сиденьем и направляющими, поэтому вы можете настроить один раз и выполнить все направляющие. Более быстрое снятие и установка по сравнению с тонкостенными вкладышами. Доступны варианты из сплава чугуна и бронзы. Самонесущий дымоход. Удобство обслуживания – в будущем его можно будет заменить с большей легкостью. Большая масса направляющей более равномерно передает тепло на головку. Время настройки может быть непомерно высоким, если вы ремонтируете только одну или две направляющие в головке. В этих случаях методы на стенде обычно быстрее.
Установка вставок/втулок спирального типа Bronze-Wall 2® Более низкая стоимость по сравнению с фальшивыми направляющими. Идеально подходит для ремонта некоторых, но не всех направляющих в головке. Направляющие с чрезмерным износом не будут поддерживать проводник. Износостойкий сплав фосфористой бронзы. Простота установки и удаления. Требуется специальный инструмент из быстрорежущей стали, что делает срок службы инструмента непредсказуемым. Для установки требуется несколько шагов. Работает только в чугунных головках.

Выберите систему, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям. Методы на стенде обычно используются мастерами-сделай сам и небольшими магазинами. Цеха с большим объемом могут оправдать расходы на направляющий и посадочный станок для замены направляющих, а также другие операции по механической обработке ГБЦ. Конечно, из каждого правила есть исключения, поэтому используйте это как дорожную карту, а не свод правил.

Вы также можете прочитать пару книг с отличным объяснением методов и пошаговыми инструкциями по большинству этих процедур. Первым из них является «Полное руководство по головке цилиндров и двигателю» Sunnen, написанное Джоном Г. Эдвардсом. К сожалению, эта книга больше не издается, но вы можете приобрести подержанную копию на E-Bay или Amazon. Вторая книга, которую мы рекомендуем, — это Engine Service Automotive Machining & Engine Repair Гэри Льюиса, опубликованная AERA.

Если вы запутались или у вас есть дополнительные вопросы, обратитесь в технический отдел.

Поделиться этой публикацией…

Предыдущий пост Следующий пост

Как установить клапаны на 4-тактный мотоцикл для бездорожья

Четырехтактные мотоциклы для бездорожья развивались годами и пользуются огромной популярностью как среди райдеров, так и среди гонщиков. Несмотря на то, что они обладают большой мощностью и на них приятно ездить, обслуживание клапанного механизма — это ответственность, которая ложится на них. Здесь мы рассмотрим правильную практику замены клапанов и клапанных пружин.

Четырехтактные двигатели десятилетиями служили сообществу Powersports в самых разных областях, от уличных мотоциклов, внедорожных мотоциклов, квадроциклов и UTV, и это лишь некоторые из них. Со временем технологии двигателей развивались по многим направлениям, что в конечном итоге привело к повышению производительности двигателя. Практика технического обслуживания также претерпела изменения, и в этой статье мы сосредоточимся на установке современной арматуры.

Роль, которую играют клапаны, очень важна, и, следовательно, по мере того, как технология клапанов продолжает развиваться, вероятность ошибки со стороны установщика продолжает уменьшаться. Существует ряд шагов, которые необходимо тщательно продумать и правильно выполнить при установке новых клапанов, чтобы обеспечить долгосрочный успех. Мы будем работать от этапа перед установкой до проверок после установки. Эта статья в конечном итоге даст вам контрольный список, чтобы в следующий раз, когда вам нужно будет установить клапаны в свой двигатель, вы были хорошо подготовлены.

Смотрите все наши руководства по восстановлению 4-тактных топовых двигателей здесь!

Создание 4-тактной головы может показаться сложной задачей, но понимание того, как делать каждый шаг, может значительно снизить страх.

Подготовка к установке

Работа, выполненная перед установкой новых клапанов, определяет, как долго прослужит отремонтированная верхняя часть. Два наиболее важных компонента, которые необходимо учитывать, — это направляющие и седла клапанов. Из-за того, как каждая из этих частей взаимодействует с клапаном, их состояние и решения, принятые вокруг них, будут определять, как долго будут жить новые клапаны.

Направляющие клапанов

Роль направляющих клапанов неудивительна, судя по их названию. Функция направляющей клапана заключается в обеспечении хорошего контроля положения клапана при его возвратно-поступательном движении вверх и вниз. Обеспечение многократного контакта поверхности клапана с седлом в одном и том же месте важно для производительности двигателя, а также для долговечности седла клапана и клапана.

Направляющие клапана — это каналы, через которые проходят клапаны, позволяющие штоку клапана проходить из камеры сгорания и через клапан без потери давления благодаря уплотнениям клапана.

Из-за сил, присутствующих в большинстве конструкций клапанных механизмов, по мере износа двигателя направляющие клапанов изнашиваются и приобретают определенную форму. Эту форму можно визуально представить, представив песочные часы. При измерении сверху вниз изношенные направляющие клапанов обычно имеют немного больший диаметр вверху и внизу, чем в середине. Как только направляющая клапана принимает форму песочных часов, вероятность того, что поверхность клапана соприкоснется с гораздо более широкой областью седла клапана, значительно возрастает, что увеличивает скорость износа седла и поверхности клапана.

В руководстве по обслуживанию OEM указаны пределы обслуживания отверстия направляющей втулки клапана. Измерения можно производить несколькими способами, обычно с помощью калибров с небольшими отверстиями и микрометров или индикаторов часового типа. Методы, специфичные для вашего двигателя, обычно описаны в руководстве по обслуживанию. Крайне важно, чтобы направляющие клапанов были измерены и проверены перед установкой новых клапанов.

Седла клапанов

Седла клапанов служат сопряжением соответствующих поверхностей клапанов. Этот интерфейс, наряду с поршневыми кольцами, в конечном итоге является тем, что герметизирует камеру сгорания во время такта сжатия. В результате целостность уплотнения между поверхностью клапана и седлом клапана является одним из основных факторов, влияющих на работу двигателя.

Седла клапанов представляют собой скошенные кольца вокруг отверстий в камере сгорания. Они должны быть однородными и гладкими, чтобы клапаны правильно герметизировались. Эта бывшая в употреблении головка получит седла клапанов в авторитетном магазине перед установкой новых клапанов.

Во время работы двигателя седло клапана и поверхность клапана изнашиваются вместе. Как правило, площадь контакта между клапаном и седлом увеличивается пропорционально времени работы двигателя, а седло клапана может принимать овальную форму. Обе характеристики износа отрицательно сказываются на производительности и долговечности двигателя.

Поскольку поверхность клапана и седло клапана изнашиваются одновременно, почти всегда лучше перед установкой новых клапанов обрезать седла клапана. Это гарантирует, что седло клапана и поверхность клапана будут правильно совмещены и будут правильно изнашиваться. Установка нового клапана на изношенное седло часто приводит к ускоренному износу новой поверхности клапана.

Перекройку седел клапанов и, при необходимости, направляющих клапанов следует доверить мастерской с хорошей репутацией, специализирующейся на головках цилиндров. Из-за высокой точности, необходимой для обеспечения концентричности седел и направляющих клапанов, следует использовать цех, оснащенный специализированными станками для резки седел, а не ручными станками для резки седел.

Клапаны и пружины

Тип устанавливаемого клапана будет иметь определенное значение для последующих работ и соображений. Сценарий, заслуживающий наибольшего внимания, — это сценарий замены титановых клапанов на стальные. Это обычная замена, которая обменивает небольшую производительность на дополнительный срок службы клапана. При этом следует учитывать пружины клапанов.

Некоторые OEM-производители поставляют велосипеды с титановыми клапанами с завода. Обычно эти клапаны заменяют стальными для увеличения срока службы, но не забывайте, что пружины также должны быть заменены соответствующим образом.

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с ассортиментом клапанов и пружин ProX.

Поскольку стальные сплавы весят больше, чем титановые сплавы, стальные клапаны будут тяжелее своих оригинальных аналогов. Клапанные механизмы представляют собой точно настроенные системы, и для компенсации добавленной массы стальных клапанов обычно требуются разные клапанные пружины.

К счастью для производителей двигателей, такие бренды, как ProX, предлагают множество компонентов клапанного механизма, которые соответствуют или превосходят качество OEM, включая клапаны, пружины, уплотнения штока клапана и прокладки, и это лишь некоторые из них. Предлагаются как клапаны для прямой замены OEM, так и переоборудованные клапаны, при которых титановые клапаны OEM заменяются стальными клапанами.

ProX предлагает комплекты клапанов и пружин OEM-качества из титана и стали по доступной цене.
Стопоры, держатели, седла и уплотнения

Необходимо проверить состояние седел клапанных пружин и держателей. Повторное использование этих компонентов не редкость. Однако важно убедиться, что они не изношены. Проверьте седла и фиксаторы на предмет износа, который обычно возникает в результате контакта с пружиной клапана. При обнаружении сильного износа или вмятин эти детали следует заменить. Точно так же считается лучшей практикой замена держателей и маслосъемных колпачков в рамках капитального ремонта клапана.

Перед повторным использованием обязательно проверьте фиксаторы на наличие повреждений и износа. Обычной практикой является использование новых держателей и уплотнений клапанов. Уплотнения штока клапана OEM-качества также доступны в ProX.

После того, как все необходимое новое оборудование будет в наличии и все задачи по обслуживанию выполнены, можно будет выполнить окончательную проверку компонентов. Основное внимание здесь должно быть уделено подтверждению того, что длина новой пружины клапана в свободном состоянии находится в пределах спецификации, а контакт между поверхностью клапана и седлом клапана находится в пределах спецификации.

Длина пружины клапана в свободном состоянии — это просто измерение длины пружины клапана в несжатом состоянии. Для определения допустимых критериев свободной длины следует обратиться к руководству по обслуживанию или документации, прилагаемой к комплекту пружины клапана.

Перед установкой измерьте длину пружины клапана в свободном состоянии и сравните ее с рекомендуемой в руководстве по эксплуатации, чтобы убедиться, что ваши клапаны работают и герметизируются должным образом.

Поверхность контакта клапана с седлом и ширина контакта должны быть проверены, чтобы убедиться, что клапан и седло хорошо герметизируются. Для этого используется инструмент для притирки клапанов в сочетании с переносящей жидкостью, обычно маркером Sharpie или машинным красителем.

Для проверки контакта клапана с седлом можно использовать несмываемый маркер для окрашивания седла клапана.

Седло клапана покрывается маркером или машинным красителем, затем вставляется клапан. Инструмент для притирки клапанов используется для приложения легкого давления к поверхности и седлу клапана. Затем клапан осторожно вращают вперед-назад в течение нескольких секунд. После осторожного извлечения клапана маркер или краска, которыми покрыто седло клапана, должны были перенестись на поверхность клапана. Полученный рисунок контакта и ширину контакта можно использовать для оценки качества герметизирующего интерфейса. Поверхность клапана должна показывать, что она полностью соприкасается по всей окружности с седлом клапана. Ширина контакта должна быть тщательно измерена штангенциркулем, а полученная ширина должна быть проверена на соответствие спецификациям, указанным в руководстве по обслуживанию.

Если возникают проблемы с непрерывностью контакта или шириной контакта, весьма вероятно, что седла клапана не обрезаны должным образом или изготовитель пытается установить новые клапаны в изношенные седла. Поскольку почти все современные клапаны имеют то или иное тонкое покрытие или процесс закалки на их наружных поверхностях, никогда не следует рассматривать притирку клапанов с использованием притирочной пасты из-за риска износа покрытого или закаленного слоя.

При полной герметизации на клапане остается сплошная красная линия, в то время как при неполной герметизации красные участки остаются пятнистыми, или красная полоса отсутствует вовсе.

Установка

Как только будет установлено, что новые клапаны и компоненты обеспечат хорошую герметизацию камеры сгорания, процесс установки станет довольно простым. Рекомендуется подготовить все компоненты к установке путем сопряжения и разделения новых компонентов в зависимости от их расположения. Это невероятно важно, поскольку впускные и выпускные клапаны могут различаться по диаметру и массе, что приводит к использованию разных пружин, уплотнений, седел, фиксаторов и держателей.

Убедитесь, что компоненты клапана повторно собраны с использованием масла или монтажной смазки, где это необходимо.

Во-первых, седла клапанных пружин должны быть покрыты небольшим количеством моторного масла или монтажной смазки и установлены. Далее следует установить новые маслосъемные колпачки. Поскольку диаметры впускного и выпускного клапанов могут различаться, убедитесь, что правильные уплотнения установлены в правильном месте. Затем нанесите пару капель масла чуть ниже выемки на штоке клапана. Установите клапаны, осторожно поворачивая их за соответствующие уплотнения. Слегка смажьте пружины клапанов и фиксаторы моторным маслом или сборочной смазкой в ​​местах их контакта. Старайтесь не допускать попадания масла в область фиксатора, где находятся фиксаторы. Поместите фиксаторы в фиксаторы, затем установите пружины и фиксаторы в соответствующие места на головке блока цилиндров.

Осторожно используйте компрессор для пружин клапанов, чтобы сжать пружины клапанов, чтобы фиксаторы могли встать на место. Чтобы облегчить позиционирование упрямых вратарей, можно использовать отмычку, которая поможет направить вратарей в нужное положение. После того, как фиксаторы заняли свои пазы на штоке клапана, устройство для сжатия пружины клапана можно снять, а оставшиеся узлы клапанов можно сжать и собрать. После того, как все пружины клапана будут сжаты, латунным пробойником и молотком следует несколько раз постучать по верхней части штока каждого клапана. Постукивание по верхней части клапана является важным шагом и поможет убедиться, что все держатели установлены правильно перед запуском.

При повторной установке фиксаторов используйте приспособление для сжатия пружин клапана, чтобы можно было вставить их на место, чтобы они заняли правильное положение в канавке штока клапана. Выбор часто используется, чтобы помочь в позиционировании хранителей.

Проверки после установки

На этом этапе остальную часть головки блока цилиндров и двигатель можно собрать. Крайне важно проверить зазоры клапанов и при необходимости заменить прокладки. Каждый раз, когда устанавливаются новые клапаны, вероятность того, что потребуются другие прокладки, очень высока.

Наконец, при повторной сборке очень важно убедиться, что синхронизация кулачка установлена ​​в соответствии с процедурой, описанной в руководстве по обслуживанию. Несвоевременно работающие двигатели могут привести к катастрофическим отказам. Двойная или тройная проверка правильности установки времени – дешевая страховка. Кроме того, прокрутка двигателя на несколько оборотов вручную также является хорошей практикой и помогает убедиться в отсутствии ошибок при повторной сборке.

Своими руками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Содержание

Как происходит правильная замена направляющих втулок клапанов на Ваз и прочих авто

Многие автомобилисты с приличным опытом езды, которые видели двигатель в разобранном виде, не подозревают о существовании таких деталей, как направляющие втулки клапанов. Причин две: они малозаметны даже на снятой головке блока цилиндров (ГБЦ) и служат довольно долго — 200 тыс. км и более, а потому редко обсуждаются в среде водителей. Но в результате износа эти неприметные детали всё равно приходится менять, что при желании спокойно делается в домашних условиях.

Содержание

  • 1 Зачем нужны направляющие втулки?

  • 2 Причины поломки деталей и их последствия

  • 3 Когда нужно менять направляющие?

  • 4 Порядок замены направляющих клапанов ВАЗ 2106

    • 4.1 Подготовка необходимого инструмента

    • 4.2 Демонтаж ГБЦ и старых втулок

    • 4.3 Фотоинструкция по снятию головки цилиндров

    • 4.4 Как демонтировать ГБЦ ВАЗ 2106 — видео

    • 4.

      5 Подбор новых деталей

    • 4.6 Посадка втулок и обратная сборка

  • 5 Видео по замене направляющих втулок

Зачем нужны направляющие втулки?

В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия. Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов. Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.

Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.

На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок

Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля. Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения. В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.

Слева втулка для выпускного клапана, справа — для впускного

Важный момент. Направляющие элементы для впускной и выпускной группы клапанов отличаются по конструкции, хотя внешне могут выглядеть одинаково (например, детали для российских автомобилей ВАЗ 2108—09). Разница такая: во втулке для выхлопного тракта масляная канавка выполнена по всей длине отверстия, а для впускного — только наполовину. А вот изделия для «классики» ВАЗ 2106 различаются и по размерам, при одинаковом диаметре выпускные элементы длиннее впускных.

Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые

Втулки выполняют следующие функции:

  • как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
  • принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
  • клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
  • благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.

Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных

Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.

Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок

Причины поломки деталей и их последствия

Характерная особенность направляющих элементов заключается в том, что они не выходят из строя в один момент, а изнашиваются постепенно. Срок «жизни» деталей на авто бюджетной категории составляет от 180 до 300 тыс. км, а на более дорогих иномарках может достигать 1 млн км. На процесс износа влияет несколько факторов, могущих его ускорить:

  • качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
  • температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
  • качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.

Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро

Примечание. На рабочий ресурс всех элементов газораспределительного механизма также влияет исправность системы питания и зажигания. Когда в результате неполадок возникают хлопки в топливный либо выхлопной коллектор, то смазка между парой клапан — втулка смывается несгоревшим бензином, отчего несколько секунд механизм работает «на сухую».

Изношенная деталь характеризуется «разбитым» внутренним отверстием, в результате чего шток клапана начинает в нём слишком свободно ходить, а потом появляется люфт. Стержень перекашивается в процессе работы, а тарелка плохо совмещается с седлом, герметичность сопряжения постепенно теряется. Из камеры сгорания в механизм прорываются газы, а сверху попадает масло, в результате чего образуется нагар. Он тоже способствует ускорению износа, быстро приводя деталь в полную негодность.

Когда нужно менять направляющие?

Главный симптом, означающий, что втулки клапанов пришли в негодность, — повышенный расход моторного масла.

Когда у штока появился поперечный свободный ход (люфт), то маслосъемные колпачки уже не в состоянии предотвратить проникновение смазки в цилиндры из верхнего моторного отсека, где расположен распределительный вал. Она протекает в увеличенный зазор между клапанным стержнем и внутренним диаметром втулки и беспрепятственно попадает в камеру сгорания.

Выходящий из выхлопной сизый дым — признак сгорания масла

Признаки потребления масла из-за проблем с направляющими такие:

  • сизый дым из выхлопной трубы от вылетающих продуктов горения смазки, постоянно попадающей в цилиндры;
  • машина практически не теряет в динамике, но дымит изрядно;
  • светлый «пушистый» нагар на электродах свечей зажигания;
  • на юбках и резьбовой части свечей наблюдается масло в жидком виде.

Совет. По нагару на свечах вы можете определить цилиндр, в который попадает наибольшее количество смазочного материала. Это пригодится для выполнения диагностики.

Это и есть масляный нагар на свече зажигания

Поскольку масло может проникать в камеры также по вине цилиндро — поршневой группы, необходимо провести диагностику, чтобы точно определить неисправность. В качестве примера предлагается взять популярный автомобиль ВАЗ 2106:

  1. Померьте компрессию в цилиндрах. Цель — убедиться в нормальном техническом состоянии поршневых колец.
  2. Снимите клапанную крышку, ослабьте цепь и открутите шестерню распредвала, предварительно совместив метки.
  3. Демонтируйте распределительный вал вместе с постелью и снимите коромысла. Разблокируйте пружины клапанов того цилиндра, чья свеча сильнее покрыта нагаром.
  4. Аккуратно снимите сальник и рукой попробуйте покачать шток в стороны, одновременно двигая его вверх-вниз.

Чтобы ощутить люфт, клапан надо вытащить за шток и покачать в стороны

При наличии люфта можете смело продолжать разборку, поскольку для замены втулок необходимо снять головку цилиндров. Если вас не оставили сомнения, проверьте остальные клапаны, картина должна быть примерно одинаковой.

Порядок замены направляющих клапанов ВАЗ 2106

Вся процедура делится на несколько этапов:

  1. Подготовка инструментария.
  2. Частичная разборка двигателя, а именно — снятие ГБЦ.
  3. Выбор и покупка новых деталей.
  4. Демонтаж изношенных элементов и запрессовка новых.
  5. Обратная сборка и запуск мотора.

Первым делом следует отключить аккумулятор от бортовой сети

Совет. Стоит соблюдать именно такую очерёдность действий — сначала разборка мотора, а потом закупка запчастей. Вскрытие точно покажет, какие детали вам нужны. Если вы недавно меняли клапана (5—10 тыс. км назад), то их нужно вытащить, чтобы примерить к новым втулкам в магазине. Старую клапанную группу придётся заменить.

Подготовка необходимого инструмента

Чтобы произвести разборку и замену направляющих, вам понадобится:

  • стандартный набор рожковых и накидных ключей;
  • набор головок с мощным воротком и трещоткой;
  • динамометрический ключ для обтяжки болтов ГБЦ и гаек распредвала при сборке;
  • отвёртки, пассатижи;
  • ключ на 36 мм для ручного вращения коленчатого вала;
  • монтировка;
  • съёмник для разблокировки клапанов;
  • тяжёлый молоток;
  • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
  • развёртка на 8. 025 мм с воротком;
  • ёмкость и шланг для опорожнения системы охлаждения;
  • ветошь.

Без ключа с трещоткой и головок при снятии ГБЦ не обойтись

Оправка для работы с направляющими представляет собой стальной пруток, конец которого проточен под внутренний диаметр втулки. Вторая часть оправки — это насадка для запрессовки, чей размер подогнан под широкую наружную часть детали (так называемую шляпку), поскольку по торцу бить нельзя. Комплект можно заказать токарю либо купить в готовом виде, он стоит недорого.

Оправку для выбивания и посадки втулок можно выточить по чертежу

Совет. В процессе замены направляющих придётся заново притирать клапана, а то и выполнять прирезку сёдел. Для этих работ нужен специальный инструмент и соответствующие навыки, поэтому операцию лучше доверить мастеру. Кроме того, покупка приспособлений для прирезки и притирки сведёт к нулю всю выгоду от ремонта ГБЦ своими руками.

Это развёртка, используемая на ГБЦ автомобилей ВАЗ 2101—07

Развёртка — это слесарный инструмент, предназначенный для точной подгонки внутренних диаметров отверстий.

В данном случае она необходима, чтобы развернуть внутреннюю часть втулки под стержень клапана с минимальным зазором.

Демонтаж ГБЦ и старых втулок

Данный этап — самый трудоёмкий и длительный, начинается он с отключения аккумулятора и опорожнения водяной рубашки мотора (с радиатора жидкость сливать не нужно). Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Отсоедините трос пускового устройства, бензиновый шланг и привод акселератора, после чего снимите корпус воздушного фильтра и карбюратор.
  2. Открутите клапанную крышку и совместите насечку на шкиве коленвала с длинной риской на блоке. Отключите от свечей провода и демонтируйте трамблёр, запомнив положение бегунка. Снимите провод с датчика температуры.
  3. Ослабьте цепь, выкрутив натяжитель, затем разблокируйте гайку шестерни распределительного вала и открутите её. Снимите шестерёнку и зафиксируйте цепь, чтобы она не провалилась внутрь блока. Открутите гайки крепления постели распредвала и демонтируйте её со шпилек.
  4. Отсоедините от ГБЦ все патрубки охлаждающей системы и «штаны» выхлопной трубы.
  5. В произвольном порядке ослабьте 11 болтов крепления головки цилиндров и выверните их. Двумя руками поднимите ГБЦ и снимите вместе с коллекторами.

Снятие корпуса фильтра

Совет. Сразу после демонтажа головки очистите блок от старой прокладки и накройте чистой материей, чтобы внутрь цилиндров случайно не попала грязь.

Снятую ГБЦ удобно разместите на столе и снимите пружины с коромыслами (желательно не путать местами), после чего съёмником разблокируйте клапаны и вытащите их. При этом не потеряйте «сухари» — мелкие полуцилиндры, вставляющиеся в прорезь штока. Затем переверните головку камерами сгорания кверху, подложите по краям деревянные бруски и выбейте оправкой все втулки. Удары наносите со средним усилием, чётко и точно. В конце почистите и тщательно протрите всю ГБЦ от нагара и отложений.

Карбюратор надо снять с коллектора, чтобы не мешал

Рекомендация. Пользуясь моментом, обследуйте разобранный двигатель на предмет других неисправностей, чтобы сразу их устранить. Привлеките мастера — моториста с прибором — нутромером, дабы он проверил выработку в цилиндрах и проконсультировал вас по всем вопросам. Это важно, если вы разбираете силовой агрегат ВАЗ 2106 впервые.

Перед разборкой важно совместить метки

Фотоинструкция по снятию головки цилиндров

Чтобы добраться до распредвала, нужно демонтировать клапанную крышку
Снятие трамблера
Шестеренку распредвала надо открутить и снять, не сбивая положение меток

После разблокировки пружины легко снимаются
Головку цилиндров нужно аккуратно снимать двумя руками
Чтобы вытащить клапаны, нужно съемником разблокировать пружины

ГБЦ в разобранном виде
Снятие корпуса распределительного вала
Отключение провода от датчика температуры

С ГБЦ нужно снять все патрубки системы охлаждения
Втулка выбивается молотком через оправку
Снятие пружин коромысел (рокеров)

Как демонтировать ГБЦ ВАЗ 2106 — видео

Подбор новых деталей

Направляющие втулки для двигателя «шестёрки» можно купить в двух исполнениях — из чугуна или бронзы. При выборе стоит придерживаться таких рекомендаций:

  1. Если вы исповедуете обычный стиль езды и не увлекаетесь тюнингом авто, нет смысла ставить изделия из бронзы. Купите недорогие направляющие из чугуна, и они прослужат достаточно долго.
  2. Бронзовые детали лучше ставить вместе с облегчёнными хромированными клапанами (например, от бренда АМР).
  3. Учитывая цену чугунных изделий и ваш первый опыт их замены, рекомендуется приобрести 2 комплекта деталей. Причина — хрупкость материала, который случайно может расколоться при неумелом обращении.
  4. Подбирайте втулки таким образом, чтобы клапаны вставлялись в них с трудом либо не входили вовсе. Не берите изделия с неправильными отверстиями, куда свободно проходит шток.
  5. Если после разборки вы обнаружили, что одна или несколько втулок крутятся либо болтаются в гнёздах ГБЦ, необходимо подобрать ремонтные изделия. Их внешний диаметр больше стандартного на 0,05—0,1 мм, что позволит посадить такие детали в разбитые отверстия головки цилиндров. Здесь стоит воспользоваться измерительными приборами — микрометром и нутромером.

Совет. Не слушайте заверения о том, что бронзовые втулки противостоят износу лучше чугунных, это не соответствует действительности. Чугун гораздо твёрже большинства металлов, в том числе и бронзы, просто он хуже передаёт тепло. Отсюда вывод: те и другие детали хороши, но применять их надо по назначению.

Также стоит приобрести новую клапанную группу (если она не менялась недавно), прокладки под ГБЦ и различные патрубки и 1—2 л антифриза на доливку. Остальные детали покупайте по результатам проведённой ранее дефектовки.

Посадка втулок и обратная сборка

Чтобы запрессовать направляющие в гнёзда, переверните головку цилиндров камерами сгорания книзу. Затем наденьте на элементы стопорные кольца, натягивая их с верхнего конца. Если начнёте надевать кольцо с нижней стороны, то обязательно оставите на поверхности глубокие борозды, куда впоследствии может протечь масло.

Важно! Перед посадкой смажьте наружную поверхность деталей тонким слоем моторного масла.

Новая втулка забивается до упора через проставку

Для запрессовки вставьте первую втулку концом в отверстие, наденьте на оправку насадку и приложите её к широкой части детали. Выверенными ударами молотка по проставке забейте втулку до упора, что характеризуется изменением звука ударов (появится лёгкий звон). Бейте со средней силой, чтобы не расколоть чугун. Повторите действие со всеми элементами, а если какой-то из них все же расколется, возьмите запасной.

Справка. Зачастую можно услышать рекомендации, что ГБЦ необходимо греть в ведре с водой, а втулки перед забивкой засунуть в морозилку. Эти мероприятия действительно облегчают запрессовку, но отнимают массу времени. Любой знающий слесарь вам скажет, что посадка чугуна в алюминиевый сплав с натягом 0,04—0,06 мм спокойно выполняется без всякого разогрева.

Отверстия втулок следует прогнать разверткой

По окончании запрессовки нужно прогнать внутренний диаметр втулок развёрткой, чтобы стержень клапана скользил в нём с минимальным зазором. Операция выполняется так: закрепите четырёхгранный конец развёртки в воротке, смажьте рабочую часть моторным маслом, вставьте в отверстие и вращайте по часовой стрелке. Инструмент должен пройти по всей длине детали. Теперь остаётся поставить и притереть клапана, что рекомендуется доверить специалисту. Затем произведите сборку двигателя в обратном порядке, но с учётом ключевых моментов:

  1. Если вы хотите повысить герметичность прокладки между головкой и блоком, обработайте её тонким слоем графитной смазки. Высокотемпературные герметики использовать нельзя.
  2. 10 основных болтов крепления ГБЦ обтяните динамометрическим ключом в 2 приёма в последовательности, указанной на схеме. Первый раз затяните их моментом 41 Нм, второй раз — 118 Нм. Одиннадцатый болт меньшего размера обтягивается за 1 раз моментом 39 Нм.
  3. Постель распределительного вала тоже протягивается по схеме с соблюдением момента 22 Нм.
  4. Шестерёнку и цепь надо установить таким образом, чтобы круглая метка на звёздочке совпала с приливом на корпусе распредвала. Метки на коленчатом валу вы совместили перед разборкой, проверьте их.
  5. Не забудьте отрегулировать зазоры между коромыслами клапанной группы и кулачками распределительного вала (его величина должна составлять 0,15 мм).
  6. При установке трамблёра восстановите первоначальное положение бегунка, чтобы не сбить зажигание.

Схема затяжки болтов головки цилиндров

Совет от бывалых. Старые мастера после затяжки болтов ГБЦ нередко давали двигателю постоять в течение 12—24 часов, а потом ещё раз обтягивали головку. При наличии времени последуйте данной рекомендации, через сутки вы сами убедитесь, что узлы «уселись», а болты немного прослабились.

Порядок затягивание гаек крепления распределительного вала

По окончании сборки и заливки антифриза запустите двигатель, прогрейте его и вращением корпуса трамблёра выставьте оптимальный угол опережения зажигания.

Совмещение круглой метки на шестерне с приливом на корпусе

Видео по замене направляющих втулок

Суть процесса замены направляющих одинакова для автомобилей любых марок, разница заключается в сложности разборки и форме втулок. Данная процедура довольно трудоёмкая и отнимет у вас немало времени. Будьте готовы к тому, что по ходу дела в двигателе наверняка вылезет ещё какая-то неисправность и её тоже придётся устранять. С другой стороны, вы сэкономите немало денег, выполнив замену втулок собственноручно.

  • Автор: Александр