Перед вами стоит выбор, какой лодочный мотор купить: двухтактный или четырехтактный?
Для этого надо понять, какие плюсы и минусы вы получите, используя четырехтактный мотор?
Что происходит при работе в двухтактном моторе?
Фаза выпуска отработанной смеси и впуска свежей рабочей смеси совмещены. Потоком свежей смеси вытесняется из цилиндра отработанная смесь (или выхлопные газы). КПД рабочего такта в двухтактном моторе падает, т.к. повышается расход топлива. А в выхлопе увеличивается процент вредных выбросов. Но в то же время мощность двухтактного мотора выше, чем у четырехтактника, т.к. рабочий такт в двухтактном моторе осуществляется в два раза чаще.
Из-за этого, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели легче четырехтактных той же мощности и проще в обслуживании.
Да и эффективность процесса сгорания топлива в четырехтактном моторе выше, чем в двухтактном.
Обычно, все моторы малой мощности, работающие четырехтактно, выполняются по двухцилиндровой схеме. Для обеспечения равномерности вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактного мотора, где поршни движутся в противофазах. Четырехтактные двухцилиндровые моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными, т.к. такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Но ужесточающиеся с каждым годом экологические нормы в развитых странах вынуждают производителей выпускать именно четырехтактные моторы. Ведь мы все хотим, чтобы в чистой воде плодилась полезная, здоровая рыба.
Итак, сделаем вывод: первый плюс от использования четырехтактного мотора: более высокая экономичность (почти на 20 %), как говорят: «Смочил кусок ваты в бензине, дал понюхать своей Хонде, и целый день можно кататься без дозаправки.» Действительно, расход топлива на 1 л.с. в час у 2-х-такников – 350 г, а у 4-х-тактников – 250 г.
Второй немаловажный плюс, особенно заметный для рулевого, - это более чистый выхлоп. Если пожелать 2-х-тактному мотору попутного ветра, то водитель может надышаться «ароматов». Тогда, при наличии соответствующей суммы денег, вопрос на сколько тактов покупать мотор, отпадет сам собой. А в-третьих, не будет необходимости смешивать бензин с маслом. Сколько моторов загублено из-за невнимательности!
Ну, и, конечно же, у четырехтактных лодочных моторов больший моторесурс.
Но надо заметить, есть и минусы: во-первых, большой вес и цена, почти на 30-40% дороже, чем 2-х-такный.
А, во-вторых, еще надо подумать, есть ли у вас возможность транспортировки лодочного мотора только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера? А уж о дорогом обслуживании даже упоминать не хочется.
В заключение можно добавить, что при использовании масла, рекомендованного производителем, двухтактный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго, это подтверждается опытом.
Ну, а окончательный выбор за Вами!
Пример маркировки лодочного мотора:
T - Двухтактный мотор
F - Четырехтактный мотор
9,9 - Мощность лодочного мотора в лошадиных силах
B - Румпельное управление
F - Дистанционное управление
M - Ручной запуск
W - Электрозапуск
S - Короткий дейдвуд
L - Длинный дейдвуд